Сложное предложение. Виды сложных предложений. Урок обобщения Русский язык 11 класс Учитель русского языка и литературы Щипунова Надежда Николаевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сложное предложение Урок обобщения Русский язык 9 класс Учитель русского языка и литературы Николаева Наталья Васильевна.
Advertisements

Урок-обобщение по теме «Виды сложных предложений» «ОПЯТЬ ВЕСНА ПОВЕЯЛА КРЫЛОМ…»
Времена года Работа Давыдовой Насти. Здравствуй, весна! Вешний цветик в травке новой Щурит ласковый глазок. Сел щегленок на кленовый Зеленеющий сучок.
Весна на картинах русских художников и в стихах русских поэтов.
То сам себя не понимал я, То мир не понимал меня.
Сложное предложение Основные виды сложных предложений; знаки препинания в сложных предложениях.
Алексей Николаевич Плещеев. И. Репин. Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне.
Маму любят все на свете, Мама – первый друг! Любят мам не только дети, Любят все вокруг! Если что-нибудь случится, Если вдруг беда, Мамочка придет на.
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Презентация"Синтаксический разбор сложного предложения" (экологическое равновесие)
Уметь правильно определять вид связи сложного предложения. Выполнять синтаксический разбор сложного предложения. Особенности строения сложного предложения;
Основные виды сложных предложений. Сложные предложения Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Сложные.
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора.
Весна - это когда раскрываются почки и сердца Сергей Есенин ЧЕРЁМУХА Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом.
Занятие 22 Знаки препинания в сложном предложении с сочинительными и подчинительными союзами.
Урок по русскому языку, 6 класс Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Март» Подготовила студентка IV курса Антонова Валерия.
Урок в 5 классе. Прочитай. Сколько грамматических основ в каждом предложении? 1. Мороз пощипывает нос и щёки. 2. Я люблю, когда мороз пощипывает нос и.
Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения» Синтаксис. 9 класс. (20-25 минут)
Урок русского языка. Сочинение по репродукции картины Учитель начальных классов МБОУ-СОШ 3 Песня И.В. И.И. Левитана «Март».
Налетел с юга ветер, встряхнул сонные деревья. Выкатилось на небо красное солнышко, и засияли над землёй его лучи. В полях тает снег, а в лесу он лежит.
Продолжить подготовку к ГИА повторить опознавательные признаки сложного предложения; познакомиться с основными признаками СПП и средствами связи в этих.
Транксрипт:

Сложное предложение. Виды сложных предложений. Урок обобщения Русский язык 11 класс Учитель русского языка и литературы Щипунова Надежда Николаевна.

Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда. Измаил Иванович Срезневский

Разл..жить все по полочкам, Все ра..ставить по клеточкам, Направление по струнке.. задать, Без качанья, без хаоса, Без излишнего пафоса, Без свободы над ума..ой Путь умей продолжать. Итак, в путь за знаниями На расст..яны.. в 40 минут! Успеха! Удачи! Е. Д. Марченко

Орфографическая работа. - На распечатках, лежащих перед вами, слова с пропущенными буквами: 1) В…ликии, б…бобогатство, …зык. 2) Н…национальное, предст…влияет, сп…синие. 3) Н…род, н…дёжный, гр…моднейшее. 4) Ув…дающее, ч…ловек, …органика. -Какая орфограмма объединяет все эти слова? Вставьте пропущенные буквы. Со словами того ряда, в котором везде пропущена безударная проверяемая гласная корня, составьте словосочетания, определите способ подчинительной связи в них. -Слова, вошедшие в орфографическую работу, встретятся нам в предложении, записанном на доске. 1) Русский …зык это гр…моднейшее б…бобогатство которое предст…влияет нам необычайные возможности.

Задачи урока: 1. Обобщить знания по теме «Виды сложных предложений». 2. Закрепить умения и навыки постановки знаков препинания в сложном предложении. А19, А20,А21, А23,А24,А25,А26,В6.

Сложные предложения Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. По своему строению и значению сложные предложения разнообразны: бессоюзные –это предложения без союзов и союзных слов. Сложносочинённые предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами. Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.

Способы соединения В сложных предложениях простые предложения соединяются при помощи: 1. союзов 2. союзных слов 3. интонации

Виды сложных предложений Сложные предложения Союзныеббессоюзные Сложносочинённые Сложноподчинённые

Составление схематических алгоритмов. 1 - ССП; 2 - СПП; 3 - БСП 4 – СПС (с несколькими придаточными).

Практическая работа по карточкам 1. Расставьте недостающие знаки препинания, найдите соответствие. 1. Быть может крылья тебя поднимут и поживёшь ты ещё немного в своей стихии 2. Оба приятеля очень крепко поцеловались и Манилов увёл своего гостя в комнату. 3. Он ослабел и не может держаться на ногах. 4. Когда таял снег в степи или проливался хороший дождь от глины река долго была красной. 5. Там где пробегала текущая воздушная струя ковыль молитвенно клонился и на его хребтине долго лежала чернеющая тропа. 6. Я готов ждать сколько угодно. 7. По мере того как Дант становился не по плечу публике его обволакивали всё большей таинственностью. А.Сложносочинённое предложение без общего члена. Б.Простое предложение с однородными членами. В.Сложноподчинённое предложение с однородными членами. Г.Сложносочинённое предложение с общей вводной конструкцией. Д.Простое предложение с устойчивым оборотом, похожим на придаточное предложение Е.Сложноподчинённое предложение с союзным сочетанием в роли союза. Ж.Сложносочинённое предложение с первой частью – сложноподчинённым предложением.

