Урок-портрет «Ыбырай Алтынсарин» (1841-1889). Ыбрай Алтынсарин – выдающийся казахский просветитель, педагог, демократ родился в ноябре 1841 года в ауле.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Ыбырай Алтынсарин» ( ). Ыбрай Алтынсарин – выдающийся казахский просветитель, педагог, демократ родился в ноябре 1841 года в ауле Жанбурчи, что.
Advertisements

Ыбырай Алтынсарин 1841 — 1889
Подготовили ученицы 8«Д» класса Алибек и Омарбекова Айгерим
Моя родина — Казахстан.
( ) Ибрай Алтынсарин-казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист, общественный деятель, ученый- этнограф. Автор казахских учебников: «Казахская.
Гвоздева Т.А. учитель начальных классов МБОУ МО Плавский район «Молочно-Дворская СОШ»
Казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист, автор первых казахских учебников, переводчик. Шевцова Е. П. СШ « 18.
Абай Кунанбаев ( ) – выдающийся мыслитель, просветитель, поэт и основоположник казахской письменной литературы. o Имя при рождении – Ибрагим.
Дулатов Мыржакып (Мир-Якуб) – великий поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, вошел вместе с А. Букейхановым и А. Байтурсыновым в ту тройку,
Практический семинар «Народные традиции в дошкольном образовании как средство духовно- нравственного воспитания детей» МДОУ детский сад общеразвивающего.
Замечательный поэт, писатель, переводчик, журналист, педагог. Выйдя на общественную арену вместе с активной частью интеллигенции М. Дулатов активно влиял.
Изучить деятельность Симбирской школы; Узнать о выпускниках, прославивших чувашский край; Ознакомиться с жизнью И. Я. Яковлева.
КНИГИ К. Д. УШИНСКОГО И Л. Н. ТОЛСТОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Деятели российского освободительного движения в Казахстане История Казахстана.
Деятельность Л. Н. Толстого и Н. А. Корфа по изучению читателей
Социально-экономический и духовный «застой». Культура и наука Казахстана ВЫПОЛНИЛА: ТУРГАНОВА АКБОТА, ЭЯР-141.
Валентин Петрович Катаев. Цели урока: -обобщить знания детей о творчестве В. Катаева, -пробудить интерес к творчеству писателя, -воспитывать трудолюбие,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями слуха 29» Нижнекамского.
Категория Сумма вопроса Достопримечательности Герои ВОВ Великие люди
Образование казахского этноса и государственности относят к более позднему периоду. А в вв. на территории Казахстана проживали народы и племена,
Транксрипт:

Урок-портрет «Ыбырай Алтынсарин» ( )

Ыбрай Алтынсарин – выдающийся казахский просветитель, педагог, демократ родился в ноябре 1841 года в ауле Жанбурчи, что расположен на территории нынешней Костанайской области. Он происходил из зажиточной семьи. В возрасте трех лет потерял родителей и рос и воспитывался в доме своего деда – известного казахского бия Балгожи Жансурчина.

Образование Ыбрай получил в Оренбургской школе, специально открытой царизмом для детей степной аристократии. После завершения учебы работал сначала писарем при воинском старшине, затем переводчиком в Оренбургском правлении. С этого времени начинается активная общественная, научная, педагогическая, политическая жизнь и деятельность Ыбрая Алтынсарина.

Педагог-просветитель, энтузиаст, поэт, фольклорист, этнограф, автор учебников родного и русского языков для казахских детей. Крупный мыслитель, отдавший все силы и весь свой талант делу просвещения родного народа. Им создано семь народных светских школ. Круг научных интересов и исследований: Педагогика История Фольклористика Этнография Лингвистика Языкознание

В своей практической деятельности выступил как инициатор создания в Казахстане ряда школ для детей степной бедноты и училищ (женских, сельскохозяйственных, ремесленных) Первые школы

Алтынсарин первый предпринял попытку создания казахского алфавита на основе русской графики, подготовил ряд учебников для обучения казахских детей. В 1879 году вышли в свет его учебники «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку»

Учебники Алтынсарина «Киргизская хрестоматия» Алтынсарина по своей идейной направленности служила принципу народности и воспитывала детей в духе любви к Родине. В«Руководстве» дано около 500 слов и фраз, взятых из самых различных областей жизни. Такое количество слов и фраз русского языка было достаточно для первоначального употребления в устной речи

Литературная деятельность Алтынсарин занимался и литературной деятельностью. Он известен как автор превосходных стихотворений, направленных на защиту бедноты. Критику эксплуататоров и духовенства, а также много других рассказов для детей, которые воспитывали у читателя лучшие нравственные качества: трудолюбие, доброту, честность, скромность, отзывчивость, уважение к старшим и т.д.

Значительный вклад внес Алтынсарин в исследование устного народного творчества казахов, их обычаев и традиций. («Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства») Они пользовались популярностью среди ученых кругов России и не утратили своего значения до сих пор.

Ы.Алтынсарин работал учителем, затем инспектором киргизских школ Тургайской области, которые он же устроил и организовал. Именно на этом посту он проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, просветителем и крупным общественным деятелем

Значение Ыбрая Алтынсарина Значение Алтынсарина в истории народного образования в Казахстане очень велико. Деятельность Алтынсарина представляет для нас огромный интерес с точки зрения развития общественной мысли и его места в истории народного образования и казахской литературы. Мы отдаем дань уважения Алтынсарину за его выдающуюся деятельность в качестве первого народного учителя, первого организатора народных школ в Казахстане и первого педагога-теоретика, вышедшего из среды казахского народа. Создав на родном языке высокоталантливые рассказы и стихотворения для казахских детей, Алтынсарин занял в истории казахской литературы как писатель-художник надлежащее место – наряду с Абаем. Его искренне, задушевно написанные произведения, столь близкие детскому сердцу и детским интересам, и понэне не устарели. Велико значение Алтынсарина в истории, этнографии и краеведении. Алтынсарин проявил свою неутомимую, кипучую деятельность как талантливый педагог, писатель и общественный деятель, борец за народную школу, за просвещение казахского народа

Памятник Алтынсарину Музей Алтынсарина

Тесты к уроку: 1 Область науки, в которую внес Ы.Алтынсарин наибольший свой вклад: А). педагогика Б). математика В).ИЗО Г).география Правильный ответ ПЕДАГОГИКА

Вопрос Ответ 2. Год издания «Казахской хрестоматии» Ы.Алтынарина: А) б) В) Г) Правильный ответ 1879

Вопрос Ответ 3. Какие школы были созданы Алтынсариным? А).Светские Б).Ремесленные В).Народные Г) Религиозные Правильный ответ Светские, Ремесленные, Народные

Вопрос Ответ 4. По мнению Алтынсарина, распространению русской культуры среди казахов будет способствовать: А) Переход к капиталистической экономике Б) Переход казахов к оседлости и земледелию В) Открытие русско- казахских школ Г) Занятие ремеслом Правильный ответ Переход к капиталистической экономике Переход казахов к оседлости и земледелию Занятие ремеслом

Вопрос Ответ 4. По мнению Алтынсарина, распространению русской культуры среди казахов будет способствовать: А) Переход к капиталистической экономике Б) Переход казахов к оседлости и земледелию В) Открытие русско- казахских школ Г) Занятие ремеслом Правильный ответ Переход к капиталистической экономике Переход казахов к оседлости и земледелию Занятие ремеслом

Вопрос Ответ 5. Количество слов и фраз в учебнике «Руководство к обучению русского языка»: А). 550 Б). 500 В). 600 Г) Правильный ответ 500

Вопрос Ответ 6. По мнению Алтынсарина, для борьбы со старыми традициями и суевериями было необходимо: Вооружить молодежь знаниями Поднять молодежь на борьбу Раскулачить баев Объединить молодежь Правильный ответ Вооружить молодежь знаниями

Вопрос Ответ 7. Произведения, в которых Ы.Алтынсарин показывает ложь и лицемерие мулл и биев. А) «Лицемерному судье» Б)»Давайте, дети, учиться» В). «Друзьям и молодежи» Г).»Кобланды Батыр» Правильный ответ «Лицемерному судье» «Друзьям и молодежи»

Вопрос Ответ 8. Алтынсарин в Оренбургском областном правлении работал: А) Инспектором Б) Судьёй В) Учителем Г) Переводчиком Правильный ответ Инспектором Переводчиком

Вопрос Ответ 9. Музыкальный инструмент, на котором любил играть Ы.Алтынсарин: А). Домбра Б). Кобыз В). Скрипка Г). Баян Правильный ответ ДОМБРА

Вопрос Ответ 10. Область, в которой родился Ы.Алтынсарин А) Кызылординская Б). Торгайская В) Кустанайская Г) Актауская Правильный ответ Кустанайская

Вопрос Ответ 11. По мнению Алтынсарина, для экономического культурного подъема Казахстана нужно было: А) Перевести крестьян к оседлому образу жизни Б) Организовать профессиональные школы в) Занятие скотоводством Г) Увеличить налоги Правильный ответ Перевести крестьян к оседлому образу жизни Организовать профессиональны е школы

Вопрос Ответ 12. Алтынсарин изображает кочевой быт казахов в произведении: А) «Милосердная лиса» Б) «Кипчак Сейткул» В) «Лицемерному судье» Г) «Паук, муравей и ласточка» Правильный ответ «Кипчак Сейткул»

Вопрос Ответ 13. Круг научных интересов Алтынсарина: А) Педагогика и языкознание Б). История и этнография В) География и биология Г) Фольклористика и литература Правильный ответ Педагогика и языкознание История и этнография География и биология

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Выполнила зав.библиотекой школы – гимназии 38 Ястребова И.Э.

Использованные ресурсы: days.peoples.ru fastbook.kz kostanayagro.kz bskst.kz