СИСТЕМА ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РОЛЬ HR. ВЗГЛЯД HR 23/06/2010 Анна Гуревич
ЗАЧЕМ? Проведя исследования в нескольких крупных организациях, американский консультант Дэвид Керк пришел к выводу, что 91% факторов, формирующих лояльность сотрудников и 99,5% факторов, влияющих на их удовлетворение своей работой, непосредственно связаны с эффективной коммуникацией.
КАК? Не более 15% российских компаний последовательно и успешно занимаются внутренним PR - выстраиванием коммуникаций между сотрудниками, пропагандой ценностей компании. В большинстве средних и крупных компаний внутренний PR сводится к ____________________________.
ОБ ЭТОМ: Главный просчет топ- менеджеров - нежелание поддерживать обратную связь с сотрудниками, неумение использовать выгоды налаженного контакта с ними, - Сьюзен Уокер, возглавляющая отдел исследований в области коммуникаций британской маркетинговой компании MORI
КТО КАК НЕ hr? PR- новая аудитория HR-возможность использовать коммуникационные возможности для мотивации и повышения уровня лояльности. Внутренний PR и есть та общая территория, на которой совместными усилиями специалисты по коммуникациям и HR-менеджеры выстраивают благоприятные отношения между компанией и коллективом.
Корпоративные отделы внутренних коммуникаций, зародившись в недрах HR, за 80-е90-е годы приобрели самостоятельность. Там же, где этого до сих пор не произошло, функции внутренней коммуникации могут выполнять кадровики, либо топ-менеджмент, либо отделы маркетинга и PR. КТО ОНИ?
АКСИОМА: Коммуникация это всегда диалог Организационная коммуникация это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому числу людей и отдельным индивидуумам внутри организации, а также институтам за ее пределами.
ЦЕЛИ: 1.Внутренние коммуникации должны помогать работнику понимать корпоративную культуру, цели и ценности. 2.Все сотрудники должны быть в курсе событий и решений, которые касаются работы всех отделов.
ВК как ПРОЦЕСС 1.Внутреннюю коммуникацию нельзя однажды установить и забыть об этом. 2.Процесс должен постоянно поддерживаться и изменяться в соответствии с развитием компании.
ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОЙ ВНУТРЕННЕЙ КОММУНИКАЦИИ: 1.Информативность 2.Ясность 3.Своевременность 4.Независимость и беспристрастность 5.Лаконичность.
ИНСТРУМЕНТЫ: 1.Внутренний веб-сайт (интранет) 2.Регулярные собрания –Неформальные встречи, на которых работники могут поговорить с начальством напрямую; –Виртуальные собрания с использованием онлайн- платформ 3.Конференции 4.Корпоративная пресса и непериодические печатные материалыКорпоративная пресса 5.Внутренняя -рассылка 6.Доски объявлений.
УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЕЙ: 1.Нацеленный подход коммуникация устанавливается с четко определенной целевой аудиторией. Чем более точно составлено сообщение, тем больше вероятность его верного восприятия. Главная ошибка это считать, что информация передается только с помощью слов и что получатель просто пассивно принимает сообщение. 2.Круговой подход коммуникация устанавливается с помощью хороших человеческих отношений, а также работы над тем, чтобы каждый сотрудник получал удовольствие от работы. Такую систему можно установить только через длительные и открытые дискуссии. Предполагается, что сущность коммуникации в достижении взаимопонимания. Проблемы возникают из-за неправильного представления о том, что понимание приводит к соглашению, и в этом единственная цель общения. Необязательно разделять точку зрения человека, чтобы уважать ее и учитывать в работе. 3.Подход активного действия коммуникация устанавливается посредством практических действий, в которых необходимо понимание и интуиция. Подход основывается на том принципе, что коммуникация это координация значений, понимание общих правил и распознавание образов
ОТЛИЧИЕ /СПОРНОЕ/: На постсоветском пространстве ВК отличаются от западных именно значительным превосходством неформальной стороны. Неформальная коммуникация играет важнейшую роль в кризисных и конфликтных ситуациях
ИТОГИ РАБОТЫ: 28 % сотрудников считают из, что нужная им информация доходит до них слишком поздно, 58 % сотрудников считают, что распространяемая в компании информация не имеет отношения к профессиональной деятельности 60 % из опрошенных сотрудников хотят сменить работу.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ: 1.Количество коммуникационных каналов; 2.Качество выполнения совместных работ, требующих усилий разных подразделений компании одновременно; 3.Количество промежуточных звеньев при передаче информации; 4.Своевременность распространения информации; 5.Адекватность применения информационных каналов сферы деятельности предприятия; 6.Наличие баланса между вертикальными и горизонтальными коммуникациями внутри компании, между документированной (формальной) информацией и вербальными средствами; 7.Состояние социально-психологического климата в коллективе; 8.Количество распространяемых неформальных коммуникаций (слухов).
5К Типы взаимодействия персонала в организации, На уровне горизонтальных коммуникаций: 1.Конкурентность. 2.Конфронтация. 3.Корпорация. 4.Кооперация. 5.Контакт.
ПУТЬ СЛОВА: Слово путешествует дальше той группы, в которой рождается, и чем дальше движется, тем больше искажается. Задача специалистов – реагировать на слух сразу. Темы: 1.Заработная плата 2.Подробности продвижения по службе 3.Личная жизнь 4.Ожидаемые сокращения 5.Переезд предприятия 6.Некачественное сырье
Ой, что деется! Вчерась траншею рыли Откопали две коньячные струи! Говорят, шпионы воду отравили самогоном, Ну а хлеб теперь из рыбной чешуи! B. C. Высоцкий
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!