МБОУ «Шихазанская СОШ им. М.Сеспеля Канашского района ЧР » Индивидуальная программа коррекции и профилактики отклоняющегося поведения младших школьников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: Семенова Елена Васильевна учитель 1 категории МБОУ «Большебикшихская СОШ» Канашского района ЧР.
Advertisements

Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации.
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
Программа индивидуального развития ребенка «Формирование и сохранение мотивационной сферы ребенка» Работу выполнила слушатель курсов повышения квалификации.
Коррекционно-развивающая программа педагогического сопровождения с неуспевающим ребенком Мутиным Эдуардом Автор Программы: Иванова Алевтина Анатольевна,
Система мониторинга в воспитательной работе Методист - психолог ГМЦ Адаменко О.Ю.
И результаты её реализации на примере ученицы 2 класса МОУ «Болшебикшихская СОШ» МОУ «Болшебикшихская СОШ» Осиповой Анны Александровны Осиповой Анны Александровны.
Индивидуальная программа развития ученицы 10а класса Львовой Оксаны Олеговны Автор программы: Свеклова Зинаида Ивановна, классный руководитель 10а класса.
Социальная адаптация (лат. adaptatio –приспособление) – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для неё.
Алгоритм социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» «ШАНС» Разработчик: Педагог-психолог МБОУ СОШ 44 Шматова С.А.
Конкурс «Самый классный классный» Номинация «Классный руководитель младшего звена» Программа включения ребенка с диагнозом задержка психического развития.
Коррекционно-развивающая программа педагогического сопровождения Ивановой Анастасии, ребенка «группы риска», ученицы 3в класса МОУ «Вурнарская средняя.
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА «УСПЕШНЫЙ ВЫПУСКНИК НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
1 «Адаптация первоклассников». 2 непосредственно связано с понятием.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Элберт Хаббард.
Программу разработала классный руководитель 6 класса МОУ «БелоозёрскаяООШ» Викторова Лариса Ивановна Программа индивидуального развития ребенка.
Программа индивидуального развития ребёнка подпрограмма « Я-личность» и текущие результаты её реализации (на примере учащейся 11 класса Павловой Наталии.
Определение уровня школьной мотивации. Учение в школе это основной род деятельности ученика, и его основная цель- успешное усвоение знаний и умений, необходимых.
Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Транксрипт:

МБОУ «Шихазанская СОШ им. М.Сеспеля Канашского района ЧР » Индивидуальная программа коррекции и профилактики отклоняющегося поведения младших школьников «Светлый путь» Автор программы: Шерки Виталина Витальевна

Никто не может быть лучшим во всем, но всякий в чем-нибудь да лучший.

Цель программы: Создать условия для профилактики и коррекции отклоняющегося поведения обучающегося младшего школьного возраста, формирования у ребенка навыков конструктивного общения, основ саморегуляции, социальной ответственности.

Задачи: обучать способам конструктивного общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями; создать условия для благоприятного взаимодействия в коллективе, развития лидерских качеств; формировать у ребенка навыки регуляции своего поведения; развивать адекватную самооценку ученика и оценку поведения и поступков окружающих его людей; снижение уровня эмоционального дискомфорта.

Принципы программы: Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных этапах его жизни. Принцип социально-психологической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления – препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Ожидаемые результаты Дети: нормализация эмоционального состояния, формирование адекватных форм поведения, повышение уверенности в себе, развитие эмпатии, развитие навыков саморегуляции, успешная социализация, позитивное отношение к другим людям, избавление или сведение к минимуму вербальной и невербальной агрессии. Родители: повышение информированности об индивидуально- психологических особенностях своего ребёнка, умение применять различные формы работы с детьми с отклоняющимся поведением, улучшение взаимоотношений в семье, выработка единых требований и правил воспитания в семье; отказ от наказаний как основного метода воспитания; приобретение навыков "ненасильственного общения - "активное слушание", исключение угроз и приказов и т.д. Педагоги: распознавание собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивным ребёнком; приобретение навыков "ненасильственного общения" - исключение оценочности в общении.

Риски в процессе реализации программы Снижение успеваемости ученика. Утомляемость ученика, ухудшение его здоровья. Излишняя психологическая напряженность ученика. Непонимание со стороны родителей, учителей-предметников одноклассников.

Стратегия устранения рисков Индивидуальная работа с учеником: научить оценивать свои успехи и недостатки, повысить свою самооценку, формировать толерантность. Индивидуальная работа с учителями, работающими в данном классе. Психолого- педагогическое просвещение родителей. Активное взаимодействие с социальным педагогом школы и другими специалистами. Использование здоровьесберегающих технологий.

Этапы работы по программе Этапы Сроки Ответственные I этап Информационно- аналитический Сентябрь –октябрь 2013 Классный руководитель Социальный педагог II этап Диагностический этап А. Работа с обучающимся Октябрь-ноябрь 2013 Классный руководитель Социальный педагог Б. Работа с родителями Октябрь-ноябрь 2013 Классный руководитель Социальный педагог III этап Коррекционно-развивающий этап А. Работа с обучающимся Декабрь 2013-апрель 2015 Классный руководитель Социальный педагог Б. Работа с родителями Декабрь 2013-апрель 2015 Классный руководитель Социальный педагог IV этап Система самовоспитания V этап Заключительный: рефлексивный и аналитический этап А. Итоги реализации программы за учебный год (3 класс) Май 2014 Классный руководитель Социальный педагог Б. Итоги реализации программы первого полугодия учебного года (4 класс) Декабрь 2014 Классный руководитель Социальный педагог В. Итоги реализации программы второго полугодия учебного года (4 класс) Апрель 2015 Г. Обобщение Апрель-май 2015Классный руководитель

Критерии отслеживания результативности программы Параметры Периодичность Диагностическ ие методики сокращение (или исчезновение) в поведении детей агрессивных тенденций, появление доброжелательности; преобладание положительных эмоций; способность сдерживать нежелательные эмоции или приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим); изменение характера детских рисунков. 1 раз в четверть Наблюдение Тревожность 1 раз в четверть Наблюдение Шкала тревожности А.М. Прихожан (7-8 лет) Агрессия 1 раз в четверть Наблюдение «Несуществующее животное» Самооценка 1 раз в четверть Наблюдение Методика Школьная мотивация 1 раз в четверть Наблюдение Анкета школьной мотивации Лускановой

Структура общения с ребенком Создание доверительных отношений, расположенность, открытость Коммуникативный этап Включает в себя этюды, упражнения, направленные на снятие эмоциональной зажатости, на овладение навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами Психогимнастика Направлен на формирование и развитие навыков конструктивного общения, основ саморегуляции Конструктивно- формирующий Направлена на осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, повышение самооценки Рефлексия Состоит из упражнений на мышечную расслабление, глубокое дыхание, снятие возбуждения Релаксация

Деятельность по реализации программы I этап Информационно-аналитический Цель: выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

Маршрут реализации I этапа Мероприятие СпециалистыСроки 1. Ознакомление с медицинской картой ребенка. Комплексная проверка здоровья ребёнка Медсестра Сентябрь 2. Оформление личного дела учащегося. Классный руководитель Сентябрь 3. Беседа с родителями. Классный руководитель Сентябрь 4. Посещение ребёнка на дому. Знакомство. Собеседование. Классный руководитель Социальный педагог Сентябрь 5. Наблюдение на уроках, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий. Классный руководитель Сентябрь- октябрь 6. Поручения в классе. Классный руководитель Сентябрь

Деятельность по реализации программы II этап Диагностический этап Цель: Диагностика личности обучающегося, его родителей

Маршрут реализации I I этапа Мероприятие СпециалистыСроки Работа с обучающимся 1. Изучение причин и типа отклоняющегося поведения ученицы Классный руководитель Октябрь апрель Применение методик для изучения психолого- педагогических характеристик ученицы Классный руководитель Социальный педагог Октябрь апрель 2015 Работа с родителями 1. Применение методик для изучения взаимоотношений в семье Классный руководитель Социальный педагог Октябрь апрель Выводы и заключения Классный руководитель Апрель-май 2015

1. Работа с обучающимся Цель данного этапа – сбор информации, углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей и зоны ближайшего риска и благополучия. Задачи: 1. Изучить литературу по данной проблеме, выяснить причины и типы, психологические основы отклоняющегося поведения; 2. Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития по следующим направлениям: исследования эмоционально-личностной сферы (самооценка); диагностика школьной тревожности; диагностика семейных отношений; диагностика изучения мотивационной сферы. 4. Компьютеризация полученных результатов.

