Примерная программа по формированию представлений о системе эталонов цвета, формы и величины у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель: научить детей составлять сериационные ряды по сенсорным эталонам, познакомить с основными принципами сериации и чередования. Составила учитель-дефектолог.
Advertisements

Сенсорное развитие детей в младшей группе детского сада МДОУ Детский сад 14 Младшая группа «Б» «Радуга» Презентацию подготовила и провела воспитатель группы.
Знакомим дошкольников с цветом и формой Для детей 4-5 лет.
МБДОУ «Шемуршинский детский сад «Алёнушка» Кружковая работа по сенсорному развитию детей «РАЗВИВАЙКА» (первая младшая группа детского сада) Выполнила:
Технология формирования зрительного восприятия у детей 4-5 лет с ЗПР.
Выполнила: Самарина Р. Р. Воспитатель МДОУ «Д/с 141 о. в.» г. Магнитогорск.
Формирование знаний о сенсорных эталонах у детей раннего возраста.
Использование блоков Дьенеша с целью развития логико – математических представлений у детей дошкольного возраста. Подготовила: Старший воспитатель Трошкина.
Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста.
Дидактические игры для малышей своими руками Презентация подготовлена из опыта работы воспитателя младшей группы – Семеновой Г.И.
ЦЕЛЬ: 1.Закрепление свойств геометрических фигур (сенсорные эталоны). 2.Развитие мыслительных операций обобщения, классификации. 3.Ориентировка на листе.
Государственное образовательное учреждение комбинированного вида д/с Тема: «Формирование элементарных математических представлений с помощью лего.
Сенсорное развитие детей структурами игровых технологий.
Презентация. Технология развивающих игр, направленная на развитие логического мышления дошкольников МДОУ «Детский сад 6 «Медвежонок» г. Ртищево Саратовской.
Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с 19 «Василек» Сухова Е.В.
Основные задачи сенсорного развития и воспитания На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы.
Роль развивающих игр в формирование элементарных математических представлений у детей 5 – года жизни». Родительское собрание.
Д ИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Д ИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Автор: учитель – дефектолог ГБОУ 605 Трифонова.
Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр (детей раннего и младшего дошкольного возраста)
Воспитатель воспитатель высшей квалификационной категории Стаж работы – 23 года «Развитие восприятия ребенка младшего дошкольного возраста через игровую.
Транксрипт:

Примерная программа по формированию представлений о системе эталонов цвета, формы и величины у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы). учителя-дефектологи: Головина Т.Н. Ситникова С.В. Липецк 2012 г.

Данная программа была апробирована на базе ДОУ 3 и ДОУ107 г. Липецка. Успешности коррекционно-развивающей программы способствовали: высокая мотивация детей, наличие предметно- развивающей среды в ДОУ и заинтересованность родителей.

Обязательным условием реализации «Программы по формированию представлений о системе эталонов цвета, формы и величины у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» является предметно- развивающая среда.

Особенности реализации коррекционно-развивающей программы У детей с ОВЗ нарушены такие свойства восприятия, как: предметность; структурность; целостность; скорость.

У детей с ОВЗ нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность. Отсутствует целенаправленность в обследовании объекта Отсутствует планомерность в обследовании объекта

Человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получит как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

Сенсорные эталоны это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т.д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребёнком. В данной программе, обобщая опыт, мы рассматриваем сенсорные эталоны формы, цвета, величины.

Система эталонов включает в себя основные цвета спектра: -красный -оранжевый -желтый -зеленый -голубой -синий -фиолетовый а также: -серый -коричневый -черный -белый...

Система эталонов включает в себя пять фигур: -круг -квадрат -прямоугольник -треугольник - овал

Программа состоит из серии специально организованных коррекционно развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно -развивающих занятиях.

Цель программы: развитие восприятие свойств предметов :цвета, формы, величины. Предмет психокоррекции: свойства восприятия. Объект психокоррекции: дети 4-6 лет с особенностями в развитии. Объем программы: всего 36 занятий, продолжительность занятия минут. Задачи: Развитие сенсорного восприятия, повышение познавательного интереса. Форма работы: индивидуально -подгрупповая.

При формировании восприятия у детей с ОВЗ сенсорных свойств предметов (цвета, формы, величины) используем такие приемы, как: - примеривание, сопоставление путем приложения и наложения; - нахождение по словесной инструкции; - самостоятельный подбор; - самостоятельное называние.

Усвоение названий сенсорных свойств предметов ( цвет, форма, величина) детьми существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования.

Восприятие формы для детей с ОВЗ сложнее, чем соотнесение разноцветных предметов, и осуществляется, в основном, путем проб и ошибок. В одних случаях дети знакомятся с фигурой путем осязания, в других случаях рассматривают её, с тем, чтобы потом найти глазами среди других фигур.

Величина понятие относительное. Один и тот же предмет в сравнении с другими может восприниматься и большим, и маленьким.

В качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других (сериационный ряд)

Величина имеет разные параметры - высоту, длину, ширину, толщину.

Помимо общего определения «большой- маленький» существуют частные: «длинный- короткий» и «широкий-узкий», «высокий-низкий» и «толстый-тонкий».

Овладев системой сенсорных эталонов, ребенок получает возможность сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение.