"Моделирование информационно-образовательной среды школьников предметной области «Искусство» по принципам интегрированного медиаобразования" Автор: Кустова Анн

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплексное медиаобразование – путь в ХХI век Медиаобразование в развитии личности Бондаренко Е.А. Лаборатория медиаобразования ИСМО РАО Международный.
Advertisements

Моделирование информационно-образовательной среды школьников предметной области «Искусство» по принципам интегрированного медиаобразования. Кустова Анна Георгиевна - учитель Искусства и МХК.
Информационная безопасность и медиаобразование Бондаренко Е.А. Лаборатория медиаобразования ИСМО РАО Инфофорум
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
(собрание для родителей будущих первоклассников) 26 сентября 2013 года «Готовимся к школе»
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Это предполагает: приведение в соответствие целей и результатов учебно-воспитательного процесса современным социальным требованиям, связанным с переходом.
Использование мультимедиа для повышения эффективности внеклассной и внеучебной деятельности школьников. Свобода творчества.
И метапредметные результаты Медиаобразование. Развитие медиаобразования по нескольких направлениям: киноведческое, журналистское, интегрированное медиаобразование,
Развитие детской одарённости в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Вершинотейской средней общеобразовательной школе Заместитель директора.
ОСОБЕННОСТИ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ КОНЫШЕВОЙ Н.М. Автор: Кутлахметова Т.П., учитель начальных классов МБОУ сош г.
Филиппова Елена Анатольевна Учитель начальных классов МОУ СОШ 16.
«Система работы по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта» Методика организации внеурочной деятельности по биологии.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но.
Образовательная программа дошкольного образования « Тропинка » Под редакцией Кудрявцева В. Т.
«Личностный рост каждого обучающегося как результат педагогического процесса»
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Проектная деятельность учащихся на уроке В педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения.
Создание единого образовательного пространства, путем интеграции программы «Истоки» и парциальных, региональных программ и технологий, обеспечивающих:
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Транксрипт:

Кустова Анна Георгиевна Учитель "Изобразительного искусства« и "Мировой художественной культуры" Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы 514 По материалам моей научной статьи «Принципы моделирования информационно-образовательной среды в процессе преподавания предмета «Искусство» в общеобразовательной школе», опубликованной в журнале «Профильная школа» (издание Минобразования РФ и РАО) 1 в 2015 году.

в научном журнале «Профильная школа» (издание Минобразования РФ и РАО) год

Актуальная сейчас, гуманитарная парадигма общего среднего образования в предметной области «Искусство» представлена предметами: «Музыка», «Изобразительное искусство», «Искусство», «Мировая художественная культура». В современных условиях информатизации всего общества и образования, образование уже невозможно без использования, специального создания и развития информационно- образовательных сред.

Педагогическое моделирование информационно- образовательной среды школьников направлено на формирование человека высокой профессиональной культуры, обладающего научно-профессиональным мировоззрением. Ближайшее будущее подразумевает глобализацию, гиперконкуренцию, сверхбыструю смену технологий, еще большее увеличение значения Интернета, требует от школы подготовки выпускников умеющих работать с большими объемами информации, отлично владеющих коммуникативными компетенциями и креативностью, способностью к самообразованию.

Современная информационно-образовательная среда, немыслимая без интернета, нередко создает неадекватные обстоятельствам и среде медиатексты. Очень часто агрессивные образы и символы завуалированы в тексте, музыке и визуальном образе с помощью различных приемов (например, с помощью «оптических иллюзий» или особого звукового фона и др.). Языком знаков и символов, особым звучанием внушаются разрушительные поведенческие программы. Это очень влияет на подсознание детей – что дает негативные последствия для их психического здоровья и общего культурного уровня. Это выражается в повышенной агрессии, быстром эмоциональном выгорании, асоциальном поведении, нежелании учится, раннему сексуальному опыту, общему низкому культурному уровню учащихся.

Сейчас происходит значительное расширение информационной среды внешкольной информации, и далеко не всегда оно качественное. Новая информационная среда дает проблемы развития личности – эффект «разделенного сознания»: проблемы восприятия, понимания смыслов и коммуникаций, расщепленное сознание – признак психических заболеваний, что в результате приводит к стрессу, как фактору развития депрессии.

