Философы Греции. Сократ (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э., Афины 399 г. до н. э., там же) др.-греч.469 г. до н. э. Афины 399 г. до н. э.др.-греч.469.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Advertisements

Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Наука о добродетелях Аристотеля
Аристотель. Презентация ученицы 10-1 класса Соколовой Ксении.
Автор : ученица 10-1 класса Чекалкина Екатерина. Аристотель ( др.- греч. ριστοτέλης ) (384 до н. э.) аристотель – древне греческий филосов и учёный, который.
АВТОР: ЛИТОВЧЕНКО В, УЧЕНИК МОУ СОШ 2 С. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА 2009Г.
Повторение домашнего задания Письменные ответы к тексту на с. 25. Собеседование по тексту «Специфика мифологического мышления» Вопросы 1-5 на с. 24.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Объективный идеализм Платона ( д.н.э.). Современником Демокрита является Платон - ученик Сократа. ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ - девиз Сократа. понятия шире.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Подготовила: Бобченок Ю. Э. Проверил: доцент Таркан И. И. БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА МЕНЕДЖМЕНТА ТЕХНОЛОГИЙ «Бизнес-администрирование»,
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
ФГБОУ ВО ПИ «ИГУ» СТУДЕНТ 2 КУРСА ПИ ИГУ ЕГФ ХИНТУХИНОВ Ф.А. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ ШИШАРИНА Н.В. Иркутск 2016.
Древние мыслители о мире и человеке. Человек есть, к сожалению, всего лишь человек; иногда и того меньше. Европейское изречение.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города москвы «медицинский колледж 4 департамента здравоохранения.
Культура Древней Греции Автор: Бурдаков Валерий. Культура.
Первый греческий мыслитель, основавший философскую школу. Платоновская Академия просуществовала почти 900 лет Скульптура головы Платона.
Аристотель Заслуги в биологии. Краткая биография Аристотель ( до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагире. В 367 г. отправился.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Аристотель ( гг. до н.э.) Выдающийся древнегреческий мыслитель- энциклопедист, занимавшийся всеми существовавшими в античности научными и философскими.
Транксрипт:

Философы Греции

Сократ (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э., Афины 399 г. до н. э., там же) др.-греч.469 г. до н. э. Афины 399 г. до н. э.др.-греч.469 г. до н. э. Афины 399 г. до н. э. - Придумал слово «философия» (любовь к мудрости) см.уч. Стр Пытался восстановить поколебленный предшественниками(софистами) авторитет знания. - давал определения понятиям и категориям (например, добру и злу) - раскрыл значимость духовной сферы как самостоятельной от материального мира.

Развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми.рационализма Развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми.рационализма

Приемы обучения - Метод диалектических споров - Предполагал критическое отношение к догмам («сократовская ирония») - Свои мысли не записывал, считая, что это ослабляет память - С учениками вел диалоги, задавая вопросы, выслушивая ответы и снова задавая наводящие вопросы до получения окончательного (истинного) ответа. См.учеб.стр.42

Суд над Сократом - Был обвинен в неуважении к Богам и плохом влиянии на молодежь - На суде не просил снисхождения - Отказался от уплаты штрафа и побега - предпочел принять яд (считали, что цикуту, но скорее все, болиголов пятнистый) - Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем как принял свою смерть. Перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепию петуха(обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти.Асклепию Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лег на спину: так велел тот человек. Когда Сократ лег, он ощупал ему ступни и голени и немного погодя еще раз. Потом сильно стиснул ему ступню спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голени и, понемногу ведя руку вверх, показывал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец прикоснулся в последний раз и сказал, что когда холод подступит к сердцу, он отойдет. Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза. Платон Жан Луи Давид «Смерть Сократа»

Антонио Канова «Смерть Сократа» XVIII век

Платон (др.-греч. Πλάτων) (428 или 427 до н. э., Афины 348 или 347 до н. э., там же) др.-греч до н. э. Афины до н. э.др.-греч до н. э. Афины до н. э. - Первым учителем Платона был Кратил. Кратил - Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников.407 Сократом - Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами. По свидетельству Олимпиодора, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону смесь бокса и борьбы.Олимпиодорафилософом олимпийским чемпионом панкратионубоксаборьбы - Основатель Платоновской Академии в Афинах

Один из основателей идеалистического направления в мировой философии - Бытием в подлинном смысле можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющиеся независимо от пространства и времени, т.е. идеи (эйдосы) - Если мы соглашаемся. Что истинное познание качается только вечного неизменного бытия, в остальном не может быть истинного знания. А лишь мнение, то следует признать автономное (независимое) существование идей. - Признавал наличие трех родов сущего – -1) вечные идеи; -2) изменяющиеся конкретные вещи; -3) пространство, в котором вещи существуют. -Бытием в подлинном смысле можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющиеся независимо от пространства и времени, т.е. идеи (эйдосы) - Если мы соглашаемся. Что истинное познание качается только вечного неизменного бытия, в остальном не может быть истинного знания. А лишь мнение, то следует признать автономное (независимое) существование идей. - Признавал наличие трех родов сущего – -1) вечные идеи; -2) изменяющиеся конкретные вещи; -3) пространство, в котором вещи существуют.

« Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно» Платон

Этика -Дал понятие БЛАГО – то, что не удовольствие и не польза только. «Благо само по себе» как отвлеченная категория. Сравнивал БЛАГО с Солнцем. - Утверждал, что ДУША бессмертна. Имеет три начала: - 1) Разумное (то, что обращено к познанию); - 2) Яростное (то, что стремится к порядку и преодолению трудностей; - 3) Страстное (то, что выражается в вожделениях, любви, желаниях, наслаждениях) - После смерти тела ДУША попадает в абсолютное небытие, но там может быть и наказание и награда ДУШЕ за то, что было сделано при жизни тела.

