Интонация и её роль в предложении 11 класс. Правописание приставок (Не)бе..звестный талант, (не)и..кушенный читатель, пр..творить идею в жизнь, бе..преце..дентная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к ГИА. 9 класс. Выполнение задания С2.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Зачем нужна пунктуация?
Advertisements

Тема урока: Синтаксис словосочетания и простого предложения Цель урока: повторить, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», «пунтограммы», «словосочетание»,
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация? Подготовила: Калинина С.В.,учитель русского языка.
Готовимся к ЕГЭ Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Свечаревская С.А.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
Автор: Карпова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 5 г.Суворова»
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ СТАВИТСЯ: 1.Сущ. Им.п. - сущ. Им.п. 2.Подлеж. – это, это есть, значит + сказуемое 3.Inf + inf 4.Сущест. Им.п. - Inf.
Тире между подлежащим и сказуемым МОУ Верещагинская СОШ Учитель русского языка и литературы Пупкова Н.Л.
Выполняла ученица 9а класса ГБОУ средней школы 337 Шаирянц Ванесса Санкт-Петербург 2013г.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ВНУТРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. что такое пунктуация?
ИСТОРИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ. ТОЧКА И ЗАПЯТАЯ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ РОМАЩЕНКО И.В. МБОУ СОШ 8 Н.П. СЕВЕРОМОРСК - 3.
Пишем сочинение на лингвистическую тему. Функции знаков препинания: 1.Выделительные 2.Разделительные.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Сложные предложения Простые осложненные предложения Слово- сочетания
ДА. ДА ? ДА ! ДА ?! ДА … Д А, да, да, Д А : Д А. - это спокойное ДА.
(подготовка к ГИА, задание С 2.1 ) Презентация выполнена учителем русского языка МОУ СОШ 3 г-к.Анапа с.Витязево Поповой Еленой Витальевной Prezentacii.com.
Принципы русской пунктуации. Что такое пунктуация? Обратимся к словарю.
Сложные предложения Простые осложненные предложения Слово- сочетания
Предложения с обособленными членами.. Обособление – это выделение членов предложения для того, чтобы придать им относительную смысловую самостоятельность,
Транксрипт:

Интонация и её роль в предложении 11 класс

Правописание приставок (Не)бе..известный талант, (не)и..укушенный читатель, пр..творить идею в жизнь, бе..преце..десантная цельность натуры, пр..верженность (не)обычным поступкам, пр..бывать к станции, (не)бе..пр..страстный взгляд мастера слова, (не)(с,з)убыточные планы, пр..преломление лучей, пр..клонить колени, пр..коснуться к святыне, пр..зреть сироту, пр..небрегать мнением, пр..ступить закон, пр..клонить веточку, пр..ручить птицу, пр..тензии к оппоненту.

Интонация Звуковое средство языка, оформляющее высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания) Организует ритмомелодику предложений и выражает конкретную семантику Звуковое средство языка, оформляющее высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания) Организует ритмомелодику предложений и выражает конкретную семантику

Знаки препинания Являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи, происходит смысловое членение речи, выполняют две основные функции: разделительную и выделительную. Пунктуация в меньшей степени, чем орфография, зависит от фонетической и морфологической стороны каждого языка, поэтому носит интернациональный характер Являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи, происходит смысловое членение речи, выполняют две основные функции: разделительную и выделительную. Пунктуация в меньшей степени, чем орфография, зависит от фонетической и морфологической стороны каждого языка, поэтому носит интернациональный характер

