Инвентаризация товарно- материальных ценностей, основных средств, нематериальных активов и МШП Главные задачи инвентаризации, виды и сроки ее проведения
Инвентаризация – это форма контроля за сохранением товарно-материальных ценностей, денежных и других средств учреждения, предприятия. Инвентаризации должны осуществлять всеми предприятиями, их объединениями и хозрасчетными организациями независимо от форм собственности. Ответственность за организацию инвентаризации полагается на руководителя предприятия.
Главными задачами инвентаризации есть: выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей, денежных средств, ценных бумаг, основных фондов и других ценностей и сопоставление их с данными учета; выявление непригодных товаров (сроком пригодности, что закончился), имело ходовых и таких, что не пользуются спросом; проверка сумм денежных средств в кассах и на расчетном счете, по дебиторской и кредиторской задолженности; проверка соблюдения правил и условий сохранения материальных ценностей и денежных запасов; проверка соблюдения правил организации материальной ответственности за ценности.
Различают инвентаризации плановые и внеплановые, полные и неполные (выборочные). Плановые, когда коллективу известная дата проведения инвентаризации он заранее к ней готовится. К моменту инвентаризации осуществляется рассортировка, раскладка ценностей за названиями, сортами, размерами, группами; оформляются товарные и кассовые отчеты. Внеплановые, внезапные, инвентаризации – дата их проведение коллективу не известная, и все товарно - материальные ценности готовятся к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии. Инвентаризация в случаях ее обязательного проведения должна охватить не только имущество, ценности, расчеты и обязательства, которые принадлежат предприятию на правах собственности, но и арендованные. Учет их ведется на внебалансовых счетах.
Общий порядок проведения инвентаризации
Для проведения инвентаризации на предприятиях создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия в составе руководителей отделов, главного бухгалтера и возглавляется руководителем предприятия или его заместителем. Если инвентаризации подлежит большой объем работы, то назначаются рабочие инвентаризационные комиссии в составе экономиста, бухгалтера и других работников, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет. Если инвентаризация происходит по причине краж, ограблений, стихийных бедствий, в состав комиссии включают представителей органов милиции и исполкома. Запрещается назначать председателем рабочей комиссии одно и то же лицо дважды подряд для проверки одних и тех же материально ответственных лиц.
Постоянно действующие комиссии: осуществляют профилактическую работу относительно обеспечения сохранения ценностей; организуют проведение инвентаризации и инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий; осуществляют контрольные проверки правильности проведения инвентаризации, а также выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах сохранения в между инвентаризационный период, проверяют правильность условий сохранения и ведения первичного учета; при выявлении серьезных нарушений во время проведения инвентаризации рабочими инвентаризационными комиссиями проводят повторные сплошные инвентаризации; рассматривают письменные объяснения лиц, которые допустили недостаток, порча ценностей, и вносят предложения относительно регулирования выявленных недостатков.
Рабочие инвентаризационные комиссии: осуществляют инвентаризацию всех ценностей, имущества, средства; вместе с бухгалтерией предприятия принимают участие в определении результатов инвентаризации; несут ответственность за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации, за полноту и точность внесения к инвентаризационному описанию данных о фактических остатках товарно-материальных ценностей, денежных средств и других ценностей; оформляют протокол с указанием в нем результатов инвентаризации и выводов относительно нее. По поводу инвентаризации выдается приказ по учреждению с указанием состава комиссии, цели инвентаризации, времени ее проведения. Приказ вручается членам рабочей комиссии, а председателю – еще и контрольный пломбир.
Инвентаризация товаров и других ценностей
На время проведения инвентаризации аптечное учреждение закрывается на срок не больший 3-х дней, на двери должны быть указанные адреса ближайших аптек. К началу проверки фактического наличия ценностей рабочая инвентаризационная комиссия обязана: опломбировать материальные комнаты, кладовые и прочие места сохранения ценностей, которые имеют входы и выходы; проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение сроков их клеймения; получить последние на время инвентаризации товарные отчеты о движении товарно-материальных ценностей и денежных средств. Материально ответственные лица каждого отдела дают расписку о том, что на момент инвентаризации все прибыльные и расходные документы на ценности сданные к бухгалтерии все ценности, которые поступили, оприходованные, а те, что выбыли, - списанные.
Такие же самые расписки дают и кассиры. Инвентаризация ценностей осуществляется на местах сохранения, у материально ответственных лиц. Перед инвентаризацией все ценности группируются, рассортировываются, укладываются в соответствии с наименованиями. Снятия фактических остатков ценностей определяется путем взвешивания (для сыпучих, мазей в массе, ангро), подсчета и измерения (марля). Перевес, измерение-подсчет осуществляются в отдельности, на месте их нахождения, в каждом отделе. Фактически снятые остатки ценностей записываются в инвентаризационные описания, где отмечается наименования единиц измерения, количество, цена розничная, цена оптовая, сумма розничная и оптовая, НДС. В конце каждого листа описания прописью (буквами) отмечается число порядковых номеров, внесенных товарно-материальных ценностей и общее количество ценностей в натуральных измерителях независимо от того, в каких единицах измерения они отображены (штуках, метрах, километрах, литрах), подбиваются суммы розничные и оптовые, НДС.
Инвентаризационные описания складываются в 3-х экземплярах, а при замене материально ответственного лица – в 4-х. Первый экземпляр заполняет член комиссии, второй и третий – материально ответственное лицо, четвертый – лицо, которое принимает ценности. После заполнения каждой страницы описания члены комиссии сверяют правильность записей, сделанных во всех экземплярах. В этих документах не допускаются никакие исправления, подчистка. Исправления ошибок осуществляется во всех экземплярах описания путем зачеркивания выправленных записей и написания сверху правильных. Исправления подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В инвентаризационных описаниях запрещается оставлять незаполненные строки, на последних страницах описания они прочеркиваются. Описания подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. При этом последние дают расписку в том, что проверка ценностей состоялась в их присутствия, и они не имеют никаких претензий к членам комиссии и принимают на ответственное сохранение ценности, пересчитанные в описании.
Если инвентаризация ценностей в помещении, где они сохраняются, не законченная на протяжении одного дня, то это помещение опечатывается пломбиром председателем инвентаризационной комиссии и затворяется на ключ материально ответственным лицом. Во время перерыва работы инвентаризационной комиссии инвентаризационные описания должны сохраняться в затворенном помещении, где проводится инвентаризация. По окончании снятия фактических остатков вход к помещению снова пломбируется и комиссия переходит в следующую материальную комнату. Количество ценностей и товаров, которые сохраняются в невредимой упаковке поставщика, определяется на основании документов при обязательной проверке в натуральных измерителях части указанных ценностей. В инвентаризационное описание ценности в этом случае заносятся на основании сопроводительных документов с указанием наименования товара за дозированием, фасованием, процентным содержанием действующего вещества, вида упаковки. Не допускается занесения к описанию общей суммы стоимости товара за накладной без указания наименования ценностей. Товары, подготовленные к отпуску лечебно-профилактическому учреждению, включаются в общее описание.
К отдельному описанию включаются товарно- материальные ценности: 1. оплаченные покупателем, но не вывезенные; 2.такие, что поступили к аптеке во время инвентаризации; 3.такие, что стали непригодными, то есть с законченным сроком пригодности, биения и др. На товары, которые включенные к группы А складывается акт, который подается постоянно действующей комиссии, и ценности списываются лишь после утверждения акта руководителем учреждения. Все лечебные средства, которые подлежат количественному учету, вносятся в отдельные инвентаризационные описания и подлежат учету, как в денежных, так и в натуральных измерителях. Фактическое наличие их сверяется с данными учета в Журнале учета отравляющих, наркотических, других медикаментов и этилового спирта.
Инвентаризация основных средств и нематериальных активов и малоценных и быстроизнашиваемых предметов
Инвентаризация основных средств осуществляется не реже одного раза в год. Во время инвентаризации основных средств (домов, сооружений, транспорта, оснащения) с сроком службы свыше одного года и стоимости свыше 15 минимальных окладов комиссия к началу инвентаризации обязанное проверить наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, наличие соответствующих технических паспортов или другой технической документации. Потом объекты досматриваются и заносятся к инвентаризационным описаниям с указанием полного наименования объекта, его назначения, инвентарного номера и необходимых технических данных. Основные средства, не пригодные для эксплуатации, которые не подлежат восстановлению, заносятся к отдельному инвентаризационному описанию. Их списание проводится в соответствии с действующим порядком.
