Методика организации работы по написанию эссе Андрианова Людмила Павловна, старший преподаватель кафедры истории и философии образования АКИПКРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по истории Методические рекомендации.
Advertisements

Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Система подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию.
Эссе по обществознанию. Exagiym (лат.) Les essais (фр.) ЭССЕ: Толковый словарь иноязычных слов: «Э.- очерк, трактующий к-н проблемы не в систематическом.
Что такое эссе? "Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение.
Учимся писать эссе по обществознанию. Цель: сформировать представления учащихся о методике и практике написания эссе по обществознанию.
Написание эссе по обществознанию Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ 7» г. Назарово Красноярского края.
Зимняя Олимпийская Школа Кизил декабрь МОУ Гранитная СОШ 2010 год.
Пахомова Оксана Владимировна Белово. Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку.
«Эссе на экзамене по обществознанию» Учителя истории и обществознания гимназии 33 Боевой В.В.
Памятка по написанию эссе. Слово «эссе» пришло к нам из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское essai.
Написание эссе Эссе –прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные.
Подготовка к написанию эссе по обществознанию. Обществознание – не отдельная наука, а интегрированное знание обо всех важнейших сторонах жизни общества,
ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. Что такое эссе? ЭССЕ Лат. exagium - взвешивание Фр. essai опыт, проба, попытка, набросок, очерк Прозаическое сочинение небольшого.
ЕГЭ 2012 Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть.
Урок- практикум по экономике 11 класс Учитель Исаенко Анна Владимировна.
ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ © С.К. Свечников, 2007
Жанр философской, литературно- критической, историко- биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным,
Что такое эссе? Каковы его особенности? Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, это иметь ум, душу и.
Как писать эссе? Методический кабинет АМОУСОШ 16 Рекомендации для учащихся.
Транксрипт:

Методика организации работы по написанию эссе Андрианова Людмила Павловна, старший преподаватель кафедры истории и философии образования АКИПКРО

Изменения в процедуре итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ 2008 г. Аттестация учащихся 2008 г – переходный период для работы в штатном режиме с 2009 г. Рос КомНадзор осуществляет контроль в соответствии со схемой, выбранной субъектом РФ Например: Алтайский край; в схеме ЕГЭ 8 обязательных предметов: математика (обязательный для всех), русский язык (обязательный для всех), физика, биология, химия, история, обществознание, география. Письменного экзамена не будет в тех ОУ, которые являются аккредитованными (см.Закон «Форма контроля за качеством образования» 17)

Изменения в процедуре итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ 2008 г. Аттестуемый может подать заявление в другой субъект РФ, где сдается экзамен в форме ЕГЭ При оценивании выполненных работ сохраняется правило «балл+1» в Алтайском крае только по математике и русскому языку, в РФ – и по литературе Механизм пересдачи: имеет право пересдачи (по согласованному графику), в случае получения неудовлетворительной оценки – пересдача в августе по традиционной форме Если аттестуемый получает две неудовлетворительные оценки ему выдается справка вместо аттестата.

Изменения в процедуре итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ 2008 г. Аттестуемый имеет право аннулирования результатов ЕГЭ через обращение с заявлением в ГЭК Право (допускается) удаления с экзамена аттестуемого в случае: 1)Грубого нарушения порядка (составляется акт нарушения дисциплины на случай судебного разбирательства) 2)Отказа выполнения заданий (получает право сдачи экзамена только в августе, и только в традиционной форме). Аттестуемый получает визуальный ненаблюдаемый вариант (без указания номера, со штрих-кодом) «Свидетельство» будет печататься в Алтайском крае и подписывает тот, кого Алтайский край уполномочит «Свидетельство» 2007 г утратило силу действия, «Свидетельство» 2008 будет иметь силу действия до

Изменения в процедуре итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ 2008 г. «Медалисты» сохраняют льготы при поступлении в 2008 г., с 2009 г. льготы снимаются. База данных аттестуемых в форме ЕГЭ представляется до г. Перспективы: с 2009 г. будет составлен унифицированный список предметов вступительных экзаменов с 2010 – 2011 г. ЕГЭ будет проводиться дифференцированно: - по базовому уровню, - по профильному уровню.

Содержание КИМ определяют: «Обязательный минимум содержания основного общего образования» (Приказ МО РФ от г. 1236) «Обязательный минимум содержания основного общего образования» (Приказ МО РФ от г. 56) Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от г. 1312)

Нормативно-правовая база ЕГЭ по обществознанию Кодификатор Спецификация Демоверсия

Структура экзаменационной работы Части работы/Количество заданий/максимальный первичный балл/ % от максимального первичного балла за всю работу Ч.1 (А) -30 заданий (5 заданий x 6 блоков)- 30 баллов (48,4 % от общего количества баллов) Ч.2 (Б) -6 заданий - 10 баллов (16,1 % от общего количества баллов) Ч.3 (С) -8 заданий - 22 балла (35,5 % от общего количества баллов) ИТОГО: 44 задания; 62 балла

Тематическая структура содержания работы 1.Общество; духовная сфера 2. Человек; познание 3. Экономическая сфера 4. Социальные отношения 5. Политическая сфера 6.Право

Уровень сложности заданий Базовый уровень сложности заданий (Ч.А) – % выполнения Повышенный уровень сложности заданий (Ч.А и Ч.Б) – % выполнения Высокий уровень сложности заданий – % выполнения

Оценивание на «2» балла на «3» балла на «4» балла на «5» балла

Структура Ч.А Количество заданий сокращено; Каждое пятое задание повышенной сложности Каждое правильно выполненное задание – 1 балл.

Структура Ч.Б. Б.1- «исключи лишнее»- 1 балл Б.2 - «исключи лишнее»- 1 балл Б.3 – 2 балла установление соответствия Б.4 – 2 балла множественный выбор Б.5 – 2 балла умение различать факты и мнения Б.6 – 2 балла заполнение пробелов

Структура Ч.С. С.1-С.3 – анализ текста (С.1- 2 балла,С.2 – 2 балла, С.3 – 2 балла) С.4 – 3 балла С.5 – 3 балла С балла С.7 – 3 балла С.8 – 4 балла – умение формулировать на основе обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по социальным проблемам

Понятие «Эссе» ЭССЕ (франц.) – «опыт, проба, попытка, набросок, очерк». «Эссе – жанр философской, литературно-критической, историко- биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь». (БЭС)

Понятие «Эссе» «Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так и ли иначе с нею связанные». (Краткая литературная энциклопедия) «Эссе – «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций». (Краткий словарь литературоведческих терминов)

Аргументированное эссе Аргументированное эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объема, написанное на спорную тему.

Цели написания аргументированного эссе: убедить аудиторию в определенной точке зрения и склонить ее на свою сторону (при этом большое внимание уделяется критике противоположной позиции); сформулировать доказательства, почему предпочтительна данная позиция, а не другая.

Требования к написанию эссе по обществознанию Учащийся знает основные обществоведческие термины, распознает их в различном контексте и правильно использует в письменной форме Умеет сравнивать социальные объекты, выявлять их отличие от всех других и сходство определенного объекта с родственными Способен характеризовать социальные объекты и процессы раскрывать свойственные им значимые признаки Объясняет социальные явления и процессы, раскрывает их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние Приводит собственные примеры, поясняет, аргументированно раскрывает теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах Дает оценку социальных объектов и процессов, высказывает суждения об их ценности, уровне и назначении

Задание для слушателей Задание: Сформулируйте цель вашей работы Я пишу, чтобы………………………………………… …………………………………………………… …………………………

Задание для слушателей Задание: Попытайтесь определить, кто будут ваши будущие читатели____________________________ Внимание: данный подход поможет определить, как следует изложить информацию, чтобы сделать ее интересной, ясной, убедительной, оригинальной и конкретной для ваших читателей и воздействовать на них в соответствии с целью, которую вы поставили.

