Формирование способа чтения в начальной школе. Методика работы с дидактическим текстом во 2 классе Матвеева Елена Ивановна, к. п. н., автор программы и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование способа чтения в начальной школе. Методика работы с дидактическим текстом в 1 классе Матвеева Елена Ивановна, к. п. н., автор программы и.
Advertisements

Читательская грамотность: оценка метапредметных результатов в рамках нового стандарта.
на исследованиях формирования читательской грамотности Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО (рук. Ковалева Г.С.),
Семинар завучей Формирование читательской грамотности младших школьников.
Классическая начальная школа Джежелей О. В. «Чтение и литература» 1-4 классы.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Роль письменных и тестовых заданий на уроках литературного чтения международные исследования «Изучение качества чтения и понимания текста PIRLS – 2011»
Электронное портфолио по теме «Читательская грамотность» Автор: Потехина Е.С. МКОУ «Сережская ООШ»
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Семинар 2. Смысловое чтение.. «Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
Методические рекомендации по организации урока литературного чтения в рамках системно- деятельностного подхода по ФГОС Семинар-практикум 2013 Сейитмедова.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа 10»
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Транксрипт:

Формирование способа чтения в начальной школе. Методика работы с дидактическим текстом во 2 классе Матвеева Елена Ивановна, к. п. н., автор программы и учебников по литературному чтению, эксперт программ

Основные читательские умения (начальная школа) УМЕНИЯ (PIRLS)УМЕНИЯ (ККР-4) вычитывать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте; извлекать информацию, представленную в тексте в явном виде; делать прямые умозаключения из этой информации; извлекать информацию, данную в тексте в неявном виде, формулировать выводы; интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста; интерпретировать и обобщать информацию, полученную из текста; оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов. анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; преобразовывать информацию (из текстовой формы в табличную)

Что такое читательская грамотность? Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. PISA

Формирование читательской компетентности К окончанию второго класса начальной школы складывается психологическая система смыслового чтения.

Компоненты структуры читательской компетентности Познавательный: знания (степень их обобщения и полноты). Операционально-технологический: умения (степень свернутости освоенности, возможность переноса выполняемых действий). Ценностно-смысловой: ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу, содержанию и результату деятельности).

Цель и задачи предметного курса Формирование читательской компетентности младшего школьника Овладение способом синтагматического чтения; Овладение способами понимания литературного текста; Открытие законов творчества – законов авторства; Овладение законами речемыслительной деятельности, диалогового общения.

Методическое обеспечение предметного курса Учебник «Где прячется чудо?» Рабочая тетрадь Обучение литературному чтению во 2-ом классе (методическое пособие на диске) Тетрадь для тренировки и самопроверки Цифровые ресурсы

Дидактические тексты во 2 классе – это тексты- рассуждения о… 1 раздел «Каким бывает слово» 1) Любви А.С. Пушкина к осени 2) О смысле слова в жизни человека 3) О пословице и её роли в литературе 4) О таланте (даре) человека 5) О таланте и трудолюбии 6) О притче и тайне, которую может раскрыть читатель 7) О создании образа в произведении 8) О мире звуков, музыки, в который попадает читатель

Дидактические тексты во 2 классе – это тексты- рассуждения о… 2 раздел «Волшебные превращения слова» 9) О том, почему возникает спор 10) О грамотной и неграмотной речи 11) О том, как автор использует слова в произведении 12) О внимательном отношении к слову 13) О выдумке автора и силе смеха 14) Об интонации людей и персонажей 15) О гостеприимстве 16) О силе вежливых слов 17) Об обидных словах и жизненных уроках

Дидактические тексты во 2 классе – это тексты- рассуждения о… 3 раздел «Волшебники слова» 18) Об авторе и читателе 19) О слове, интонации и стихах 20-26) Перенос синтагматического способа чтения, отработанного на дидактических текстах, на художественные произведения разных жанров. * Всего в учебнике 2 кл. (во 2 части) 26 условных уроков. 19 уроков содержат дидактические тексты.

Дидактические тексты (2 класс). 1 книга Назначение текстов: овладение способом синтагматического чтения. Количество текстов: 19 (все тексты – без партитуры) 1 раздел «Каким бывает слово»: 8 текстов. 2 раздел «Волшебные превращения слова»: 9 текстов. 3 раздел «Волшебники слова»: 2 текста. Ученики, читая дидактические тексты, продолжают делить высказывания на речевые звенья; выделять в речевом звене ключевое слово; определять места повышения и понижения тона.

Синтагматическое чтение* Это / первая весточка / наступающей осени. / 1 речевое звено 2 речевое звено 3 речевое звено МОДЕЛЬ Словарик читателя Речевые звенья – это части высказывания, относительно законченные по смыслу. Во время чтения они отделяются друг от друга паузой. Ключевые слова – важные для понимания смысла текста слова, которые при чтении вслух следует выделять с большей силой голоса.

