Учебные мотивы на разных этапах онтогенеза.
Этот мотив не = мотиву обучения. В школу приводят не только познавательные мотивы, но и: престижные (повышение своего социального положения), стремление к взрослости и желание называться уже школьником, а не детсадовцем, желание быть «как все», не отставать в испол нении социальных ролей от сверстников. Мотив посещения школы первоклассниками
Т.о., ребёнок может ходить в школу не для учёбы, но для выполнения роли ученика, школьника. Мотивационная готовность детей 6-7 лет к школе характеризуется: отношением к обучению как к серьезной общественно-значимой деятельности, эмоциональной расположенностью выполнять требования взрослых, познавательный интерес к окружающей действительности, стремление овладевать новыми знаниями и умениями.
Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьников. Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Это связано с сильной социальной мотивацией учебной деятельности Даже скучную и бесполезную работу младшие школьники выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными.
Мотивационную роль играют получаемые школьниками отметки. По данным Л.И.Божович, они воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Также, оценка за четверть кажется более важной, так как «она не за один какой-нибудь урок, а за все прилежание ставится». Это свидетельствует о том, что первоначально социальный смысл учебной деятельности заключен для детей не столько в результате, сколько в самом учебном процессе.
Школьники 3-4-х классов начинают тяготиться своими обязанностями, их старательность уменьшается. Учащиеся 5-6-х классов начинают даже дразнить младших школьников за старание, называя их «зубрилками». Причина сдвигов в мотивации: не удовлетворяется познавательная потребность учащихся, что связано с методикой их обучения (в т.ч. с излишним количеством упражнений, направленных на выработку умений). В результате чрезмерно загружается память и недостаточно используется интеллект.
У младших школьников «знаемые» мотивы часто не соответствуют реальным, побуждающим их к учебной деятельности. Диапазон «знаемых» мотивов у учащихся 2-3-х классов широк и включает как познавательные, так и социальные мотивы. Первые: «хочу больше знать», «интересно узнавать новое», «хочу получать отличные отметки». Последние: «все учатся»; «не хочу, чтобы ругали». (Г.Г.Гусева)
Не все мотивы осознаются младшими школьниками в одинаковой степени (М.В.Матюхина). Плохо осознаются: мотивы долга и ответственности, благополучия, престижные, мотивы, связанные с содержанием и процессом учения (интерес к объекту деятельности, к процессу деятельности, к результату деятельности). Но именно эти мотивы чаще всего выступают в качестве реальных побудителей учебной деятельности.
3-4-е классы: начинает проявляться избирательное отношение школьников к отдельным учебным предметам. Результат: общий мотив учебы становится все более дифференцированным - появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету. Однако, в этом возрасте познавательные интересы детей являются еще эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается.
В 3-4х классах снижается роль учителя в побуждении к учебной деятельности в связи со снижением его авторитета. Кроме того, повышается самостоятельность школьников и усиливается их ориентация на мнение одноклассников.
Мотивация учебной деятельности и поведения школьников средних классов 1. Возникновение у школьника стойкого интереса к определенному предмету. Этот интерес возникает постепенно, по мере накопления знаний, и опирается на внутреннюю логику этого знания. При этом чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больше этот предмет его привлекает.
2. Общее снижение мотивации учения и аморфная познавательная потребность. Результат: нарушения дисциплины, пропуск уроков, отказ от выполнения или нерегулярное выполнение домашних заданий. Мотивы могут сместиться с «хочу» на «надо». Это приводит к формализму в усвоении знаний. Происходит заучивание без понимания (зубрёжка).
Для школьников со сниженной мотивацией учения характерно: Отсутствие научных убеждений, задержка развития самосознания и самоконтроля, невозможного без достаточного уровня развития понятийного мышления, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка хитрить, ловчить, чтобы избежать наказания, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке,
знания формируются отрывочные и поверхностные. Неспособность видеть реальные жизненные явления в свете полученных в школе знаний, нежелание пользоваться ими в обыденной жизни. При объяснении каких-то явлений больше используется здравый смысл, чем полученные знания. Требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок.
Мотивация учебной деятельности и поведения школьников старших классов Основным мотивом учения старшеклассников является подготовка к поступлению в про- фессиональное учебное заведение. Мотивы учения у старших школьников существенно отличаются от таковых у под- ростков в связи с намечаемой профессиональной деятельностью.
ПОДРОСТКИ выбирают профессию, соответствующую любимому предмету, Смотрят в будущее с позиции настоящего, Отметки как способ завоевать положение в классе. СТАРШЕКЛАССНИКИ начинают особенно интересоваться теми предметами, которые им пригодятся для подготовки к выб- ранной профессии Смотрят на настоящее с позиций будущего, Отметка – критерий знаний.
Под влиянием формирующегося у старшеклассников мировоззрения возникает достаточно устойчивая структура мотивационной сферы, в которой главными становятся мотиваторы (личностные диспозиции, особенности личности), отражающие их взгляды и убеждения. Возникает потребность вырабатывать свои взгляды и на вопросы морали, а стремление самим разобраться во всех проблемах приводит к отказу от помощи взрослых.