Инвентаризационные описания арендованных объектов складываются в отдельности по каждому арендодателю с указанием срока аренды. Данные оценивания и сноса оформляются соответствующими актами. Следствия инвентаризации оказываются с помощью сопоставления сведений, в которых приводится учетные и фактические данные о наличии основных средств, также недостатка или излишки. Выявлении во время инвентаризации не отображенные в учете объекты прибыльные за восстановленной стоимостью. Одновременно с инвентаризацией основных средств осуществляется инвентаризация нематериальных активов. Нематериальные активы – это средства, которые не имеют физической, ощутимой формы, но приносят фирме прибыль. К нематериальным активам належат, как правило, разные права фирмы, а также долгосрочные затраты, в частности, на научные исследования, на программное обеспечение ЭВМ, деловая репутация фирмы, права на ноу-хау. и др.
В бухгалтерском учете нематериальные активы подлежат учету за себестоимостью на счете 04, ежемесячно исчисляется износ по нормам, исходя из начальной стоимости и срока полезного использования. В отдельных инвентаризационных описаниях малоценных и быстроизнашиваемых предметов отмечается их наименования и первоначальная стоимость. Если предметы спецодежды находятся в ремонте или в стиральные, их заносят к инвентаризационному описанию на основании квитанции предприятия бытового обслуживания Износ малоценных предметов подлежит учету за фактическим состоянием. На непригодные к использования предметы складываются отдельные инвентаризационные описания. Списания их проводится за актом в соответствии с действующим порядком.
Подведения итогов инвентаризации и правила списания естественного убытка
Фактические остатки всех ценностей, которые являются в аптеке, инвентаризационная комиссия регистрирует в «Сведенных описаниях инвентаризационных листов », которые складываются в отдельности по каждому отделу. Потом данные всех инвентаризационных описаний каждого отдела переносятся к «Сведенному инвентаризационному сведению» по аптечному учреждению, где отмечают: номер инвентаризационного описания, число порядковых номеров в нем, количество натуральных единиц, сумму розничную и оптовую по каждому описанию и НДС. Выводят итоговую фактическую сумму остатков ценностей за розничной и оптовой ценой и НДС в них. Итоговые данные об остатках заносят в отдельности по каждому отделу к «Акту результатов инвентаризации». Выявленные во время инвентаризации излишки ценностей комиссией выходит прибыль. При выявлении излишков, недостатков и убытков также заполняются сравнительные сведения, где отображаются фактические остатки ценностей и остатки ценностей по данным бухгалтерского учета.
При выявлении недостатка товаров рассчитывают естественные потери, которые обусловленные естественными процессами, которые вызовут изменения в количестве товара. Расчет естественных потерь делают за установленными нормами. Данные для расчета естественных потерь берут из «Журнала регистрации розничных оборотов» и Реестра выписанных покупателям накладных требований (счетов) за между инвентаризационный период как составных отчета аптеки о хозяйственной деятельности. Если недостаток оказывается свыше нормы естественных потерь, ее взимают из виновных лиц, а недостаток в границах норм потерь выписывают за счет затрат аптеки.
Рассчитывая суммы убытка от разворовывания, недостатка или порча материальных ценностей в случае выявления виновных лиц, используется формула, которая приведенная в Постановлении 116 Кабинета Министров Украины: Рз = [(Бв - А)* Іинф. + НДС +Аз]* 2, где: Рз – размер убытков, грн; Бв – балансовая стоимость на момент установления факта разворовывания, недостатка, уничтожения (порча) материальных ценностей; А – амортизационные отчисления, грн; И инф. – общий индекс инфляции, рассчитанный на основании ежемесячных индексов инфляции по данным Госкомстата; НДС – сумма налога на добавленную стоимость; Аз – размер акцизного сбора, грн.