Проблематика романа Ч.Айтматова «Плаха». КОНФЛИКТ РОМАНА МИР ЛЮДЕЙ МИР ПРИРОДЫ В основе романа -непримиримое противоречие между миром людей и миром природы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Из стихотворения Б. Окуджавы выписать ключевые слова. Совесть, Благородство и Достоинство – Вот оно святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За.
Advertisements

«Каждому будет дано по его вере» Нравственные и философские аспекты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита»
Андрей Платонов повесть «Котлован». Историчность повести Творчество Андрея Платонова помогает современному читателю разобраться в событиях, происходивших.
Последовательность действий 3. Прокомментировать проблему Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо (К-2)
Урок литературы в 11 классе Михайлова Т.Д., учитель МОУ «СОШ 40»
Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита» Студентка группы 394ИС-1 Ермакова Н.А. Преподаватель Котова Е.В.
Материалы для подготовки к ЕГЭ. Что такое проблема текста? Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного.
Александр ЗАВГОРОДНИЙ: Артист должен воспитывать зрителя.
МОРАЛЬ Prezentacii.com ЦЕЛИ УРОКА МОРАЛЬ. НРАВСТВЕННОСТЬ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ МОРАЛИ. ДОБРО И ЗЛО.
Подготовила: В.А.Любимова – учитель русского языка и литературы высшей категории Снежинск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
МОРАЛЬ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 8 КЛ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
У РОК - РАЗМЫШЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО «Ж ИТЬ ПО ЗАКОНАМ ДОБРА И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ » ( ПО РАССКАЗУ.
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Размышляем над романом Михаила Афанасьевича Булгакова « Мастер и Маргарита »
Тема: «Чтобы слышать боль каждого» (по произведениям В. Астафьева)
Презентация к уроку Е.И.Носов «Живое пламя ». Цель урока: В прочитанном рассказе найти ориентиры для будущей жизни, проследить, как писатель поднимает.
Урок- взгляд по теме: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
Вопросы для обсуждения 1. Почему небольшие драматические произведения Пушкин называет «маленькими трагедиями»? В чем проявляются особенности этого жанра?
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Проблема текста Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое.
Транксрипт:

Проблематика романа Ч.Айтматова «Плаха»

КОНФЛИКТ РОМАНА МИР ЛЮДЕЙ МИР ПРИРОДЫ В основе романа -непримиримое противоречие между миром людей и миром природы.

Сюжетные линии романа Оно воплощается в двух основных сюжетных линиях, одна из которых прослеживает жизнь волчьей семьи, другая - судьбу бывшего семинариста Авдия Каллистратова, по заданию газеты выехавшего в Моюнкумскую саванну за материалом о собирателях анаши. Дисгармония, царящая в мире людей, приводит ко всеобщей трагедии. Природа оказывается на грани катастрофы: гибнут волки; варварское уничтожение сайгаков для мясозаготовки приобретает апокалиптический размах.

Но и люди, прежде всего, наиболее глубокие и чистые, остро сознающие свою ответственность за все происходящее и пытающиеся изменить порочный ход событий, кончают на плахе: мучительной смертью погибает Авдий Каллистратов, трагический финал ожидает правдолюбца Бостона. "Плаха" Айтматова - это роман-крик, призывающий остановиться, задуматься, удержать мир от гибели. И из глубин трагического поднимается надежда на возможность победы добра, на торжество светлого начала. Сюжетные линии романа

Экологическая проблема Гибель сайгаков и волчат в степи – ч.1, гл 3, гибель второго помета волков, когда жгут камыш – ч.2, гл.5, работа Инги с целью уничтожить коноплю, но сохранить землю – ч.3, гл.1 и т.д.). Постановка романа в Московском музыкальном театре Геннадия Чихачева

Социально-политические проблемы (Наркомания, страх журналистов говорить об этом – ч.1, гл.4, пороки Советской власти: Варвара, сестра Авдия и дочь священника, не может поступить в педагогический институт – ч.1, гл.4, косное мышление врагов Бостона, не понимающих, как можно к государственному имуществу относиться по-хозяйски – ч.3, гл.4,5, ссылка на Сталина «кто не с нами, тот против нас» Обер-Кандалова во время расправы с Авдием – ч.2, гл.5, гражданская война и ее последствия – ч.1, гл.4).

Нравственные проблемы Проблема веры. Проблема истины. Проблема человечности. Проблема совести. Проблема любви. Проблема власти. Проблема памяти.

