Вашему вниманию представляется работа заместителя директора по ВР МКОУ «Икринская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Э..Б.Салихова» Керимханова Наримана Керимхановича
« Проблемы воспитания подрастающего поколения » на тему
На данный момент одной из основных проблем нашего государства является воспитание подрастающего поколения. Традиционный уклад жизни (семейный, общественный, национальный) со своими духовно- нравственными ценностями разрушен. Условия жизни изменились, но требования к воспитанию остались те же. Нужно воспитать гармонично развитую личность, с гражданской активной позицией, патриота своей родины, нравственного человека, сознательно делающего выбор в сторону общественного блага. В обществе же, испытывающем духовный кризис, не имеющем единой идеологии, отошедшем в своем историческом развитии от своих духовных и национальных корней, эта задача становится практически неразрешимой.
Социально-политическая и экономическая ситуация в нашей стране, военные конфликты, религиозная ненависть, техногенные и экологические катастрофы, разгул преступности, пьянство, наркомания, разврат предъявляют особые требования к духовному, нравственному и волевому воспитанию граждан России. Психологические перегрузки и искушения больше всего поражают подрастающее поколение, не имеющее жизненного опыта и устойчивого иммунитета к агрессии, насилию, без духовности окружающего мира. Современная семья, общественные институты, не справляются с всевозрастающей адаптационной, реабилитационной и воспитательной нагрузкой.
Основополагающее педагогическое воздействие на человека оказывает микросреда, исходя из принципа "С кем поведешься, от того и наберешься". Но сейчас даже на уровне семьи среда бывает неоднородной, не говоря о школе, улице, работе и т.д. Ребенок, попадая из одной среды в другую, с различными психологическими, нравственными, духовными и культурными установками вынужден каждый раз адаптироваться и адекватно регулировать свое поведение в соответствии с требованиями среды, иначе возникают конфликтные ситуации.
Адаптация вызывает психологическое напряжение, которое усиливается, если ребенок не может принять какое- либо решение. Разрушается единство, цельность личности, сознание "зависает" и раздваивается. Растет общее количество детских неврозов и других психических заболеваний. Появляются немотивированные страхования, ведущие к употреблению наркотиков и алкоголя, вызванными желанием забыться, расслабиться, не способностью адаптироваться к окружающей среде.
При наличии множественных сред отсутствует основа основ педагогики - единые требования к воспитуемому, что, в конечном счете, ведет к предоставлению ребенка самому себе, к свободе выбора, который ребенок или подросток в силу своих возрастных свойств обращает всегда во вред себе, ища удовольствия и блага для самого себя, губя свою личность. Возникает вопрос «Что делать»?
На наш взгляд необходимо, в первую очередь, восстановление традиционного уклада жизни с его однородностью, ритмом, нормами поведения. Надо создать такую воспитательную среду, в которой ребенок всегда находится под контролем, четко знал, и выполнял ясные требования взрослых. В этой среде школа занимает ключевое место в становлении личности человека. Но школа на сегодняшнее время осталось один на один с этим вопросом. Нет государственной поддержки и поддержки родительской общественности.
Упал статус учителя как ключевого члена общества. Воспитательная система усложняется тем что, отброшены советские идеи, а новых идей не придуманы. Но не следует паниковать по поводу разрушения морали. Ведь мораль автономна. Такие понятия как добро, порядочность, ум, знания, любовь, дружба - все эти понятия нельзя отменить, или заменить. Научить умению следовать этим высоким моральным принципам - это и есть воспитание. Мы обязаны сохранить своих детей, оградить и защитить их от негатива, т.к. процесс развращения идет гораздо быстрее, чем процесс нравственного воспитания. Надо обновляться, не разрушая того, что уже набрано школой, не отказываясь от « разумного, доброго, вечного», что накоплено нашей педагогической историей. Дорогие друзья воспитание - очень сложный процесс. Детей нельзя воспитать одними словами ограничивая их. Нужны конкретные дела, личные примеры, потому что дети копируют жизнь взрослых. Они отражают как зеркало все хорошее и особенно плохое нашего общества.
Мы единая страна, единый народ и у нас единая воспитательная система.Но каждая школа каждое общество имеет свои традиции, свои ценности и свою историю. И наша Икринская школа этому пример. Педагогическим коллективом сделана определенная воспитательная работа. С 2008 года с помощью родительской общественностью ввели школьную форму, хотя были и есть противоречия с некоторыми родителями. Считаем, что дети должны приходить в школу как в особое место, а не место для массовой тусовки и показа мод, одетыми опрятно и чисто и готовыми к получению знаний и умений. Для материальной поддержки учащихся был создан фонд школы. Ежемесячно выплачиваем стипендии отличникам в размере ста рублей, стимулируя их в учебе. Хотя фонд был создан с помощью спонсорской помощи родителей, сейчас он поддерживается только педагогическим коллективом школы. Согласно решению общешкольного родительского собрания учащимся запрещено использование средств связи (сотовые телефоны), так как мешают в организации учебно-воспитательного процесса.
Любовь к Родине, чувства патриотизма являются неотъемлемыми сторонами воспитания учащихся, и потому все мероприятия, проводимые в школе, начинаются с исполнения Гимна Российской Федерации. Считаем, что каждый гражданин должен гордиться своей страною. Большое внимание в школе уделяется спортивно-массовой работе, ибо от этого зависит здоровый образ жизни. Учебные занятия в школе начинаются с общешкольной разминки. На высоком уровне поставлена оформительская работа в школе. Наша школа занимает ведущее место в районе и достойное место в республике.
Педагогический коллектив Икринской школы обладает достаточным потенциалом для воспитания и обучения достойного подрастающего поколения.
Заканчивая свой проект, хочу закончить его словами великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «На любви к детям держится весь мир. «На любви к детям держится весь мир.