Как отмечала Бондаренко Е.А. (зав. лабораторией медиаобразования ИСМО РАО) на Международном Конгрессе «EDU-IMPORTANCE» в Москве г.: «В современном информационном обществе в противовес традиционному образованию существует «параллельная школа», которая подразумевает под собой медиа среду». Основные факторы влияния медиасреды выражены в расширение доступа к информации, росте количества источников информации, резком повышении плотности информационных потоков и росте агрессивности медиасреды. Итогами просвещения «параллельной школы» через СМИ является формирование ненаучного мышления школьников, воспитание «человека массы» и как следствие – психическая неустойчивость, некритичность мышления, легковерие и повышенная внушаемость.

Медиасреда часто доносит информацию языком символов, над смыслами которых многие не задумываются, но при этом происходит мощное воздействие над подсознание. В этой связи хочется процитировать русского ученого- историка – Похлёбкина В.В.: «Незнание символов приводит к неправильному пониманию происходящего, т.е. к полному заблуждению ума». Изучение языка символов в культуре, искусстве и повседневной жизни – столь важное сейчас, можно организовать в рамках интегрированного школьного медиаобразования – на уроках искусства, литературы, музыки, истории и обществознания. Все это необходимо для умения читать символический текст.

Поэтому, возникает проблема, заключающаяся в отборе контента для информационно-образовательной среды. Актуальным решением данной проблемы, сейчас, является построение такой педагогической модели информационно-образовательной среды процесса преподавания предметов области «Искусство» в средней и старшей школе, которая будет расширять возможности участников образовательного процесса и расширять образовательное пространство за счет дистанционного обучения, внеурочных форм обучения и дополнительного образования. Создание методической модели информационно-образовательной среды предметной области «Искусство» школьного образования является необходимым для повышения качества гуманитарного образования. А с другой стороны, эта модель – будет ограничивать его контент на основе психолого- педагогических критериев отбора, таких, как возрастные особенности детей и психология восприятия искусства.

Практической стороной решения данной проблемы становится разработка системы критериев отбора контента для информационно-образовательной среды, основанной на психолого-педагогических исследованиях в области возрастной педагогики и психологии восприятия искусства. Очень важно научить школьников самостоятельно отбирать контент – текстовую, музыкальную и визуальную информацию. Задачей учителя является умение направить все возможности информационно-образовательной среды во благо ученика и научить его хорошо ориентироваться в потоке культурной информации. И сами предметы области «Искусство» ставят своей целью развитие общей культуры и художественного вкуса.

Медиаобразование выступает как средство формирования медиаграмотности. Медиаграмотность – это умение как воспринимать, понимать и анализировать медиатексты, так и создавать их. Области активности медиаобразования динамичны. Как отмечает Бондаренко Е.А.: «в настоящее время это сферы: информационной безопасности личности, поиска информации, восприятия и интерпретации медиатекста, медиатворчества (создания медиатекстов), освоения медиапространства».

Выше обозначенную проблему можно решить путем внедрения медиакультуры в образование, как культуры диалога в медиапространстве. Медиаобразование в современных условиях становится идеологией педагогической деятельности и с принятием ФГОС роль медиаобразовательных технологий в учебном процессе возрастает. Медиаобразование в современной образовательной среде может быть интегрированным с предметами гуманитарного и эстетического циклов и специальным. Что выражено в расширении образовательного процесса: мультимедийные проекты, школьные пресса, кино и телевидение, (то что относят к дополнительному образованию). Целью медиаобразования является формирование медиакультуры личности.

Проблемы, относящиеся к физиологии и психологии зрительного восприятия, может решить относительно молодая наука Видеоэкология – научное направление об экологии визуальной среды и красоте. Это область знания о взаимодействии человека с окружающей видимой средой. Наука Видеоэкология разработана в России на основе многолетнего изучения механизмов зрительного восприятия, доктором биологических наук – Филиным Василием Антоновичем.

