Количественные методы и автоматическая обработка данных в изучении актуального фольклора А.С Архипова, Д.А Радченко Лаборатория теоретического фольклора ШАГИ РАНХиГС
совокупность фольклорных текстов, которые комментирует актуальные события, и для понимания которых требуется знание новостной топики и, нередко, выразительных средств массовой коммуникации [Frank 2011:7] выражен в различных жанрах: анекдоты, городские легенды, «фотожабы», пародии, плакаты на митинге, слухи и проч.) Актуальный фольклор: к определению понятия
Ellis Ellis, Bill. Making a Big Apple Crumble: The Role of Humor in Constructing a Global Response to Disaster.// New Directions in Folklore 6 (June 2002). URL: Fahey, Warren. SHOCK HORROR: The Folklore of Disaster. html html Fialkova 2001 – Fialkova, Larisa. Chornobyls Folklore: Vernacular Commentary on Nuclear Disaster// Journal of Folklore Research Vol. 38, No. 3. P Frank Frank, Russell. Newslore: Contemporary Folklore on the Internet. Jackson: University Press of Mississippi, p. Hathaway Hathaway Rosemary V.. "'Life in the TV': The Visual Nature of 9/11 Lore and Its Impact on Vernacular Response." Journal of Folklore Research 42.1 (2005): Kuipers Kuipers, Giselinde. Where Was King Kong When We Needed Him? Public Discourse, Digital Disaster Jokes, and the Functions of Laughter after 9/11 //T he Journal of American Culture Volume 28, Number 1. P Laineste Laineste, Liisi. Take It With A Grain Of Salt: The Kernel Of Truth In Topical Jokes // Electronic Journal of Folklore Issue P Oring Oring, Elliot. Jokes and the discourse of disaster //The Journal of American Folklore Vol.100. #397. P Ньюслор/Актуальный фольклор: литература ИССЛЕДОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КЕЙСОВ
Топика Скорость реакции на событие Объем производимых текстов Длина жизненного цикла Цитатность Ключевые особенности актуального фольклора НЕОБХОДИМОСТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА
отражает реакцию общества на актуальные события является реакцией и в этом качестве является как средством адаптации/компенсации, так и способствует становлению групповой идентичности. формирует представление сообщества о текущих событиях/процессах и нормирует отношение к ним. Функции актуального фольклора
топика и динамика функционирования текстов коррелирует с интенсивностью развития событий и их освещением; с другой стороны, она также отражает изменение установок определенных общественных групп => может служить диагностическим признаком восприятия их носителями [медиа]-реальности и => гипотетически позволяет построение прогностических моделей Основные гипотезы проекта
Актуальный политический фольклор и антропология протеста Мониторинг формирования коллективной идентичности в фольклоре Фольклор катастроф и современная эсхатология Текущие проекты «Мониторинга актуальных форм городского фольклора»:
BIG DATA Объем корпуса текстов Объем сетей трансмиссии текстов Скорость возникновения текстов Объем контекстуальной информации + неоднородность текстов Специфика исследования актуального фольклора
ПРОЦЕДУРЫ В СОСТОЯНИИ РАЗРАБОТКИ WARNING!
Data Mining Дескриптивная статистика Семантический анализ Контент-анализ Метод социальных сетей Количественные методы в исследовании актуального фольклора
Получение данных: Yandex.Блоги, Google Analytics, Python Social Chain Mining Scripts (Д.Николаев) Обработка данных: Microsoft Excel, R statistics Создание моделей социальной сети: NodeXL Семантический анализ: SEO-инструментарий Инструментарий автоматической обработки данных
Скорость фольклорной реакции Период бытования текста География распространения текста (физическая, социальная) Семантический состав текста Измеряемые показатели
Генерирование [фольклорного] текста Корпус текстов Участие в трансмиссии ФТ путем его воспроизведения в любой форме Устное или письменное воспроизведение Перепост Косвенное выражение одобрения, выраженной в фольклорном тексте «лайк» Участие в обсуждении фольклорного текста комментарий Измеряемые формы фольклорной реакции
Проверка данных Отклонение индивидуальных распределений от средних значений по первому параметру составила 15%, по второму – около 5%: фотографы уделяли одинаковое внимание участникам шествия обоих полов, но по-разному относились к фиксации невербальных средств. ТРЕБУЕТСЯ КОРРЕКЦИЯ ПОЛЕВОЙ РАБОТЫ
Сдвиг f>m Сдвиг к молодежи 1. Отражает ситуацию протеста (СПБ – несанкционированное мероприятие) 2. Изменяет профиль текстов (МСК – больше цитатных мимов, инфантилизации текстов) Социальные сети: Демографический профиль носителей фольклора
1. Основные распространители анекдотов, содержащих ПЛ – мужчины, чаще – москвичи или жители регионов 2.Пользователи, связанные с Украиной и Крымом, менее склонны к распространению таких текстов
Полевые данные: топика и выразительные средства плаката ?ИСТОЧНИКИ?
Семантический анализ: источники топики и средств выражения
ФОН (av1-6.13) Гипотеза С учетом количества пользователей в РФ и Украине «антиукраинской» лексики должно быть в 4,7 раза больше, чем «антироссийской». Реальный фоновый уровень - 1,25. Максимальный уровень в период конфликта – 4,00(март 2014) Уровень "антиукраинской" лексики по отношению к "антироссийской Измерение эксплицитной напряженности конфликта
dataSource: Yandex.Поиск по блогам Жизненный цикл текста: что такое «катастрофа»
Количество употребления лексем в % к сумме употреблений в 2014 г. Диагностика развития конфликтной лексики: естественный и искусственный жизненный цикл
Анекдот «Путин, Порошенко и Золотая Рыбка» Пик пере постов текста следует за пиком употребления лексемы В течение flat-периода лексемы текст периодически проникает на популярные ресурсы, вызывает одобрение, которое не отражается на активности трансмиссии: ПЕРИОД ПАССИВНОГО СОГЛАСИЯ С ТЕКСТОМ Диагностика характера употребления конфликтной лексики
Определение прагматики текста В первой половине 2014 г. в социальных сетях активно размещаются фотографии объявлений об «ответных санкциях». 43% - владельцами малого бизнеса как информационный/PR-повод. По отдельным свидетельствам, клиенты точек продаж охотно фотографируют эти материалы 24% - людьми, лично видевшими размещенные листовки в точках продаж/обслуживания, иногда специально посещавшими эти точки, чтобы увидеть листовки/сфотографироваться с ними 33% - пере посты Наибольшее количество публикаций - четверг- пятница: материал понимается скорее как юмористический, чем как серьезная публицистика.
Спасибо за внимание!