Формирование универсальных учебных действий на уроках Русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование универсальных учебных действий при изучении ОРКСЭ, дисциплин духовно- нравственной направленности.
Advertisements

Формирование и планирование УУД в рамках ФГОС НОО на различных этапах урока. МБОУ «Соболевская СОШ» учитель начальных классов Егорова Валентина Ивановна.
Формирование УУД на разных этапах урока. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ или что необходимо уметь ребенку в современном обществе?
Активные методы обучения! (современные образовательные технологии)
Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС.
ПРЕДМЕТ ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Учитель и ученик – это единое целое педагогического процесса, следовательно, современный урок должен проходить в сотрудничестве.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» (Б. Шоу)
Анализировать свои действия Обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание Самостоятельно принимать решения,
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС Зверкова Е.Г.
Формирование УУД в начальной школе Дикова М.А., учитель начальных классов МОБУ Ирбейская сош г.
Требования к уроку Традиционный урокУрок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся.
У РОК В РАМКАХ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Жукова Н.П. МОУ Гимназия 4.
Урок как основная форма организации учебной деятельности.
Способы и инструменты организации деятельности обучающихся на уроках физики в условиях системно- деятельного подхода. Учитель физики Парамонова В.Ф. МБОУ.
ФГОС : ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут : анализировать свои.
Требования к уроку Традиционный урокУрок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиеся (учитель подводит.
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС.
Транксрипт:

Формирование универсальных учебных действий на уроках Русского языка и литературы

Иванова Юлия Павловна г. Санкт – Петербург г. Санкт – Петербург ГБОУ школа 507 ГБОУ школа 507 Учитель высшей категории Учитель высшей категории

«Учить учиться» Посредственный учитель излагает. Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Великий учитель вдохновляет. Уильям Уорд Уильям Уорд

Главное требование ФГОС – формирование УУД: Познавательные ( умение эффективно работать с различной информацией) Познавательные ( умение эффективно работать с различной информацией) Регулятивные (умение организовывать свою деятельность) Регулятивные (умение организовывать свою деятельность) Коммуникативные (умение взаимодействовать в социуме) Коммуникативные (умение взаимодействовать в социуме) Личностные (умение делать самостоятельный выбор и отвечать за него) Личностные (умение делать самостоятельный выбор и отвечать за него)

Что изменилось? Трансляция готовых знаний Пассивный получатель готовых знаний Скрытое управление процессом получения знаний, консультация, помощь Активный «добытчик» новых знаний

Как? ( урок комбинированного типа) Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся Учитель подводит к осознанию темы Познавательные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД

Конкретные практические методы и приемы Создание ситуации проблемного диалога (Е.Л.Мельникова) Создание ситуации проблемного диалога (Е.Л.Мельникова) «Почему из двух существующих названий данной повести авторы учебника выбрали именно «В дурном обществе»? «Почему из двух существующих названий данной повести авторы учебника выбрали именно «В дурном обществе»? ? ? ?

Сообщение целей и задач урока, мотивация Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Учитель подводит к осознанию целей и задач Регулятивные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД

Создание мотивации – выяснение целей, ожиданий, опасений «Дерево ожиданий» «Дерево ожиданий» «Список покупок» «Список покупок» «Лицензия на приобретение знаний» «Лицензия на приобретение знаний» «Разноцветные листы» «Разноцветные листы»

Конкретные практические методы и приемы Составление таблицы «Знаю – не знаю» (в форме теста, блиц-опроса, игры) Составление таблицы «Знаю – не знаю» (в форме теста, блиц-опроса, игры) Метод кластеров Метод кластеров «Умные вопросы» (дивергентные, эвристические) «Умные вопросы» (дивергентные, эвристические) Ассоциативные цепочки Ассоциативные цепочки Актуализация знаний с помощью рисунков, коллажей… Актуализация знаний с помощью рисунков, коллажей… Переформулировка проблемы своими словами Переформулировка проблемы своими словами «Мозговой штурм» «Мозговой штурм»

Планирование Планирование учащимися способов достижения поставленной цели Учитель помогает, советует Регулятивные УУД Регулятивные УУД Планирование Планирование

Конкретные практические методы и приемы Интерактивный плакат Интерактивный плакат Работа с картой урока: Работа с картой урока: восстанови последовательность этапов урока восстанови последовательность этапов урока каких этапов не хватает, какие лишние? каких этапов не хватает, какие лишние? какие можно объединить (удалить)? какие можно объединить (удалить)? чем можно заменить…? чем можно заменить…? распланируй сам и проверь у соседа, по образцу распланируй сам и проверь у соседа, по образцу докажи свою точку зрения докажи свою точку зрения выбери из возможных самый рациональный и докажи свое мнение выбери из возможных самый рациональный и докажи свое мнение коллективно ( в группе) составь план урока. коллективно ( в группе) составь план урока. Составление алгоритмов, инструкций, схем последовательностей Составление алгоритмов, инструкций, схем последовательностей

Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют деятельность по намеченному плану Учитель консультирует Познавательные Познавательные Регулятивные Регулятивные Коммуникативные. Коммуникативные.

Конкретные практические методы и приемы Мини-проекты Мини-проекты Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся: Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся: Ролевые игры ( инсценировки, ситуативные игры, «живая фотография» (иллюстрация), групповая работа с распределением социальных обязанностей: генератор идей, скептик - аналитик, секретарь, директор, заводила… (на урок, на длительный период времени) Ролевые игры ( инсценировки, ситуативные игры, «живая фотография» (иллюстрация), групповая работа с распределением социальных обязанностей: генератор идей, скептик - аналитик, секретарь, директор, заводила… (на урок, на длительный период времени) Работа с учебником (проверь, исправь. дополни, сократи, разверни, прокомментируй, законспектируй. Оцени рассказ, стиль подачи материала, наличие дополнительного материала, подбор и количество примеров, иллюстраций, схем. диаграмм. Приведи свой пример, иллюстрацию,схему, диаграмму, замени, где считаешь необходимым, иллюстрацию схемой, таблицей. …) Работа с учебником (проверь, исправь. дополни, сократи, разверни, прокомментируй, законспектируй. Оцени рассказ, стиль подачи материала, наличие дополнительного материала, подбор и количество примеров, иллюстраций, схем. диаграмм. Приведи свой пример, иллюстрацию,схему, диаграмму, замени, где считаешь необходимым, иллюстрацию схемой, таблицей. …)

Использование справочного аппарата: одновременная работа с различными источниками информации, сравнение, дополнение, разъяснение, приведение различных примеров, различных видов иллюстраций… Использование справочного аппарата: одновременная работа с различными источниками информации, сравнение, дополнение, разъяснение, приведение различных примеров, различных видов иллюстраций… Практические работы Практические работы «Мозговой штурм «Мозговой штурм Карта памяти Карта памяти «Ульи» «Ульи» «Визитные карточки» «Визитные карточки» «Экспертиза» «Экспертиза» «Карта группового сознания» «Карта группового сознания» «Экспресс-портрет» «Экспресс-портрет» «Словотоки» «Словотоки» «Композиция» «Композиция»

Дискуссия Круглый стол Круглый стол Заседание экспертной группы Заседание экспертной группы Форум Форум Дебаты Дебаты Заседание суда Заседание суда Техника аквариума Техника аквариума

Методы и приемы предоставления результатов самостоятельной работы «Инфо-карусель» «Инфо-карусель» «Автобусная остановка» «Автобусная остановка» «Ярмарка» «Ярмарка» Написание синквейна Написание синквейна Рекламный ролик (инсценировка, мини- презентация) Рекламный ролик (инсценировка, мини- презентация)

Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль) Учитель консультирует Регулятивные Регулятивные Коммуникативные Коммуникативные

Конкретные практические методы и приемы Методика безотметочного обучения Г.А.Цукерман: «Светофор» Методика безотметочного обучения Г.А.Цукерман: «Светофор» Самопроверка, взаимопроверка по памяткам оценивания (для устных и письменных работ), по заранее сообщенным (выработанным) критериям оценивания проверочных, контрольных, практических, творческих работ. Самопроверка, взаимопроверка по памяткам оценивания (для устных и письменных работ), по заранее сообщенным (выработанным) критериям оценивания проверочных, контрольных, практических, творческих работ. Взаимопроверка (сразу, после самопроверки с соотнесением результатов двух проверок) Взаимопроверка (сразу, после самопроверки с соотнесением результатов двух проверок) Проверь, соотнеси, сравни Проверь, соотнеси, сравни ! Докажи свою точку зрения ! Докажи свою точку зрения

Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и самостоятельно осуществляют коррекцию Учитель консультирует, советует. помогает Коммуникативные Коммуникативные Регулятивные Регулятивные

Конкретные практические методы и приемы Что вызвало наибольшие затруднения? («Болото ошибок») Что вызвало наибольшие затруднения? («Болото ошибок») Почему? Каких знаний не хватило? Почему? Каких знаний не хватило? К какому пункту плана работы стоит вернуться и доработать? К какому пункту плана работы стоит вернуться и доработать? Помоги исправить… Помоги исправить… Какие источники информации помогут исправить ошибку? Какие источники информации помогут исправить ошибку? Использование какого из них будет оптимально в данных условиях? Использование какого из них будет оптимально в данных условиях? Исправь, пользуясь … Исправь, пользуясь …

Регулятивные Регулятивные Коммуникативные Коммуникативные Личностные Личностные Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание товарищей) Учитель консультирует ( после ответов учеников)

Практические методы и приемы Использование методики безоценочного обучения Г.А.Цукерман : «Волшебная линеечка» Использование методики безоценочного обучения Г.А.Цукерман : «Волшебная линеечка» Работа с картой урока ( «Пометки на полях») Работа с картой урока ( «Пометки на полях») Рецензирование по памяткам: Рецензирование по памяткам: За что похвалим? За что похвалим? Что бы изменили в ответе товарища? Что бы изменили в ответе товарища? Над чем работать дальше? Над чем работать дальше? Чью работу на уроке необходимо отметить? Докажи свое мнение Чью работу на уроке необходимо отметить? Докажи свое мнение Распределение номинаций Распределение номинаций «Классный суд» с распределением ролей : прокурор, адвокат, судья, свидетели… «Классный суд» с распределением ролей : прокурор, адвокат, судья, свидетели…

Активные методы релаксации «Энергия -1» «Энергия -1» «Роботы» «Роботы» «Постройся по росту» «Постройся по росту» Четыре стихии» Четыре стихии» «Красная шапочка и серый волк» «Красная шапочка и серый волк» … …

Коммуникативные Коммуникативные Регулятивные Регулятивные Личностные Личностные Итог урока Учащиеся оценивают роль данного урока для собственного развития и свою роль в данном уроке Учитель анализирует полученную информацию, планируя и корректируя свою работу в дальнейшем

Практические методы и приемы Карта урока («Пометки на полях») Карта урока («Пометки на полях») Тест «Плюс-минус» Тест «Плюс-минус» Ленты, диаграммы самочувствия, настроения. Ленты, диаграммы самочувствия, настроения. Символы, листы обратной связи Символы, листы обратной связи Групповые (индивидуальные) «живые фотографии») Групповые (индивидуальные) «живые фотографии») Ассоциативные цепочки на материале урока ( с комментариями по необходимости) Ассоциативные цепочки на материале урока ( с комментариями по необходимости) «Тетради личных открытий» «Тетради личных открытий» «Возвращение к «Дереву ожиданий» «Возвращение к «Дереву ожиданий»

«Мухомор» («Сыр с дырками») «Мухомор» («Сыр с дырками») Закончи высказывание Закончи высказывание ( устно, письменно): ( устно, письменно): «Мудрый совет» «Мудрый совет» «Письмо самому себе» «Письмо самому себе» «Все у меня в руках» «Все у меня в руках» «Итоговый круг» «Итоговый круг» «Что я почти забыл?» «Что я почти забыл?» «Ресторан» ( « Книга отзывов и предложений») «Ресторан» ( « Книга отзывов и предложений») «Комплименты» «Комплименты» «Таблица ЗУХ» «Таблица ЗУХ»

Домашнее задание Учащиеся выбирают задания из предложенных учителем по своим возможностям, предлагают свои варианты для себя и других Учитель предлагает различные варианты заданий, дифференцируя по уровню сложности, доле творчества, корректирует варианты заданий, предложенных учениками Познавательные Познавательные Регулятивные Регулятивные Коммуникативные Коммуникативные Личностные Личностные

Примеры дифференцированного домашнего задания Тема: «». Тема: «». 1 уровень – обязательный: упражнение из учебника по теме «о - е после шипящих в корне слова» 1 уровень – обязательный: упражнение из учебника по теме «о - е после шипящих в корне слова» 2 уровень - слайд-шоу «заимствованные слова на правило «о-е после шипящих в корне слова» 2 уровень - слайд-шоу «заимствованные слова на правило «о-е после шипящих в корне слова» 3 уровень - составление сказки или рассказа объемом 1\2 страницы, в которых употреблено как можно большее количество слов на изучаемое правило. 3 уровень - составление сказки или рассказа объемом 1\2 страницы, в которых употреблено как можно большее количество слов на изучаемое правило.

Выводы Использование АМО, понимание целей современного образования, креативный подход Использование АМО, понимание целей современного образования, креативный подход Формирование УУД Формирование УУД Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России

Спасибо за внимание