Анализ предложений 1. Теплый ветерок гуляет по траве, гнет деревья и поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнется настоящая гроза. (А. Чехов.) 2.Поздно. Ветер стал холодный. Темно в долине. Роща спит над отуманенной рекой. Луна сокрылась за горою. (А. Пушкин.) 3. В ней сердце долго не страдало, иль скоро слез прошла пора? (А. Пушкин.) Вы знаете, что такое сестры милосердия? (Н. Островский.) Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? А у нас одна песня: что почем? (И. Бунин.) 4. Как холодно, как росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин.) Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике! (К. Федин.) 1. Теплый ветерок гуляет по траве, гнет деревья и поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнется настоящая гроза. (А. Чехов.) 2.Поздно. Ветер стал холодный. Темно в долине. Роща спит над отуманенной рекой. Луна сокрылась за горою. (А. Пушкин.) 3. В ней сердце долго не страдало, иль скоро слез прошла пора? (А. Пушкин.) Вы знаете, что такое сестры милосердия? (Н. Островский.) Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? А у нас одна песня: что почем? (И. Бунин.) 4. Как холодно, как росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин.) Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике! (К. Федин.)

Анализ предложений 5. Так вот чем питалась та одинокая душа, что навсегда затворилась от мира в этой каморке и еще так недавно ушла из нее... Но, может быть, она, эта душа, и впрямь не совсем была безумна? (И. Бунин.) Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засвер­кали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря... (А. Пушкин.)

Система знаков препинания Система знаков препинания нужна, чтобы осмыслить сказанное и выразить чувство к тому, о чем говорят, т. е. пунктуация является средством, при помощи которого пишущий выражает определенные значения и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в письменном (напечатанном) тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки. Таким образом, любой знак препинания в тексте может считаться стилистически значимым и служить для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодии фразы.) Знаки препинания могут быть строго регламентированы, но может быть факультативное и вариативное употребление знаков, что свидетельствует о возможности взаимозаменяемости и синонимичности знаков препинания. Система знаков препинания нужна, чтобы осмыслить сказанное и выразить чувство к тому, о чем говорят, т. е. пунктуация является средством, при помощи которого пишущий выражает определенные значения и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в письменном (напечатанном) тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки. Таким образом, любой знак препинания в тексте может считаться стилистически значимым и служить для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодии фразы.) Знаки препинания могут быть строго регламентированы, но может быть факультативное и вариативное употребление знаков, что свидетельствует о возможности взаимозаменяемости и синонимичности знаков препинания.

ТИРЕ 1. Тире ставится в неполных предложениях при параллелизме конструкций (предложений или частей предложения).Ее [литературы] красота - в истине, ее главное значение - в прав­де. (В. Короленко). 2. Тире ставится в неполных предложениях особой структуры, основу которых образуют два существительных - в формах дательного и винительного падежей, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части. (Лыжникам - хорошую базу. Массам - культу­ру. Молодежи - образование.) Обычно такие предложения используются в качестве лозунгов и газетных заголовков. 1. Тире ставится в неполных предложениях при параллелизме конструкций (предложений или частей предложения).Ее [литературы] красота - в истине, ее главное значение - в прав­де. (В. Короленко). 2. Тире ставится в неполных предложениях особой структуры, основу которых образуют два существительных - в формах дательного и винительного падежей, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части. (Лыжникам - хорошую базу. Массам - культу­ру. Молодежи - образование.) Обычно такие предложения используются в качестве лозунгов и газетных заголовков.

Тире 3. Тире ставится в расчлененных (двучленных) заголовках, представляющих собой неполные безглагольные предложения, в которых имеются слова со значением субъекта действия, объекта, обстоятельства, отвечающие на вопросы «кто - чему?», «кто - куда?», «что - куда?», «что - как?», «что - где?» и т. п. (Мастера искусств - молодежи. Туризм - для всех. Отряды - в путь. Герои - рядом. Заботы и радости - пополам. Новые книги -нарасхват.) 4. Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы и в месте пропуска делается пауза. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я - довольно плохо. (Л. Толстой.) 3. Тире ставится в расчлененных (двучленных) заголовках, представляющих собой неполные безглагольные предложения, в которых имеются слова со значением субъекта действия, объекта, обстоятельства, отвечающие на вопросы «кто - чему?», «кто - куда?», «что - куда?», «что - как?», «что - где?» и т. п. (Мастера искусств - молодежи. Туризм - для всех. Отряды - в путь. Герои - рядом. Заботы и радости - пополам. Новые книги -нарасхват.) 4. Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы и в месте пропуска делается пауза. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я - довольно плохо. (Л. Толстой.)