Изучила литературу по данной проблеме, выяснила причины и типы, психологические основы отклоняющегося поведения Вывод: Исходя из вышесказанного, для себя я подметила основополагающие моменты по созданию программы коррекционно-профилактической работы с обучающимся с отклоняющимся поведением. 1. Так как одной из причин недисциплинированного поведения у Акулины является избыток энергии и неумение рационально проявлять инициативу, то в этих случаях целесообразно сформировать у нее интерес к различным видам деятельности и разумному проявлению активности. Акулина артистична, у нее есть способности к выразительному чтению и танцам. На уроках она неусидчива, таких учащихся необходимо загружать заданиями, чтобы у них не было возможности отвлекаться на посторонние дела. Поэтому важнейшим профилактическим средством недисциплинированности является воспитание у младших школьников усидчивости. 2. Необходимо воспитание волевого поведения, в организации которого решающая роль принадлежит нравственной мотивации. 3. Организация работы по воспитанию гуманистической устойчивости личности, которая предрасполагает к нравственному развитию и самовоспитанию. 4. Так как причиной отклоняющегося поведения может стать неблагоприятная обстановка в семье, то в работе особым пунктом необходимо отметить работу с семьей. 5. Изучив возможные ошибки педагогов, сделала для себя выводы, что при работе с учащимися заявленной категории необходимо еще более деликатное отношение к ребенку, нежели к другим детям. 6. Человек сам творит свое будущее, поэтому без системы самовоспитания школьника не обойтись.

Провела психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития Изучение самооценки младших школьников (Модификация методики Дембо-Рубинштейн) Вывод: Я провела эту методику и с ученицей и с ее родителями. Оказалось, что родители оценивают Акулину выше, нежели она сама себя. В области положительных значений уровня удовлетворенности собой Акулина имеет коэффициент пограничный с низким и средним. По мнению родителей, уровень удовлетворенности Акулины собой – выше среднего. В программе необходимо отразить работу по повышению уровня самооценки ребенка. Почему же снизился уровень самооценки девочки? Я знала, что Акулина воспитывается отчимом, неужели в этом причина? Но ведь до 2 класса все было в норме, никаких проявлений отклоняющегося поведения не было. Я решила глубже изучить этот вопрос и посетила семью на дому.

Самооценка

Проективная методика для диагностики школьной тревожности Вывод: Из беседы с Акулиной я сделала следующие выводы. Оказывается, есть трудности в общении и установлении контакта, как с одноклассниками, так и с родителями. Одноклассницы (интерпретация рис. 3-а), оказывается, не всегда хотят принимать Акулину в поле своей деятельности, часто ее отталкивают. В семье девочка умело манипулирует родителями (интерпретация рис. 8-а). Зная, что воспитывается отчимом, а не родным отцом, она часто использует этот аргумент для достижения своих целей. Но не всегда этот метод работает, она становится упрямой, начинает проявлять протест молчанием, игнорируя речь родителей. Эту модель поведения Акулина перенесла и на школу. Так и на уроке, если ей сделать, например, замечание по поводу качества выполнения задания, то это ей не понравится, она начинает протестовать, игнорировать речь учителя, молчать. Но это не надолго, Акулина быстро отходит от этого состояния. Могу сделать вывод, что и ситуация в семье повлияла на проявление отклоняющегося поведения у Акулины.

Диагностика изучения мотивационной сферы. Вывод: По результатам анкетирования Акулина набрала 17 баллов - позиционный мотив. Уровень школьной мотивации: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети, как правило, изображают школьные, но не учебные ситуации. Привлечь Акулину к различным видам внеучебной деятельности.

