РУДАКОВА Т.М., УЧИТЕЛЬ МХК МБОУ СОШ 1 Р.П. ЕКАТЕРИНОВКА Поиск ускользающей красоты
Цель Познакомить обучающихся с новым направлением в искусстве 19 века – импрессионизмом; раскрыть особенности художественного языка импрессионистов в живописи, музыке и литературе.
«Искусство, павшее столь низко, недостойно даже осуждения» « От этих картин «встали на дыбы лошади омнибуса»
Здесь можно увидеть совершенно бездарные картины, произведения безумцев, которые принимают камушки за изящные жемчужины.. Вместо искусства и этюдов - небрежно намалеванные непропорциональные фигуры. Их авторы не меняются, они не могут ничего забыть, потому что ничего не выучили.
Хотите увидеть эти картины?
Импрессионизм Живопись, которая при своём появлении в конце 19 века вызвала бурю осуждений со стороны общества. Как вы думаете, почему эти картины были столь яростно не приняты публикой? А понравились ли они вам?
Париж год. Первая выставка картин художников – импрессионистов в ателье фотографа Надара
Это была выставка независимых художников, независимых от академии, от официального искусства, от устаревших традиций, критики, мещанской публики
Франция е годы 19 в. «Салон Отверженных» Камиль Писсарро Эдуард Мане Клод Оскар Моне Пьер Огюст Ренуар Эдгар Дега Альфред Сислей Художники - импрессионисты
А знаете ли вы? Импрессионизм ( от франц. Impression-впечатление) направление, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века.
Термин « импрессионизм » обязан происхождением Клоду Моне, выставившим в 1867 году в Салоне картину « Впечатление. Восход солнца»
Впечатление. Восход солнца
Откуда ты приходишь, красота? Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительностьи, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить «впечатление» от того, что глаз видит в конкретный момент.
Импрессионисты стремились отобразить на холсте мгновенные впечатления, полученные от природы, от окружающей жизни. Они запечатлевали не столько сами предметы, сколько окутывающие их свет и атмосферу. Использовали светлые и чистые цвета. Наносили на холст краску маленькими мазками наподобие запятых. Строили картину так, словно это был случайно схваченный кусок действительность и.
Стремясь запечатлеть многообразные переходные состояния природы в разное время дня и при разной погоде, художники стали писать одни и те же мотивы в различное время дня и года. К.Моне « Руанский собор»
Впервые получила воплощение в живописи раскованность и непосредственность поведения людей в свободном общении… Огюст Ренуар «Бал в Муллен де ля Галетт»
Умение передать красоту, уловить изменчивое выражение лица Огюст Ренуар « Портрет Жанны Самари»
Импрессионисты писали полотна на сюжеты из современной жизни Эдуард Мане « Бар в Фоли- Бержер»
Импрессионизм в музыке Новое направление, так ярко проявившее себя в живописи, оказало влияние и на другие виды искусств: поэзию и музыку. Музыкальный импрессионизм наиболее полное воплощение получил в творчестве двух французских композиторов: Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
Также как и в живописи, музыкальный импрессионизм складывался в обстановке непрекращающейся борьбы между традиционным и новым. Он утверждался в противовес к устаревшим, но цепко удерживающимся, «академическим» традициям музыкального искусства Франции начала XX века.
Молодые Дебюсси и Равель в полной мере ощутили это на себе. Их первые творческие опыты встретили такое же недоброжелательное отношение со стороны руководства Парижской консерватории и Академии изящных искусств, как и картины художников- импрессионистов.
Композиторы - импрессионисты Клод Дебюсси Морис Равель
Влияние живописи на композиторов было настолько велико, что многим своим сочинениям они дали название, связанные с изобразительным искусством: «Эстампы», «Эскизы» и др.
«Диалог ветра с морем» из оркестровой сюиты (симфонических эскизов) «Море» Клода Дебюсси.
В творчестве художников и композиторов импрессионистов обнаруживается много общего. Прежде всего – это родственная тематика. Ведущей темой становится «пейзаж».
Никто из композиторов прошлого не воплощал такого разнообразия и богатства сюжетов, связанных с картинами природы. Дебюсси и Равеля в образах природы привлекает, прежде всего то, что движется: дождь, вода, облака, ветер, туман и тому подобное. Например, такие пьесы Дебюсси: «Ветер на равнине», «Сады под дождем», «Туманы», «Паруса», «Что видел западный ветер», «Вереск», «Игра воды» Равеля.
Дебюсси «Сады под дождем».
Импрессионизм в литературе В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление. Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма
«Видеть, чувствовать, выражать – в этом все искусство». ( Э.и Ж. Гонкур) В литературе, как и в живописи, использовались крупные мазки: одна интонация, одно настроение, замена глагольных форм назывными предложениями, замена обобщающих прилагательных причастиями и деепричастиями, выражающими процесс, становление. Объект давался в чьем-то восприятии, но и сам воспринимающий субъект растворялся в объекте.
Наиболее яркие образцы поэтического импрессионизма …. Поль Верлен Небо над городом плачет, Плачет и сердце мое. Что оно, что оно значит, Это унынье мое? И по земле, и по крышам Ласковый лепет дождя, Сердцу печальному слышен Ласковый лепет дождя….. ( перевод В. Брюсова)
В России поэтами-импрессионистами были Константин Бальмонт и Иннокентий Анненский
« Аромат солнца» ( К. Бальмонт) Запах Солнца? Что за вздор! Нет, не вздор. В Солнце звуки и мечты, Ароматы и цветы Все слились в согласный хор, Все сплелись в один узор. Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной, И смолистою сосной….
« Золотя заката розы» ( И. Анненский) Золотя заката розы, Клонит солнце лик усталый, И глядятся туберозы В позлащенные кристаллы. Но не надо сердцу алых, Сердце просит роз поблеклых, Гиацинтов небывалых, Лилий, плачущих на стеклах.
Особое качество импрессионистическая поэтика приобретает в жанре символистского романа. Марсель Пруст «В поисках утраченного времени» Андрей Белый « Петербург»
Заключение Импрессионизм стал наиболее ярким направлением в искусстве XIX века. Это направление расширило кругозор художников и зрителей, заставило остановиться и посмотреть на красоту повседневности, природы, мгновений реальной жизни. Импрессионизм питал французскую живопись, вплоть до начала XX века и оказал существенное влияние на живопись других стран: США, Германии, Бельгии, Италии, Англии, России. Импрессионизм стал важным поворотным пунктом в истории искусства XIX в., подготовил появление новых направлений в живописи.
Интернетресурсы ovanie/literatura/IMPRESSIONIZM_V_LITERAT URE.html ovanie/literatura/IMPRESSIONIZM_V_LITERAT URE.html