Теоретической основой видеоэкологии является концепция об автоматии саккад (быстром движении глаз). Суть заключается в том, что когда человек смотрит на какой-то объект, то его глаза, рассматривая этот объект, движутся не хаотично, а по определенному алгоритму, (автоматия саккад). В своих исследованиях то, что мы видим, Филин В.А. разделил на 3 типа видимых сред – агрессивную, гомогенную, и комфортную. Агрессивная визуальная среда – видимая среда, состоящая из множества одинаковых, равномерно распределенных зрительных элементов. Гомогенная визуальная среда – видимая среда, в которой зрительных элементов недостаточно, либо они вообще отсутствуют.

В природной среде – объектами наблюдения являются природные ландшафты, которые являются многоплановыми, насыщенными множеством деталей, цветов, форм и текстур (комфортная среда). В местах обитания человека, с развитием цивилизации, произошло ухудшение визуальной среды, являющейся одним из важных компонентов его жизни. "Загрязнены" города, жилые и производственные помещения, общественные помещения, транспорт, производственные процессы, детские и учебные помещения. "Загрязнителями" визуальной среды являются гомогенные и агрессивные визуальные поля – изобилие прямых линий, прямых углов и больших плоскостей.

Примерами гомогенных полей в городской среде являются панели большого размера, монолитное стекло, подземные переходы, асфальтовое покрытие, крыши домов и др. В гомогенной среде глазу просто не за что «зацепиться» – сканируя пространство, он получает совершенно однообразную информацию. Все это составляет неблагоприятную среду в местах обитания человека и приводит к росту числа психических заболеваний, к ухудшению нравственности, к увеличению количества людей, страдающих близорукостью. Депрессия, астения, неврозы, нистагм – вот далеко не полный список болезней, которыми взрослые и дети расплачиваются за экологическую безграмотность.

При создании искусственной среды обитания человека и организации рабочего места у компьютера надо учитывать насыщенность ее видимыми элементами. Эти требования повсеместно нарушаются, в результате, создается противоестественная визуальная среда, (гомогенные и агрессивные поля). Для того чтобы, в рабочей зоне возле компьютера, не создавались отрицательно влияющие на здоровье и самочувствие поля, надо насыщать однотонные поверхности видимыми элементами, создавать зоны релаксации для глаз. Самое простое и эффективное средство улучшения визуальной среды – комнатные растения, особенно цветущие. Движущиеся подвесные мобили, аквариумы с рыбками, домашние животные избавляют помещения от статичности. Очень хорошо преображают визуальную среду статуэтки, макраме, деревянными панно, керамика, картины и различные украшения.

Школьники должны научиться формировать благоприятную визуальную среду, в том числе и в своей конкретной учебной зоне – за компьютером, соответствующую физиологическим нормам зрения, параллельно получая навыки научно-исследовательской деятельности.

А арт-технологии – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества и основаны на деятельностном подходе и соответствует ФГОС. Они помогают стабилизировать психологический микроклимат общеобразовательной школы и класса. Уроки предметной области «Искусство» в младшей, средней и старшей школе подразумевают использование арт-технологий. В современных образовательных условиях, арт-технологии используют как инструмент – информационно-образовательную среду. С другой стороны – с помощью арт-технологий можно корректировать и преображать данную среду.

Очень актуальным и эффективным средством арт-терапии является использование музыки не только во внеурочной деятельности, но и на уроке. Музыка может использоваться для отдыха и релаксации и даже для концентрации внимания и активизации мыслительных процессов не только на уроках гуманитарных предметов, но и на уроках предметов естественно-научного цикла. Например, на видеохостинге «YouTube», можно найти «Сборник классической музыки для концентрации на учёбе» и т. п. музыку. Использование арт-технологий дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся, является одной из технологий повышающей качество образовательного и воспитательного процесса.

Моделирования информационно- образовательной среды, и в частности – в процессе преподавания предметов области «Искусство» в младшей, средней и старшей школе должны строиться на основах интегрированного медиаобразования. Современные информационные технологии в образовании не могут уже не учитывать принципы и таких научных направлений, как психология восприятия и возрастная психология, основы Видеоэкологии, включать в себя инструменты арт-технологий и умело использовать лечебный эффект арт- терапии для укрепления психического здоровья детей и подростков.