Некоммерческое акционерное общество. Холдинг Итоги выполнения государственного задания «Информационно – аналитическое сопровождение деятельности МОН РК.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Новые технологии Холдинга «Кәсіпқор» при разработке образовательных учебных программ технического образования» Некоммерческое акционерное общество. Холдинг.
Advertisements

1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Тренинг 1: Задачи и цели аккредитации Международный Департамент 9 декабря 2011 г.
Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Формирование и развитие многофункциональных центров прикладных квалификаций (учебных центров профессиональной квалификации) О.Ф. Батрова к.п.н., ведущий.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
Основные направления совершенствования инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Создание системы договорных отношений социальных партнеров профессионального образования.
Национальная система ПОД/ФТ и концепция создания общероссийской системы подготовки и переподготовки ее кадрового ресурса 1 Федеральная служба по финансовому.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций Материалы программы повышения квалификации «Методология профессионально - общественной.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
Транксрипт:

Некоммерческое акционерное общество. Холдинг Итоги выполнения государственного задания «Информационно – аналитическое сопровождение деятельности МОН РК в процессе модернизации ТиПО» к договору 188 от 27 февраля 2014 года

Государственное задание 2 В процессе модернизации технического и профессионального образования НАО «Холдинг «Кәсiпқор» по заказу МОН проведена АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА СОВМЕСТНО С МЕСТНЫМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ ЭКСПЕРТАМИ по разработке рекомендаций по: интеграции действующих систем классификации специальностей и профессий в техническом и профессиональном образовании; совершенствованию системы обеспечения качества в техническом и профессиональном образовании; совершенствованию системы финансирования технического и профессионального образования и формирования государственного образовательного заказа; развитию проектной мощности технического и профессионального образования; внедрению лучшей мировой практики в деятельность учебных заведений технического и профессионального образования; совершенствованию нормативной правовой основы функционирования системы технического и профессионального образования; построению независимой системы оценки эффективности деятельности колледжей, выстроенной на основе рейтингового подхода. 7

Компонент I 3 Разработка рекомендаций по интеграции действующих систем классификации специальностей и профессий в техническом и профессиональном образовании I – этап: Проведен анализ действующих систем классификации РК и зарубежных стран; Проведен ПЭСТ (политический, экономический, социальный и технологический) анализ в контексте со SWOT анализом действующей системы классификации специальностей и профессий. II – этап: Разработана модель ЕНСКП, как показано на рисунке 1; Разработана пояснительная записка к модели ЕНСКП; III – этап: Согласована готовая модель ЕНСКП с отраслевыми министерствами, местными исполнительными органами и Национальной палатой предпринимателей; Разработаны предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство РК для внедрения модели ЕНСКП.

Канада: Национальный классификатор профессий (NOC) для выявления и группировки родов деятельности. Сингапур: Стандартный классификатор труда (SSOC). Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии : Стандарт проф.классификации SOC Южная Корея: 1. Национальные технические квалификации (NTQ). 2. Национальные не технические квалификации. Германия: 2 национальных классификатора занятий 1. Классификатор профессий Федерального агентства занятости 1988 года (KldB1988); 2. Классификатор профессий 1992 года Федерального управления статистики Германии (KldB1992). новый классификатор профессий 1. Классификатор профессий KldB2010 (KldB2010 года). Заменяет KldB1988 и KldB1992 и совместим с ISCO-08 (Международная стандартная классификация профессий 2008 года (МСКО). США: Классификатор SOC с 4-мя уровнями с описанием профессий. Компонент I Международный опыт Текущая ситуация в Казахстане Международная стандартная классификация занятий 2008 г. (МСКЗ-08) - основа для применения классификаторов в РК: 1. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС); 2. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (КС); 3. Классификатор занятий ГК РК (КЗ); 4. Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования ГК РК-2009 (КСВПВО); 5. Классификатор специальностей технического и профессионального образования ГК (КСТПО). Международная стандартная классификация занятий 2008 г. (МСКЗ-08) - основа для применения классификаторов в РК: 1. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС); 2. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (КС); 3. Классификатор занятий ГК РК (КЗ); 4. Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования ГК РК-2009 (КСВПВО); 5. Классификатор специальностей технического и профессионального образования ГК (КСТПО). Рекомендации Разработка рекомендаций по интеграции действующих систем классификации специальностей и профессий в техническом и профессиональном образовании 1. Разработка «Единого национального классификатора специальностей и квалификаций по образованию». 2. Внедрение проекта автоматизации действующих систем квалификации в «Единую информационную систему классификации профессий, должностей и т.д.» 3. Актуализация профессий и специальностей, востребованных на рынке труда с выпусками ЕТКС и КС. 4. Унификация и объединение классификаторов системы образования с целью исключения несоответствий.. 5. Предложена модель ЕНСКП

Компонент I Разработка рекомендаций по интеграции действующих систем классификации специальностей и профессий в техническом и профессиональном образовании 5 Рисунок 1. Проект модели ЕНСКП Функционирование автоматизированной ЕНСКП позволит провести АКТУАЛИЗАЦИЮ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, востребованных на рынке труда с выпусками единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (КС). Также это позволит УНИФИЦИРОВАТЬ И ОБЪЕДИНИТЬ КЛАССИФИКАТОРЫ системы образования с целью исключения несоответствий.

Компонент II 6 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы обеспечения качества в техническом и профессиональном образовании I – этап: Изучен МИРОВОЙ ОПЫТ функционирования системы обеспечения качества (СОК) в ТиПО ряда зарубежных стран: II – этап: Проведен анализ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ в целом по системе ТиПО по профилям колледжей и в разрезе регионов, а также рассмотрен на отдельном примере одного колледжа, проведен SWOT – анализ. Германия: DEQA-VET – Германская справочная рамка обеспечения качества. Учебные заведения федеральных земель оцениваются на основании DEQA-VET. Двухступенчатая система аккредитации, состоящая из процедур сертификации и аккредитации. США: Образование контролируется самостоятельно учебными заведениями. Процедура аккредитации связана с деятельностью региональных Ассоциаций университетов и колледжей. Сингапур: Качество образования в частном секторе контролируется Советом по частным учебным заведениям. 4 образовательных округа гос.сектора управляются суперинтендантами. Великобритания: Служба The Open University Validation Services (OUVS) занимается аккредитацией образовательных учреждений и валидацией (ратификацией) образовательных программ. Многоступенчатая система аккредитации. Южная Корея: Аттестация учебных заведений. Система контроля качества, где хорошо выстроен контроль, но не качество

Компонент II 7 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы обеспечения качества в техническом и профессиональном образовании III – этап: Определена ОПТИМАЛЬНАЯ СОК для применения в РК и выработаны предложения для ее внедрения;

Компонент II 8 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы обеспечения качества в техническом и профессиональном образовании Внедрение новой модели СОК обеспечит: -повышение качества образования в учебном заведении; -повышение эффективности использования внутренних ресурсов (кадры, материально- техническая база и др.); -положительную динамику удовлетворенности потребителей образовательных услуг; -повышение конкурентоспособности в образовательной среде; -повышение ответственности государственных органов, курирующих вопросы управления и развития образования. SWOT-анализ национальной системы оценки качества образования (НСОКО);

Компонент II 9 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы обеспечения качества в техническом и профессиональном образовании Выработаны предложения по внесению ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РК: -Проведение экспертизы осуществлять с учетом уровня и направленности образовательных программ. Внести изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2013 года 195 «О некоторых вопросах лицензирования образовательной деятельности». -Пересмотреть формы контрольной деятельности, основания и периодичность проверок. Изменения в ЗРК «О лицензировании» и т.д. -Нормативно закрепить критерии и индикаторы качественного характера. Внести изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2013 года 195 «О некоторых вопросах лицензирования образовательной деятельности». -Внедрение механизма оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга. Внести изменения в закон РК «О НПП» и разработать Правила проведения рейтинга колледжей. 15 августа 2014 года проведен СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ для сотрудников Министерства образования и науки РК, Комитета по контролю качества образования МОН РК, местных исполнительных органов, колледжей по презентации новой системы и подходов СОК.

Компонент III 10 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы финансирования технического и профессионального образования и формирования государственного образовательного заказа I – этап: Изучена текущая ситуация и проведен АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТиПО и государственного заказа в Казахстане. Большая часть государственных учреждений, которые полностью содержатся за счет государственного бюджета и не имеют никакой автономии в вопросах использования выделяемого финансирования, ограничены менять свои программы и процесс обучения II – этап: Проведен АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА финансирования ТиПО. III – этап: Выработаны РЕКОМЕНДАЦИИ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ по совершенствованию системы финансирования ТиПО и системы формирования государственного заказа. необходимо обеспечить участие РАБОТОДАТЕЛЕЙ Распределение государственного заказа с учетом ПРИОРИТЕТНОСТИ специальностей более интенсивное финансирование ДЕФИЦИТНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ Зарубежные страны довольно часто применяют набор стимулов и обязательных механизмов для стимулирования обучения со стороны РАБОТОДАТЕЛЕЙ для сокращения выделения бюджетных средств

