ТЕМА: «Чашка чая или чашка чаю? (о вариативности употребления форм существительных мужского рода родительного падежа единственного числа в современном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка в 5 классе. РЕЧЬ Разговорная Книжная 1..Научно-деловая 2. Художественная.
Advertisements

Стили речи Урок развития речи по русскому языку в 6 классе.
Подходы к исследованию 5 класс Окружающий мир Л.Б. Стефанова.
Этапы научного познания Наблюдение Исследовательский вопрос Формулировка гипотезы (предполагаемый ответ на исследовательский вопрос) Проведение эксперимента.
Работу выполнили: Бачериков Пётр Работу выполнили: Бачериков Пётр Дребезгин Андрей. Дребезгин Андрей.
Цели урока: Обучающие: 1. повторить признаки числительных как части речи; 2. научить находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые.
Русский язык 3 класс Тема: Склонение имён существительных (общее понятие)
Односоставные предложения в лирических повестях В.А.Солоухина «Капля росы» и «Владимирские просёлки» Автор: Кремнёв Михаил Научный руководитель: Будникова.
Стиль разговорный книжный - научный - официально-деловой - публицистический - художественный.
В чем мудрость русского народа? Образец работы учащегося выполнил Григорьева Евгения Олеговна учитель начальных классов МОУ СОШ 3.
Анонимная анкета по употреблению ПАВ учащимися Опрошено 32 чел. Учащиеся 8-11 класс.
Проект Автор: Бухова Марина Петровна МСОШ с.Новое Белогорского района.
Исследовательская работа: «Сила слов». Выполнили учащиеся 2 «з» класса МАОУ «СОШ 36»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Жданова Л.В. Учитель МОУ «Куединская СОШ 1 – Базовая школа» Всякая плодотворная.
изучить население села Бала Верхоянского района РС (Я) по половозрастному составу.
Текст. Признаки текста. Анализ текста. Признаки текста: Смысловая цельность (единая тема) Грамматическая связь предложений.
Влияние мультипликационных фильмов на речь младших школьников.
Скорость теплообмена: зависимость от разности температур и плотности контактирующих веществ Скорость теплообмена: зависимость от разности температур и.
Цель и реализация проекта Примеры выбора темы, Постановки цели и задач Определения структуры работы.
Транксрипт:

ТЕМА: «Чашка чая или чашка чаю? (о вариативности употребления форм существительных мужского рода родительного падежа единственного числа в современном русском языке»

ЦЕЛЬ: Выяснить частотность употребления форм существительных мужского рода на –а (я), -у (ю) и установить зависимость ее от речевой ситуации, возраста и уровня образования говорящих, стиля текста.

ЗАДАЧИ: Опытным путем установить зависимость употребления форм типа чая – чаю от речевой ситуации. Выяснить, как влияют уровень образования, возраст говорящего на частотность употребления данных форм. Выявить закономерности употребления данных форм в разных стилях речи.

ГИПОТЕЗА: Предположим, что частотность употребления форм типа чая-чаю зависит от: речевой ситуации; уровня образования говорящего; стилистической принадлежности текста.

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: 1. Наблюдение «В магазине». 2. Анкетирование учащихся и педагогов. 3. Обработка полученных данных. Составление таблицы. 4. Анализ текстов различной стилистической принадлежности. 5. Подведение итогов эксперимента.

СТИЛИ: 1. Разговорный («В магазине») 2. Научный (книга рецептов). 3. Художественный (Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»).

В магазине: Наблюдение за речью покупателей в магазине. Результат: 18 из 20 примеров на –у (-ю).

Образец анкеты: Вставьте нужное окончание в слова: Чашка ча… Стакан лимонад… Килограмм сахар… Ложка мёд… Бокал ром… Свешать рис… Купить мармелад… Отрезать сыр…

Таблица результатов: Категория опрошенных Формы на – А (-Я)Формы на –У(-Ю) Учащиеся 22 чел.18 чел. Учителя 3 чел.5 чел Возраст опрошенных Формы на – А (-Я)Формы на –У(-Ю) 4-8 кл.16 чел.12 чел кл.10 чел.2 чел. Взрослые 4 чел.6 чел.

Фольклор: Анализ пословиц. Результат: 67 примеров из 100 на -у (-ю)

Научный стиль: Анализ текста из книги «Домашняя кулинария» Н.М.Волчёк. Результат: 49 из 50 примеров на –а (-я)

ВЫВОД: Частотность употребления форм типа ЧАШКА ЧАЯ (ЧАЮ) зависит от: - стиля текста - речевой ситуации - возраста и уровня образования говорящих