2. Работа с родителями Вывод: По итогам работы с родителями, можно сделать вывод, что одной из причин отклоняющегося поведения Акулины – это беспризорность со стороны родителей. Из беседы с классным руководителем средней дочери семьи выяснилось, что и сестра также часто приходит в школу с неподготовленными домашними заданиями, зачастую не приходит в школу. Родители, вероятно, заняты «зарабатыванием денег» и категорически мало уделяют времен на воспитание детей в семье. В программе необходимо отразить цикл бесед с родителями по педагогическому просвещению в вопросах воспитания детей в семье. К тому же выяснилось, в период обучения Акулины в 4 классе семья имела низкий материальный достаток. Администрацией школы и классным руководителем было принято решение об организации бесплатного горячего питания ребенку.

Деятельность по реализации программы IIIэтап Коррекционно-развивающий

Маршрут реализации I I I этапа Мероприятие СпециалистыСроки Работа с обучающимся 1. Составление индивидуальной программы коррекции и профилактики отклоняющегося поведения ученицы Классный руководитель Социальный педагог Ноябрь 2013 г. 2. Реализация программы Декабрь 2013 г. - май 2015 г. Работа с родителями 1. Составления плана работы с родителями Ноябрь 2013 г. 2. Реализация плана Декабрь 2013 г. - май 2015 г.

1. Работа с обучающимся Цель: Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения обучающегося младшего школьного возраста, формирование у ребенка навыков конструктивного общения, основ саморегуляции, социальной ответственности.

Основные направления совместной деятельности Саморазвитие Творческая деятельность ЗдоровьеВзаимоотношения в коллективе Научная деятельность Нравственно-правовое воспитание

Ожидаемые результаты: повышение активности ребёнка в жизнедеятельности класса и школы; участие в школьных, районных мероприятиях и конкурсах; активизация учебной деятельности проявление инициативы в организации внеклассной работы; формирование уверенности в себе путём вовлечении ребёнка в различные сферы деятельности овладение основами саморегуляции; улучшение взаимоотношений в классном коллективе; формирование нравственно-правовых знаний; развитие творческих способностей

Работа по индивидуальной программе коррекции и профилактики отклоняющегося поведения

2. Работа с родителями Цель: Обеспечить психолого- просветительскую работу с родителями, способствовать улучшению микроклимата в семье, направить семейное воспитание на всестороннее развитие детей.

IV этап Система самовоспитания Цель: научить ребенка работать над собой, показать этапы и методы работы над собой. - Кто воздвигнет тебя к небесам? - Только сам. - Кто низвергнет тебя с высоты? - Только ты. - Где куются ключи к твоей горькой судьбе? - Лишь в тебе. - Чем расплатишься ты за проигранный бой? - Лишь собой!

Необходимо ребенка младшего школьного возраста познакомить с правилами, которые способствуют самовоспитанию: Пять «НАДО»Пять «МОЖНО»«Это нужно тебе самому» «Этого делать нельзя»Пять «ХОРОШО»

Необходимо ребенка познакомить с методами работы над собой. Самоконтроль Самовнушение Тренировка воли Зарядка Закаливание

Ознакомить ребенка с этапами работы над собой. Этапы ЦельОсновные понятия 1-й этап Определи общественную цель и смысл своей жизни Мой нравственный идеал 1. Девиз жизни 2. Конечная цель моих стремлений и деятельности 3. Что люблю в людях и что ненавижу 4. Духовные ценности человека 2-й этап. Познай самого себя Какой я есть 1. Мои достоинства 2. Мои недостатки 3. Мои интересы и увлечения 4. Цель моей жизни 5. Отношение к учебе 6. Отношение к труду 7. Отношение к людям Объективная самооценка 3-й этап. Определи программу самовоспитания Каким я должен стать 1. Требование ко мне родителей и учителей 2. Требования ко мне товарищей, коллектива 3. Требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки. Программа самовоспитания 4-й этап Создать свой образ жизни Режим 1. Распорядок дня 2. Бережное отношение ко времени 3. Гигиена труда и отдыха 4. Правила жизни 5-й этап Тренируй себя, вырабатывай необходимые качества, знания, умения и навыки Тренировки, упражнения 1. Самообязательства 2. Задания самому себе на день, неделю, месяц 3. Самоубеждение 4. Самопринуждение 5. Самообладание 6. Самоприказ 6-й этап. Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания Самоконтроль. 1. Самоанализ и самооценка работы над собой 2. Самопоощрение или самонаказание 3. Совершенствование программы самовоспитания

Vэтап Заключительный: рефлексивный, аналитический Цель: Обобщить результаты, продемонстрированные ребёнком в рамках реализации программы его индивидуального развития.