Инструкция для эксперта Максимальный балл за полный ответ: 4. 1) Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; 2) проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа; 3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Особенности эссе Для эссе характерна ярко выраженная авторская позиция, в основе содержания эссе лежат личные впечатления, взгляды, представления, мысли и чувства, информация. Они могут быть представлены в форме аналогий, ассоциаций, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов.

Отличительные признаки эссе Наличие конкретной темы или вопроса Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления Небольшой объем Свободная композиция Непринужденность повествования Парадоксальность Внутреннее смысловое единство Открытость (не претендует на полный, законченный анализ)

Тип эссе С точки зрения содержания Философское Литературно-критическое Историческое Художественное Художественно-публицистическое Духовно-религиозное

Тип эссе С точки зрения литературной формы Рецензия Лирическая миниатюра Заметка Страничка из дневника письмо

Тип эссе С точки зрения композиционного построения Описательное Повествовательное Рефлексивное Критическое Аналитическое

Общие рекомендации по написанию эссе Соберите всю важную информацию Систематизируйте информацию и свои мысли Определите структуру работы Выберите способ изложения и подход

Структура эссе Кольцевая композиция эссе: вступление, тезис, аргументы, тезис, аргументы, тезис, аргументы, заключение (вывод). Количество тезисов и аргументов зависит от плана, логики развития мысли автора. Схематично изображая структуру эссе, можно получить следующую цепочку: В-Т-АА-Т-АА-В

Вступление Вступление сообщает (явно или неявно) о цели работы. Это привлечет внимание, представит тему, позволит заявить позицию. Внимание: рекомендуется отвести на вступление около 50 из 500 слов, составляющих текст эссе.

Основная часть Основная часть является последовательным изложением темы; представляет позицию, взгляды, представления автора; развивает основные идеи. Внимание: рекомендуется отвести на основную часть около 400 из 500 слов, составляющих текст эссе: примерно 200 слов – на основные идеи, примерно 200 слов – на аргументы и примеры.

Заключение. Заключение. Автор подводит итоги, поясняет содержание основной части, делает ссылки на вступление, усиливая смысл и значение написанного. Внимание: рекомендуется отвести на заключение около 50 из 500 слов, составляющих текст эссе.

Выбор темы эссе на экзамене определяется указанием на базовую науку, в рамках которой она должна быть раскрыта Экономика Социология Политология Правоведение Культурология Философия Тема должна быть раскрыта в контексте экономического,……., философского знания (т.е. с привлечением терминов, понятий, теоретических положений, примеров из общественной жизни и личного опыта)

Выбор темы предусматривает знания базовой науки; понимание смысла высказывания (возможно не согласие, но понимание); готовность выразить свое отношение к утверждению автора владение обществоведческими терминами; умение привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта.

Экзаменационный вариант Экономика «Экономика – это искусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л.Питер) Социология «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это».(Р.Эмерсон) Политология «Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании». (К.Поппер) Правоведение «Праву потребны достоинства, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры». (Д.Фонвизин) Культурология «Чтение стоит у порога духовной жизни, оно может ввести нас в нее, но оно ее не составляет» (М.Пруст) Философия «Без общества человек был бы жалок, испытывал недостаток в побуждениях к совершенствованию». (У.Годвин)

Критерии оценивания эссе представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы, проявление индивидуальности; раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа, образность; дискуссионность и диалогичность; внутреннее смысловое единство; аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт, оригинальность решения проблемы

Литература: Алехина Ю. Сочинение по обществознанию? Почему бы и нет.// История и обществознание для школьников Зимин Ю.Сочинение-эссе по обществознанию:Первый опыт. // История и обществознание для школьников Карнаух Н.Л., Щербина Н.В. Письменные работы по литературе: 9-11 кл. М., Киприянова Е.В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»?// Преподавание истории и обществознания в школе Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. М., Цитович Т.Г. Формирование навыка написания эссе на уроках обществознания. »?// Преподавание истории и обществознания в школе http: www. gramma. ru http: www. krugosvet. ru