Проверяем (1 уровень) 1-Г; 2-А; 3-Б; 4-В; 5-Ж; 6-Д; 7-Е.

Дополните предложения общим второстепенным членом. Постройте схемы полученных предложений, графически указывая на наличие общего члена. 1.________звучно крякнула пролетевшая утка и все притихли. 2.__________дрожали стёкла и громыхала железная дверь. 3.__________раздались два глухих выстрела и начало разливаться в тумане мутное пунцовое зарево. 4.__________хлопал выстрел да бухала вдалеке пушка. 5.__________едва желтеет свет да видны фигуры сидящих за столом кондуктора и телеграфиста.

Проверяем 1. Вскоре звучно крякнула пролетевшая утка и все притихли. 2. От взрыва дрожали стёкла и громыхала железная дверь. 3. На болоте раздались два глухих выстрела и начало разливаться в тумане мутное пунцовое зарево. 4. Утром хлопал выстрел да бухала вдалеке пушка. 5. В окнах едва желтеет свет да видны фигуры сидящих за столом кондуктора и телеграфиста

Расставьте знаки препинания, выпишите простые предложения. * Составьте схемы. Лошадь с трудом вытаскивает ноги и скрипят поводья. Мысли его казались мне капризно и даже нарочито изломанными. Ветер шевелил листья и по выщербленному полу скользили солнечные зайчики. Матери вздыхали и подносили к глазам платочки.

Проверяем Лошадь с трудом вытаскивает ноги, и скрипят поводья. Мысли его казались мне капризно и даже нарочито изломанными. Ветер шевелил листья, и по выщербленному полу скользили солнечные зайчики. Матери вздыхали и подносили к глазам платочки.

Тест А. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Воробей ничего интересного для себя не нашел () и, еще раз оглянувшись, улетел прочь. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. Б. Схема [1 ], [2 ]соответствуют предложению: 1. По обе стороны улицы зажглись фонари, а в окнах домов показался свет. 2. Каштанка прижалась к какому-то подъезду, стала горько плакать. 3. Он дал ей хлеба и зеленую корочку сыра, она с голодухи все это съела быстро. 4. На земле еще по-прежнему лежит снег, и мороз иной раз ударит не хуже, чем в декабре. В. Укажите предложение, в котором две грамматические основы. 1. Кошка открывала мордочкой и лапками дверь, входила, вспрыгивала на кровать. 2. Я отворяю перед кошкой все двери и почтительно пропускаю вперед, и она легко впрыгивает на умывальник. 3. За всю свою жизнь она ни разу не мяукнула, а произносила только этот довольно музыкальный звук. 4. Люди, появившиеся в этих местах, приехали недавно. Г. Все знаки препинания расставлены в предложении: 1. Телефонный аппарат помещался в крошечной передней и около него стоял соломенный стул без спинки. 2. Кошка озиралась на меня широко раскрытыми глазами, и я читал в них изумление и требовательный вопрос. 3. В трубе вдруг что-то щелкнуло и крякнуло и из нее раздался резкий голос телефонистки. 4. Но главное любить природу, охранять ее. Д. Укажите СПП: 1. Что тогда произошло, я не могу рассказать, потому что я плохо помню случившееся. 2. Урожай был прекрасный, стояли жаркие росистые дни с короткими ночами, которые быстро переходили в утро. 3. Я любил смотреть ей в глаза подолгу, не отрываясь, не мигая; она щурилась, вертела головой. 4. Кончилась метель, выглянуло солнышко, и сразу весной повеяло.

Тест-диагностика. 1. Мне были понятны все виды упражнений, и я их выполнил. 2. Я не смог выполнить задание потому, что… а) не знаю теорию по данной теме; б) не умею определять средства связи в предложении; в) не знаю полной схемы синтаксического разбора. 3. Я выполнил частично задание, так как есть пробелы по пункту _______: а) б) в)

Сочинение «ОПЯТЬ ВЕСНА ПОВЕЯЛА КРЫЛОМ…»

Михаил Чехов. Теперь уж скоро! Теперь уж скоро! Март настанет, Грачи к нам с юга прилетят, Растает снег, теплом потянет, И новый примет все наряд. В лесу, на сухоньком местечке, Подснежник первый зацветет, И, широко разлившись, речка Вновь в берега свои войдет. И, возвратясь в свои скворечни, Скворцы повсюду запоют, Затем начнут цвести черешни И вишни буйно зацветут. Потом заквакают лягушки И зажужжит в цветах пчела… И вдруг раздастся крик кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Весна пришла!..»

Алексей Николаевич Плещеев Весна Отрывок Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.

Пословицы и приметы. 1. Мартовская вода целебная: она же от веснушек и загара. 2. Март похоронит, август схоронит (хлеб: похоронит в землю, схоронит в закрома). 3. Евдокия красна, и весна красна. 4. Грачи прямо на гнездо летят – дружная весна будет. 5. Жаворонки прилетели, красно солнце принесли. 6. Весна до Благовещенья – много морозов впереди. 7. Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещенье. 8. Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит, а мужик глядит: что-то будет. 9. Если на Евдокию холодно, скот кормить лишние две недели.

И.Левитан «Март»

Домашнее задание: Написать сочинение «ОПЯТЬ ВЕСНА ПОВЕЯЛА КРЫЛОМ…», Использовать в сочинении разные конструкции сложных предложений. Определить виды сложных предложений в сочинении.

Уважаемые ребята! Спасибо за урок!