Освоение письма ребенком как творческий процесс Татьяна Витальевна Кузьмина РГПУ им. А.И. Герцена Кафедра языкового и литературного образования ребенка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные подходы к обучению грамоте первоклассников.
Advertisements

Речевая коммуникация к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Русское правописание Русское правописание Курс по выбору для учащихся 8-9 классов Руководитель курса: Абумова Нина Максимовна Арабкаевская основная общеобразовательная.
Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью
Фонетика как лингвистическая дисциплина Вводная лекция.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Совершенствование фонетических умений – необходимое условие формирования языковых и коммуникативных компетентностей младших школьников.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
«Индивидуализация в обучении и воспитании через интеграцию общего и дополнительного образования». Педагогический коллектив Центра детского творчества «Созвездие»
Обучение аудированию на иностранном языке в средней школе.
Использование фреймовой технологии на уроках литературы Автор: учитель русского языка и литературы Мышева Елена Геннадьевна МБОУ г.Иркутска СОШ 73.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 8 «Теремок» Презентацию подготовила учитель-логопед: Булина.
Модель становления техники чтения на английском языке у учащихся младшей школы. Доклад Буняевой Л.М. – учителя английского языка.
Преподаватель – к. ф. н., доцент Крапотина Татьяна Геннадьевна.
Изучение языка художественных произведений на уроках русского языка и литературы Литвиной Татьяны Михайловны, МОУ «СОШ16» п. Солнечнодольска Изобильненского.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
О себе: Звягинцева Татьяна Андреевна, студентка четвертого курса МГППУ г. Москвы. На данный момент я обучаюсь на кафедре социальной психологии развития.
Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является.
Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Транксрипт:

Освоение письма ребенком как творческий процесс Татьяна Витальевна Кузьмина РГПУ им. А.И. Герцена Кафедра языкового и литературного образования ребенка

«Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации». Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М., – С. 393.

«Центральным, специфическим творческим моментом считается озарение – интуитивное схватывание искомого результата» (там же).

4 Три вида языкового творчества (из презентации С.Н. Цейтлин) Самостоятельное творение каждым индивидом собственного языка (ИЯС), первого или второго Творение (порождение) речевого произведения (текста) Творение (конструирование) языковых единиц или новых их комбинаций (слов, словоформ, необычных словосочетаний) – создание инноваций, а также модификация существующих в языке единиц в плане их выражения и/или содержания

Фонетические единицы языка передаются в русском письме минимальными единицами, которыми являются: -простые графемы, когда 1 фонема обозначается: 1-й буквой – отношение фонемы к букве – 1 : 1 (ДОМ – /dom/); -сложные графемы, когда одну фонему передают две буквы – отношение 1 : 2 (УГОЛЬ /úgal/, УГОЛ /ugal/); -комбинированные графемы, когда одной буквой передаются сочетания согласной фонемы /j/ с гласными фонемами в позициях: начала слова – ЮБКА /júpka/, интервокальных – МАЯК /maják/, после согласных – ВЬЮГА /vjúga/. - сложно-комбинированные графемные комплексы, когда буквы Е, И, Я, Ё, Ю обозначают гласную фонему и маркируют мягкость предшествующей ей согласной фонемы (ТИС, ЛЕС, МЯЧ, МЁД, ЛЮК).

Морфологическое письмо «является следствием понимания носителями языка структурного членения слова по составляющим его значимым частям (морфемам) и имеет своим результатом единообразную передачу этих частей на письме. Способ письма с единообразной графической передачей значимых частей слов облегчает схватывание смысла» Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. – М.: Просвещение, – 255 с.

«Единицей письма является не обозначение звука или буквы, а обозначение сочетания последовательных звуков, которые составляют слог или комплекс слогов, образующих целое слово» Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

МАМА АМАМ ПАПА АПАП ПАП -(Алеша Ш. 4,8) УДИВИТЕЛЬНАЯ БОЧКА Графически выраженное слово

Использование простой графемы вместо сложной (трудности с использованием асимметрического языкового знака): АНАЛГИН СВЕЧКИ АСКАРБИНКА АПИЛСИНАВЫЕ ТАБЛЕТК И (апельсиновые таблетки) МЁД ДОКТОРМОМ (Нина Л. 5 лет)

Использование простой графемы вместо комбинированной: МЫ УЕЖАЛЕЬ Ф ПИЕТЕР К БАБУШКЕ ИРЫ НАЕОЛКЕИ (на елки) ЯУЖ В НОВМ САДУ УНАС ТОЖ БЫЛА ЕОЛКА (Гриша К. 6 лет)

Другие примеры: ЙЭЗДИЛИ (ездили), ЕОЖ (ёж), ЕОЛКА (ёлка), ЁОЛКУ (ёлку), ЯА (местоимение я)

Использование ненормативного («оригинального») маркера мягкости согласных: НИ ЦАРАПЕЦА ТЕПЕРЕ Я УЧУСЕ ФСАДУ НА5 (Гриша К. 6 лет)

Как возможный вариант можно рассматривать препозиционное использование Ь: ФЕВРАЬЛЯ (февраля), ЬТИГАР (тигр)

Использование сложной графемы вместо сложно- комбинированного графе много комплекса: А.ЗА. НЬИМИ. БЬЭЖТ. ГРОБЬИТЬИЛЬ. КАТОРОЙ. ЗДЬЭЛОЛ. МОНЬЭКЭНА. (Алеша Ш. 7,1)

Как вариант следует рассматривать использование буквы Е в функции маркера мягкости: И ПУСЕА (кошка Пуся) РОДЕЛА КАТЕАТ АНЕИ (они) УЖ ОТКРЫЛЬ ГЛЗА И ПУСЕА НИ ЦАРАПЕЦА ТЕПЕРЕ (Гриша К. 6 лет)

Детские протосистемамы графических элементов отличаются от «взрослых» систем: - меньшим набором элементов (например, простая графема заменяет все остальные графемы; или сложная и простая графемы используются во всех случаях), - меньшей дифференциацией правил функционирования элементов системы, - меньшей линейной протяженностью оперативной единицы письма (простая графема вместо сложной, набор простых графем вместо единообразно переданных значимых единиц – как слышу, так и пишу).

Литература Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. – М.: Просвещение, – 255 с. Т.В. Кузьмина. Оперативные единицы письма в детской письменной речи //Онтолингвистика – наука XXI века: материалы международной конференции, посвященной 20-летию кафедры детской речи РГПУ им. А.И. Герцена (4–6 мая 2011 г., Санкт- Петербург) / редкол.: Т.А. Круглякова (отв. ред.) и др. – СПб.: Златоуст, – 656 с. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», – 352 с. Павлова Н.П. Способы передачи звучащей речи на письме детьми-дошкольниками (лингвистический механизм): Диссертация на соиск. уч. степени канд. филол. наук. – Череповец, – 225 с. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М., – С. 393.

Спасибо за внимание