Компонент III 11 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы финансирования технического и профессионального образования и формирования государственного образовательного заказа 1. Активизация заинтересованности работодателей; 2. Разработка новых подходов к трудоустройству выпускников ТиПО; 3. Систематическое повышение квалификации педагогов и мастеров производственного обучения; 4. Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для производств в образовательных учреждениях ТиПО; 5. Корректировка показателей и процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ профессионального обучения. Международный опыт финансирования ТиПО Германия: Фонды и работодатели, финансирующие затраты на производственное обучение. Некоторые стимулы предоставляются на уровне земель. Великобритания: Общие налоговые поступления и частные источники финансирования. Финансовые стимулы: пособия, социальная поддержка малообеспеченным студентам, а также на возмещение затрат работодателей на выплату зарплаты ученикам. США: Аналог ТиПО – карьерное и технологическое образование (Career and Technology Education - CTE), в основу которой положены совершенно другие принципы. Система финансирования, принятая в США, не является показательной для ТиПО и не рассматривается в качестве одной из приемлемых моделей для внедрения в странах с организованной системой ТиПО. Южная Корея и Сингапур: Инвестиции в ТиПО, бюджетное финансирование, плата за обучение, взносы со стороны родителей или ассоциаций преподавателей.

Компонент IV 12 Разработка рекомендаций по развитию проектной мощности технического и профессионального образования I – этап: Проведен АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРОЕКТНОЙ МОЩНОСТИ учебных заведений ТиПО в текущей ситуации. Проблемы системы ТиПО в Казахстане: -Несоответствие предоставляемого обучения ТиПО спросу на рынке труда, что вызвано следующими факторами ; -Слабая организация и низкая эффективность управления ; -Низкое качество обучения ; -Финансовые ограничения. Регион Количество колледжей Загруженность уч. мест Кол-во выпускников 11 класса, оставшиеся без квалификации 1 Акмолинская Алматинская Актюбинская Атырауская ВКО Жамбылская ЗКО Карагандинская Костанайская Кызылординская Мангистауская Павлодарская СКО ЮКО г.Алматы г.Астана Итого: В целом по республике наблюдается дефицит мест в учебных заведениях ТиПО в количестве ед.

Компонент IV 13 Разработка рекомендаций по развитию проектной мощности технического и профессионального образования II – этап: На основе мирового опыта ОПРЕДЕЛЕНЫ ВОЗМОЖНОСТИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ МОЩНОСТИ на существующей базе, в т.ч. путем внедрения дуальной системы обучения, применения информационных технологий и другие. Все системы ТиПО, функционирующие в мире, делятся на три основные группы: Испания Португалия Италия Греция Франция США School based – обучение в учебных заведениях не дает специфических навыков; незаинтересованность работодателей; непрестижность рабочих профессий; слабая связь с рынком труда. Германия Австрия Дания Швейцария Нидерланды Франция Dual apprenticeship system - дуальная система производственного обучения - вовлеченность соцпартнеров; определенные технические стандарты % 40% 70-80% Развивающиеся страны Informal-based - неформальная система обучения - (страны с низким и средним доходом) производственное обучение за пределами образовательной системы. Семейный бизнес; гарантированное трудоустройство. Международный опыт

Компонент IV 14 III – этап: Разработана ОПТИМАЛЬНАЯ КАРТА ПРОЕКТНОЙ МОЩНОСТИ учебных заведений ТиПО. Разработка рекомендаций по развитию проектной мощности технического и профессионального образования Рисунок 2. Оптимизация проектной мощности ТиПО с точки зрения демографической ситуации в Казахстане

Компонент IV 15 Потенциал образования системы ТиПО, в том числе в разрезе квалификаций, определяется тремя основными факторами: -предпочтениями студентов; -потребностью в рабочих кадрах работодателей; -предложением учебных мест (проектной мощностью системы ТиПО). Оценка этих факторов позволяет определить требуемые направления оптимизации проектной мощности ТиПО, как показано на рисунке 2. Увеличение проектной мощности ТиПО требуется в Атырауской, Южно-Казахстанской областях и г. Астана, причем необходимость увеличения мощности диктуется различными причинами. В целях оптимизации проектных мощностей ТиПО, представляется целесообразным сократить количество учебных мест в колледжах Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Акмолинской областях. В остальных регионах Казахстана действующая проектная мощность ТиПО не требует каких-либо изменений. IV – этап: Разработаны рекомендации по развитию проектной мощности и оптимизации учебных организаций ТиПО РК. Рекомендации для Казахстана: 1. Внедрение элементов дуальной системы обучения как наиболее эффективных. 2. Обучение может проводиться на базе комплексных центров профессиональной подготовки по специальностям. 3. Центры могут быть поддержаны небольшим количеством колледжей. 4. ТиПО для предприятий инфраструктурных отраслей ( электроэнергетика, телекоммуникации, транспорт ) может проводиться в колледжах, связанных едиными стандартами обучения ( учебными планами, требованиями к квалификации, содержанию обучения и т.д. ). 5. Возможность создания учебных мастерских, которые будут выполнять конкретные заказы предприятий отрасли. Колледжи, как бизнес – инкубаторы, с предоставлением соответствующего обучения студентам для дальнейшей предпринимательской деятельности. Разработка рекомендаций по развитию проектной мощности технического и профессионального образования