Познание -Есть ПОЗНАНИЕ разумом и есть ПОЗНАНИЕ чувством. - Главный метод познания – ДИАЛЕКТИКА – познание путем рассуждений, умозаключений.

Создал модель ИДЕАЛЬНОГО государства (УТОПИЮ). Лучшая форма правления здесь – АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ республика, т.е. правление лучших, мудрейших, знающих. - Несовершенные формы правления: 1. Тимократия власть военачальников. Наиболее близкая к идеалу форма правления. Такие люди становятся воинами, государство под их управлением постоянно воюет. Войны это всегда добыча, а значит и чьё-то обогащение. Ну а богатство это власть, формируется олигархия.Тимократия 2. Олигархия власть немногочисленных богатых. Но богачи ущемляют бедных, коих всегда большинство, и они, в свою очередь, захватывают власть.Олигархия 3. Демократия власть большинства. Характеризуется усилившимся расслоением на богатых и бедных; ведет к восстаниям.Демократия 4. Тирания бесконтрольная власть одного. Появляется тиран из демократии. Для удержания власти ему нужна война, которая в конечном счете приводит государство к демократии.Тирания

«Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях» Одно из первых определений человека. Человек дуалистичен по природе: Душа – бессмертна и божественна. Тело тянет человека в животный мир Задача человека: в том, чтобы возвыситься над беспорядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами души стремиться к уподоблению богу, который не соприкасается ни с чем злым ; в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным

Устройство мира по Сократу и Платону. Учебник стр. 42

Аристотель (др.- греч. ριστοτέλης; 384 до н. э., Стагир 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) др.- греч. 384 до н. э. Стагир 322 до н. э.Халкида Эвбеядр.- греч. 384 до н. э. Стагир 322 до н. э.Халкида Эвбея - Ученик Платона.Платона - С 343 до н. э. воспитатель Александра Македонского.343 до н. э. Александра Македонского - В 335/4 г. до н. э. [1] основал Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу)3354 [1]др.-греч.перипатетическую школу - Древнегреческий натуралист классического периода, философ, создатель логики и наиболее влиятельный из диалектиков древности; - основоположник формальной логики.формальной логики - Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Физика Физика наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией. силой «Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.метафизикой

Бытие живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия: Материя Материя «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).воздухводаземляогоньэфирсубстанция Форма Форма «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-серводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. Действующая причина (начало) «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина это энергичная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть Цель «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект всего 10. -На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности индивидуального бытия, и второй сущности бытия видов и родов. - Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страданиеколичествокачество отношениеместовремяобладаниеположение действиестрадание

Аристотель создал иерархию уровней всего сущего - (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее):материи неорганические образования (неорганический мир). мир растений и живых существ. мир различных видов животных. человек.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; ощущений разум же усматривает общее в единичном.разум

Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике логике он разработал теорию мышления мышления и его формы, понятияпонятия, суждения и умозаключения.умозаключения

Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции и индукции: дедукции индукциидедукции индукции 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;опыта 2) убеждение в том, что это свойство существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы категорическим силлогизмом. категорическим силлогизмом

Он сформулировал логические законы: закон тождествазакон тождества понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений; закон противоречиязакон противоречия «не противоречь сам себе»; закон исключенного третьегозакон исключенного третьего «А или не-А истинно, третьего не дано».

Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.

Учение о добродетелях Аристотель выделяет 11 этических добродетелей:добродетелей мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя самая необходимая для совместной жизни. разумные (добродетели ума) развиваются в человеке благодаря обучению мудрость, сообразительность, рассудительность. нравственные (добродетели характера) рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера.

Добродетель представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком. Добродетель она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность это её противоположность». Добродетель это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.

«Таблицу» добродетелей и пороков в их соотнесенности с различными видами деятельности: мужество это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности). благоразумие это середина между распущенностью и тем, что можно было бы назвать «бесчувственностью» (в отношении к удовольствиям, связанным с чувством осязания и вкуса). щедрость это середина между мотовством и скупостью (в отношении к материальным благам). величавость это середина между спесью и приниженностью (в отношении к чести и бесчестию). ровность середина между гневностью и «безгневливостью». правдивость середина между хвастовством и притворством. остроумие середина между шутовством и неотёсанностью. дружелюбие середина между вздорностью и угодничеством. стыдливость середина между бесстыдством и робостью.

Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководит разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но ведет к нему деятельность, поскольку человек рожден не только для умопостижения, но и для действия.платоновский

Следует помнить, что названные качества были обозначены в качестве добродетелей и пороков в IV в. до н. э.; они не всегда однозначно совпадают с современными представлениями о должном и предосудительном.

Человек В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна. Человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.

Формы государственного правления В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие: Монархия Монархия (греч. monarchia единовластие) форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху. Аристократия Аристократия (греч. aristokratia власть лучших) форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного. Полития Полития Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах умеренность, в имуществе средний достаток, во властвовании средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Неправильный строй строй, при котором преследуются частные цели правителей: Тирания Тирания монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя. Олигархия Олигархия соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство. Демократия Демократия выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. Отклонение от монархии даёт тиранию, отклонение от аристократии олигархию, отклонение от политии демократию. отклонение от демократии охлократию

В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

Главное в государстве гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

Рафаэль Санти «Афинская школа»