Тире 5. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого- либо члена и даже без пропуска: Они смотрели друг на друга: Райский - с холодным любопытством, она - с дерзким торжеством. (И. Гончаров.) В жизни каждого была такая девушка. При отсутствии паузы в месте пропуска члена предложения тире не ставится: Егорушка долго оглядывал его, а он Егорушку. (А. Чехов.) 5. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого- либо члена и даже без пропуска: Они смотрели друг на друга: Райский - с холодным любопытством, она - с дерзким торжеством. (И. Гончаров.) В жизни каждого была такая девушка. При отсутствии паузы в месте пропуска члена предложения тире не ставится: Егорушка долго оглядывал его, а он Егорушку. (А. Чехов.)

Интонационное тире 1. Тире ставится для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы подчеркнуть или уточнить смысловые отношения между членами предложения, когда другими знаками препинания или порядком слов нужный смысл не может быть выражен. Сравните: Ходить - долго не мог (т. е. лишен был возможности передвигаться в течение длительного периода, например, после тяжелой болезни). Ходить долго - не мог (т. е. не мог заниматься длительной ходьбой). В случае нужды - прошу (т. е. в случае нужды прошу обратиться ко мне). В случае нужды прошу (т. е. обращаюсь с просьбой, когда испытываю нужду). 1. Тире ставится для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы подчеркнуть или уточнить смысловые отношения между членами предложения, когда другими знаками препинания или порядком слов нужный смысл не может быть выражен. Сравните: Ходить - долго не мог (т. е. лишен был возможности передвигаться в течение длительного периода, например, после тяжелой болезни). Ходить долго - не мог (т. е. не мог заниматься длительной ходьбой). В случае нужды - прошу (т. е. в случае нужды прошу обратиться ко мне). В случае нужды прошу (т. е. обращаюсь с просьбой, когда испытываю нужду).

Интонационное тире Такое тире называется интонационным, оно может отделять любую часть предложения:... Неостановимо, невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте миски и тарелки / Всякая тарелка будет - мелкой, миска - плоской. (М. Цветаева.) Пошли в клуб - почитать, поиграть в шашки, потан­цевать. Тире перед однородными обстоятельствами цели подчеркивает их связь со сказуемым. (Ср. также: Беру бинокль - наблюдать). Все любили его - за присущее ему упорство, силу воли, за полно- кровность всего его существа. К станции приближались пешеходы -с узлами, мешками, чемоданами. Однородные члены предложения относятся к сказуемому и имеют значение дополнения, а при отсутствии тире могли бы быть восприняты как несогласованные определения к подлежащему: Я - что, это вы крупный специалист. (Ср.: Он что - не согласен на отъезд? 2. Интонационный характер имеет также тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения: И щуку бросили - в реку. (И. Крылов.) Через несколько минут за­гремели цепи, двери отворились, и вошел - Швабрин. (А. Пушкин.) Такое тире называется интонационным, оно может отделять любую часть предложения:... Неостановимо, невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте миски и тарелки / Всякая тарелка будет - мелкой, миска - плоской. (М. Цветаева.) Пошли в клуб - почитать, поиграть в шашки, потан­цевать. Тире перед однородными обстоятельствами цели подчеркивает их связь со сказуемым. (Ср. также: Беру бинокль - наблюдать). Все любили его - за присущее ему упорство, силу воли, за полно- кровность всего его существа. К станции приближались пешеходы -с узлами, мешками, чемоданами. Однородные члены предложения относятся к сказуемому и имеют значение дополнения, а при отсутствии тире могли бы быть восприняты как несогласованные определения к подлежащему: Я - что, это вы крупный специалист. (Ср.: Он что - не согласен на отъезд? 2. Интонационный характер имеет также тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения: И щуку бросили - в реку. (И. Крылов.) Через несколько минут за­гремели цепи, двери отворились, и вошел - Швабрин. (А. Пушкин.)

