Утверждена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 1681 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
15 сентября 2010 г., г. Москва Организация подготовки принимающих родителей Ведущий: Гарифулина Эльвира, канд. социолог. наук, руководитель Программы «Семейные.
Advertisements

Утверждена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 1681 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ.
Проблема насилия в жизни ребенка. Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого.
восстановление в родительских правах и возврат ребенка в кровную семью; поддержание связей родителей и родственников с ребенком; устройство ребенка на.
Особенности сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в современных условиях развития образования.
Родная семья – каждому ребенку. Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье Цель: Укрепление семейных форм устройства детей и ускорение процесса.
ПЕДАГОГИ - ПСИХОЛОГИ Направления работы Консультирование Коррекционно – развивающая работа Проектная и клубная деятельность Диагностирование.
Семинар кураторов Н.А. Крылова. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ Адаптационный период и его особенности существенно определяют в дальнейшем морально- психологическое.
Служба по подбору и подготовке замещающих родителей. К раевое государственное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
«СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ» МБОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа 2»
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «ШАГ НАВСТРЕЧУ» Тема: «Почему подростки становятся «трудными?»
Консультация для педагогов. Содержание : Жестокое обращение с детьми: виды, определение, причины и последствия. Правовая защита детей от жестокого обращения.
Работа с детьми группы риска социального педагога Рыбинской ош I-III ступеней Рыбинской ош I-III ступеней Терентий Ольги Владимировны.
«Деятельность дошкольных образовательных учреждений по раннему выявлению семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращению жестокого обращения.
Служба по устройству детей в семью и сопровождению замещающих семей как структурное подразделение ТОГОУ «Заворонежский детский дом» ТОГОУ «Заворонежский.
Счастье ребенка в наших руках… «Деятельность сектора по охране прав детей отдела образования администрации МО Печенгский район в сфере соблюдения законных.
Н. Г. Мехоношина, педагог-психолог г. Пермь, ГКОУ ЦПМСС 3.
Транксрипт:

Утверждена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 1681 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН ЛИБО ПРИНЯТЬДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЕМЬЮ НА ВОСПИТАНИЕ В ИНЫХ УСТАНОВЛЕННЫХ СЕМЕЙНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФОРМАХ

2 Подходы к классификации Школ По времени 1 Краткосрочные (до месяца – 1-3 занятия в неделю) 2 2 Среднесрочные (до 3-6 месяцев – 1-3 занятия в неделю) 3 Долгосрочные (свыше 6 месяцев – 1-3 занятия в неделю)

3 Подходы к классификации Школ По формам работы Лекционные Интерактивные

4 Цели Школы принимающих родителей Способствовать «прохождению адаптационного периода» приема ребенка в семью Помочь кандидатам в родители принять осознанное решение по поводу приема ребенка в семью Повысить уровень «родительских компетенций»

5 Юридический блок - Дети, подлежащие усыновлению, опеке, помещению в приемную семью. - Отличие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. - Организационно-правовые основы создания и функционирования принимающих семей - Требования, предъявляемые к кандидатам в принимающие родители. - Материальные и нематериальные права и обязанности принимающих родителей. - Подготовка требуемых документов на ребенка при семейных формах устройства. - Процедура семейного устройства ребенка и сопровождение принимающей семьи.

6 Социально-экономический блок - Бюджет семьи. - Финансовая отчетность для приемных семей. - Создание «реабилитационного пространства». - Возможности «социальных сетей».

7 Медицинский блок - Наиболее часто встречающиеся формулировки диагнозов детей, их комментарий. - Влияние генетической наследственности на здоровье и поведение ребенка. - Эмоциональные/поведенческие расстройства (типы, проявления, работа с ними). - Детские заболевания (в т.ч. неврологические). Профилактика заболеваний. - Основы гигиены и санитарии, здоровый образ жизни. - Оказание первой доврачебной помощи.

8 Психолого-педагогический блок - Психологические/психические особенности детей, оставшихся без попечения родителей (депривация, формирование привязанности, психотравма, прошлый опыт ребенка). - Возрастная психология (общие вопросы психологии развития ребенка; особенности развития ребенка на разных возрастных этапах: дошкольный, младший школьный, подростковый периоды, возрастные кризисы). - Установление контакта с ребенком. Адаптационный период. - Девиантное поведение детей и подростков/вредные привычки, подходы к профилактике. - Воспитательный потенциал семьи. Принципы, формы и методы воспитания детей в семье. - Особенности общения и взаимодействия в принимающей семье (дети – родители, приемные – кровные дети, приемные дети – другие родственники). Тайна усыновления. - Развитие личности ребенка (в т.ч. духовно-нравственное). - Взаимодействие с социальным окружением ребенка (в т.ч. с кровными родственниками). Значение отношений с биологической семьей.

Тема - Особенности развития ребенка. Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей. Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество). Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность. Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.

Тема - Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. Мозаичность развития. Понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличие. Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Тема - Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие).

Возраст: от до Число детей, которых вы можете принять (одного ребенка, детей состоящих в родственных отношениях, родителя с ребенком): 1234 больше Пол:мужской женский не имеет значения Вероисповедание: если есть религия, которую Вы не можете принять, укажите Можете ли Вы принять ребенка с физическими недостатками?Да Нет Можете ли Вы принять умственно отсталого ребенка?Да Нет Можете ли Вы принять ребенка с соматическим заболеванием, требующим специального медицинского ухода? Да Нет Можете ли Вы принять ребенка с особыми потребностями в обучении (трудностями в обучении)? Да Нет Можете ли Вы принять ребенка, подвергшегося сексуальному насилию? Да Нет Можете ли Вы принять ребенка, подвергшегося физическому насилию? Да Нет Согласны ли Вы на контакты ребенка с родной семьей?Да Нет Есть ли такие формы контактов с родной семьей ребенка, которые Вы не принимаете? Да Нет Информация о ребенке, которого Вы можете принять

КАРТА СЕМЬИ ОПИСАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Кратко опишите следующее. Происхождение и структура семьи: состав семьи, подробнее о родителях, братьях, сестрах, включая их возраст или дату смерти. Существенные данные о других членах семьи. Семейная история. Детские воспоминания, что особенно важно было для Вашей семьи. Ваша оценка и впечатления по поводу собственного воспитания и отношений в семье (с родителями, другими родственниками, братьями, сестрами). Отношение к собственной нетрудоспособности (отношение к нетрудоспособным людям): Образование: вид школы, взгляды на образование, укажите, какое имеете образование, какую квалификацию. Работа: стаж, место работы в настоящее время или предыдущее место работы, значение работы, отношение к безработице (собственный опыт безработицы). Ваши взгляды на работу (безработицу) по отношению к семейной жизни и распределению ролей в семье. Интересы/способности: какие? когда? кто ваши товарищи по интересам? Личностные особенности, характерологические особенности, возможность личностного развития, свои сильные стороны, слабые стороны Отношение к себе, самооценка, самовосприятие ?

Особые вопросы. А. Вопросы, связанные с происхождением ребенка: Что Вы думаете по поводу влияния наследственности на развитие и поведение ребенка в настоящем и будущем? Можете ли Вы принять ребенка, о родителях которого ничего не известно? Как Вы относитесь к тайне усыновления? Сможете ли Вы обсуждать с ребенком его происхождение? Есть ли какие-то факты или темы, о которых Вам трудно говорить? Какова роль службы в этом случае? Можете ли Вы принять ребенка другой национальности или культуры? Б. Ребенок как он есть: Насколько хорошо Вы понимаете сложности в поведении ребенка и причины, которые их вызвали? Какое поведение для Вас наиболее сложно принять? Что Вам сложнее всего принять в ребенке (отсутствие ответной любви либо выражения чувств; задержки развития, нарушение привязанностей, проблемы со сном, с едой, энурез, энкопрез, агрессию, деструктивное поведение, жестокость к животным и пр.)?

Тема - "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка. Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними. Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка. Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы. Понимание приемными родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.

Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Примерную программу, должны знать: свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации; закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды; важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития; причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка; особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье; санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Примерную программу, должны уметь: рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта; выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации; быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю; предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм; преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка; прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

. Программа «Школа приемных родителей» Целью программы является - формирование родительских компетенций у замещающих родителей. Категория обучающихся Кандидаты и замещающие родители Срок обучения 80 часов (3 месяца) Время обучения 1 час в день, 2 раза в неделю Форма обучения Очно - заочная Количество групп в год (их наполняемость) 3 группы (до 8 слушателей)

Тест на предмет выявления уровня педагогических знаний, степени сформированности основ законодательной базы о правах и обязанностях приемных родителей Цель: анализ уровня педагогических знаний, степени сформированности основ законодательной базы о правах и обязанностях приемных родителей Инструкция: Выберите, пожалуйста, из предложенных вариантов правильные ответы и отметьте их галочкой. ФИО _______________________________________ Дата заполнения______________________________________ Выберите правильный ответ. 1. Основные формы семейного устройства детей – это: а) усыновление; б) опека; в) приемная семья; г) временная передача детей в семью на выходные, каникулы и праздники; д) все ответы правильные.

10. Ребенку воспитывающемуся в условиях депривации характерно следующие поведение: а) сосание пальца, б) беспорядочные движения, в) пассивность движений, невыразительность лица, г) несформированность навыков общения, д) наличие агрессии, е) наличие чувства юмора.

Ситуация Ваше чувство Я- сообщение 1. Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко. Расстроилась, рассердилась 2. Сын-первокурсник ходит в институт в дырявых джинсах. Отказывается носить другие брюки. 3 Ваша взрослеющая дочь влюбилась в «шалопая» 4. Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала кусок торта, который Вы приготовили к торжеству. 5. Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил. 6. С работы должен прийти муж, Вы просите дочь сбегать за хлебом, она отказывается. Привычное поведение Привычное поведение