ЕГЭ по обществознанию: структура, типы заданий, методика подготовки Плотникова М.П. учитель истории и обществознания МОУ СОШ 11.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Advertisements

Об итогах ЕГЭ по обществознанию в 2009 году в Краснодарском крае Голикова Наталья Юрьевна – зам. председателя предметной комиссии по обществознанию ЕГЭ.
ЕГЭ 2012 Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть.
МБОУ БУЧАЛЬСКАЯ СОШ Подготовка к написанию эссе по обществознанию Учитель I квалификационной категории Никитина Е.А.
Часть С7 Задания-задачи. С7 – это задания-задачи. Задание С7 имеют четкую структуру: - условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные,
Пахомова Оксана Владимировна Белово. Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Как писать эссе? Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции : « Я согласен ( на ) с данным мнением »; « Я не могу присоединиться.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Готовимся к ЕГЭ по обществознанию. ЕГЭ в вопросах и ответах Это обязательный экзамен, который является совмещением государственной итоговой аттестации.
Учимся писать эссе по обществознанию. Цель: сформировать представления учащихся о методике и практике написания эссе по обществознанию.
Эссе в российской программе Сочинение-рассуждение (эссе на публицистическую тему) в курсах русского языка и литературы Часть С в ЕГЭ (русский язык, обществознание)
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической,
Эссе по обществознанию. Exagiym (лат.) Les essais (фр.) ЭССЕ: Толковый словарь иноязычных слов: «Э.- очерк, трактующий к-н проблемы не в систематическом.
Р ЕШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Подготовка к ЕГЭ 1.
«Эссе на экзамене по обществознанию» Учителя истории и обществознания гимназии 33 Боевой В.В.
Подготовка к написанию эссе по обществознанию. Обществознание – не отдельная наука, а интегрированное знание обо всех важнейших сторонах жизни общества,
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Транксрипт:

ЕГЭ по обществознанию: структура, типы заданий, методика подготовки Плотникова М.П. учитель истории и обществознания МОУ СОШ 11

Структура ЕГЭ 1 часть Базовый Повышенный уровни 30 заданий Выбор ответа 30 б 2 часть Базовый Повышенный уровни 6 заданий Краткий ответ 10 б 3 часть Повышенный Высокий уровни 8 заданий Развернутый ответ 22 б

Содержательные линии 1. Человек 2. Общество 3. Познание 4. Право 5. Экономическая сфера 6. Политическая сфера 7. Социальная сфера 8. Духовная сфера

Задания с выбором ответа Задания с выбором ответа 1. Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры? 1)празднование Масленицы 2)посещение художественной галереи 3)прочтение стихотворения А.С.Пушкина 4)создание самолета братьями Райт 2. Обобщение свойств предметов в понятиях характерно для деятельности 1)материально-производственной 2)социально-преобразовательной 3)духовно-практической 4)духовно-теоретической

Задания на анализ 2 суждений по определенной проблеме курса 1. Верны ли следующие суждения? А. Характерная черта демократического режима –конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной. Б. Современная либеральная идеология не отрицает важной роли государства в экономике. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 2. Верны ли следующие суждения? А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения. Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Задания на анализ и классификацию социальной информации, содержащейся в знаковых системах (диаграммы, таблицы) Рекомендуется следующий алгоритм выполнения задания: 1. внимательно прочитать вопрос; 2. изучить диаграмму; 3. прочитать легенду, соотнести ее с соответствующими сегментами; 4. определить число опрошенных, выбравших каждый вариант ответа; 5. выбрать правильный вариант ответа или сформулировать выводы

1. В стране Т. осенью 2005 г., после прошедших президентских выборов, Был проведен опрос общественного мнения по вопросу: «Есть ли сейчас в стране Т. оппозиционные партии, движения?» Распределение ответов приводится в процентах вместе с данными аналогичных опросов 2002, 2004 годов. Какой вывод о развитии политической системы страны Т. можно сделать на основании данных, приведенных в таблице? Варианты ответа Есть оппозиционные движения, партии Нет оппозиционных движений партий Затруднились ответить ) Президентские выборы никак не повлияли на наличие оппозиционных настроений населения. 2) Снизилось количество граждан, затруднившихся определить свое отношение к наличию оппозиции. 3) Уменьшилось количество граждан, отмечающих наличие оппозиционных движений, партий 4) Почти треть опрошенных признала снижение роли оппозиции в обществе.

В ходе социологических опросов 2000 и 2004 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «В каком возрасте сейчас заканчивается детство и начинается взрослая жизнь?» Полученные данные представлены в диаграмме: Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы? 1) Уменьшилось число тех, кто считает, что детство заканчивается до вступления в возраст получения паспорта. 2) Уменьшилось число тех, кто считает, что отсчет взрослой жизни совпадает с возрастом получения паспорта. 3) Уменьшилось число тех, кто считает, что взрослая жизнь начинается в возрасте 15 лет. 4) Уменьшилось число тех, кто считает, что взрослая жизнь начинается в возрасте старше 18 лет.

Задания на анализ и классификацию социальной информации, содержащейся в знаковых системах Социологи опросили 1600 россиян с целью узнать их отношение к религии. 62%опрошенных заявили, что верят в Бога. Но оказалось, что часть из них верит и в другие сверхъестественные силы. Полученные данные приведены в диаграмме. Сделайте три вывода из приведенных данных. Объясните с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт любой из своих выводов

Профессии/сферы деятельности, которые назвали более 4% опрошенных Число ответивших (в%) Престижные профессии Доходные профессии Юрист/нотариус/прокурор/судья 2820 Врач/фармацевт 157 Банкир/служащий банка 1524 Экономист/финансист 1411 Бизнесмен/предприниматель 922 Работник компьютерной фирмы/программист 75 Бухгалтер/аудитор 66 Работник шоу-бизнеса 65 В 2005 году социологи провели опрос по теме «Престижные и доходные профессии» среди жителей крупных городов России. В ходе исследования было опрошено 1200 человек в возрасте от 18 лет и старше. Полученные данные представлены в таблице. Сделайте любые три вывода о том, как россияне оценивают престижность и доходность профессий.

Третья часть ( уровень С) – задания с развернутым ответом Общие правила: 1) Внимательно прочитать условие задания и четко уяснить сущность требования – что сделать и как записать ответ. 2) Обратить внимание на то, что нужно назвать – указать, сформулировать и т.п. признаки (черты, аргументы, примеры и т.п.) 3) Зафиксировать, какое количество данных элементов нужно привести.

Задания на умение применять социально- гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач Модель условия Конструкция требования Проблемная ситуация Ответ на несколько взаимосвязанных вопросов Социальный факт (явление Подтвердить или опровергнуть несколькими аргументами суждение Статистические данные Интерпретировать данные условия: -сформулировать доказательства и ответить на вопрос -определить социальный объект и привести несколько доказательств - определить социальный объект и привести несколько групп признаков -сделать несколько выводов Проблемное (спорное) высказывание Схема

Алгоритм решения обществоведческих задач (авторы – Котова О.А. и Лискова Т.Е. на основе памятки Боголюбова Л.Н.) 1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. Вспомните значение терминов, попробуйте определить смысл неизвестного понятия или термина с опорой на известные понятия, связанные с неизвестным. 2) Соотнесите вопросы с условием задачи: определите, какая полезная для решения информация содержится в условии; подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие может подсказать путь решения) 3) Подумайте, какие дополнительные данные следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться: выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос; сократите эту область до конкретной проблемы; соотнесите эту информацию с данными условия задачи. 4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием. 5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения. 6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа: соответствует ли ответ существу вопроса; если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них; нет ли противоречий между вашими аргументами; нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему ответу; можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным; не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «вторгаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано». Ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.

Экзаменационное эссе по обществознанию Признаки эссе: Наличие конкретной темы или вопроса. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления. Небольшой объем. Свободная композиция. Непринужденность повествования. Парадоксальность. Внутреннее смысловое единство. Открытость.

Структура эссе: 1. Формулирование своего отношения к высказыванию 2. Аргументация своей позиции 3. Заключение

Алгоритм написания эссе 1. Выбор и осмысление темы Выпускник должен руководствоваться следующими соображениями – он уверен, что… имеет неплохие знания по базовой науке; ясно понимает смысл высказывания; может выразить свое отношение к нему; владеет терминами; сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта 1. знакомство с предложенными темами 2. определение базовой науки 3. определение смысла предложенного высказывания (рекомендуется выразить мысль автора своими словами) 4. осмысление проблемы, изложенной в высказывании («С какими проблемами она связана? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее»?) 5. формулирование своего отношения к высказыванию 6. определение терминов, понятий и обобщений для обоснования позиции на теоретическом уровне 7. отбор фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта

2. Составление чернового варианта эссе В связи с недостатков времени нецелесообразно писать полный текст эссе. Но предварительные записи все же необходимы. Первая запись и в черновике, в окончательном варианте – это точная формулировка темы эссе. Тема – своего рода условие задачи. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, которое ею очерчено. полезно выписать на черновик в свободной форме все, что может понадобиться в эссе: понятия, ассоциации, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события и т.д.

3. Написание эссе 1. Формулирование своего отношения к высказыванию: «Я согласен / не согласен с данным мнением (высказыванием, утверждением)… «Я не могу присоединиться к этому утверждению» «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе «Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании» «Действительно, на сегодняшний день демократический режим, несмотря на его недостатки, защищает народ от всевластия государства» 2. Аргументация своей позиции: продумать не менее 2 тезисов подобрать к ним факты и примеры 3. Заключение. Целесообразно подвести итоги своим рассуждениям и закончить эссе вновь подтверждением своей позиции. «Таким образом, автор прав / не прав в том, что…..» «Итак, я вновь готов согласиться / не согласиться с автором….»