Дом православной семьи Правила строительства и оформления сельского дома Интегрированный урок; ИЗО – 5 класс и ОПК - 8 класс Использованы тексты книг Д.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интерьер избы отличался простотой и удобством. Печь играла главную роль в доме. Недаром помещение, где стояла русская печь, называли «избой, истопкой».
Advertisements

Русская изба. «Изба» - отапливаемое помещение. Жилое строение на Руси, имеющее очаг (печь), построенное по строгим традициям. Жилое строение на Руси,
МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа.
Русская изба Выполнила Вишнякова Юлия 8Б класс МОУ гимназия г.Арзамас.
Внутренний мир русской избы Тема 3 Выполнил работу Щебуняев Владислав Викторович Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия станица Вешенская»
Внутренний мир русской избы Тема 3 Выполнил работу Щебуняев Владислав Викторович Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия станица Вешенская»
Русская печь Печной угол Стол Красный угол По укладу жизни изба для крестьянина была центром, от которого зависело его счастье. Убранство избы Изба для.
ТЕМА: «ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ» Презентацию подготовила учитель изобразительного искусства ГБОУ «Школа 170» КОСЯН ГОАР САМВЕЛОВНА.
ГБОУ Гимназия 1520 и м. Капцовых Исследовательский проект «Россия-мое Отечество 2012» Традиционная русская изба и дом, который построю я. Автор проекта.
Быт и нравы Древней Руси.
Традиционными поселениями коми в XIX начале XX вв. являлись сёла (погост) и деревни (сикт, грезд). Обычно они располагались на берегах рек и имели рядовой.
«ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ». ГЛАВНЫМ МЕСТОМ В ИЗБЕ БЫЛ ПЕРЕДНИЙ ИЛИ КАК ЕГО ЕЩЕ НАЗЫВАЛИ «КРАСНЫЙ УГОЛ». ЗДЕСЬ, В САМОМ ДАЛЬНЕМ УГЛУ ИЗБЫ, ОБРАЩЕННОМ.
Особенности оформления русской избы Глеб Горбачев – 6 лет Мама Татьяна Анатольевна Детский сад 51.
Изба – русское жилище, построенное из дерева. Сейчас встречается в сёлах и деревнях, но до 18 века строились и в городах. Дома были четырехугольные. Деревянные.
Г. Рыбинск 2015 год д / с 73 Воспитатель : Дворникова М. А.
Путешествие в старинное уральское село Шабанова Елена Семеновна учитель ИЗО Карпинская С(К)ОШИ 1 Свердловская область.
Жилище древних славян Учитель начальных классов МОУ «СОШ 6» г. Корсаков Глоба С.Н.
Урок по истории Московской области. Преобладающее большинство построек в русской деревне делалось из дерева, использовали сосну, ель, березу, дуб. Наиболее.
@_МОУ Барановская СОШ_Ф.С. Захарова_2010. Успенский собор Кремля.
Учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ 1 с углубленным изучением отдельных предметов им. Ю. Н. Янова г. Вязьмы Смоленской области Александров Николай.
Транксрипт:

Дом православной семьи Правила строительства и оформления сельского дома Интегрированный урок; ИЗО – 5 класс и ОПК - 8 класс Использованы тексты книг Д. Усвятовой «Справный дом» и С.И. Беликовой «Русская изба»

РУССКАЯ ИЗБА Из телефильма «Вот моя деревня» (1972) Музыка Евгения Птичкина Слова Михаила Пляцковского Наши прадеды любовно Топором тесали бревна, Гвозди крепко забивали, Песни громко запевали. Припев: Ставенки узорные Тонкая резьба... До чего просторная, До чего просторная Русская изба! Что избе капризы моды? Что ей годы, непогоды! В ней хозяевам не тесно – И для гостя хватит места. Ухмыляются иные, А изба стоит поныне – Не сломалась, не сгорела, Лишь немного постарела. Дорожим мы стариною, Стала нам она родною. Вечно прадедов работа Будет радовать кого-то!

