Исследование проводится по поручению Администрации Президента Российской Федерации по инициативе Минэкономразвития России в рамках положений 797 указа президента СТИМУЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Опрос госслужащих в регулирующих органах России Исследование осуществляется ЦЭФИР при участии НИСИПП и содействии Мирового Банка Исследование проводится по поручению Администрации Президента Российской Федерации по инициативе Минэкономразвития России в рамках положений 797 указа президента ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК
Мотивация исследования Мониторинг дерегулирования показал, что административные барьеры для бизнеса снижаются, но далеки от заявленных в законах параметров Значительный разброс в динамике изменений уровня регулирования между различными ведомствами и регионами Межрегиональные и межведомственные сравнения работы чиновников могут позволить выявить факторы, влияющие на исполнение нового законодательства Ресурсы, стимулы, понимание целей реформы
Задачи исследования Выявить причины различий результатов реформы по дерегулированию между различными регионами и агентствами Оценить соответствие отдельных административных процедур принятым законами нормам Выявить отношение госслужащих к реформе Выявить узкие места реформы
План выступления Выборка Отношение госслужащих к прошедшей реформе Изменения в организации в связи с реформой Отношение госслужащих к продолжению реформы Зависимость количества инспекций от различных факторов
Выборка Опрошено 1430 государственных служащих: 13% - руководители агентств и ведомств и их заместители 87% - подчиненные
Региональное покрытие 20 регионов в 7 федеральных округах
Проведение опроса В большинстве регионов и ведомств респонденты с готовностью содействовали опросу Местные администрации – наиболее сложное для опроса ведомство –В разных регионах лицензированием занимаются различные министерства, часто письма о содействии опросу не попадали в нужные департаменты. В результате, временные затраты на проведение опроса в данном ведомстве превысили ожидания В связи с малым числом сотрудников, число опрошенных в местных администрациях и территориальных органах Росздравнадзора во многих регионах было меньше запланированного Отказ в содействии опросу со стороны представителей Роспотребнадзора Алтайского края и Нижегородской области
Структура выборки: агентства и процедуры Регистрация бизнеса –ФНС –80 опрошенных (6%) Лицензирование –Местная администрация, Пожнадзор, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Ростехнадзор –594 опрошенных (42%) Контроль и надзор –Местная администрация, Пожнадзор, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Государственная инспекция труда, Ростехнадзор, ФНС –1170 опрошенных (82%) Большая часть респондентов занимается и контролем и лицензированием
Функции служб Местная администрация –лицензирование алкоголя, лома, медицинских услуг; надзор за соблюдением лицензиатом требований и условий Госпожнадзор –контроль и надзор за соблюдением пожарной безопасности Росздравнадзор –контроль и надзор в сфере здравоохранения, лицензирование медицинской, фармацевтической деятельности и т.п. Роспотребнадзор –контроль и надзор за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, лицензирование специализированных видов деятельности Государственная инспекция труда –контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства Ростехнадзор –экологический, технологический и атомный контроль и надзор, лицензирование специализированных видов деятельности ФНС –регистрация предприятий, контроль и надзор за соблюдением налогового законодательства
Структурные компоненты анкеты Реформа –Общее отношение к реформе –Изменения в работе организации в связи с реформой –Отношение к будущим реформам Информация об опыте работы респондента и занимаемой им должности Информация о работе организации –Регламентация работы –Взаимодействие организации с другими органами власти –Аттестации, обучение сотрудников –Движение персонала в организации Взаимодействие организации с бизнесом, населением, государством Оценка работы в организации –Факторы эффективности работы –Стимулы к госслужбе Распространенность коррупции Информация о респонденте
Типы анкет Для служб, занимающихся лицензированием, контролем и надзором Для отделов территориальных инспекций ФНС, занимающихся контролем и надзором Для отделов регистрации территориальных инспекций ФНС –Каждая из этих анкет подразделялась на вариант для начальника службы или его заместителя и вариант для подчинённого В связи с различиями функций ведомств использовались три варианта анкеты:
Респонденты В среднем, респонденты работают: –на данном месте 4.4 года –в организации 7 лет –13.5 лет в госсекторе Наблюдали реформу на другом рабочем месте На работу, в основном, приходят из других госорганов, с госпредприятий, или из ВУЗа В среднем, им 42.5 года Подавляющее большинство имеет высшее образование
Факторы, которые определяют Ваше решение работать на госслужбе
Реформа по дерегулированию Сравнительный анализ регионов и агентств
Отношение к прошедшей реформе
Как Вы считаете, насколько проведенная реформа - это шаг в правильном направлении
Была ли реформа обеспечена финансированием Чем старше сотрудники, тем больше они согласны, что реформа была обеспечена финансированием На недостаток финансирования указали в республике Коми и в Ростовской области
Была ли реформа обеспечена организационно- техническим сопровождением В Смоленской области значимо лучшее обеспечение, а в Красноярском крае, Калужской, Курганской и Ростовской областях - хуже
Была ли реформа обеспечена разъяснительными инструкциями, методическими документами В Ростовской области обеспеченность документами значимо меньше
