Развитие критического мышления на уроках истории Автор: Юркова Ирина Владимировна Учитель истории, 1 категория ГБОУ СОШ с. Ягодное, Ставропольского р-на, Самарской области
Разработана в конце ХХ века в США. Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит. В ней систематизированы методы отечественной технологии, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. ТРКМ является общепедагогической, надпредметной. Технология развития критического мышления
Какие цели и задачи ставит данная технология формирование нового мышления; развитие базовых качеств личности, таких как коммуникабельность, мобильность, толерантность, креативность; развитие критического, аналитического мышления; формирование культуры чтения, включающее в себя умение ориентироваться в источниках информации; стимулирование самостоятельных поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоконтроля; умение переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно; находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы; уметь вычленять главное в информационном сообщении, отделять от «белого шума».
направляет усилия учеников в определенное русло; сталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих. Роль учителя Урок, построенный в ТРКМТрадиционный урок информирующая (рассказать); контролирующая (заставить выучить); оценивающая (оценить усердие).
Основа технологии – трехфазная структура урока 1 фаза 2 фаза 3 фаза Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации) Осмысление содержания (получение новой информации) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом; Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу; Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы. Задачи фазы вызова (пробуждение интереса к предмету)
Приемы технологии критического мышления на стадии вызова «Дерево прогнозов» Кластер Таблица «Знаю, хочу узнать, узнал» Мозговая атака
Пример кластера Основные занятия восточных славян земледелие скотоводство промыслы подсечно-огневое переложное стойловое внешняя торговля (путь «из варяг в греки») Ремесло (еще не отделилось от земледелия) рыболовство охота бортничество
Помочь активно воспринимать изучаемый материал; Помочь соотнести старые знания с новыми. Задачи фазы реализации смысла (осмысление материала во время работы над ним)
Приемы технологии критического мышления на стадии осмысления содержания «Инсерт» Двойной дневник Зигзаг Чтение с остановками Бортовой журнал
«Бортовой журнал» Что мне известно по данной теме?Что нового я узнал из текста?
V ( осознать новые знания ) + ( исправить неверные предположения ) - ( исправить неверные предположения ) ? ( побудить дальнейший интерес к теме ) Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше Инсерт (условные значки)
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал; Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. Задачи фазы рефлексии (обобщение материала, подведение итогов)
Приемы технологии критического мышления на стадии рефлексии Кластер «Толстые» и «тонкие» вопросы Синквейн Возврат к таблице «Знаю, хочу узнать, узнал» Перепутанные логические цепочки
Перепутанные логические цепочки Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные; Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки; Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.
«Толстые»«Тонкие» Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Кто…? Что…? Когда…? Почему…? Мог ли…? Как звать…? Верно ли…? Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным); Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными); Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами; Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. СИНКВЕЙН
Пример синквейна Олег Находчивый, мудрый Правил, регламентировал, подчинял Заключил договор Византии с Русью Вещий
Итоги 2011 г. – Вишневкин Иван, по результатам ЕГЭ – 92 балла 2011 г. – Гордов Ярослав, по результатам ЕГЭ – 82 балла 2011 г. – Ушакова Наталья, по результатам ЕГЭ – 86 баллов 2011 г. – Сахно Полина, по результатам ЕГЭ – 80 баллов 2010 г. – Никитин Иван призер районной и городской олимпиад по истории 2010 г. – Сахно Полина призер олимпиады по основам наук, г.о. Тольятти 2010 г. – Сафина Мадина дипломант исторического конкурс-исследования «Юрий Гагарин: дорога в космос» 2010 г. – Сидоров Егор дипломант исторического конкурс-исследования «Наша победа» 2009 г. – Сидоров Егор, Никитин Иван, Бурдиков Леонид, Кулькова Вероника – дипломанты межрегионального конкурса «Зимние интеллектуальные игры»
Список литературы Савельева, Н.П. Технология развития критического мышления через чтение и письмо в патриотическом воспитании будущих педагогов // Современные образовательные технологии в подготовке педагога к реализации воспитательной функции. – Бийск, 2007,-С Ткачева, Е.Л. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках права в 9-11 классах / Е.Л. Ткачева // Петербургские педагоги в приоритетном национальном проекте «Образование»: опыт, достижения, проблемы. – СПб., 2007, -С Соколова, И.Б. Уроки-модели по технологии развития критического мышления: [изучение произведений Е.И. Пермяка и К.Г. Паустовского в нач. кл. Гимназии] / И.Б. Соколова // Петербургские педагоги в приоритетном национальном проекте «Образование»: опыт, достижения, проблемы. –СПб., 2007, -С