Компонент V 16 I – этап: Проведен анализ лучшей мировой практики в деятельности зарубежных учебных заведений ТиПО (не более 5-6 стран) по основным индикаторам деятельности; Страновые образовательные модели: Финская модель: общеобразовательная, профессиональное образование – высшее техническое заведение, университет, магистратура, аспирантура; Немецкая модель: общая школа - реальное училище, гимназия, основная школа – институт, университет, аспирантура; Английская модель: объединенная школа - грамматическая и современная школа – колледж - университет, магистратура, аспирантура. Казахстанская модель: основная школа - полная средняя школа - учреждения начального профессионального образования, учреждения среднего профессионального образования (колледж) - институт, университет, академия (бакалавриат) - магистратура - аспирантура, докторантура Разработка рекомендаций по внедрению лучшей мировой практики в деятельность учебных заведений технического и профессионального образования

Компонент V 17 Разработка рекомендаций по внедрению лучшей мировой практики в деятельность учебных заведений технического и профессионального образования ОБЩАЯ СТРУКТУРА ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА в профессиональном образовании Европы (CQAF-(A)VET) для обеспечения качества профессионального образования и профессиональной подготовки: 1. Содержание и обучение 2. Организация 3. Учащиеся 1.1 Учебный план 2.1 Лидерство 3.1 Доступность 1.2 Методы обучения 2.2 Результат и отчетность 3.2 Руководство и структура поддержки учащихся 1.3 Прием учащихся и уровень при поступлении 2.3 Развитие и распределение персонала 3.3 Практика и обучение на рабочем месте в компании 1.4 Коучинг, наставничество и обучение 2.4 Социальная ответственность 3.4 Экзамены Разработан сравнительный анализ эффективности деятельности колледжей РК в сопоставлении с деятельностью колледжей развитых стран. Европейская система индикаторов деятельности учебных заведений профессионально-технического образования CQAF-(A)VET

Компонент V 18 Разработка рекомендаций по внедрению лучшей мировой практики в деятельность учебных заведений технического и профессионального образования II – этап: Разработаны РЕКОМЕНДАЦИИ для внедрения лучшей мировой практики в деятельность учебных заведений ТиПО Казахстана: Аккумулировать региональную информацию об общежитиях по ряду технических, статистических и прочих критериев для проведения анализа ситуации с общежитиями ТиПО РК. Инициировать создание строительных правил и санитарных норм, ориентированных на общежития ТиПО. Учесть внедрение существующих и перспективных инноваций в строительно-проектных решениях. Проработать вопрос строительных норм с учетом строительства новых и реконструкции существующих объектов. Найти оптимальную форму изложения норм и правил. Провести анализ международного опыта по развитию инфраструктур кампусов иностранных колледжей с учетом коммерческого, маркетингового критериев. Разработать оптимальную модель инфраструктуры общежитий колледжей РК. Разработать и внедрить концепцию бережного отношения к зданию и имуществу общежитий. В рамках нормативной базы (Сни Пы, СН, СП, санитарные правила, проч.) ВЫЯВЛЕНО: -в мировом разрезе - концентрация строительных правил и норм на минимальных требованиях к строительству и проектированию объектов; -соответствие казахстанских правил и норм строительной отрасли системе международных требований; -историческая связь и определенная преемственность между строительными нормами и правилами современного Казахстана и бывшего СССР; -отсутствие специфических строительных нормативов и правил для общежитий; -отсутствие специфических санитарных правил, разработанных для общежитий; -решение базовых, но не «надстроечных» потребностей, таких как повышение комфортности проживания, качества бытовых услуг, досуг, проч. Рекомендации