Соединительное тире 1. Тире ставится между двумя или несколькими словами для обозначения пределов («от... до»): а)пространственных: Беспосадочный перелет Москва - Хабаровск. Через эту станицу можно было выйти к большому пути Уральск -Лбищенск - Сахарная - Гурьев (Д. Фурманов.); б)временных: Крестовые походы XIXIII веков. Репертуар театра на январь - март, в)количественных: Рукопись объемом десять - двенадцать авторских листов (то же цифрами: 10-12). Груз массой тонн. 5-7-кратное превосходство. Примечание. Если между двумя рядом стоящими числительными можно по смыслу вставить не слова от...до, а слово или, то они соединяются дефисом: Пробудет в командировке пять-шесть дней. (Но при цифровом обозначении ставится тире: дней.) 1. Тире ставится между двумя или несколькими словами для обозначения пределов («от... до»): а)пространственных: Беспосадочный перелет Москва - Хабаровск. Через эту станицу можно было выйти к большому пути Уральск -Лбищенск - Сахарная - Гурьев (Д. Фурманов.); б)временных: Крестовые походы XIXIII веков. Репертуар театра на январь - март, в)количественных: Рукопись объемом десять - двенадцать авторских листов (то же цифрами: 10-12). Груз массой тонн. 5-7-кратное превосходство. Примечание. Если между двумя рядом стоящими числительными можно по смыслу вставить не слова от...до, а слово или, то они соединяются дефисом: Пробудет в командировке пять-шесть дней. (Но при цифровом обозначении ставится тире: дней.)

Соединительное тире 2. Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п.:Физический закон Бойля - Мариотта; Матч Карпов - Каспаров; Матч «Спартак» - «Торпедо». 3. Тире ставится между отдельными словами для показа внутренней связи между ними: Завершился конгресс Международного союза архитекторов, про­ходивший под девизом «Архитектура - человек - окружающая среда». 2. Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п.:Физический закон Бойля - Мариотта; Матч Карпов - Каспаров; Матч «Спартак» - «Торпедо». 3. Тире ставится между отдельными словами для показа внутренней связи между ними: Завершился конгресс Международного союза архитекторов, про­ходивший под девизом «Архитектура - человек - окружающая среда».

Знаки препинания в тексте В школьной практике прочно бытует термин «пунктограмма». Должно быть, он удобен, когда речь идет об изучении правил пунктуации и выработке пунктуационных навыков, т. е. когда производится грамматический анализ предложения. В тексте знак препинания перестает быть пунктограммой, он вовлечен в систему изобразительно-выразительных средств, определяя звучание текста. И чтобы текст звучал правильно, пунктуационный анализ должен стать неотъемлемой частью лингвостилистического анализа. В школьной практике прочно бытует термин «пунктограмма». Должно быть, он удобен, когда речь идет об изучении правил пунктуации и выработке пунктуационных навыков, т. е. когда производится грамматический анализ предложения. В тексте знак препинания перестает быть пунктограммой, он вовлечен в систему изобразительно-выразительных средств, определяя звучание текста. И чтобы текст звучал правильно, пунктуационный анализ должен стать неотъемлемой частью лингвостилистического анализа.

Задание Проанализируйте стихотворение М. Цветаевой «Тоска по родине! Давно...». Выделите индивидуально-авторские знаки препинания. Какова их роль в тексте? Как знаки препинания влияют на смысл и экспрессивное восприятие текста? Какие душевные переживания автор отражает в этом стихотворении и какими языковыми средствами это представлено? (Звукопись, лексика, синтаксис, пунктуация.)