«Бревенчатая изба – как пушкинская поэзия, гениальна, прилично проста, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия» Н. В. Гоголь

«Одним из символов Руси, заложенных в нас, где то на генном уровне, является «Русская изба». Она воспета поэтами и художниками, и воспринимается нами как целостная система этических и этнических взглядов, обусловленных не только архитектурными нормами строительства, но и христианским мироощущением и наших предков, и нас.» С.И. Бликова

Изба - колыбель предков, дедов, отцов Максимум разумного, а не развращающего комфорта, максимум уюта, тепла, удобств, экономии времени, при минимуме затрат - времени, горючего, места труда. Идеально использованные объемы - почти без потерь на проходы, закоулки. Изба как место обитания, формирующее мировоззрение поколений. Изба, как продукт мировоззрения. Изба, как форма и способ существования. Изба, как оболочка, материальный показатель основной ячейки государства - семьи

Ну а мы хотим спеть ей гимн. Ее красоте, свету, удобству, гармонии, совершенству и целесообразности. Это не значит, что ее нельзя улучшать, украшать, усовершенствовать, наоборот. Пусть каждый рачительный эстет - хозяин - умелец сделает ее еще удобнее, еще сказочно прекрасной, еще легче для жизни и дыхания, для молитвы и размышлений, - для счастья. Система открытая, Бог в помощь! Строителю в этом поможет изучение опыта предков, выверенного веками.

Цель урока: Познакомить учащихся с обычаями и традициями строительства и заселения русского православного дома. Познакомить учащихся с особенностями планировки и обустройства традиционной русской избы. Обосновать планировку русской избы с особенностями семейного быта в православной культуре.

Если считать, что цель нашей жизни - самоусовершенствование духовное, покаяние, а главное - славить Бога, служить ближнему, радоваться Богом созданному миру и всем смирением сотворчество ват в его украшении и уложении, то мы берем на себя смелость утверждать, что в лучших своих представителях наше крестьянство к этому стремилось - бессознательно, а часто и с полным сознанием, и изба являла этому нужную обстановку и доказательство

Уже в выборе места ее построения предок наш был весьма требовательным - и в практическом и в эстетическом смысле. Старались строиться главным образом по берегам рек, что обеспечивало общение, транспорт, поливку огородов, рыбий промысел и широту горизонта, вид. Вид на церковь на пригорке был также почти обязателен. Из новгородских писцовых книг следует, что на алтарь приходилось около ста душ. Уложение о градостроении уже 16-го века предусматривает, что, в случае загорожения благолепного вида соседу, незадачливому хозяину следует помочь в перенесении хором на другое место.

строились широко - вспомните "московский дворик" Поленова. Недаром сказано даже не двор, а дворик - одного хозяйства, небольшой по тем понятиям. А как широко в нем раскинулись службы, подсобные постройки - амбары, погреб, хлев, сарай. Не скучены - простор

Село, деревня планируется самотеком, естественно однако с вполне определенным критерием, который можно проследить во всех почти случаях на необъятных просторах нашей родины: церковь стоит на самом живописном месте, на пригорке, или на высоком берегу, ее видно отовсюду. Тут же площадь - для сходок, приходских общественных празднований. (На Севере этому служит трапезная). Школа, общественные помещения. В селах побольше - рынок, магазин

Улица чаще всего одна, вдоль дороги или реки. Избы, на юге хаты, в казачьих краях - курени. На севере - фронтом на юг, окнами к солнышку. С видом из окон на речку. В средней полосе, в Сибири - избы глядят на дорогу, сзади службы, потом огороды и бани. Чем холоднее - тем ближе друг к дружке жмутся строения, чем теплее - тем шире разбегаются на простор.

Из книги Дарьи Усвятской «Справный дом» Для строительства дома выбирают «Сильное место» - «Давно еще примечали: как лошадей в ночное гнать, так один-два коника там непременно встанут, постоят. И когда стадо станичное на выпас идет, коровы теплые часто отдыхать ложатся. Сила там для живого хорошая, благодатная. А дом ведь это и есть жизнь.» Где нельзя строить дом? «Там, где могила, или кладбище было. Вообще, рядом с кладбищем жить не следует. Мертвое место живому мешать будет. И церковь тоже нехорошо, когда около дома находится. А уж на месте порушенного храма селиться и вовсе не к добру. Еще где дорога раньше проходила, строиться не след счастье в доме не задержится.»

«Ну, и по весне еще, перед началом стройки, проверяли будет там счастье или нет. По всему вышло, что будет. И как же это проверить можно? В любой четверг Великого поста в ночь на пятницу надо в том месте, где фундамент планируешь ставить, насыпать зерна по четырем сторонам на Восток, Запад, Север и Юг. Посредине крестик еще ставят у нас деревянный. С утра, как солнце взойдет, надо идти смотреть. Если зерно нетронутое место правильное, можно дом ставить. Ну, а если мыши растащили либо ветром разнесло счастья не жди».

Место, стало быть, мы выбрали. Следом надо время подгадать правильное. Дело такойе всегда начинают Великим Постом, на молодике (в новолуние то бишь). Тут и году начало (ты ж знаешь, предки наши, в языческие еще времена, не от января год считали, как мы сейчас, а от Масленицы), и деревья, трава, зелень всякая после зимы просыпаются, и солнышко силу набирает. Все к прибавлению идет, вот и дом новый этой энергией напитывается. Перед тем как фундамент заливать, яму роют квадратную, в размер дома, а на дне ее чертят крест по сторонам света. Крест этот делит место на четыре части. Кто в доме хозяин будет, тот приносит с четырех полей камни и по центру квадратов зарывает. Это, стало быть, для того чтобы детишки в доме водились, как хлеб на тех полях. К Пасхе фундамент заливаем.

«Фундамент заливаем, да не просто так: под него жило кладется. Как кладется? Жило это что, какой-то особый строительный материал, что ли? Знахарка улыбнулась: Нет, доня, жило тут не лес и не кирпичи, а энергия жизненная. Еще так мы зовем вещи особые, их земле дарят, чтобы дом держала. Раньше петуха с куркой под фундамент закапывали, а теперь кладем шерсти клочок, колос пшеничный и свечку с церкви. Еще монет медных и серебряных накидаем по всем углам. Под стодарник крестик надо зарыть обязательно, и бутылочку со святой водой. Подо что? Под стодарник. Место в доме, где иконы висят. Красный угол, то есть. Так вот, продолжала она, фундамент мы освятили, можно заливать. К Преполовению он подсохнет, время сруб ставить, чтобы Троицу захватить. Самое доброе время, у нас говорят без Троицы дом не строится. В Петров пост как раз крышу крыть начинаем».

Сруб уже закончили, настало время "класть матку" устанавливать матицу, или основную (несущую) поперечную балку потолка. Массивный дубовый брус аккуратно протянули через весь сруб, закрепили на стенах ровно посередине будущего дома. Сверху таким же способом приладили продольную балку; она прошла через центр матицы, и в основе потолка получился крест. Перекрестье обмотали красной шерстяной нитью. Хозяин обошел пространство дома трижды по часовой стрелке; все это время он читал молитву Кресту Господню:

« Да воскреснет Бог, и да расточатся врази его, и да бежат от лица Его ненавидящие его, как исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, такой да погибнут беси от лица любящих Господа и в веселии глаголющих : радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшего силу диаволю, и даровавшего нам тебе, Крест свой Честный на прогнание всякого супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень ! Помогай нам со Святою Госпожею Девою Богородицей и со всеми святыми во веки веков. Аминь.» Больше в тот день работ не производили; говорят, что день, когда укладывают матицу особый, он знаменует середину работ. В этот момент дом "крестится", его внутреннее пространство делится на энергетические зоны и начинает потихоньку "оживать", то есть, там появляется жило.

Традиционно обращали внимание на то, какой порядок царит стройке: нигде не валяются ни инструменты, ни измазанные раствором ведра… Даже лестницу, по которой строители забираются в дом (так как порожки еще сырые), убрали во времянку. (Не потому, конечно, что боятся воров просто должен быть порядок в доме, неважно, достроен он или нет.)

« Дом должен находиться в гармонии с тем пространством, где он расположен, и внутри, и снаружи. Небо вверху, земля внизу, степь кругом, хозяйство рядом. По небу солнышко идет, по земле токи* стелются, с каждой стороны свою силу несут. Солнце с Востока на Запад движется, по южному боку».

«Южная стена чело (лицо) дома, окна прорублены? Чтобы свет весь день в горнице был. Свет небесный дому святость и от глазу нечистого защита. (Чело ведь на улицу выходит, с дороги его всякий видит и добрый, и злой.) Токи южные тепло в дом приносят, здоровье дарят …»

С запада в дом богатство течет, достаток, стабильность, потому вход лучше всего там делать. Энергия западная берешь называется, порядок бережет и от растраты хранит. Коли вход с запада расположен, хозяйство дюжеет да крепнет. А если вход в дом с востока – значит хозяин всю жизнь путешествовать будет.

По восточной стене пристраивали каретные сараи, в современном мире – гаражи (восток сторона кочевая, значит, и транспорту там самое место)

В Северных и Центральных районах к северной (глухой) стене пристраивали скотный двор. В южных районах делали одно два окна на северной стене, а напротив этих окон хозяйственные постройки. Тут же ставят скамью - летом отдыхать «в холодке»

Русская изба имела прямоугольное основание, ориентированное по сторонам света. Лицом, т.е. фасадом, дом смотрел на юг, вход старались делать с восточной стороны, а печь же располагали с северной. Если по каким либо причинам очаг располагали по левую руку, западной части, то работать приходилось спиной к свету, что было очень неудобно, но и такойе строительство жилья было. Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Основное жилое помещение изба с русской печью.

По православному канону, прежде чем вселяться в новый дом, его необходимо освятить. Любой человек, вселяясь в новый дом, входит в него с надеждой на новую и счастливую жизнь в нём. Но практически никто не знает, кто строил этот дом. Особенно, если говорить о многоквартирных домах. Вряд ли кто-то освящал место, на котором строился этот дом. Поэтому освящение дома или квартиры священником так необходимо. Договориться об освящении дома можно в любом православном храме. После службы, священники выходят, чтобы пообщаться с прихожанами. В этот момент Вы можете подойти, попросить благословения и договориться об освящении. Что происходит, когда священник приходит в незнакомое жилище и приступает к исполнению своих обязанностей? Он начинает молиться. Чинопоследование освящения жилища включает в себя ряд молитв и священнодействий. При освящении жилья священник в молитве призывает благодать Божию на дом сей, просит благословить это жилище и тех, кто будет в нём жить. После чина освящения обязательно над входом дома ставится символ Креста господня. Нередко и сейчас можно увидеть в домах и квартирах над входом «нарисованный» горящей свечой крест. В любом православном храме можно приобрести аккуратные наклейки с изображением Креста

Деревенская русская Изба всегда была насыщена живительным православным духом, русско- славянской чистой родниковой моралью, здоровым интернационализмом, веротерпимостью, неистовым трудолюбием, сердобольностью, учтивостью, религиозностью, добротолюбием, правдолюбием, дружелюбием, чувством национального достоинства, общинным духом, коллективизмом, совершенно уникальным бытом..

Например, на Севере России избы были широкие и с глубокими подпольями, чтобы уберечь хозяев от холода. А подполья или подвалы предназначались для хранения запасов на зиму: квас, мясо, капуста, ягоды, грибы, варенья, мука пшеничная. Решение плана избы просто и лаконично. Изба объединена под общей кровлей с хозяйственными постройками. Для внешнего облика избы характерна живописная асимметрия в размещении крыльца, ворот, ввоза, двора и окон, что придает особый уют

Изба-пятистенка Изба-пятистенка или пятистенок - жилая деревянная прямоугольная в плане постройка, разделенная внутренней поперечной стеной на две неравные части: избу (горницу) и сени (как правило, нежилую комнату) Изба-шестистенка Изба-шестистенка (шестистенок) - дом с двумя поперечными стенами

Поспорим с теми кто считают, что русская изба маленькая и тесная. Над дверьми обыкновенной избы (высота дверей 2 метра) делаются полати, и на них, хотя и пригнувшись, тоже нужно передвигаться ( еще метра полтора). И 3,5 - 4 метра высоты внутри избы. И остальные габариты избы 3-4 окошка с простенками тоже в 2-3 метра не вместишь, а на любой фотографии деревенской улицы окон по фронту в избе подряд. Длинна брёвен для дома имела традиционный стандарт 8 или 10 метров, а в Сибири и на Русском Севере ещё в первой половине ХХ века использовали брёвна 12 и более метров.

В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату

Главное украшение домов составляли иконы. Иконы ставились на полочку или открытый шкафчик называемый божницей. Она изготовлялась из дерева, нередко украшалась резьбой и росписью. Божница довольно часто была двухъярусной: в нижнем ярусе ставились новые иконы, в верхнем - старые, поблекшие. Она располагалась всегда в красном углу избы. Кроме икон на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо, иногда Евангелие. Туда складывались важные документы: счета, долговые расписки, платежные тетради, поминальники. На божницу часто вешалась занавеска, закрывавшая иконы, или божник

Прежде чем покупать иконы и приносить их в дом, задумайтесь о том, что это не картинки для оформления интерьера. Иконы это лик Божий в вашем доме, который хранит Вас и вашу семью. Перед ликом икон не сквернословят, не ругаются, с иконами не обращаются небрежно. Иконный угол это окно из вашего дома в мир Божий, и относиться к нему нужно соответственно. Иконы располагаются в свободном и доступном месте. Выбирая место, необходимо избегать близкого соседства икон с различной бытовой техникой: телевизором, магнитофоном и прочими приборами. Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства (статуэтки, панно и проч.), а также книгами. Недопустимо соседство икон с плакатами и календарями. Располагая иконы таким образом, вы уравниваете изображения на календарях и иконах. В доме обязательно нужно иметь икону Спасителя, Божией Матери и Троицы. Икону Спасителя, как правило, приобретают поясную. А икону Божией Матери можно выбрать по сердцу. Как правило, первая икона икона Казанской Божией Матери, как покровительницы семьи. Хорошо также иметь в доме образы святых, имена которых носят члены семьи. Также для оберега дома от пожара, приносят в дом икону «Неопалимая Купина», а для оберега от воров образ Иоанна Воина.