Компонент V III этап: Апробация выработанных рекомендаций лучшей мировой практики в деятельность Межрегионального профессионального центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в г. Атырау через использование основных мировых индикаторов для оценки эффективности и возможности их применения в колледжах Республики Казахстан По индикатору Признание МПЦ в настоящее время не может предоставить доказательства в связи с отсутствием выпуска студентов. уровень качества (базовый) 1.1 Ориентированность на результат уровень качества (низкий) 2.1 Показатели результатов деятельности 2.2 Профиль компетенций 2.3 Развитие компетенций 2.4 Равные возможности уровень качества (средний) 3.1 Опыт учащихся 3.2 Информация об учащихся 3.3 Систематическое оценивание 3.4 Оценка заинтересованных сторон 3.5 Распределение персонала 3.6 Отношение организации 3.7 Руководство и структура поддержки учащихся 3.8 Протокол и экзамен уровень качества (высокий) 4.1 Разработка учебного плана 4.2 Участие работодателей 4.3 Статус 4.4 Дидактический подход 4.5 Учащиеся 4.6 Критерии отбора 4.7 Роль и задачи 4.8 Развитие компетенций 4.9 Прозрачность 4.10 Свободный доступ 4.11 Права учащихся 4.12 Задачи и обязанности 4.13 Компетентность 4.14 Повышение уровня информированности 1. Пересмотреть политику информатизации с целью информирования и привлечения абитуриентов к обучению со всей республики. 2. Предусмотреть эффективную электронную базу студентов с целью проведения оценки их успеваемости. 3. Сотрудничество с социальными партнерами по гарантированному предоставлению рабочих мест будущим выпускникам. 4. Пересмотреть стратегию развития и оценки персонала. 5. Проводить информационную политику среди учащихся о содержании и целях своих программ. В таком случае студент сможет понимать, что ему следует ожидать от этих программ Разработка рекомендаций по внедрению лучшей мировой практики в деятельность учебных заведений технического и профессионального образования Рекомендации 19

Компонент VI 20 Разработка рекомендаций по совершенствованию нормативной правовой основы функционирования системы технического и профессионального образования I – этап: Проведен АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И НОРМАТИВНЫХ И ПРАВОВЫХ АКТОВ РК, регулирующих систему ТиПО и подготовку кадров; Проведена оценка ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ТиПО с точки зрения правового регулирования. II – этап: Изучен МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ законодательного и нормативного правового регулирования системы ТиПО и подготовки кадров (Сингапур, Германия, Канада, Финляндия, Великобритания, Австралия). III – этап: Определены ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НОРМОТВОРЧЕСТВА в системе ТиПО, способствующих повышению эффективности правового регулирования

Компонент VI Разработка рекомендаций по совершенствованию нормативной правовой основы функционирования системы технического и профессионального образования Текущая ситуация в Казахстане 1. Сингапурская система действует и в казахстанской системе образования. 2. Различия в имплементации и реализации образовательных услуг, присвоении квалификации и проведении различных оценок. 3. В процесс разработки образовательных стандартов не были включены работодатели, в настоящее время существует Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан, которая принимает непосредственное участие в разработке образовательных стандартов. 1. Сингапурская система действует и в казахстанской системе образования. 2. Различия в имплементации и реализации образовательных услуг, присвоении квалификации и проведении различных оценок. 3. В процесс разработки образовательных стандартов не были включены работодатели, в настоящее время существует Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан, которая принимает непосредственное участие в разработке образовательных стандартов. Рекомендации 1. приведение законодательства в области образования в соответствие с международно- правовыми обязательствами и тенденциями; 2. устранение противоречий, возникающих между актами образовательного законодательства и актами иных смежных отраслей законодательства (гражданским, административным, трудовым и т.д.); 3. активизация использования в правотворческой практике различного рода договорно- поощрительных и рекомендательных норм; 4. разработка и введение государственных образовательных стандартов ТиПО. Международный опыт Германия: Федеральное правительство выполняет властные полномочия в следующих областях: - регулирование образовательных грантов (финансовых); - обеспечение научных и экономических исследований; -регулирование профессионального образования в рамках Закона «О промышленности и труде и регулирование зарплаты, материальной помощи, пенсий гражданским служащим». Профессиональная подготовка осуществляется под контролем предпринимателей, а государство определяет наиболее общие основы ПО. Оно находится в компетенции государства, через торгово–промышленные палаты и земельных (местных) органов власти, через Министерства культуры земель. Великобритания: Образование находится под контролем Министерства образования. Школами управляют советы или муниципалитеты по образованию (органы местного самоуправления). Сингапур: Учебные программы согласовываются с промышленными предприятиями для удовлетворения потребности рынка. Финляндия: Организатор профессионального образования - муниципалитет, объединение муниципалитетов, зарегистрированная общественная организация, фонд или государственное предприятие, которому Министерство образования и культуры выдало разрешение на организацию образования

