Урок - исследование по рассказу Е. И. Носова « Кукла» Урок - исследование по рассказу Е. И. Носова « Кукла» « Если ты слеп, если душа твоя глуха … » если.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок литературы в 7 классе по рассказу Евгения Носова « Кукла» Урок литературы в 7 классе по рассказу Евгения Носова « Кукла» « Если ты слеп, если душа.
Advertisements

Урок литературы в 7 классе «Люди и куклы» ( по рассказу Евгения Носова « Кукла» ) Урок литературы в 7 классе «Люди и куклы» ( по рассказу Евгения Носова.
«Если ты слеп, если душа твоя глуха…» (Урок- размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»).
Евгений Иванович Носов гг Тема: «Кукла». Люди и куклы». МБОУ «Хову-Аксынская СОШ».
«Если ты слеп, если душа твоя глуха…» (Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»).
На основе рассказа Е.И.Носова «Кукла». УРОК – МАСТЕРСКАЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УРОК – МАСТЕРСКАЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ Подготовила Гончарова А.Н., учитель.
Проект Добро – что это такое? Добро Душевность Ласка Тепло Любовь Семья Счастье Веселье Красота.
«Если ты слеп, если душа твоя глуха…». Урок – рассуждение глуха…». Урок – рассуждение по рассказу Е.И. Носова «Кукла» Учитель русского языка и литературы.
* Создать условия для духовно - ­нравственного развития ребенка. * Приобщать детей к высокохудожественной литературе * Формировать у них запас литературных.
Тайдонова Ольга Евгеньевна, педагог дополнительного образования.
«Кладовая солнца» М.М. Пришвина.
Классный час Автор М. Б. Абесадзе, социальный педагог МОУ СОШ 5 г. Нарьян-Мара «Лучик солнца - доброта»
Тепло родного очага. Родительское собрание. Моральную культуру и нравственность питают 4 важнейших источника: Совесть Стыд Ответственность Долг.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА ПАМЯТНИК ПОДЛЕЦУ Цель : воспитание у учащихся чувства гражданственности, уважительного отношения.
ГБОУ СОШ 2 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ п.г.т. УСТЬ-КИНЕЛЬСКИЙ Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2 п.г.т. Усть-Кинельский.
Владимир Федорович ТЕНДРЯКОВ ( ) писатель - прозаик Почти каждое его произведение вызывало бурные дискуссии, раскрывало трагические последствия.
«Не о смертном думай часе – В нём не главный интерес: Смерть -она всегда в запасе, Жизнь – она всегда в обрез». А.Т.Твардовский.
Урок 9 Православное учение о человеке. В православии очень тесно связаны размышления о человеке и размышления о Боге. Человек верит в Бога. А во что верит.
В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно – в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать.
Имя моего Ангела – Мама.. За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: Я подарю.
Транксрипт:

Урок - исследование по рассказу Е. И. Носова « Кукла» Урок - исследование по рассказу Е. И. Носова « Кукла» « Если ты слеп, если душа твоя глуха … » если душа твоя глуха … » Составитель : учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 5 Левокумского муниципального района Резинкина Л. В.

- путем исследования выяснить нравственный смысл рассказа Е.И.Носова «Кукла»; -обогатить словарный запас, развить устную речь и навык вдумчивой работы над текстом; -воспитывать чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни; -привить любовь к природе и родному краю.

Евгений Иванович Носов Евгений Иванович Носов Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны. Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны. И. Баскевич И. Баскевич

Из автобиографии писателя «Село Толмачево раскинулось вдоль речки Сейм, в водах которой по вечерам отражались огни недалекого города … » «Село Толмачево раскинулось вдоль речки Сейм, в водах которой по вечерам отражались огни недалекого города … » Откуда родом. Е. Носов? Откуда родом. Е. Носов?

Из автобиографии писателя « … своими холмами и соборами Курск знаменит ещё с давних веков. »

Из автобиографии писателя « … из детства вынырнул прямо взрослым парнем, минуя юность». « Я даже девчатам писем не писал : не успел завести … » В каком классе учился Е.Носов, когда началась Великая Отечественная война?