Была ли реформа обеспечена квалифицированными кадрами Значимо лучше обеспечено в Амурской и Сахалинской областях, Смоленской областях
Как Вы считаете, как в среднем изменилась административная нагрузка на бизнес в результате проведенной реформы? Чем старше респондент и чем дольше он проработал в регионе, тем менее склонен считать, что административная нагрузка снизилась Начальники склонны больше считать, что упала, нежели чем подчиненные Значимо более оптимистичны респонденты в Курганской и Челябинской областях
Как Вы считаете, как в среднем изменились риски для населения в результате проведенной реформы? Значимо более оптимистичны респонденты в Московской, Новосибирской, Пермской и Сахалинской областях
Насколько Вы поддерживаете запрет плановых проверок малого бизнеса в течение первых трех лет Работники долго проработавшие на одном месте, менее склонны поддерживать Более других поддерживают в Курганской области и Приморском крае
Насколько Вы поддерживаете ограничение числа плановых проверок (не более одного раза в 2 года) Рожденные в регионе опроса люди более склонны согласиться с утверждением Меньше всего поддерживают в республике Северная Осетия - Алания и Санкт- Петербурге
Насколько Вы поддерживаете увеличение минимального срока действий лицензий Наблюдается очень большая дисперсия ответов на этот вопрос между регионами
Насколько Вы поддерживаете сокращение количества лицензируемых видов деятельности В большей степени эту инициативу поддерживают в Краснодарском крае, Калужской области, Пермской, Ростовской и Сахалинской областях
Насколько Вы поддерживаете сокращение срока проведения проверок Люди старшего возраста скорее согласны с этим утверждением Рожденные в регионе опроса люди более склонны согласиться с утверждением В Амурской, Курганской и Пермской областях более согласны с этим утверждением
Насколько Вы поддерживаете введение правила «одного окна» при регистрации (только сотрудники отделов регистрации ФНС)
Насколько Вы поддерживаете ограничение времени регистрации (только сотрудники отделов регистрации ФНС)
Изменения в работе организации в связи с реформой
Как изменилась частота возникновения конфликтных ситуаций между Вашим органом власти и предпринимателями после принятия новых законов? Больше всего увеличилась в республике Коми, Московской области, Пермской области, Челябинской области
Изменения размера штата, по агентствам (ФНС вопрос не задавался)
Наем специалистов нового профиля, % организаций
Изменения уровня коррупции
Изменения уровня коррупции, по агентствам
Изменения уровня коррупции, по регионам
Изменение трудоемкости проведения проверок ФНС
Отношение к будущим реформам
Как Вы считаете, как дальнейшая реформа государственного регулирования может повлиять на обеспечение безопасности граждан? Больше оптимизма в отношении будущих реформ в Приморском крае и Сахалинской области, больше пессимизма в Санкт-Петербурге
Согласны ли Вы с тем, что надо переходить к уведомительному порядку процедур? % Больше несогласных – в Московской, Пермской и Смоленской, меньше несогласных – в Северной Осетии, Коми, Сахалинской области и Красноярском крае % несогласных
Целесообразна ли замена лицензирования обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий для фирм с... % согласных
Целесообразна ли замена государственного контроля контролем со стороны саморегулируемых организаций для фирм с..... % согласных
Целесообразно ли утверждение обязательных требований к продукции исключительно техническими регламентами для фирм с... % согласных
Целесообразно ли проведение внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только по согласованию с прокурором субъекта РФ в случае фирм с % согласных
Целесообразна ли приостановка лицензии только в судебном порядке в отношении фирм с % согласных
Целесообразна ли проверка малого бизнеса при вводе им объектов в эксплуатацию в случае фирм с... % согласных
Число проверок санитарно- эпидемиологической службой Растет по регионам: со снижением зависимости инспекторов от непосредственного начальника со снижением влияния органов местного самоуправления на действия инспекторов со снижением текучести кадров среди руководителей с ростом % ответов, что план по проверкам не спускается в мой орган власти сверху
Число проверок санитарно- эпидемиологической службой Падает по регионам: Если основной миссией организации является содействие развитию добросовестного бизнеса Если сотрудники чаще переходят на работу в региональные органы власти Если увеличивается роль фактора «Связь с бизнесом» при решении о вознаграждении и продвижении сотрудников При уменьшении вероятности проверок Счетной палатой и контрольными органами региональной администрации с
Заключение Далеко не все госслужащие разделяют мнение о целесообразности многих аспектов реформы А следовательно, не удивительно, что законы не исполняются в полном объеме Ресурсная база реформ также оценивается как недостаточная Стимулы важны
Дополнительные слайды: Личная информация респондентов
Место предыдущей работы респондентов
Возраст респондента, распределение по агентствам
Возраст респондентов: распределение по регионам
Уровень образования респондентов
Образование респондентов (количество лет обучения): распределение по агентствам
Образование респондентов (количество лет обучения), распределение по регионам
Средняя заработная плата респондента, распределение по агентствам
Средняя заработная плата респондентов, распределение по регионам
Доля премии в оплате труда, распределение по регионам (%)
Если бы служащий Вашего уровня работал в частном бизнесе, как Вы думаете, его зарплата была бы:
Временной интервал между вступлением закона в силу и его реализацией в ежедневной практике, по агентствам, мес.
Временной интервал между вступлением закона в силу и его реализацией в ежедневной практике, по регионам, мес.
Изменения размера штата, по регионам