Прочитай текст «по-взрослому». Вспомни, что для этого нужно: 1) поделить каждое высказывание на речевые звенья; 2) в каждом речевом звене подчеркнуть ключевые слова; 3) отметить особую интонацию в конце высказывания; 4) отметить особую интонацию внутри высказывания. Лето прошло. // От каникул остались // одни воспоминания. // На дворе сентябрь. // А деревья / по-прежнему / стоят зелёные. // Солнце / греет по-летнему. // И всё-таки чувствуется в воздухе / приближение осени. // Если внимательно / приглядеться к клёну, / то в густой шапке листьев / можно заметить / желтеющие листья. // Это / первая весточка / наступающей осени. // Александр Сергеевич Пушкин / справедливо / считал осень / самым удивительным / и ярким временем года. // Урок 1

1. Прочитай рассуждение о притче. Обрати внимание на предложение, в котором названы читательские действия, необходимые для понимания притчевого слова. 2. О чём тебе удалось узнать из рассуждения? (Варианты ответов…) Притча / – небольшой рассказ, / содержащий поучение. // Совсем как пословица / и сказка. // «Притча о талантах» / – удивительный житейский рассказ. // Из него / становится ясным то, / что таланты / надо развивать / каждому человеку. // Тот, / кто не понял смысл / этой притчи, / может не понять / и других произведений. // Поэтому важно подумать / о глубоком смысле притчи. // Постараться разгадать его. // Почему / читатель не всегда / сразу вникает / в притчевое слово? // Потому что оно / иносказательно, / как бы по-иному сказано. // Чтобы его понять, / нужно подумать, вспомнить / ситуации из жизни, / поговорить со взрослыми. // Слово в притче / содержит тайну, / которую и предстоит разгадать / талантливому читателю. // Ему «не стоит зарывать / свой талант / в землю». // Иначе / он не узнает / главного! // Урок 6

Этапы работы с учебным (дидактическим текстом) 1. По внешним признакам определить, как расположено учебное задание по отношению к тексту. Этап первичного знакомства с учебно-практической задачей и текстом. 2. Прочитать учебно-практическую задачу. Дать комментарий к каждому пункту: расшифровать, что предстоит сделать, решая данную часть задачи, каким способом. Этап прогнозирования и коммуникации. 3. Прочитать учебный (дидактический) текст «для себя». Прокомментировать, какие навигаторы чтения присутствуют (отсутствуют) в данном тексте. Этап анализа и коммуникации.

Этапы работы с учебным (дидактическим текстом) 4. Определить то, о чём говорится в учебном тексте с опорой (или без опоры) на ключевые слова. Этап интерпретации. 5. Решать учебную задачу поэтапно в соответствии с конкретными заданиями. Этап анализа и интерпретации. 6. Прочитать текст с опорой на партитуру. Обсудить полученный результат: сделать выводы о верном (неверном) решении учебной задачи. Этап активной коммуникации и контроля над учебными действиями. 7. Оценить учебные действия по формированию способа чтения. Заполнить оценочную таблицу. Этап оценивания. 8. Подведение итога деятельности. Формулирование выводов о результатах решения учебно-практической задачи («Чему научились?», «Что нового открыли для себя?», «Над чем ещё предстоит работать?» и др.) Этап рефлексии.

Задача формирования способа синтагматического чтения – важная задача, но не единственная Частенько люди / любят поспорить. // Из-за чего / это происходит? // Наверное, из-за несогласия / между ними, / из-за того, / что один / думает так, / а другой / иначе. // Для того чтобы прийти / к какому-то мнению, / стоит внимательно выслушать / обе стороны. // Но случается / совсем по-другому. // Спор / – это «горячее» общение / между говорящими. // Как кипяток! // Тронешь одного, / – он начинает бурлить / и выкрикивать / грубые, / резкие слова. // А ведь только минуту назад / был таким ласковым / и вежливым. // Спорить, / оказывается, / надо уметь. // Убеждать / в своей правоте / культурно / не так-то просто. // В споре / можно нечаянно / или специально / обидеть человека. // Представь себя / на его месте. // Не хочешь? // Тогда учись спорить / грамотно! // Не будь / невежей! // Урок 9

Информация из рассуждения о… 1. Что такое спор? 2. Почему люди спорят? 3. Нужно ли учиться спорить? Зачем? В каком выражении содержится главная мысль текста? Сделай выбор. 1) Не будь невежей! 2) Учись спорить грамотно. + 3) Частенько люди любят поспорить. 4) Спор – это «горячее» общение.

Стр Перенос способа на художественное произведение И. П. Токмакова Радость Радость / – если солнце светит, / Если в небе / месяц есть. // Сколько радости на свете / Не измерить / и не счесть. //

Критерии чтения Осознанность; Грамотность (безошибочность); Соблюдение темпа, адекватного замыслу автора; ___________________________________________ Выразительность: соблюдение пауз; выделение ключевых слов; умение передать настроение

Урок 20 – урок переноса способа чтения. Ю.И. Коваль «Бабочка»

В чём заключается искусство писателя? … В том, чтобы находить «единственно нужное размещение единственно нужных слов». Л. Н. Толстой

Задача ученика Идя за замыслом автора, проникнуть в тайну единственно нужного размещения единственно нужных слов.

Задача учителя Создать условия для того, чтобы диалог читателя и автора состоялся.

Компоненты структуры читательской компетентности Познавательный: знания (степень их обобщения и полноты). Операционально-технологический: умения (степень свернутости освоенности, возможность переноса выполняемых действий). Ценностно-смысловой: ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу, содержанию и результату деятельности).

Критериальное оценивание учащимися своих умений Задание: оцени своё чтение. Я умею в процессе чтения Оценка (+ / –) Делать паузы между речевыми звеньями. Выделять голосом ключевые слова в речевом звене. Определять места повышения (понижения) тона в тексте. / Показывать голосом повышение (понижение) тона во время чтения.

На этих сайтах много интересного и полезного! «Библио Гид» ( «Книжное обозрение» ( «Солнышко» ( «Кукумбер» ( «Электронные пампасы» (

Задание к следующему вебинару Назвать те проблемы, которые возникают в Вашей работе с детьми на уроках литературного чтения. Проблемы, связанные с формированием читательской компетентности младшего школьника. Подготовить творческие работы учащихся, которые были написаны в рамках программы по литературному чтению. Эти работы нам нужны для комментариев на вебинаре, посвящённом развитию творческих способностей младшего школьника. Работы высылайте на электронный адрес под темой «Для вебинара по творчеству»: