FokinaLida.75@mail.ru ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «КУЛЬТУРА РЕЧИ – ОТРАЖЕНИЕ ДУШИ» И.А.Суязова, учитель русского языка МКОУ «Каменская СОШ 1 с УИОП» Воронежской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
5. Синтаксические нормы. Порядок слов Прямой порядок слов в русском языке: тема (данное) + рема (новое) Рема + тема – обратный порядок слов / инверсия.
Advertisements

Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Члены предложения Сказуемое Подлежащее Дополнение Определение Обстоятельство Правила.
Подготовлен Калининой Анастасией 8 «В». Члены предложения Главные Второстепенные Подлежащее Сказуемое Определение ПриложениеДополнение Обстоятельство.
Синтаксическая стилистика. Стилистика Стилистика изучает различные стилистические вопросы речевой деятельности: отбор языковых средств в зависимости от.
Юрицина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Новочеркасска.
Автор: Крестова О.А., учитель русского языка и литературы МОУ Брейтовской СОШ Ярославской области Конкурс интерактивных презентаций.
МЕСТОИМЕНИЯ Местоимение самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики.
Второстепенные члены предложения Проект по русскому языку выполнил Бакиров Максим, ученик 8 класса А.
Что такое подлежащее? Подлежащее – главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Тридцать один пациент был записан на приём ( м. р., ед. ч.). Кофе был выпит ( м. р., ед. ч.).
Существительное Прилагательное Местоимение Числительное Союз ЧастицаПредлог Наречие Деепричастие Глагол Причастие.
При подлежащем, выраженном сочетанием собирательного существительного (ряд, большинство,. меньшинство, часть и т. п.) и существительного в форме родительного.
Члены предложения Работу выполнил обучающийся 9а класса МБВСОУ Открытой сменной общеобразовательной школы г. Инта Республики Коми Малов Сергей.
Обособленные дополнения; Обособленные обстоятельства; Обособленные определения; Обособленные уточняющие члены предложения.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Синтаксический разбор простого предложения ( 4) Урок русского языка в 5 классе учителя МОУ «Лицей 3» г. Чебоксары Семёновой Л.Ю.
СОДЕРЖАНИЕ Самостоятельные части речи Самостоятельные части речи Имя существительное Имя существительное План морфологического разбора
Нaзapoв Pуслaн. обучaющийся 341 гуппы. Причастие как самостоятельная часть речи.
Транксрипт:

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «КУЛЬТУРА РЕЧИ – ОТРАЖЕНИЕ ДУШИ» И.А.Суязова, учитель русского языка МКОУ «Каменская СОШ 1 с УИОП» Воронежской области

ЗАНЯТИЕ 12 Тема занятия: Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего и сказуемого. Согласование определений

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Они включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием.

ТИПЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОШИБОК 1. Ошибки в употреблении падежных форм 2. Ошибки в употреблении двойных союзов при однородных членах 3. Ошибки в употреблении однородных членов 4. Ошибки в употреблении имён собственных 5. Построение в построении предложений с причастными оборотами 6. Построение сложноподчинённых предложений 7. Замена прямой речи косвенной 8. Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым

ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРЯМОЙ ПОРЯДОК 1)подлежащее обычно предшествует сказуемому: Ветер ворвался через открытое окно; 2) дополнение обычно стоит после управляющего слова: Ветер гнал по небу лёгкие облака; 3) согласованное определение обычно предшествует определяемому слову: Воздух пропитан солёным запахом моря; 4) несогласованное определение обычно ставится после определяемого слова: Повозка поднимала в округ себя клубы пыли;

ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРЯМОЙ ПОРЯДОК 5) обстоятельства образа действия, меры и степени, времени, места обычно предшествуют глаголу сказуемому: Однажды гроза грянула над лесом; По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны; 6) обстоятельства причины, цели, условия и уступки достаточно свободно размещаются в предложении: Он был рождён для славы.

ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК (ИНВЕРСИЯ) – это расположение членов предложения с нарушением обычного их порядка: 1. Сказуемое перед подлежащим (подчеркивается действие или признак, обозначаемый сказуемым. 2. Дополнение перед сказуемым. 3. Определение после определяемого слова. Запомните: Умелое использование порядка слов в предложении является важным средством усиления выразительности речи.

СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО Правила согласования подлежащего и сказуемого: 1. Если подлежащее выражено сочетанием нарицательного существительного с именем собственным, сказуемое согласуется с именем собственным: Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова. 2. При местоимениях кто, некто, кто-то, никто сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода: Никто из участниц соревнования не получил первое место. 3. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать один день пролетел незаметно.

4. Если подлежащее выражено собирательным существительным, сказуемое ставится в ед. ч.: На протяжении веков крестьянство терпело помещичий гнёт. 5. Если в состав подлежащего входит собирательное существительное (множество, большинство), возможно два типа согласования: 1) грамматическое: сказуемое ставится в ед. ч. (Большинство граждан России пришло на выборы); 2) согласование по смыслу (Большинство граждан России пришли на выборы)

Форма множественного числа предпочтительна: 1)если между главными членами находятся другие члены предложения, причастный и деепричастный обороты или определительное придаточное (Большинство российских актёров, получивших национальную премию «Кумир», приняли участие в торжестве); 2) если в подлежащем имеется перечисление (Множество художников, декораторов, стилистов театра создавали неповторимый облик спектакля); 3) при наличии однородных сказуемых (Большинство режиссёров стремятся сохранить традиции русского театра и ставят классику).

6. В тех случаях, когда подлежащее выражено количественно-именным сочетанием, ед. ч. сказуемого употребляется: 1) при обозначении меры пространства, времени, веса (Для ремонта квартиры понадобится 8 банок краски); 2) при существительных с временным значением (Пробило одиннадцать часов); 3) при выражении приблизительного количества (Вечером подошло ещё человек пятнадцать) 4) при подлежащем, выраженном сложным существительным с первой частью пол - (Полгода пролетело)

Форма множественного числа сказуемого употребляется 1) при числительных два, три, четыре (При депутате числятся два помощника); 2) при наличии в подлежащем собирательных числительных (Трое членов жюри опоздали на церемонию вручения призов); 3) если подлежащее выражено словосочетаниями со словами мало, много, столько, несколько и др. (Несколько песен, созданных этим композитором, смогли занять первые места в хит-парадах)

7. Если подлежащее имеет при себе приложение, то сказуемое согласуется в роде и числе с самим подлежащим (Музей-квартира В. Высоцкого интересен всем) 8. При подлежащем, выраженном вопросительным, относительным или неопределенным местоимением, сказуемое-глагол ставится только в ед. ч. (Кто из девушек забыл в холле сумку? Все, кто прочитал проект закона, были против.)

9. При однородных подлежащих возможна разная форма сказуемого: 1) мн. ч. – при прямом порядке слов в предложении 2) ед. ч. – при инверсии (Вышла новая повесть и рассказы) 10. В составном именном сказуемом присвязочное слово может выражаться как кратким, так и полным прилагательным. 1) Краткая форма прилагательного подчёркивает временное состояние (Рубашка была мала, зато в пути не пачкалась), полная форма указывает на постоянный признак или качество (Вода в Ларином озере была глубокая и прозрачная до самого дна). 2) Краткое прилагательное может входить в составное сказуемое со связкой, выраженной глаголами был, бывает, стал, становится и др. (Офицер был молод и красив

СОГЛАСОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ 1. При существительных мужского и среднего рода определения после числительных два, три, четыре обычно употребляются в форме Р.п. мн. ч.: три весёлых друга, четыре рыболовецких судна, а при существительных женского рода в И.п. мн. ч.: две лучшие ученицы. Если определение находится перед числительным, то ставится в И.п.: за последние два дня за два последних дня. 2. Согласование определения с существительным общего рода зависит от того, какого пола лицо обозначается этим именем существительным: Маша большая забияка, Петя неисправимый задира.

СОГЛАСОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПРАКТИКУМ Задание 1: Выберите нужную форму сказуемого. Объясните свой выбор. 1. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И.А. Бунина, (пройдет - пройдут) в Ельце, Воронеже, Орле. 2. В группу студентов, направленных на полевую практику, (входит - входят) сорок один чело-иск. 3. Целый ряд выступающих (настаивал - настаивали) на отрицательном ответе. 4. Несколько наших старшеклассников (принимало принимали) участие в городской олимпиаде. 5. В течение трех последних лет руководство Центрального рынка неоднократно (обращались - обращалось) в вышестоящие организации с просьбой помочь в организации выездной Торговли. 6. Ровно в 6 часов вечера (прозвучало - прозвучали) три выстрела

Найдите предложение с ошибкой в согласовании существительного и несогласованного определения Задание 2: Найдите предложение с ошибкой в согласовании существительного и несогласованного определения 1. В автобиографической трилогии Л. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» главным героем стал Николенька Иртеньев. 2. Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы». 3. О первом космонавте России рассказывает Л.Обухова в своей статье «Любимец века». 4. В основе сюжета картины Архипова «Обратный путь» – возвращение ямщика домой на зорьке.

ПРИГЛАШАЮ В ГОСТИ Мой сайт Ирина Анатольевна Суязова – личная страница

источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт