LOGO Рефлексивная компетентность как компонент структуры личности младшего школьника.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Базанова О.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ с УИОП г. Ярцево Смоленской области Формирование оценочной самостоятельности младшего школьника по системе.
Advertisements

Осуществление психологического сопровождения процесса введения ФГОС в гимназии 152 г.Казани Павлова О.Ю. педагог-психолог гимназии 152 г.Казани.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
Рефлексия в структуре профессиональной компетентности педагога.
Системно- деятельностны й подход В рамках ФГОС нового поколения.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Современные возможности педагогических технологий в условиях реализации новых ФГОСов.
Ильина Ольга Александровна учитель математики СОШ 61 Тема: «Технология развивающего обучения. Групповая форма работы.»
Проектная деятельность младших школьников в ГПД в рамках реализации ФГОС НОО.
Стандарты второго поколения Фундаментальное ядро содержания общего образования функции Система ведущих идей, теорий, основных понятий, Относящихся к областям.
« Развитие действий самоконтроля и самооценки как средство повышения эффективности обучения»
К ОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. У НИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД.
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МБОУ «СОШ п.Мариец» УВАЕВА А.Ю. 6 ноября 2012 г. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ КАК ОСНОВА.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
МКДОУ «Детский сад 19 комбинированного вида «Малышок» г. Шелехова Развитие предпосылок универсальных учебных действий у детей на этапе дошкольной подготовки.
Борисова Марина Владимировна учитель начальных классов МОУ «Гимназия 23» г.о. Саранск Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия 23» г.о. Саранск.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Транксрипт:

LOGO Рефлексивная компетентность как компонент структуры личности младшего школьника

Модель компетентности младшего школьника

Структура умения учиться младшего школьника Способность к рефлексии – важнейшая составляющая умения учиться Когнитивные аспекты мотивы учения умение выделить учебную задачу учебные действия действия контроля оценка и отметка Отношенческие аспекты (отношение с самим собой) знание и понимание границ своих возможностей умение преодолевать границы своих возможностей

Контексты рефлексии осмысление самопознание форма теоретической деятельности принцип мышления категория сознания

Рефлексия как психологическая реальность Рефлексия в целом свойство (рефлексивность) процесс (рефлексия) состояние (рефлексирование)

Структурные компоненты рефлексии как психологического феномена Рефлексия личностная интеллектуальная кооперативная определяющаясравнивающая комуникативная

Структура рефлексии когнитивная подструктура (Я-понимание) аффективная подструктура (Я-отношение) поведенческая подструктура (Я-поведение) Я-концепция младшего школьника Рефлексия

Типы рефлексии способность к выделению и восприятию разных компонентов собственной психики и их анализу способность к пониманию психики другого, которая выражается в готовности «встать на место другого человека» Рефлексия интрапсихическаяинтерпсихическая

Типы рефлексии самоконтроль поведения в актуальной ситуации, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией анализ предстоящей деятельности, поведения с планированием, прогнозированием вероятных их результатов Рефлексия ситуативная рефлексия перспективная рефлексия ретроспективная рефлексия анализ уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий

Учебная деятельность (по В. Давыдову) - не любая деятельность, происходящая в классе во время урока, а лишь та, которая нацелена на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенного по форме теоретического знания, обладающая рефлексивно- развивающим потенциалом.

Сферы существования и формирования рефлексии младшего школьника мышление, деятельность самосознание коммуникация, кооперация

мышление, деятельность определяющая рефлексия интеллектуальная рефлексия знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного умение субъекта оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования

коммуникативная межличностная рефлексия сравнивающая рефлексия умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной умение оценивать и сравнивать себя с другими на основе определения своего социального статуса в группе умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей. способность группы различать и координировать позиции способность ребенка инициировать сотрудничество, понимать как он воспринимается партнерами по общению коммуникация, кооперация

самосознание личностная рефлексия индивидуальная способность к самопознанию индивидуальная способность к самопониманию индивидуальная способность к самоизменению индивидуальная способность к установлению границ «Я-самости»

Рефлексивная компетентность младшего школьника - это интегрированная характеристика его личности, которая представлена такими компонентами: индивидуальной способностью устанавливать границы собственных возможностей умением рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны» способностью ребенка инициировать сотрудничество пониманием, как он воспринимается партнерами по общению способностью к самоизучению способностью к самопониманию способностью к самоизменению УмениеучитьсяУмениеучиться

Рефлексивная среда – это динамическая система условий, оптимизирующих процесс формирования рефлексивной компетентности младшего школьника, являющегося одновременно его продуктом и субъектом.

Этапы учебного сотрудничества (по Г.Цукерман) учебное сотрудничество ребенка со взрослым учебное сотрудничество со сверстниками сотрудничество с собой

Позиция школьника (по Д. Эльконину) – «не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задания, а позиция человека, совершенствующего самого себя»

Методика Демо-Рубинштейна, модификация Прихожан Здоровье Ум, способности Умение много делать своими руками Уверенность в себе Авторитет у сверстников Характер Внешность Х

Методика «Волшебные линеечки» Г.Цукерман Пример оценивания работы по русскому языку окончания глаголов окончания существи- тельных пропуск букв ь почерк Х

Самоописание «Солнце»

Методика «Волшебная лесенка» (В.Щур) плохо хорошо

Анкета «Как ты себя оцениваешь?» Доброта Щедрость Скромность Заботливость Вежливость Трудолюбие Простодушие Дисциплинированность Целенаправленность Ответственность Старание Настойчивость Внимательность Злость Жадность Вредность Эгоистичность Лживость Неделикатность Ленивость Хитрость Упрямство Безразличие Неаккуратность Завистливость Легкомыслие Выбери черты, которые у тебя есть