Олег Волков (volkovolek@gmail.com), 16.01.2015, ВШЭvolkovolek@gmail.com.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Прогнозы и постулаты. Бодуэн Освобождение от грамматических традиций (также отказ от навязывания чужих категорий, объективация)
Advertisements

СИНТАКСИС КАК УЧЕНИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ И СЛОВОСОЧЕТАНИИ Лекция 1.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
И Моделирование – это построение моделей реально существующих объектов; построение моделей реально существующих объектов; замена реального объекта его.
ОСНОВЫ ПРАГМАЛИНГВИСТИКИ. Используя язык, человек влияет на мир в целом, меняет социальную действительность: выносит кому-то приговор, ведет переговоры,
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ Конспект лекций в схемах. Раздел I ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ. РОЛЬ И МЕСТО УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ. Глава 1 ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
Последовательность освоения морфологическими категориями.
Социально и территориально обусловленная дифференциация языка.
Основные этапы моделирования. Моделирование – исследование объектов путем построения и изучения их моделей.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Тема 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 1. Проблемная область искусственного интеллекта 2. Модели представления знаний.
1.1. Введение в теорию организации. Организация (1) – это совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой - либо цели, решения какой - либо.
Классификация моделей по области использования Учебные модели – используются при обучении. Опытные – это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого.
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
Тема 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА. Эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе.
Использование интерактивных образовательных ресурсов для формирования универсальных учебных действий в условиях ФГОС второго поколения учитель начальных.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ Классификационные признаки моделирования Эффективность моделирования систем.
Транксрипт:

Олег Волков ,

Типология эргативности Как - и почему - типология Статическая и динамическая типология Внутригенетическая типология Контенсивная типология [ Кибрик 1992], [ Кибрик 2005]

Суть не в форме, а в семантике За языковыми процессами, типологическими обобщениями и т. п. стоят какие - то внеязыковые факторы, влияющие на них Набор этих факторов и принципов разнообразен и разнопланов Эти факторы и принципы проявляются на всех уровнях языка

Языковая способность развивается в соответствии с ними Принцип гештальта (« организуй своё поведение при помощи гештальтов – типовых блок - схем ») Принцип экономии (« достигай цели с наименьшей затратой усилий »)

Принцип приоритета (« из нескольких альтернатив выбирай наиболее для себя приоритетную ») Принцип динамического стереотипа (« запоминай полезные связи между совместно встречающимися явлениями как единый автоматически обрабатываемый комплекс »)

Когнитивная ( про мыслительную деятельность ) Перцептивная ( про связь с окружающей средой ) Коммуникативная ( про поведение в коммуникативной среде ) Социальная ( про поведение в социальной среде )

« При прочих равных условиях, кодируемый опыт легче хранить, обрабатывать и передавать если код максимально изоморфен этому опыту » [ Гивон 1985] Принцип оправдывает постоянное обращение ко внеязыковой действительности для объяснения языковых фактов Иконичность – на разных уровнях языка ( чаще всего – связан с линеаризацией )

( Номинативно )- аккузативная ( Абсолютивно )- эргативная Нейтральная лису ( сено - тибетский ) Активная америндские, бацбийский, табасаранский Контрастивная ( трёхчастная ) андский, моту ( австронезийский )

Что в данном случае такое « конструкция предложения »? Речь о морфологической или о синтаксической эргативности ? Существуют ли ещё какие - нибудь типы ? Сколько типов получится при исчислении ? 15

На синтаксис или на семантику опираются эти схемы ? Общепринято ли это решение ? Какие презумпции содержатся в данных схемах ?

Тенденция к семантической мотивированности Семантически одинаковое кодируется тождественно, семантически разное – нет Тенденция к экономичности Нейтрализовать семантические противопоставления, если они могут быть восстановлены косвенным путём Тенденция к различительности Различать то, что косвенным образом восстановить трудно

Принципы действуют независимо и могут вступать в конфликт «… степень их [ стратегий ] распространённости есть функция от их соответствия данным принципам » [ Кибрик 1992: 190] Задача : придумать и описать эту функцию

Получилась ли правдоподобная функция ? Почему ? Какие ещё факторы могут влиять на наполнение набора возможных базовых конструкций ? Какие ещё можно выделить базовые принципы кодирования ? Является ли получившаяся функция универсальной или она лингвоспецифична ?

Переход от алгоритмического взгляда на язык и правил - предписаний к правилам - советам ( если a, то можешь сделать b) Существует процессуальный механизм принятия решений, не являющийся строго детерминированным и обеспечивающий принципиальную множественность языковых процессов

Избыточность Ориентация на слушающего Лёгкость процессинга Аналогия …

[1982, 1987, 1992] 1. О естественности модели Адекватная модель языка должна объяснять, как он устроен « на самом деле » 2. О функциональных границах Всё, что имеет отношение к существованию и функционированию языка, входит в компетенцию лингвистики

3. О примате семантики Как содержательные, так и формальные свойства синтаксиса в значительной степени предопределены семантическим уровнем 4. О границах семантики К области семантики ( в широком смысле ) относится вся информация, которую имеет ввиду говорящий при развёртывании высказывания и которую необходимо восстановить адресату для правильной интерпретации этого высказывания

5. О модели языка Необходима разработка лингвистических моделей класса « мысль - сообщение » 6. Об исходной точке описания Исходными объектами лингвистического описания следует считать значения ( и предопределяющие их исходные для речемыслительного процесса сущности ) и им ставить в соответствие выражающие их языковые формы

7. О мотивированности Исторически исходное соотношение между смыслом и грамматической формой мотивировано : устройство грамматической формы отражает тем или иным образом суть смысла ( формирующих его речемыслительных процессов ). 8. О простоте Сложны лингвистические представления о языке вследствие их неадекватности, а язык устроен просто.