Из автобиографии писателя «На фронте мне «На фронте мне выпала тяжкая доля … » выпала тяжкая доля … » В каких войсках воевал Е.Носов?

Из автобиографии писателя « Эта постоянная дуэль с танками - кто кого … » Что случилось с Что случилось с Носовым в Носовым в конце войны? конце войны?

Из автобиографии писателя « … я был старше их на целую войну» О ком и в связи с чем О ком и в связи с чем так писал Е.Носов? так писал Е.Носов?

Prezentacii.com

Оценка творчества Е. Носова Государственная Государственная премия РСФСР имени премия РСФСР имени М. Горького (1975) М. Горького (1975) Международная литературная Международная литературная премия имени премия имени М.А. Шолохова (1996) М.А. Шолохова (1996) Государственная премия имени А. Солженицына (2001) Государственная премия имени А. Солженицына (2001)

Памятник почетному гражданину г. Курска Памятник почетному гражданину г. Курска

Его книги живут и будут жить

род эпос лирика драма жанр роман повесть рассказ

Рассказ «Кукла» (« Акимыч») Почему писатель изменил название рассказа ?

Сравните. Кукла. Кукла. Куклу бросил ребёнок. Кукла быстро свалилась, Стукнулась глухо о землю и навзничь упала… Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась, Руки раскинула, ясные очи закрыла… На человека ты, кукла, вполне походила! К. Случевский.

Герои рассказа « Кукла» Акимыч Акимыч рассказчик рассказчик кукла кукла дети-ученики дети-ученики учителя учителя влюбленные влюбленные мамы с колясками мамы с колясками неизвестный неизвестный

Какими вы видите героев рассказа? Рассказчик Акимыч Любили рыбалку. Воевали в горбатовской третьей армии. Участвовали в «Багратионе». Выбыли из войны в одном месяце.

Контраст как основной художественный приём. «Мы пошли мимо школьной ограды по дороге, обсаженной старыми ивами, уже охваченными осенней позолотой. «Мы пошли мимо школьной ограды по дороге, обсаженной старыми ивами, уже охваченными осенней позолотой. В природе было ещё солнечно, тепло и даже празднично…» В природе было ещё солнечно, тепло и даже празднично…» « В грязном придорожном кювете валялась кукла…». « В грязном придорожном кювете валялась кукла…». Торжествоприроды Торжествоприроды

«Зачем же далеко в историю забираться?»… «…денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ночью у омута и вовсе не по себе…полоснёт по воде…из ямы мотёрый хозяин – сом». «…денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ночью у омута и вовсе не по себе…полоснёт по воде…из ямы мотёрый хозяин – сом». «Русло сузилось, затравенело, чистые пески…затянуло дурнишником… Не стало тягунов – быстрин,…где буравили речную гладь литые…язи…горбом выпер грязный серый меляк…» «Русло сузилось, затравенело, чистые пески…затянуло дурнишником… Не стало тягунов – быстрин,…где буравили речную гладь литые…язи…горбом выпер грязный серый меляк…» сравним Уродливое отношение к живой природе. Вина за трагическое её состояние.

Что заставило человека поступить по - варварски? «Вот, говорят, раньше реки были глубже…». Уродливое отношение к живой природе. Нравственное падение людей. Находят наслаждение в наглости. « В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорною травою; пусть он своевременно поливает первое и истребляет вторую».

Словарная работа Словарная работа Глумиться-издеваться Глумиться-издеваться Глумиться-издеваться Святотатство- поругание, оскорбление чего- нибудь заветного, святого Святотатство- поругание, оскорбление чего- нибудь заветного, святого Святотатство- Варварство-грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям Варварство-грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям Варварство-грубость Кощунство –оскорбительное отношение к чему-нибудь Кощунство –оскорбительное отношение к чему-нибудь ( из «Словаря русского языка» ( из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова) С.И.Ожегова)

Истоки зла «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети набираются…» «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети набираются…» «Детишки бегают – привыкают к святотатству…». «Детишки бегают – привыкают к святотатству…».

Что же может вынести детство из тех картин жизни, которые рисует Носов? «А люди идут мимо – каждый по своим делам…». «А люди идут мимо – каждый по своим делам…». «Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают.» «Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают.» «Везут малышей в колясках и бровью не поведут». «Везут малышей в колясках и бровью не поведут». «Сколько мимо прошло учеников!» «Сколько мимо прошло учеников!» «А главное – учителя: ведь они тоже мимо проходят…Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха… «А главное – учителя: ведь они тоже мимо проходят…Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха… Если ты думаешь на год вперёд, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперёд, посади дерево. Если ты думаешь на век вперёд, воспитай человека.

«Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмётся…» «…иную (куклу) так сделают, что от живого дитя не отличишь, и плачет по – людски…» «…иную (куклу) так сделают, что от живого дитя не отличишь, и плачет по – людски…» «Может, со мной с войны такое…Колотит меня всего…» «Может, со мной с войны такое…Колотит меня всего…»

Пороки человеческой личности Жестокость жадность Жестокость жадность Безответственность злость Безответственность злость Зависть Равнодушие Зависть Равнодушие Легкомыслие предательство Легкомыслие предательство Жадность лицемерие Жадность лицемерие Трусость подлость Трусость подлость

Сохрани духовные ценности! У ночи – мрак, У ночи – мрак, У листьев – шум, У листьев – шум, У ветра свист, У ветра свист, У капли – дробность, У капли – дробность, А у людей – пытливый ум А у людей – пытливый ум И жить упорная способность. И жить упорная способность. Л.Мартынов. Л.Мартынов. Смысл жизни. Смысл жизни. В жизни по – разному можно жить. В горе можно и в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обожжённого солнца достать И подарить его людям. Сергей Островой.

Похороны изуродованной куклы «Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он всё так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил на кукле трусишки. Сложил её руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубокую яму. Сверху прикрыл её остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.» «Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он всё так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил на кукле трусишки. Сложил её руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубокую яму. Сверху прикрыл её остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.»

Тестовые задания к рассказу Е.И.Носова «Кукла» 1. Жанр произведения: а) роман, б) рассказ, в) повесть. 2. Описывая реку, рыбалку, автор поднимает проблему: а) экологическую, б) взросления человека, в) благодарности всему живому. 3. Протест против равнодушия к окружающему вложен в уста: а) учеников, б) учителя, в) Акимыча. 4. Эпизод с куклой показался Акимычу таким страшным, т.к. : а) напомнил военное время, б) дети не жалеют игрушки, в) люди засоряют окружающую среду. 5. Авторская позиция в произведении: а) скрыта; б) нейтральна, в) отчётливо выражена. 6. Отличительная черта Акимыча: а) жалость к обиженным; б) постоянное ощущение собственной правоты, в) чувство ответственности за всё, что происходит. 7. В основе сюжета лежит: а) фантастика, б) жизненная ситуация, в) сочетание фантастики и реальности.

Ключ 1-Б 2-А 3-В 4-А 5-В 6-В 7-Б

Из автобиографии писателя Из автобиографии писателя «Моей неизменной темой по - прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле … »

Рефлексия Продолжи фразы: *Хорошая жизнь –это… *Самое главное в жизни… *Я люблю природу…

« Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство ». Бруно Ясенский

Домашнее задание Творческая работа. Как вы понимаете цитату : «Ты понял жизни цель: Счастливый человек, Для жизни ты живёшь.» А. С. Пушкин.

Цитаты к вашему сочинению Цитаты к вашему сочинению «Жить – значит действовать». А. Франс «Кто не отзывается на зов, отказывается от того, зачем его зовут». Суахали «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций

Спасибо за урок! Спасибо за урок!