Паронимы Паронимы - это (от пара... и греч. ónyma - имя, название, слово) слова, близкие друг другу по звучанию, частичное совпадение внешней формы которых.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Паронимы…Что мы о них знаем?. До того как ввели ЕГЭ, о существовании паронимов почти никто не знал. Знали, что есть синонимы, антонимы, омонимы. А паронимы…
Advertisements

Паронимы Урок культуры речи в 8 классе.. Орфоэпическая разминка крас и вее, парал и ч, пр а внучка, бархат и стый, камен и стый, м у скул и стый, гр у.
Сергеев Николай Михайлович, МБОУ «СОШ 8», 1 А класс Руководитель: Сергеева Венера Викторовна.
Что такое Дружба ?. Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
С днём Святого Валентина! Желаем счастья в этот день, Тепла от всех кто будет рядом, Улыбок светлых на лице.
Тема : Наречие как часть речи Цель : Познакомить с наречием, как частью речи. Закрепить знания о частях речи. Воспитывать любовь к родине. Развивать словарный.
Фотоальбом «Моя дружная семья!» Ученицы первого класса Лукьяновой Анастасии.
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Было это в одной восточной стране. Люди, живущие в ней, были несчастны, потому что они забыли все наказы и всё, чему их учили в древности мудрые люди.
Группа 1 I.Рассказать о способах подчинительной связи. Объяснить, как их отличить друг от друга. II.Рассказать об особенностях назывных предложений. Привести.
Праздник 8 Марта «Мамин День» В этот день ещё лет двести, Закадычные друзья, Собираться будем вместе - Мама, солнышко и я.
С Днём учителя! Посвящается мамам и бабушкам, выбравшим профессию Учителя. Презентацию подготовили учащиеся МБОУ – СОШ 3 им. А.С. Пушкина г. Орла 7 «А»
Сказка о цифрах (для дошколят студии «Солнышко»).
«Путешествие в Цветоград» Обобщающее повторение по теме «Имя прилагательное»
Дорогие ребята! Многие из вас порой не знают, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации. Не знают, к кому обратиться за помощью, поддержкой.
Любовь с первого взгляда МБОУ Варьеганская ОСШ Педагог- организатор Черноножкина О.М.
"Учебник из семейной библиотеки" Сказка о старом учебнике Участница конкурса: Семёнова Ксения, ученица 6Б класса, МОУ «Лицей 17» г.Славгорода.
Презентация подготовлена I группой. 1. Вместе мы рассмотрели и разобрали проблемы подростков. 2. Мы обсудили эти проблемы. 3. Мы занесли все данные в.
«Имя тебе - Женщина». У каждой женщины есть логика своя, Замешанная на чутье и чувстве. И женщина живет, в себе тая Осколки радости и капли грусти… У.
Линия с характером Занятие по рисованию в старшей группе детского сада.
Транксрипт:

Паронимы

Паронимы - это (от пара... и греч. ónyma - имя, название, слово) слова, близкие друг другу по звучанию, частичное совпадение внешней формы которых является случайным, то есть не обусловлено ни семантикой, ни словообразовательными процессами, например время и бремя, апеллировать и оперировать и т.п. Некоторые учёные считают паронимами однокоренные слова, сходные в структурном и звуковом отношении, принадлежащие к одной части речи или имеющие общие грамматические признаки. На основе частичного звукового совпадения слов может происходить внешнее изменение одного из них (обычно менее привычного для говорящих), известное в лингвистике как ложная этимология. Иногда случайное звуковое совпадение приводит к изменениям, закрепляющимся в языке, например "свидетель" было связано в древнерусском языке не с корнем вид- (видеть), а с вед-(сродни ведать, сведущий). П. могут ошибочно употребляться говорящими ("ступень ноги" вместо "ступня ноги"), использоваться в поэзии (в том числе в рифмах), а также в каламбурах.

В стране красивой и большой Там, далеко, за четырьмя морями Отсутствует лишь правил строй, Грамматика забыта уж веками. Конечно, люди без паронимов живут Не знают, что это такое. Не разбирают они смысла букв, И счастья нет там никакого.

В стране той грустно и уныло: Не понимают люди слов друзей, И время там как будто бы застыло, Не станет никогда там веселей. Ведь ГЛАВНЫЕ улицы ЗАГЛАВНЫМИ стали, ОПАСНЫЙ мост ОПАСЛИВЫМ вдруг стал Сомнений нет – там люди ничего не знали И весь народ там так устал!

ОТВЕТНЫЕ граждане, ОТВЕТСТВЕННАЯ реакция – Всё перепуталось у сказочных людей. Но мудрецы придумали всё заново, Все правила создали от корней! Работа БУДНЯЯ вновь стала БУДНИЧНОЙ, ЗАПАСНЫЙ человек в ЗАПАСЛИВОГО превратился. Всё встало на свои места, И замысел мудрых людей осуществился.

И так легко вдруг стало людям жить, Ведь понимать друг друга они стали. И крепче начали они дружить, И столько нового узнали!!! Классификация паронимов: Приставочные: выплата-оплата Суффиксальные: цветной-цветовой Финальные: метод-метода Контактные( не имеют похожих значений): становление-установление; табло-таблица Синонимические: травяной-травянистый Паронимы являются причиной многочисленных речевых ошибок. Например, прочно укрепились в повседневной жизни паронимы ОДЕТЬ и НАДЕТЬ: мы принимаем их за синонимы и используем часто неправильно.

Лариса Финкель Лариса Финкель Девчушка Света, отроду - пять лет, Соседкой приглашённая на праздничный обед, Стоит пред зеркалом, и платье НАДЕВАЕТ, Руками цепкими себе активно помогает… НАДЕЛА платье кружевное - стала, как конфета! Ну, до чего красиво Света, в платье то ОДЕТА. НАДЕВ колготки белые и туфли с бантом, Кокетливо глядит на пояс с кантом. НАДЕТЬ сейчас тот пояс или нет, «Пожалуй, позже!» - прозвучал ответ… Ах, как чудесно ножки Светы, В ту обувь были празднично ОДЕТЫ… Вообще-то, правильно сказать – обуты, Но цель у нас сейчас другая – ножки не разуты.

На шейку - бусы мамины кокетливо НАДЕТЫ, Ну, до чего красиво, шейка в жемчуга ОДЕТА! Взяв куколку в подарок, Света брошь НАДЕЛА, От удовольствия, та кукла - «мама» вдруг запела. НАДЕВ пальто, Светлана быстро вышла, Ох, как красиво у неё всё вышло! Девчонка, как картинка сразу стала, НАДЕЛА всё, но показалось ей, что мало… НАДЕЛА шарфик, шапочку и рукавички, Так ОДЕВАТЬСЯ – стало для неё – привычкой. Не стоит детям - голову «ломать», Грамматикой их сильно загружать. Вы прочитайте на ночь стих – они поймут, Конечно, если очень быстро не уснут …

"Нельзя надеть Надежду, Нельзя одеть одежду. Надежду нужно одевать, Одежду нужно надевать." Запарили безграмотно писать

Вставьте в данные предложения глаголы одеть/надеть 1. Мама …….. чехол на чемодан. 2. Девочка ……. куклу Катю. 3. Старший брат ……сестру. 4. Сегодня девочка …..новые туфли. 5. Брат ……. часы на руку. 6. Девочке подарили игру «…. медвежонка». 7. Мальчик …….стрекозу на булавку. 8. Бабушка …….внука. 9. Сестра ……новое пальто. 10. Космонавт ……….скафандр.

Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу 1.(Болотный, болотистый) ил является отличным удобрением. 2. Один берег реки луговой, а другой (глинистый, глиняный). 3.(Соседний, соседский) кот важно прошел на кухню. 4. После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное, искусственное) питание. 5. Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах.

Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу 1. В жаркий день приятно походить по (теневым, тенистым) аллеям. 2. В квартире нужно было (провести, произвести) ремонт. 3. На поляне мы увидели высокий (земельный, земляной) холм. 4. Эти фотографии сохранились в семье, потому что моя бабушка очень (бережная, бережливая). 5. Давайте найдем в себе (скрытые, скрытные) резервы и доберемся до вершины.

Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу 1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент, абонемент). 2. У девушки были пухлые, (чувственные, чувствительные) губы. 3. В этот день я услышал много (обидных, обидчивых) слов. 4. Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения. 5. Все вокруг привлекательно: и (близкие, ближние), и (далекие, дальние) холмы.

Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу 1. Студент быстро (усвоил, освоил) материал. 2. Молодой рабочий (усвоил, освоил) профессию токаря. 3. Мальчик отвечал на вопросы с каким- то (виноватым, виновным) видом. 4. Мать приготовила (сытый, сытный) завтрак. 5. В новых кварталах города находятся самые (высокие, высотные) дома.

Замените слова, употребленные без учета их семантики, соответствующими паронимами. 1. Славу Караченцову принесла заглавная роль в легендарном спектакле «Юнона» и «Авось», где он создал образ графа Рязанова. 2. Вашему вниманию предоставляется доклад о творчестве М.Зощенко. 3. Мне купили новые масленые краски. 4. Порошковая металлургия – современная эффектная технология.

Замените слова, употребленные без учета их семантики, соответствующими паронимами. 1. Командировочный уже выполнил задание полностью. 2. Ее объяснение было очень доходным. 3. После маминого сытого борща есть не хочется долго. 4. Она была очень эффективной женщиной. 5. Заглавную роль в фильме «Анна Каренина» сыграла Татьяна Самойлова.

Проверь себя: задание А-2 в формате ЕГЭ В каком предложении вместо слова игривый нужно употребить игральный? 1)Его игривое настроение передалось и мне. 2)В углу стоял игривый автомат. 3)Котенок у Васи был очень игривый. 4)Игривый вид этого животного невольно вызывал улыбку.

Проверь себя: задание А-2 в формате ЕГЭ В каком предложении вместо слова верткий нужно употребить вертлявый? 1)На ковре этот совсем еще маленький мальчик был ловким, вертким бойцом. 2)Верткая манера поведения Игоря не внушала доверия. 3)Высокий рост и большой вес отрицательно сказывались на его верткости. 4)Движения Пети были быстрыми и верткими.

Проверь себя: задание А-2 в формате ЕГЭ В каком предложении вместо слова двойной нужно употребить двойственный? 1)Даже двойные рамы окон не спасали нас от холода в комнате. 2)Я решил в саду посадить двойной ряд кустарников. 3)Я одновременно испытывал радость и страх, и это двойное чувство не покидало меня. 4)Мария ласково улыбалась, но мне казалось, что она по отношению ко мне ведет двойную игру.

Проверь себя: задание А-2 в формате ЕГЭ В каком предложении вместо слова массовый нужно употребить массивный? 1)Успешное выступление фигуристов на чемпионате мира способствовало массовому увлечению этим видом спорта. 2)Пройдя необходимый контроль, этот вид продукции был запущен в массовое производство. 3)Этот ансамбль является типичным представителем массовой музыкальной культуры. 4)На столе среди прочих книг лежал этот массовый фолиант.