Маршрут реализации V этапа Мероприятия Формы работы Специалисты ЦельСроки 1. Отслеживание достижений в развитии ребёнка. Сравнительный анализ Наблюдение, анкетирование тестирование Классный руководитель Обобщить результаты, показанные учеником в рамках реализации программы индивидуального развития Конец каждого учебного года или полугодия 2. Совет – конференция с привлечением всех специалистов, участвующих в реализации программы Социальный педагог Классный руководитель Педагоги дополнительного образования Апрель, 2015 г. 3. Само-презентация ребёнка «Мои достижения и результаты». Защита портфолио Защита портфолио Классный руководитель Апрель, 2015 г Подведение итогов реализации программы. Проведение комплексного анализа результативности реализации программы Классный руководитель Апрель-май 2015

Итоги первого года реализации программы 2013/2014 (3 класс) 2014/2015 (4 класс I полугодие) Мониторинг успеваемости

Мониторинг успеваемости Вывод: Как правило, обучающиеся с отклоняющимся поведением - слабоуспевающие. Акулина же – способная ученица, у нее есть способности к учению. Как видно по диаграммам отметки по предметам в период проявления отклоняющегося поведения практически стабильны. На уроках активна периодами. Но бывает, что показывает свой «протест» прямо на уроках.

Итоги первого года реализации программы 2013/2014 (3 класс) 2014/2015 (4 класс I полугодие) Мониторинг воспитанности

Итоги первого года реализации программы 2013/2014 (3 класс) 2014/2015 (4 класс I полугодие) Взаимоотношения в семье

Итоги первого года реализации программы 2013/2014 (3 класс) 2014/2015 (4 класс I полугодие) Взаимоотношения в коллективе

Заключительное слово автора программы Личностный рост Денисовой Акулины – это совместная работа всех специалистов, которые помогали мне в осуществлении данной программы индивидуального развития ребенка. Хочу отметить помощь со стороны родителей. Они оказали мне большую помощь в диагностике и реализации программы. Они ни в коем случае не препятствовали мне, поддерживали мои начинания и помогали в их осуществлении. Каждый классный руководитель мечтает видеть в модели своего класса системную организацию. Для этого он выявляет лидеров, работает с аутсайдерами, повышает мотивацию к учению, работает над развитием положительных личностных качеств. Мне удалось заметить и своевременно скорректировать поведение ребенка, у которого проявлялись признаки отклоняющегося поведения. Как выяснилось большую роль в отклонении поведения повлияла ситуация в семье. Построив системную работу с ученицей в классе и работу с родителями в семье, мне удалось предотвратить дальнейшее развитие отклоняющегося поведения. Сейчас Акулина боле активна, уравновешена, открыта, дружелюбна, общительна. Она начала творчески развиваться. И видно по ней, что процесс становления личности, социализации ей по душе. На данный момент программа еще находится на стадии коррекционно-развивающем. Но как видно по результатам промежуточных исследований, достижения в личностном росте уже наблюдаются. Я считаю, что программа индивидуального развития почти полностью реализована, так как поставленных целей я добилась и создала предпосылки для дальнейшего совершенствования.

К стремленью двигаться вперёд Нас побуждают только дети, Неважно, сколько лет пройдёт, Но мы всегда за них в ответе. Пусть наступают перемены, Но личность деток нужно развивать. Для этого отслеживать проблемы, Их корректировать и устранять. Пусть личность будет позитивной, Успешной, смелой, волевой, Целеустремлённой и активной, Терпимой, доброй, деловой. И в завершенье, коротко и прямо Скажу: чтоб не было проблем, Индивидуальную воспитательную программу Внедрять необходимо ВСЕМ!!!