Постановка: Театр п/р Геннадия Чихачева Режиссер: Геннадий Чихачев В ролях: Людмила Городецкая, Константин Скрипалев, Алексей Городецкий.Театр п/р Геннадия Чихачева Геннадий Чихачев Постановка романа в Московском музыкальном театре Г. Чихачева

Обер-Кандалов - заслуженный артист России Владлен Михалков, Авдий - лауреат всероссийского конкурса Константин Скрипалев, Мишаш - заслуженный работник культуры г. Москвы Вячеслав Амосов, Гамлет - Олег Зимин. Новая постановка в Московском музыкальном театре Геннадия Чихачева

Ташчайнар – Сергей Смолин, Волчонок – Вадим Поповичев, Акбара – лауреат международного конкурса Елена Соколова. Новая постановка в Московском музыкальном театре Геннадия Чихачева

Этот спектакль крик: о человеческих ценностях и о правде, за которую некоторые чудаки готовы отдать жизнь. О вере, которая является нашей внутренней силой и часто помогает выстоять в разных жизненных трудностях. Новая постановка в Московском музыкальном театре Геннадия Чихачева дипломант всерос. Конкурса Константин Скрипалёв в роли Авдия

История жизни Авдия Почему учится в семинарии? Почему уходит из семинарии? Проанализируйте разговор Авдия и Координатора – ч.1, гл.5. Какова позиция каждого из героев? Кто из них, по-вашему, прав? Оказываются ли верными слова Координатора о том, что «в миру не терпят тех, кто подвергает сомнению основополагающие учения»? Когда Авдий понимает это?

Почему Авдий оказывается среди наркоманов? Что можно сказать о каждом из них? Проанализируйте разговор Авдия и Гришана – ч.2, гл.1. Какую цель преследует каждый? Чем страшен Гришан? История жизни Авдия

Что общего у них с Координатором? («Отрекись!»). Проанализируйте поведение героев в сцене «Избиение Авдия» – ч.2, гл.1. В связи с чем у Авдия возникает видение о Христе? – ч.2. гл.2. Какую цель преследует Каллистратов? Как это его характеризует? – ч.2, гл.3. (хочет спасти Иисуса). Проанализируйте диалог Христа и Понтия Пилата (выборочное чтение). Что общего в этой сцене с разговорами между Авдием и Координатором, Авдием и Гришаном? («Покайся!», «Отрекись!»). Сравните сцену допроса с аналогичной в «Мастере и Маргарите» М.Булгакова. В чем разница?

Какой из образов Христа ближе к библейскому варианту? Почему? Как складывается дальнейшая судьба Авдия после того, как его выбросили из поезда? Как характеризует главного героя его поведение в милиции во время встречи с арестованными наркоманами? – ч.2, гл.3. Благодаря этим печальным событиям, Авдий снова встречается с Ингой. Что нового о характере главного героя, его внутреннем мире мы узнаем из писем? Почему Авдий оказывается среди отстрельщиков сайгаков? Что мы знаем о каждом из них? – ч.1, гл.3; ч.2, гл.5. Как в вагоне, так и в степи Авдий сам вызывает агрессию по отношению к себе. Зачем он это делает? Сравните сцену «суда» над Авдием со сценой в вагоне. Что общего? («Покайся!», «Отрекись!»). История жизни Авдия

Экологическая проблема Роман Ч. Айтматова «Плаха»- предупреждение человечеству о том, что мир может исчезнуть. Проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности. Объясните смысл названия романа. (Человек – орудие убийства живой природы, себе подобных, всего окружающего его мира и, в конечном счете, себя).

Вечные Моюнкумы поражают красотой пейзажей. Здесь тысячи лет обитали животные и птицы в полной гармонии.

Весной в сайгачьих стадах был особый приплод.. Корма было много… сурки сновали по всей степи…волки находили себе добычу…

Обитателям уникальной Моюнкумской саванны не дано было знать, что в самых обычных для человечества вещах таится источник добра и зла на земле…. И уж неведомы четвероногим и прочим тварям саванны те сложности, которые донимали самих людей с тех пор, как они стали мыслящими существами. До сих пор пока ничто всерьёз не нарушало сложившегося образа жизни этой великой азиатской степи….

Но вот человек изобрел оружие, и льется кровь беспомощных сайгаков. Сайгаков, гибнут в огне звери. Планета погружается в хаос, зло берет верх. Писатель просит нас задуматься о том, что хрупкий мир природы, его существование в наших руках.

История жизни волков Что известно о жизни волчьей пары? Почему у них есть имена? Как складываются отношения между волками? – ч.1, гл.1. Проанализируйте поведение волков после исчезновения волчат? – ч.3, гл. 2,3,4. Какой поступок волков говорит о том, что они начинают себя вести как люди? (Убийство ради убийства). С помощью каких еще художественных приемов автор очеловечивает Акбару? (Сон, молитва – внутренний монолог – ч.3, гл.5).

Как человек ведет себя волчица и после смерти Ташчайнара. Докажите текстом – ч.3, гл.5. Проанализируйте поведение Акбары во время ее встречи с Кенджешем. С какой целью автор очеловечивает волков? Какие нравственные проблемы поднимает, рассказывая о жизни волков? (Человечность животных противопоставлена бесчеловечности людей. Нравственное единство тех, у кого есть душа.) История жизни волков