В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим. Стол был стационарным, глинобитным, и был символом единства и неизменности, быть приглашенным за который, считалось великой честью. Красный угол и стол в нем, вот Алтарь и Престол, где вершилась жизнь семьи, где советом и миром формировалась наша ментальность, где и сватались, и провожали в последний путь. Столешница почиталась как «Божья ладонь», дающая хлеб, поэтому и по сегодняшний день не принято на Руси стучать по столу

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.. За тем же столом учатся, читают, рукодельничают, поют.

Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный" означает "красивый", "хороший", "светлый". Его убирали вышитыми полотенцами. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, Для праздничного убранства избы использовалось полотенце

Полотнище белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, Они вывешивались на стены, иконы к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово, Пятидесятница (день Святой Троицы), к престольным праздникам деревни, т.е. праздникам в честь святого покровителя деревни. Кроме того, полотенца вывешивались во время свадеб, на крестинном обеде, в день трапезы по случаю возвращения с воинской службы сына или приезда долгожданной родни. Полотенца развешивали на стенах, составляющих красный угол избы, и в самом красном углу

Кухня - вот она, вернее бабий кут, но где ему конец? Она не замыкается и в предпраздничной стряпне захлестывает всю площадь, да и участвуют почти все. Но окончилась горячка, и кухня свернулась в этот уголок, не занимая лишней площади. Вот тут под окном можно шить - а если много нужно шить, например приданное заканчивать, то швейная также завладевает и обеденным столом, и лавками, и сундуками. К обеду извольте убраться все по своим местам, в порядке. Порядку же учатся с младенчества - иного не дано. Всему свое время. Опоздал к обеду - мать с любовью накормит в уголочке, да не полагается так. Нежесткая, но настойчивая дисциплина, лад, порядок владеют избой.

Простое, максимально целесообразное жилье освобождает время женщины - хранительницы очага от ненужных, лишних забот о поддержании в чистоте и порядке дома, детей, посуды, белья - для церкви, духовной жизни, детей, помощи мужу, для искуства-рукоделия, наконец, чтобы на завалинке посидеть, на закат полюбоваться, воздать за эту благодать хвалу Создателю и подумать о смысле жизни.

Пространство избы, около кв.м, было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи

Мало кто помнит и знает сейчас, Какая приятная, нужная вещь, В морозы не редко спасавшая нас, Простая кирпичная русская печь Стряпухи у печки работали смело, Умея и зная во всём этом толк, Чтоб аккуратно, спокойно, умело Ухватом поставить чугун на шесток. Видя не редко сноровку такую, Тот, кто не пробовал пищу печную, Вкус её, вряд ли представит сейчас.

В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым. В системе поведения, где существенно такойе противопоставление, как "свой" - "чужой", отношение хозяев к гостю или незнакомому человеку изменялось, если ему довелось посидеть на их печи; как человек, отобедавший с семьей хозяина за одним столом, так и тот, кто сиживал на печи, воспринимался уже как "свой". Обращение к печи происходило во время всех обрядов, основной идеей которых был переход в новое состояние, качество, статус. Печь отвечает и лечебным требованиям. Перегрев помогает избавляться от вирусов, от простуды. И гигиеническим в остывающей печи на худой конец вымыться можно.

Печь выполняла и воспитательные функции. У бабки или деда, на печи всегда есть место и время для приболевшего или обиженного или скучающего внучонка, и связь "через поколение" очень сильна, ко взаимной пользе. Недаром бабушкины сказки и дедушкины поделки и игрушки, а то и были и воспоминания, заполняют нашу литературу. Да и дед и баба у дела - нужны, любимы, ценимы (по заслугам), излучают т получают ласку, не чувствуя одиночества, заброшенности и необходимости в старческих приютах. Основы богословия и морали, истории, этики и эстетики и многое другое внушалось малышам на печи...

Русская печка, как мама, Словно молитву творит. Печь разжигается рано, Пламенем жарко горит. Будто бы грусть листопада, Слышится песня в трубе. Легкий дымок, словно ладан, Благоухает в избе. Звон колокольный из храма Высветил серый восток. Слышно, как возится мама, Ставя чугун на шесток. Русская печка, родная, С детства тянусь я к тебе, Ты, как и мама из рая, В дедовской греешь избе.

Печь украшали с любовью и мастерством Роспись носила либо геометрический характер (мотив солнца), либо изображала цветы. В росписи преобладали зеленый, белый, красный, розовый, желтый, черные цвета