ОС «Школа 2100» Цель – развитие ФГЛ Содержание – линии развития (компетенции) Технологии – построение урока Средства - УМК.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Advertisements

Русский язык. 5 класс Горшенина Л.П., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 9.
Проблемно-поисковые технологии. Педагогический совет
ОС «Школа 2100» Цель – развитие ФГЛ Содержание – линии развития (компетенции) Технологии – построение урока Средства – УМК.
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
ОС «Школа 2100» Цель – развитие ФГЛ Содержание – линии развития (компетенции) Технологии – построение урока Средства – УМК.
Современные подходы к организации и анализу урока.
Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так.
Структурные изменения уроков русского языка и литературы на этапе подготовки к внедрению ФГОС второго поколения основного общего образования. Выступление.
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
С ТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ВНЕДРЕНИЮ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
ОРФОГРАММА. ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ОРФОГРАММЫ. УСЛОВИЯ ВЫБОРА ОРФОГРАММЫ РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 1 урок 7 © Баласс, 2012.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Урок открытия нового знания на основе технологии проблемно-диалогического обучения «Метод выделения полного квадрата» Разработал: учитель математики МБОУ.
Звуки и буквы Четкое и правильное произношение всех гласных и согласных звуков Согласные мягкие и твердые Различение твердых и мягких согласных Четкое.
Работа с учебно- научными текстами. Продуктивное чтение это– сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных.
Организация парной работы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС ООО.
Основные технологии Образовательной системы «Школа 2100» ©Малова Г.В., учитель начальных классов МОУ СОШ 1, 2010г.
Транксрипт:

ОС «Школа 2100» Цель – развитие ФГЛ Содержание – линии развития (компетенции) Технологии – построение урока Средства - УМК

Предметные линии развития по русскому языку компетенции Коммуникативная (функционирование языка) -умелое и правильное пользование речью (слов. запас, грам. строй, стили, нормы) -различные виды устной и письменной речи -ориентировка в тексте Языковая (знание системы языка) -систематизация языковых знаний (по разделам и между ними) -развитие чувства языка -формирование орфографической и пунктуационной грамотности Лингвистическая (формирование мировоззрения) -история РЯ -выдающиеся ученые-лингвисты -культурологический потенциал

Продуктивные задания Коммуникативная компетенция Языковая компетенция Лингвистическая компетенция - построение устного высказывания - обучение слушанию, конспектированию - виды и приемы чтения - построение письменных высказываний - анализ слов и форм - сопоставление 1- ого явления языка с другим - составление схем, таблиц - чтение схем, таблиц - создание текста на основе таблиц - работа со словарем - обращение к памятникам культуры - высказывания о языке - сравнение явлений в разных языках

Примеры заданий на уроках русского языка Традиционные задания Задания в учебниках «Школы 2100» Докажите, что числительное относится к классу имен. На основании названия темы и ключевых слов предположите, какие вопросы будут рассмотрены на уроке. Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы… Назовите признаки имени числительного. Назовите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3- му склонению. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?

Чтобы научиться самим решать проблемы, их надо решать постоянно. Ученики сами открывают знания – проблемно- диалогическая технология Создание проблемной ситуации Формулировка проблемы (цели) урока и составление плана Высказывание версий ответа Актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы Решение проблемы Поиск решения и его формулировка Проверка решения с помощью учебника Первичное закрепление Самостоятельное применение знаний Итог урока Этап постановки проблемы и актуализации знаний Этап совместного открытия знаний Этап самостоятельного применения знаний Итог урока Учитель – «ПОМОЩНИК»

Введение/открытие новых знаний Постановка проблемы Поиск решения Языковой материал Учебник, метод. рекомендации, свои примеры - побуждающий диалог - подводящий диалог Формулирование правила/определения - побуждающий диалог - подводящий диалог - мотивирующий приём Формулирование темы/вопрос

Выражение решения Чтение формулировки правила/определения в учебнике - разные приемы и механизмы чтения: антиципации компрессии эквивалентных замен Углубление открытого знания - вопросы - план (тезисы, конспект) - перевод в другие формы (таблица, схема, алгоритм) - художественный образ

Урок открытия нового знания Побуждающий диалог Разберите слова по составу: вазочкииа яблочкиио белоккииа бабочкииа Проверьте, обменявшись тетрадями. Одинаково ли разобрали слова?

Осознание противоречия Какое было задание? Разобрать слова по составу. Какие получились результаты? Разобрали по-разному.

Как правильно разобрать слова по составу? Разбор слова по составу. Почему так получилось? Чем интересны эти слова? 1. Все слова немного похожи. 2. Во всех словах есть – очкии-. 3. Не везде – очкии- это суффикс. ?

Выдвижение гипотез Какие у вас были основания для выделения морфем? Ваши версии. 1. Подобрать однокоренные слова. 2. Есть уменьшительный суффикс -очкии-. 3. Найти слово, от которого образованы эти слова.

Проверка гипотез 1. Подобрать однокоренные слова. 2. Есть уменьшительный суффикс –очкии-. 3. Найти слово, от которого образовано каждое из слов. 1. Не для всех слов сразу ясен корень (яблочкиио, белоккииа, бабочкииа). 2. Не у всех слов есть уменьшительное значение. 3. Можно попробовать найти образующее слово.

Поиск образующего слова Слово нужно объяснить, растолковать через другое родственное слово. (Производящее слово – ближайшее родственное слово, «мама») Вазочкииа – маленькая ваза Яблочкиио – маленькое (или красивое) яблоко Белочкииа – небольшая (хорошенькая) белока Бабочкииа -? (нельзя объяснить) Выделить окончание и основу в словах.

Промежуточные выводы Важно установить: Есть образующее слово 1.Найти, с помощью чего образовано данное (исходное) слово. 2. Выделить из толкования значение суффикса. Нет образующего слова Основу слова членить не нужно. Всё слово (основа) является корнем.

Определение границ морфем 1. Запишите образующую основу под исходной. 2. Наложите одну на другую и выделите словообразующую морфему. 3. Какие фонетические особенности наблюдаются? яблочкиио белоккииа яблоко белока Суффикс -к- Чередование к//ч Беглый гласный о (ср. белока/белок/белок-)

РАЗБЕРЁМ СЛОВА ПО СОСТАВУ ПРАВИЛЬНО ВАЗОЧКА ЯБЛОЧКО БЕЛОЧКА БАБОЧКА Заметь: Слово белока не имеет суффикса – к/оч-, т.к. не может быть истолковано через слово белый белок-/ белок- далее не членится.

Обобщим наблюдения 1. Какое задание мы выполняли? 2. Какой вид разбора проводили в процессе анализа слов? 3. Сделайте вывод: Как правильно разобрать слово по составу? Разбирали слова по составу. Словообразовательный Чтобы правильно разобрать слово по составу, нужно сначала провести словообразовательный разбор.

Проверим себя Разберите слова по составу: Больница Мельница Путаница Куница Столица Обрати внимание: При поиске производящего нужно находить слова для толкования только из современного языка!

Урок открытия нового знания Работа в группах. (побуждающий диалог) 1. Выдача задания на группу и обсуждение в группах. 2. Вынесение результатов обсуждения всему классу. 3. Краткая запись в тетрадях и на доске (слайде) кратких выводов. 4. Общие выводы. Формулировка правила учениками.

Задания для групп к уроку по теме «Обособленные определения» 1. Листья пожелтевшие по ветру летят. – Листья, пожелтевшие от осенних холодов, по ветру летят. 2. На небе показался месяц ясный. – Красный месяц, ясный и полный, показался из-за горизонта. 3. Отяжелевшая от росы трава блестит серебряными нитями. – Отяжелевшая от росы, блестит серебряными нитями трава. – Трава блестит, отяжелевшая от росы, серебряными нитями.

План работы по группам 1. Найти обособленный член, указать его вид (какой это второстепенный член). 2. Определить, какой частью речи (опорной) выражен обособленный член. 3. Указать, к слову какой части речи относится и где находится. 4. На основе сопоставления с 1 примером предложить версию обособления. 5. Составить связный ответ, в каких случаях есть обособление, а в каких – нет. 6. Построить графическую схему предложения.

Выводы об условиях обособления Например, Обособляется : Согласованное определение, выражено причастием с зависимыми словами, распространённое, относится к существительному, находится после существительного. Ср. Не обособляется: Согласованное определение, выражено причастием, нераспространённое. стоит после имени существительного. Сопоставление выводов учеников с формулировкой учебника.

Урок открытия нового знания Подводящий диалог Каким словарём вы воспользуетесь, если нужно: - уточнить, как пишется слово; - выяснить, как произносится слово; - узнать значение иноязычного слова; - определить, многозначным или однозначным является слово; - выяснить происхождение слова; - перевести с древнерусского языка фрагмент «Слова о полку Игореве».

Виды словарей Проверь себя - уточнить, как пишется слово; - выяснить, как произносится слово; - узнать значение иноязычного слова; - определить, многозначным или однозначным является слово; - выяснить происхождение слова; - перевести с древнерусского языка фрагмент «Слова о полку Игореве». Лингвистические словари орфографический орфоэпический иностранных слов толковый этимологический исторический ?

Введение нового материала Освоение нового материала в группах: 1 группа: Упр.83 2 группа: упр. 84 (I) 3 группа: упр. 84(II), (III) Задания: 1. Ответить на вопросы.* 2. Составить план ответа. 3. Выписать ключевые слова. 4. Проанализировать статью из словаря. 5. На основе плана, ключевых слов и примеров составить сообщение для других групп.

Урок открытия нового знания. Приём «яркое пятно». Слово учителя. Каждой весной население Болгарии отмечает удивительный праздник. В городах и сёлах все от мала до велика выходят на улицы. Идут красочные демонстрации. (Попробуйте угадать, что несут демонстранты?)

Лозунги, цветы, плакаты, портреты, флаги Конечно, без всего этого праздник представить невозможно. Но самое интересное в этом красочном шествии то, что люди несут в руках огромные буквы. Да-да, наши родные буквы, составляющие как болгарский, так и русский алфавит. Разной величины и разного цвета. А на портретах – Кирилл и Мефодий. (Вспомните, почему?)

Именно они и изобрели славянскую азбуку. Праздник называется праздником славянской азбуки. И вместе с тем это праздник культуры – праздник науки и искусства. С 1986 года праздник славянской культуры стал отмечаться и у нас. Его название несколько изменилось – Дни славянской письменности и культуры. На основе текста назовите ключевые слова темы (алфавит, азбука, буква)

ПДУ русского языка I. Орг. момент. II. Языковая разминка/актуализация знаний. III. Введение в тему/постановка учебной проблемы. - формулировка темы урока или вопроса IV. Открытие нового знания/поиск решения. - актуализация знаний - формулировка правила или определения V. Чтение правила, определения по учебнику/выражение решения. - углубление открытого знания (план, вопросы, примеры, ключевые слова) VI. Развитие учебно-языковых и речевых умений/применение знаний. - составление алгоритма - выполнение упражнений VII. Подведение итогов. VIII. Домашнее задание.

Языковая разминка Цели: 1. Отработка учебно- языковых и правописных умений 2. Развитие чувства языка 3. Развитие познавательного интереса к русскому языку 4. Систематизация и углубление знаний Виды заданий: - орфографический и пунктуационный анализ (и другие виды разборов) - стихотворения (с лингвистическим анализом) - скороговорки, загадки, фразеологизмы - лингвистические задачи (найди лишнее, выполни ряд действий и др.) - лингвистическая викторина - языковой блиц-турнир - лингвистический эксперимент

Вариант языковой разминки Анализ предложения (и разные виды разборов) (сказать) (на –ать I) Ах, за_ мной и за_ тобо´й ска´зки бе´гают гурьбо´й! (Ю.М. «Песенка про сказку») (пов., воскл., прос., распр., с одн.чл.) [ O и O ]! 1. знаки алгоритм ( 1) найти и подчеркнуть…2) посчитать… 3) если… 4) найти границы… 5) поставить… 2. характеристика + сл/соч. (бегают за мной) 3. схема 4. обозначить известные орфограммы, сгруппировать их (орф.- буквы/ орф.-пробел; орф.: гласн., согл., ъ и ь; орф. в корне, прист., оконч.) 5. бегают 2 6. гурьбой 1 [гур/бой]: 6 звуков, 7 букв, 2 слога. 7. гурьбой* - толпой, ватагой (разг.) 8. за мной 3 – за кем? Н.ф. – я, мест., лич., 1 л., ед.ч., в Тв. п., вт. член.

Вариант языковой разминки Языковой блиц-турнир 2. Морфемный блиц Подчеркните слова (формы) с нулевым окончанием. 1) санаторий 2) здание 3) навсегда 4) купаешься 5) выше 6) лисий 7) сжёг 8) прочитав, 9) принеси, 10) умылся. Ответ: 1) санаторий 2) здание 3) навсегда 4) купаешься 5) выше 6) лисий 7) сжёг 8) прочитав 9) принеси 10) умылся Ответ: звонит 2) ходатайство 3) щавель 4) кухонный 5) включишь 6) украла 7) принял 8) каталог 9) красивее 10) искра 1. Орфоэпическая разминка. Поставьте ударение в словах. 1) звонит 2) ходатайство 3) щавель 4)кухонный 5) включишь 6) украла 7) принял 8) каталог 9) красивее 10) искра

Вариант языковой разминки Анализ предложения (и разные виды разборов) (сказать) (на –ать I) Ах, за_ мной и за_ тобо´й ска´зки бе´гают гурьбо´й! (Ю.М. «Песенка про сказку») (пов., воскл., прос., распр., с одн.чл.) [ O и O ]! 1. знаки алгоритм ( 1) найти и подчеркнуть…2) посчитать… 3) если… 4) найти границы… 5) поставить… 2. характеристика + сл/соч. (бегают за мной) 3. схема 4. обозначить известные орфограммы, сгруппировать их (орф.- буквы/ орф.-пробел; орф.: гласн., согл., ъ и ь; орф. в корне, прист., оконч.) 5. бегают 2 6. гурьбой 1 [гур/бой]: 6 звуков, 7 букв, 2 слога. 7. гурьбой* - толпой, ватагой (разг.) 8. за мной 3 – за кем? Н.ф. – я, мест., лич., 1 л., ед.ч., в Тв. п., вт. член.

Алгоритм подготовки проблемно-диалогического урока 1. Определить место урока в системе (программа) и тип урока. 2. Чтение материала в учебнике (содержательный план) 3. Определение целей по линиям развития. 4. Определение мини (стандарт) и макси (предложение учебника) уровней. 5. Разработка проблемной ситуации. 6. Предполагаемый диалог (побуждающий, подводящий). 7. Актуализация знаний. 8. Форма работы (индивидуальная, в паре, в группе). 9. Применение знаний (система упражнений по уровням). 10. Рефлексия. 11. Домашнее задание (возможна дифференциация).