6.1. Законодательная база региональной экономической политики Этапы становления региональной политики I этап (30-е года XX в.). I этап (30-е года XX в.).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Advertisements

1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
Подготовила:Дрынкина Карина,группа 535-ЭК. Госпрограмма - это целевая программа планирования действий организационного, производственно-технологического.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Донецкова Светлана Александровна, управляющий делами исполнительного аппарата Донецкого областного совета.
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО РЭиУ (задания для заочного обучения)
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
П Р О Г Р А М М А СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД.
Анализ регуляторного влияния и устойчивое развитие бизнеса Юрий Юрченко – к.э.н., консультант Центр коммерческого права
Презентация к уроку по обществознанию (11 класс) на тему: Местное самоуправление
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Отличительные особенности бюджетной политики гг.
ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА ПЗ 28. ВОПРОС 2.
Основы организации бюджетного процесса. Правовой основой бюджетного процесса в Российской Федерации выступают: Конституция Российской Федерации, Бюджетный.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Транксрипт:

6.1. Законодательная база региональной экономической политики Этапы становления региональной политики I этап (30-е года XX в.). I этап (30-е года XX в.). Произошло осознание важности региональных проблем и принятия первых программ помощи для отдельных старопромышленных и малоразвитых территорий, что было вызвано последствиями кризиса гг. Произошло осознание важности региональных проблем и принятия первых программ помощи для отдельных старопромышленных и малоразвитых территорий, что было вызвано последствиями кризиса гг. II этап ( гг.). II этап ( гг.). Послевоенный кризис привёл к обострению социально- экономических проблем всех стран-участников боевых действий. В центре внимания находился вопрос о преодолении региональных кризисов :проблемы отдельных отраслей, в частности угольной, металлургической, судостроительной. Пути преодоления – прямые государственные инвестиции в производительную сферу с конкретными стимулами и льготами для больший предприятий. Послевоенный кризис привёл к обострению социально- экономических проблем всех стран-участников боевых действий. В центре внимания находился вопрос о преодолении региональных кризисов :проблемы отдельных отраслей, в частности угольной, металлургической, судостроительной. Пути преодоления – прямые государственные инвестиции в производительную сферу с конкретными стимулами и льготами для больший предприятий.

III этап (60-е гг. - начало 70-х гг.). Период оживления интереса к региональной политике. С формировалась целостная система региональной политики высокоразвитых стран Запада. Произошло утверждение регионального прогнозирования и усовершенствование инструментария региональной политики, были апробированы стимулы экономического развития «проблемных» регионов. IV этап (середина 70 х гг г.). На первое место вышли макроэкономические, а не региональные цели. В связи с ослаблением инвестиционной деятельности, сузился инструментарий региональной политики. V этап (1993 г.-наст.время). Подписание Маастрийских соглашений открыло прямой путь к преобразованию «Европы национальных государств».

Основные документы, составляющие законодательную базу экономической политики Основные документы, составляющие законодательную базу экономической политики 1. Концепция государственной региональной политики. Главной целью государственной региональной политики является создание условий для динамического, сбалансированного социально- экономического развития Украины и ей регионов, повышение уровня жизни населения, обеспечение соблюдения гарантированных государством социальных стандартов для каждого её гражданина, независимо от места проживания, а также углубление процессов рыночной трансформации на основе повышения эффективности использования потенциала регионов, повышения действенности управленческих решений, усовершенствование работы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Закон Украины « Про Генеральную схему планирования территории Украины». Генеральная схема планирования территории Украины определяет приоритеты и концептуальные решения планирования и использования территории страны, усовершенствование систем расселения и обеспечение стабильного развития населённых пунктов, развития производственной, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, формирование национальной экологической сети. Генеральная схема планирования территории Украины определяет приоритеты и концептуальные решения планирования и использования территории страны, усовершенствование систем расселения и обеспечение стабильного развития населённых пунктов, развития производственной, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, формирование национальной экологической сети.

3. Закон Украины « Про трансграничное сотрудничество». Закон определяет правовые и организационные принципы трансграничного сотрудничества. Закон определяет правовые и организационные принципы трансграничного сотрудничества. Т рансграничное сотрудничество - совместные действия, направленные на установление и углубление экономических, социальных, научно- технических, экологических, культурных и других отношений между территориальными общинами, их представительными органами. Т рансграничное сотрудничество - совместные действия, направленные на установление и углубление экономических, социальных, научно- технических, экологических, культурных и других отношений между территориальными общинами, их представительными органами.

4. Закон Украины « Об утверждении Общегосударственной программы развития малых городов». Программа определяет основные направления социально-экономического развития малых городов Украины (города с населением менее 50 тыс. жителей), содержит научно-методические, экономические, организационные, правовые мероприятия для его обеспечения. Программа даст возможность органам местного самоуправления и органам исполнительной власти самостоятельно составлять и реализовать планы возрождения и развития малых городов и использованием для этого соответствующей государственной поддержки, учитывать конкретные потребности этих городов в региональных программах и стратегиях развития. Программа определяет основные направления социально-экономического развития малых городов Украины (города с населением менее 50 тыс. жителей), содержит научно-методические, экономические, организационные, правовые мероприятия для его обеспечения. Программа даст возможность органам местного самоуправления и органам исполнительной власти самостоятельно составлять и реализовать планы возрождения и развития малых городов и использованием для этого соответствующей государственной поддержки, учитывать конкретные потребности этих городов в региональных программах и стратегиях развития.

5. Стратегия экономического и социального развития Украины «Путём европейской интеграции» на года. Цель-реализация стратегических приоритетов экономического и социального развития Украины в отношении обеспечения постоянного экономического роста, утверждения инновационной модели развития, социальной переориентации экономической политики, создания предпосылок для приобретение Украиной членства в Европейском Союзе. 6. Закон Украины « О стимулирование развитие регионов». О пределяет правовые, экономические и организационные принципы реализации государственной региональной политики в отношении стимулирования развития регионов и преодоления депрессивности территорий.

7. Бюджетный кодекс Украины. Определяет принципы бюджетной системы Украины, её структуру, принципы, правовые принципы функционирования, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Регулируются отношения, которые возникают в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов и рассмотрения отчётов о их выполнении, а также контроля за их выполнением Госбюджета Украины и местных бюджетов. Определяет принципы бюджетной системы Украины, её структуру, принципы, правовые принципы функционирования, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Регулируются отношения, которые возникают в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов и рассмотрения отчётов о их выполнении, а также контроля за их выполнением Госбюджета Украины и местных бюджетов.

8. Закон Украины «О местном саморегулировании в Украине». Определяет систему и гарантии местного самоуправления в Украине, принципы организации и деятельности, правового статуса и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Определяет систему и гарантии местного самоуправления в Украине, принципы организации и деятельности, правового статуса и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. 9. Закон Украины «О местных государственных администрациях». Определяет организацию, полномочия и порядок деятельности местных государственных администраций. Определяет организацию, полномочия и порядок деятельности местных государственных администраций.

6.2. Роль органов государственного управления и местного самоуправления в экономическом развитии региона Региональная экономическая политика(РЭП) Государственная региональная экономическая политика (ГРЭП) Социально-экономическая политика регионов (СЭПР) Исполнители Центральные органы государственной исполнительной власти Региональные органы государственной исполнительной власти Местные органы самоуправления

Региональная экономическая политика (РЭП) - Региональная экономическая политика (РЭП) - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, которая отображает взаимоотношения между государством и регионами, а также регионами между собой. сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, которая отображает взаимоотношения между государством и регионами, а также регионами между собой. Государственная региональная экономическая политика (ГРЭП) -совокупность организационных, правовых и экономических мер, которые осуществляются государством с сфере развития регионов в соответствии с текущими и стратегическими целями. Социально-экономическая политика регионов (СЭПР) - совокупность организационных, правовых и экономических мер и мероприятий, которые осуществляются региональными органами управления в сфере развития регионов в соответствии с текущими и стратегическими целями. совокупность организационных, правовых и экономических мер и мероприятий, которые осуществляются региональными органами управления в сфере развития регионов в соответствии с текущими и стратегическими целями.

Основные задачи центральных органов государственной исполнительной власти Центральные органы государственной исполнительной власти обеспечивают: соблюдение действующего законодательства на территории страны и ее регионов функционирование единственной денежной, бюджетной и таможенной систем развитие инфраструктуры общегосударственный ного значения управление объектами общегосударственныйной собственности создание условий для социально- экономического развития региона реализацию приоритетов развития регионов важнейшие социально- экономические права граждан

- выполнение Конституции и законов Украины - законность и правопорядок - отчет о выполнении соответствующих бюджетов и программ - взаимодействие с органами местного самоуправления - управление объектами государственной собственности - развитие предпринимательства - соблюдение прав и свобод граждан, социальная защита - обеспечение охраны окружающей среды - приватизацию объектов региональной собственности - проведение земельной реформы - создание и функционирование СЕЗ Основные задачи региональных органов государственной исполнительной власти

Местные органы власти обеспечивают: - создание благоприятного климата для развития предпринимательства и устранения причин, которые мешают развитию бизнеса - развитие инфраструктуры в регионе - эффективное использование коммунальной собственности и рациональное использование средств местных бюджетов - эффективное управление государственным сектором экономики, который расположен на территории региона

Местные органы власти обеспечивают: - обеспечение информацией бизнес структур и территориальных обществ об экономических возможностях региона - формирование и выполнение местных бюджетов - приватизацию объектов местной коммунальной собственности - установление местных налогов и сборов - социальную защиту населения

Пути согласования целей экономического развития отдельного региона и государственной региональной политики в целом Центральные органы государственной исполнительной власти Пути согласования целей 1. Установление научных нормативов затрат средств госбюджета. 2. Разработка системы объективных финансовых нормативов обеспечения населения каждого отдельного региона 3. Расчет и установление минимальных социальных стандартов для каждого отдельного региона. 4. Правовая регламентация регулирования регионального развития Региональные органы государственной исполнительной власти Местные органы самоуправления

Составные части механизма реализации региональной экономической политики Механизм региональной экономической политики (РЭП) Правовые принципы РЭП Методы реализации РЭП Инструменты, с помощью которых реализуется РЭП Институты реализации РЭП

Методы реализации региональной экономической политики Административные методы Экономические методы это средства влияния на деятельность предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан, со стороны органов управления путем прямого установления их обязательств, опираясь на властные полномочия и состояние подчинения это способы влияния на поведение трудовых коллективов, должностных лиц и граждан, которые направлены на образование таких экономических условий, которые вызывают заинтересованность в исполнении определенной работы и повышения продуктивности труда

Признак Административные методы Экономичес- кие методы Основа метода 1. Конкретно адресные задания, ориентированные на достижение целей системы путем формирования ее четкой структуры. 2. Создание условий для подготовки, принятия и реализации управленческих решений 1. Общие правила поведения 2. Выбор маневра экономичес- кой стратегии Отличительные черты административных и экономических методов

Признак Административные методы Экономические методы Инструмен- ты метода 1. Административные распоряжения, постановления 2. Правила, которые регулируют деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций разных форм собственности. 3. Рекомендации, контроль Влияние на процесс регионального воспроизводства осуществляется через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как налоги, льготы, кредиты

Признак Административные методы Экономические методы Направле- ние влияния Выражают прямое влияние на объекты управления Выражают непрямое влияние на объекты управление Направле- ние интересов Преследуют интересы органов управления Учитывают экономические интересы предприятий разных форм собственности Деление ответствен- ности за принятые решения Основная доля ответственности за принятые решения ложится на орган управления, а не на субъектов Высокая ответственность субъектов ведения хозяйства

Признак Административные методы Экономические методы Права субъектов хозяйства Права управляемых объектов (субъектов ведение хозяйства) ограничены Полная самостоятельность субъектов ведения хозяйства Общее Административные распоряжения, как правило, однозначные, требуют обязательного выполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжений Побуждают субъектов к ведению хозяйства к подготовке альтернативных решений и выбора оптимального решения с точки зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска

это способы и средства, которые государство использует для решения региональных проблем Инструменты реализации региональной экономической политики налоговые льготы субвенциикредиты Государственные заказы другое

Институты, с помощью которых реализуется региональная экономическая политика Управляют порученными им сферами общественной жизни, несут ответственность за их развитие и в рамках своих полномочий издают акты, организуют и контролируют их исполнение. Фонды Комитеты Министерства Советы Другие центральные органы государственной исполнительной власти Украины