Компонент VII 22 Независимая система оценки эффективности деятельности колледжей, выстроенной на основе рейтингового подхода I – этап: -Создание экспертной группы из числа представителей Министерства образования и науки РК, Национальной палаты предпринимателей РК, АО «Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации», Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании и НАО «Холдинг «Кәсіпқор» для рассмотрения и оценки результатов государственного задания. -Изучен МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ существующих систем ранжирования организаций ТиПО. РЕЙТИНГИ Глобальные и Национальные Times Higher Education (THE) UK, QS World University Rankings UK, US News & World Report USA, Americas Best Colleges, Shanghai Jiao Tong University, Academic Ranking of World Universities (ARWU) Глобальные рейтинги придают большее значение оценке научно-исследовательской деятельности университетов, чем преподаванию. ОБЩИМ НЕДОСТАТКОМ ГЛОБАЛЬНЫХ РЕЙТИНГОВ является то, что они не отражают разнообразия институтов высшего образования, рассматривая только крупные исследовательские вузы. НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ ПРЕДПОЛАГАЮТ: 1. использование официальных статистических данных и данных опросов, проводимых под эгидой государственных органов; 2. включение в методологию дополнительной информации (о вузах, программах обучения, вступительных требованиях, стоимости обучения), полезной для абитуриентов; 3. при планировании национальной методологии ранжирования определение целей. Что планируется осуществить: систематизацию, упорядочение, оценивание, сравнение, продемонстрировать разнообразие или выстроить иерархию рассматриваемых объектов. РЕЙТИНГИ Глобальные и Национальные Times Higher Education (THE) UK, QS World University Rankings UK, US News & World Report USA, Americas Best Colleges, Shanghai Jiao Tong University, Academic Ranking of World Universities (ARWU) Глобальные рейтинги придают большее значение оценке научно-исследовательской деятельности университетов, чем преподаванию. ОБЩИМ НЕДОСТАТКОМ ГЛОБАЛЬНЫХ РЕЙТИНГОВ является то, что они не отражают разнообразия институтов высшего образования, рассматривая только крупные исследовательские вузы. НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ ПРЕДПОЛАГАЮТ: 1. использование официальных статистических данных и данных опросов, проводимых под эгидой государственных органов; 2. включение в методологию дополнительной информации (о вузах, программах обучения, вступительных требованиях, стоимости обучения), полезной для абитуриентов; 3. при планировании национальной методологии ранжирования определение целей. Что планируется осуществить: систематизацию, упорядочение, оценивание, сравнение, продемонстрировать разнообразие или выстроить иерархию рассматриваемых объектов.

Компонент VII 23 II – этап: Разработана МЕТОДИКА НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ деятельности колледжей РК, выстроенной на основе рейтингового подхода. III – этап: Разработано методическое пособие по построению независимой системы оценки эффективности деятельности колледжей, выстроенной на основе рейтингового подхода, пошаговый план мероприятий по внедрению рейтинговой системы в Казахстане. 5 основных критериев: Репутационное исследование Качество преподавания и ИПС Заинтересованность студентов Заинтересованность работодателей и студентов Аккредитация, госконтроль, заинтересованность студентов После оценивания колледжи будут делиться на 4 уровня ранжирования: эталонный (4 уровень) высокий (3 уровень) средний (2 уровень) низкий (1 уровень) Опыт рейтингования вузов Казахстана 1.Рейтинг, который составляет Независимое Казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании (НКАОКО) – это описание лишь условий обучения. Так 20% оценки – репутация в академической среде, еще 20%– отзывы работодателей, 60% – это оценка «упакованности» университета. 2. Рейтинг должен показывать не потенциальную возможность для единичных гениальных студентов, а реальные результаты обучения для обычных молодых людей, которые ищут свое место в жизни и останутся трудиться на благо страны и заинтересованных в них работодателей. 3. Cубъективное ощущение удовлетворенности студента полученными знаниями и оценка его вовлеченности в достижение результата, приложенных усилий. В рейтинге The Guardian этот критерий составляет четверть оценки ВУЗа. 1.Рейтинг, который составляет Независимое Казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании (НКАОКО) – это описание лишь условий обучения. Так 20% оценки – репутация в академической среде, еще 20%– отзывы работодателей, 60% – это оценка «упакованности» университета. 2. Рейтинг должен показывать не потенциальную возможность для единичных гениальных студентов, а реальные результаты обучения для обычных молодых людей, которые ищут свое место в жизни и останутся трудиться на благо страны и заинтересованных в них работодателей. 3. Cубъективное ощущение удовлетворенности студента полученными знаниями и оценка его вовлеченности в достижение результата, приложенных усилий. В рейтинге The Guardian этот критерий составляет четверть оценки ВУЗа. Независимая система оценки эффективности деятельности колледжей, выстроенной на основе рейтингового подхода

