Работа над ООП «Музеология» Российский государственный гуманитарный университет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Курсы повышения квалификации преподавателей вузов «Актуальные вопросы реализации ООП в соответствии с ФГОС ВПО» Общая трудоёмкость – 72 часа Лекционный.
Advertisements

Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Главный документ в университете – образовательная программа.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Проектирование компетентностно- ориентированных основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО Инженер 1 категории УМЛиМО Тетюшкина С.А.
Разработка вузами основных образовательных программ.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Методический семинар по разработке основных профессиональных образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации от 21/10/2015.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
1 Предоставление отчетности в части реализации мероприятий Программы развития по направлению «Совершенствование образовательной деятельности» проект рекомендаций.
Проектирование рабочих программ учебных дисциплин в компетентностном формате Свистунов А.А. Заместитель Председателя УМО по медицинскому и фармацевтическому.
Транксрипт:

Работа над ООП «Музеология» Российский государственный гуманитарный университет

План презентации 1. «О чем мы не будем говорить» - читать вслух экспертно-аналитический лист по нашей программе. 2. «О чем мы можем рассказать» – о взаимосвязи двух сюжетов: как мы объясняем преподавателям РГГУ смысл компетентностного подхода и как мы пытаемся воспользоваться тем, что услышали на семинаре При помощи Интернет-ресурсов и курсов повышения квалификации: «компетенции своими (или «человеческими») словами», «шаблон – не догма, а предложение для развития», «вы (адресаты) уже работаете компетентностно, надо только осознать, улучшить и научить этому других» Как мы результаты нашего просветленного понимания компетенций используем в работе. Ключевое (наше пока достижение и главное, что мы хотели бы сейчас обсудить) понятие « программной компетенции ».

ООП «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», бакалавриат Примерная структура обоснования ООП экспертно-аналитический лист самооценки – очень полезные документы для мониторинга состояния готовности ООП. Позволяет поддерживать в актуальном состоянии знание о наличии документов, реальности их оперативного изготовления, фактически существующих проблемах подготовки компетентностно-ориентированной ООП: формализованности отношений с работодателями, ориентированности образовательных технологий на компетенции и их отрефлектированности

Как транслируем знание о компетентностном подходе сотрудникам и преподавателям? 1. Курсы повышения квалификации (а также конференции, семинар «Технологии развития студенческих компетенций» и т.п.) 1. Содержание: 1. «компетенции своими (или «человеческими») словами», 2. «шаблон – не догма, а предложение для развития», 3. «вы (адресаты) уже работаете компетентностно, надо только осознать, улучшить и научить этому других». 2. Характерный образ: Знание названий улиц Умение ориентироваться по карте Предмет, который Вы преподаете Х – компетенция? = 3. Что должно произойти / реально происходит с Вашими студентами через полтора часа или через полгода?

Проблема Люди (преподаватели и администраторы (филиалов) РГГУ) приходят к нам за «таблеткой от головной боли» (объяснением элементарного шаблона и заверением, что ничего делать не надо) А мы объясняем, что «придется платить за обследование и потом полгода лечиться» (для того, чтобы заполнить шаблоны и формы, что такое «компетенция» надо понимать, а не заучить или скопипастить)

Успехи – весьма относительные 1. Разные голоса 1. Г.И. Зверева – результаты образования и контроль их сформированности 2. Ю.Л. Троицкий – образовательные технологии 3. А.Л. Лобок – субъектоцентричность при общей идеологии: «Вы уже (почти) работаете компетентностно» 2. Попытка смотреть глазами нашего слушателя: 1. Навигатор по законодательству в вопросах и ответах Какие существуют уровни ВПО на сегодняшний день? Уровни высшего профессионального образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) устанавливаются Федеральным законом от 232-ФЗ от 24 октября 2007 г. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования), вносящим соответствующие изменения в Закон РФ от 10 июля 1992 г. N «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании ».О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)Об образованииО высшем и послевузовском образовании

«Разумное» понимание компетенций важнее нормативного (ФГОСовского) Формулировки ОК и ПК во ФГОС (нами же самими) сделаны так, чтобы в них можно было впихнуть абсолютно все, что угодно: перечни из компетенций в стандарте (=> получить реальную картину формирования компетенций выпускника невозможно, как и сделать несимуляционную документацию (паспорта, программы) формирования всех компетенций). настолько аморфные и объемные формулировки подавляющего большинства компетенций, что: Преподаватели «не узнают» формирования компетенций в том, что они делают; Утопично (и для полного объема формулировки компетенции – не нужно) планировать, как конкретно будет достигаться формирование той или иной компетенции (и поэтому соответствующие документы симулируются)

Решение, которое мы предлагаем, и эффективность и легитимность которого хотим обсудить – ПРОГРАММНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Проект Положения об ООП ВПО РГГУ 3.3. Компетентностно-квалификационная характеристика выпускника включает перечень компетенций, приведенных в соответствующем ФГОС ВПО, а также указывает наиболее важные из них – так называемые программные компетенции Под программными компетенциями конкретной ООП ВПО понимаются компетенции, отражающие суть данной образовательной программы, те качества, которые характеризуют для потенциального работодателя именно выпускника РГГУ в сравнении с другими бакалаврами или магистрами, подготовленными в других вузах по тому же направлению. Программные компетенции могут рассматриваться в качестве приоритетных при создании документации ООП ВПО РГГУ и, в частности, при определении места и роли в составе ООП ВПО курсов и дисциплин, участвующих в их формировании Формулировка программной компетенции может быть предложена проектировщиками ФГОС самостоятельно, в дополнение к перечню компетенций, приведенных в ФГОС ВПО, или выбрана из ФГОС в том случае, если типовая формулировка компетенций является достаточно конкретной и точно выражает специфику подготовки именно в РГГУ. Общее число программных компетенций ООП РГГУ не должно превышать восьми; предполагается, что среди них будут компетенции как общекультурного, так и профессионального плана.

3.6. Документация программных компетенций включает в себя паспорта и программы формирования этих компетенций с указанием учебных курсов, в рамках которых оно осуществляется, а также средств контроля развития компетенций При формировании ООП ВПО и при расчете ее трудоемкости на формирование 3-8 программных компетенций рекомендуется отводить до 90% учебного времени и, соответственно, зачетных единиц, предусмотренных в рамках ООП; остальные 10 % отводятся на формирование иных компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки. При этом должны соблюдаться процентные нормы, рекомендуемые ФГОС по определению соотносительной трудоемкости профессиональных и общекультурных компетенций.

Легитимность программных компетенций Разъяснения разработчикам ООП для реализации ФГОС ВПО Вопрос: Имеет ли право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять редакцию компетенций, приведенных во ФГОС? Ответ: Компетенции, приведенные во ФГОС, являются обязательными для разработки вузом основных образовательных программ. Вуз имеет право предусматривать дополнительные компетенции с учетом направленности (профиля) своей основной образовательной программы. И нигде не сказано, что вуз не может сам определять приоритетность формирования тех или иных компетенций для своей ООП ? ? ? ? ?

Музеолог-бакалавр РГГУ (р-ль ООП А.А. Сундиева) 1. Осознает социальную значимость музейной профессии. 2. Владеет знаниями о происхождении и функционировании музея, о принципах его взаимодействия с культурным наследием и обществом. 3. Способен анализировать современные музейные проблемы, работать в области теоретической музеологии. 4. Видит структуру музейной работы; обладает желанием и умением применять к конкретным условиям и месту своей (потенциальной) работы профессиональное музееведческое (из специальных изданий etc.) знание. 5. Умеет эвристически распознавать в окружающей культурной реальности объекты, представляющие потенциальную музейную ценность и способные быть носителями культурной ценности как единицы музейного хранения. 6. Владеет начальными навыками работы с фондами. 7. Знаком с основами музейного проектирования; готов к разработке выставочных и экспозиционных проектов. 8. Готов к музейно-педагогической деятельности. 9. Владеет основами информационных технологий в музейной деятельности.

Видит структуру музейной работы; обладает желанием и умением применять к конкретным условиям и месту своей (потенциальной) работы профессиональное музееведческое (из специальных изданий etc.) знание Готовность бакалавра музеологии приступить к работе по специальности (исполнению обязанностей музейного сотрудника, экскурсовода и т.п.), обладая желанием и умением применять к конкретным условиям и месту своей работы научную информацию, публикуемую в специальной музееведческой, искусствоведческой и экскурсоводческой литературе. = Экс-ПК-2: «способность понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации, и представлять результаты исследования». См. приложения: Паспорт и Программа формирования ПК-2

Основная форма контроля сформированности именно этих компонентов компетенции – выпускная квалификационная работа Готовность бакалавра музеологии очень внимательно знакомиться с уже существующими на его месте работы практиках хранения и консервации объектов культурного наследия, выставочной деятельности, организации культурного туризма и т.д. Способность выделять в этих уже существующих на месте его работы практиках компоненты, заслуживающие сохранения и развития, но также и критической переработки; Знание, где и как искать специальную литературу, в которой может содержаться информация по улучшению интересующих практик хранения и консервации объектов культурного наследия, выставочной деятельности и т.д. Способность к пониманию и критическому прочтению специальной литературы; умение адаптировать содержащиеся в ней знания и рекомендации к конкретным (в том числе бюджетным, социальным и т.п.) условиям рабочего места. Умение представлять результаты своих изысканий и размышлений в компактной доходчивой форме, понятной для коллег и руководства.

Потенциальная критика (и вопросы для дискуссии) Не вполне компетенции Но действительно результаты образования (как их видят сами преподаватели и т.д.) Не учитывают массы требований (прежде всего в области работы с клиентами – работодателями, родителями и т.п.) Это сейчас за скобками. Если бы говорили про перечень дословно совпадающего с ФГОС – анкетирование и интервьюирование работодателей и реальная адаптация под них компетентностной модели выпускника – тоже оставались бы отдельным вопросом.

Потенциальная критика (и вопросы для дискуссии) Не отменяют требования о том, что паспорта и программы должны быть написаны для всех (36) компетенций Но можно начать с формирования документаций именно программных компетенций. Поскольку речь идет о том, что преподаватели понимают, возможно – будет хорошим полигоном, убережет от симуляции и будет реально полезным для переориентации на результаты образования.

Поэтому наш главный вопрос – можно ли так? 6. Вопрос: Имеет ли право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять редакцию компетенций, приведенных во ФГОС? Ответ: Компетенции, приведенные во ФГОС, являются обязательными для разработки вузом основных образовательных программ. Вуз имеет право предусматривать дополнительные компетенции с учетом направленности (профиля) своей основной образовательной программы. И нигде не сказано, что вуз не может сам определять приоритетность формирования тех или иных компетенций для своей ООП ? ? ? ? ?

Поэтому наши основные вопросы: 1. Легитимна ли идея программных компетенций (которые вуз формулирует дополнительно по отношению к ФГОСу и объявляет их реально приоритетными в своей образовательной деятельности, отдавая их формированию основную трудоемкость)? Поймут ли нас МОН, РОН и т.д.? 2. Эффективна ли (в краткосрочной и долгосрочной перспективе) идея программных компетенций – тех предполагаемых результатов образования, которые вуз осознает и описывает сам? 3. Кажется ли эффективным основной принцип нашей «просвещенческой» стратегии: позволить преподавателю сформулировать результаты своей работы (и прежде всего, развиваемые у студента компетенции) «своими словами»?