Компонент VII 24 Независимая система оценки эффективности деятельности колледжей, выстроенной на основе рейтингового подхода РЕКОМЕНДАЦИИ по независимой системе оценки эффективности деятельности колледжей, выстроенной на основе рейтингового подхода: В целях усиления взаимодействия работодателей и учебных заведений, транспарентности и объективности предлагается ведение рейтинга закрепить за НПП РК. При сборе информации для определения рейтинга желательно использование официальных статистических данных и данных опросов, проводимых под эгидой государственных органов. Необходимо включение в методологию дополнительной информации (об условиях проживания, программах обучения, вступительных требованиях, стоимости обучения), полезной для абитуриентов. Необходимо рассмотреть вопрос о применении однометрийных рейтингов колледжей в Казахстане. В таком случае ранжирование будет происходить не по учебному заведению в целом, а по отдельным специальностям. Необходимо проводить ранжирование колледжей РК на базе отраслевых ассоциаций или Национальной палаты предпринимателей, так как они больше всех заинтересованы в получении высококвалифицированного работника с качественной подготовкой и должны знать, каким учебным заведениям можно доверять в данном вопросе. Внедрение системы рейтингового подхода предлагается поделить на этапы: -подготовительный этап (на базе 3-х отраслевых ассоциаций); -этап внедрения; -аналитический этап; -трансляция опыта. В целях усиления взаимодействия работодателей и учебных заведений, транспарентности и объективности предлагается ведение рейтинга закрепить за НПП РК. При сборе информации для определения рейтинга желательно использование официальных статистических данных и данных опросов, проводимых под эгидой государственных органов. Необходимо включение в методологию дополнительной информации (об условиях проживания, программах обучения, вступительных требованиях, стоимости обучения), полезной для абитуриентов. Необходимо рассмотреть вопрос о применении однометрийных рейтингов колледжей в Казахстане. В таком случае ранжирование будет происходить не по учебному заведению в целом, а по отдельным специальностям. Необходимо проводить ранжирование колледжей РК на базе отраслевых ассоциаций или Национальной палаты предпринимателей, так как они больше всех заинтересованы в получении высококвалифицированного работника с качественной подготовкой и должны знать, каким учебным заведениям можно доверять в данном вопросе. Внедрение системы рейтингового подхода предлагается поделить на этапы: -подготовительный этап (на базе 3-х отраслевых ассоциаций); -этап внедрения; -аналитический этап; -трансляция опыта.

Рекомендации по всем компонентам 25 Разработка «Единого национального классификатора специальностей и квалификаций по образованию». Внедрение проекта автоматизации действующих систем квалификации в «Единую информационную систему классификации профессий, должностей и т.д.» Актуализация профессий и специальностей, востребованных на рынке труда с выпусками ЕТКС и КС. Унификация и объединение классификаторов системы образования с целью исключения несоответствий. Предложена модель ЕНСКП 1 Проведение экспертизы осуществлять с учетом уровня и направленности образовательных программ. Внести изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2013 года 195 «О некоторых вопросах лицензирования образовательной деятельности». Пересмотреть формы контрольной деятельности, основания и периодичность проверок. Изменения в ЗРК «О лицензировании» и т.д. Нормативно закрепить критерии и индикаторы качественного характера. Внести изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2013 года 195 «О некоторых вопросах лицензирования образовательной деятельности». Внедрение механизма оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга. Внести изменения в закон РК «О НПП» и разработать Правила проведения рейтинга колледжей. 2 Активизация заинтересованности работодателей. Разработка новых подходов к трудоустройству выпускников ТиПО. Систематическое повышение квалификации педагогов и мастеров производственного обучения. Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для производств в образовательных учреждениях ТиПО. Корректировка показателей и процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ профессионального обучения. 3 Элементы дуальной системы обучения как наиболее эффективные. Обучение может проводиться на базе комплексных центров профессиональной подготовки по специальностям. Центры могут быть поддержаны небольшим количеством колледжей. ТиПО для предприятий инфраструктурных отраслей (электроэнергетика, телекоммуникации, транспорт) может проводиться в колледжах, связанных едиными стандартами обучения (учебными планами, требованиями к квалификации, содержанию обучения и т.д.). Возможность создания учебных мастерских, которые будут выполнять конкретные заказы предприятий отрасли. Колледжи, как бизнес – инкубаторы, с предоставлением соответствующего обучения студентам для дальнейшей предпринимательской деятельности. 4

Рекомендации по всем компонентам 26 Аккумулировать региональную информацию об общежитиях по ряду технических, статистических и прочих критериев для проведения анализа ситуации с общежитиями ТиПО РК. Инициировать создание строительных правил и санитарных норм, ориентированных на общежития ТиПО. Учесть внедрение существующих и перспективных инноваций в строительно- проектных решениях. Проработать вопрос строительных норм с учетом строительства новых и реконструкции существующих объектов. Найти оптимальную форму изложения норм и правил. Провести анализ международного опыта по развитию инфраструктур кампусов иностранных колледжей с учетом коммерческого, маркетингового критериев. Разработать оптимальную модель инфраструктуры общежитий колледжей РК. Разработать и внедрить концепцию бережного отношения к зданию и имуществу общежитий. Пересмотреть политику информатизации с целью информирования и привлечения абитуриентов к обучению со всей республики. Предусмотреть эффективную электронную базу студентов с целью проведения оценки их успеваемости. Сотрудничество с социальными партнерами по гарантированному предоставлению рабочих мест будущим выпускникам. Пересмотреть стратегию развития и оценки персонала. Проводить информационную политику среди учащихся о содержании и целях своих программ. В таком случае студент сможет понимать, что ему следует ожидать от этих программ 5 Приведение законодательства в области образования в соответствие с международно-правовыми обязательствами и тенденциями; Устранение противоречий, возникающих между актами образовательного законодательства и актами иных смежных отраслей законодательства (гражданским, административным, трудовым и т.д.);\ Активизация использования в правотворческой практике различного рода договорно-поощрительных и рекомендательных норм; Разработка и введение государственных образовательных стандартов ТиПО. Приведение законодательства в области образования в соответствие с международно-правовыми обязательствами и тенденциями; Устранение противоречий, возникающих между актами образовательного законодательства и актами иных смежных отраслей законодательства (гражданским, административным, трудовым и т.д.);\ Активизация использования в правотворческой практике различного рода договорно-поощрительных и рекомендательных норм; Разработка и введение государственных образовательных стандартов ТиПО. 6 В целях усиления взаимодействия работодателей и учебных заведений, транспарентности и объективности предлагается ведение рейтинга закрепить за НПП РК. При сборе информации для определения рейтинга желательно использование официальных статистических данных и данных опросов, проводимых под эгидой государственных органов. Необходимо включение в методологию дополнительной информации (об условиях проживания, программах обучения, вступительных требованиях, стоимости обучения), полезной для абитуриентов. Необходимо рассмотреть вопрос о применении однометрийных рейтингов колледжей в Казахстане. В таком случае ранжирование будет происходить не по учебному заведению в целом, а по отдельным специальностям. Необходимо проводить ранжирование колледжей РК на базе отраслевых ассоциаций или Национальной палаты предпринимателей, так как они больше всех заинтересованы в получении высококвалифицированного работника с качественной подготовкой и должны знать, каким учебным заведениям можно доверять в данном вопросе. Внедрение системы рейтингового подхода предлагается поделить на этапы: -подготовительный этап (на базе 3-х отраслевых ассоциаций); -этап внедрения; -аналитический этап; -трансляция опыта. В целях усиления взаимодействия работодателей и учебных заведений, транспарентности и объективности предлагается ведение рейтинга закрепить за НПП РК. При сборе информации для определения рейтинга желательно использование официальных статистических данных и данных опросов, проводимых под эгидой государственных органов. Необходимо включение в методологию дополнительной информации (об условиях проживания, программах обучения, вступительных требованиях, стоимости обучения), полезной для абитуриентов. Необходимо рассмотреть вопрос о применении однометрийных рейтингов колледжей в Казахстане. В таком случае ранжирование будет происходить не по учебному заведению в целом, а по отдельным специальностям. Необходимо проводить ранжирование колледжей РК на базе отраслевых ассоциаций или Национальной палаты предпринимателей, так как они больше всех заинтересованы в получении высококвалифицированного работника с качественной подготовкой и должны знать, каким учебным заведениям можно доверять в данном вопросе. Внедрение системы рейтингового подхода предлагается поделить на этапы: -подготовительный этап (на базе 3-х отраслевых ассоциаций); -этап внедрения; -аналитический этап; -трансляция опыта. 7

Некоммерческое акционерное общество. Холдинг Спасибо за внимание!