«Орхусская Конвенция, как правовой механизм участия общественности в процессе принятия решений» Игнатьев Иван, О.О. «Экоспектр», Круглый стол «НПО, бизнес.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пункты 1 и 2 статьи 9 Орхусской Конвенции: общие положения ВЫПОЛНЕНИЕ ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ СЕГОДНЯ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПУТИ ДЛЯ ЛУЧШЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И УПРАВЛЕНИЯ.
Advertisements

Экологические услуги органов МСУ Суворина. Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая моральные ценности, нормы.
Тема: Экологические права и обязанности граждан Республики Беларусь.
Орхус и Азербайджан 2 – года по тернистому пути к демократии.
1. Формы диалогового взаимодействия в реализации Орхусской конвенции Владимир Борисов, Судья Верховного Суда Республики Казахстан Женева 2014 г.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Экологический контроль. Что такое экологический контроль и каковы его виды? Экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных.
Экологическое право. Общая характеристика экологического права Экологическое право особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых.
Экологическое право Общество 11 класс elena22
Могилюк Светлана, Председатель Экофорума НПО РК, председатель ОО «ЭКОМ»
П РАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ. П ОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Экологический контроль - это правовая мера, направленная на рациональное использование.
Система обеспечения экологической безопасности (защищенности окружающей среды) Правовое регулирование Медицинские меры Образование и воспитание В ст.
ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДИАЛОГА Е.А. Васильева директор ИЦ «Волгоград-Экопресс» 4 – 6 сентября Варшава Польша.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Правовые аспекты участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений Алёна Христюк, консультант по юридическим вопросам Орхусского.
Орхусская конвенция. Конвенция ЕЭК ООН "О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся.
Экологическое право. Экологическое право отрасль призванная регулировать взаимодействия общества и природы Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет.
Р ЕАЛИЗАЦИЯ О РХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ студентка 4 курса, ЭФ Еременко Алеся Леонидовна.
Правовые основы участия общественности в госуправлении.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Транксрипт:

«Орхусская Конвенция, как правовой механизм участия общественности в процессе принятия решений» Игнатьев Иван, О.О. «Экоспектр», Круглый стол «НПО, бизнес и власть: пути и перспективы сотрудничества», Бендеры,

«Орхусская Конвенция – самый амбициозный шаг в области «экологической демократии», когда-либо предпринятый под эгидой Организации Объединённых Наций» Кофи Аннан, Генеральный Секретарь Организации Объединённых Наций «Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступу к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», принята в Орхуссе (Дания) июня 1998 года на 4-й Конференции министров «Окружающая среда для Европы». «Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступу к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», принята в Орхуссе (Дания) июня 1998 года на 4-й Конференции министров «Окружающая среда для Европы». На настоящий момент, подписали Конвенцию 40 стран, а ратифицировали (присоединились) 39. На настоящий момент, подписали Конвенцию 40 стран, а ратифицировали (присоединились) 39. Протокол о регистрах выбросов и переносе загрязнителей (РВПЗ) был принят на 5-й Конференции министров «Окружающая среда для Европы» (Киев, Украина) мая В настоящий момент подписали 37 стран, ратифицировали 2. Протокол о регистрах выбросов и переносе загрязнителей (РВПЗ) был принят на 5-й Конференции министров «Окружающая среда для Европы» (Киев, Украина) мая В настоящий момент подписали 37 стран, ратифицировали 2.

Необходимость Конвенции Ухудшение экологической ситуации в отдельных странах и мире в целом. Ухудшение экологической ситуации в отдельных странах и мире в целом. Необходимость повышения эффективности природоохранной деятельности. Необходимость повышения эффективности природоохранной деятельности. Признание права граждан на здоровую окружающую среду и право охранять и улучшать её на благо нынешнего и будущих поколений. Признание права граждан на здоровую окружающую среду и право охранять и улучшать её на благо нынешнего и будущих поколений. Обеспечение права граждан на доступ к экологической информации и участие в разработке и реализации природоохранной политики. Обеспечение права граждан на доступ к экологической информации и участие в разработке и реализации природоохранной политики. Повышение эффективности сотрудничества в области охраны окружающей среды на европейском уровне. Повышение эффективности сотрудничества в области охраны окружающей среды на европейском уровне.

Три принципа Орхусской Конвенции Принципы Конвенции Доступ к экологической информации Участие общественности В принятии решений Доступ к правосудию

Доступ к информации Что означает экологическая информация? Что означает экологическая информация? «Экологическая информация» означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о: «Экологическая информация» означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о: а) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически изменённые организмы, и взаимодействие между этими элементами; а) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически изменённые организмы, и взаимодействие между этими элементами; b) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте а выше, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды; b) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте а выше, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды; с) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте b выше; с) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте b выше;

Доступ к информации Кто может запрашивать экологическую информацию? «Общественность» означает одно или более чем одно физическое или юридическое лицо и в соответствии с национальным законодательством или практикой их ассоциации, организации или группы; «Общественность» означает одно или более чем одно физическое или юридическое лицо и в соответствии с национальным законодательством или практикой их ассоциации, организации или группы; «Заинтересованная общественность» означает общественность, которая затрагивается или может затрагиваться процессом принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, или которая имеет заинтересованность в этом процессе; для целей данного определения неправительственные организации, содействующие охране окружающей среды. «Заинтересованная общественность» означает общественность, которая затрагивается или может затрагиваться процессом принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, или которая имеет заинтересованность в этом процессе; для целей данного определения неправительственные организации, содействующие охране окружающей среды. Статья 29 Конституции ПМР и ст. 10 и 12 Закона ПМР «Об охране окружающей среды», гарантируют право граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды. Статья 29 Конституции ПМР и ст. 10 и 12 Закона ПМР «Об охране окружающей среды», гарантируют право граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды.

Доступ к информации К кому можно обратиться за экологической информацией? К кому можно обратиться за экологической информацией? «Государственный орган» означает: «Государственный орган» означает: а) администрацию на национальном, региональном и другом уровне; а) администрацию на национальном, региональном и другом уровне; b) физических или юридических лиц, выполняющих государственные административные функции в соответствии с национальным законодательством, включая конкретные обязанности, деятельность или услуги, имеющие отношение к окружающей среде; b) физических или юридических лиц, выполняющих государственные административные функции в соответствии с национальным законодательством, включая конкретные обязанности, деятельность или услуги, имеющие отношение к окружающей среде; c) любых других физических или юридических лиц, выполняющих государственные обязанности или функции или оказывающих населению услуги, имеющие отношение к окружающей среде, под контролем органа или лица, указываемого в подпунктах а или b выше; c) любых других физических или юридических лиц, выполняющих государственные обязанности или функции или оказывающих населению услуги, имеющие отношение к окружающей среде, под контролем органа или лица, указываемого в подпунктах а или b выше; d) учреждения любой региональной организации экономической интеграции, указываемой в статье 17, которая является стороной настоящей Конвенции. d) учреждения любой региональной организации экономической интеграции, указываемой в статье 17, которая является стороной настоящей Конвенции. Конвенция возлагает на Государственные органы обязанность предоставлять (в ответ на запрос) и активно распространять экологическую информацию. Конвенция возлагает на Государственные органы обязанность предоставлять (в ответ на запрос) и активно распространять экологическую информацию.

Доступ к информации Конвенция также определяет: Конвенция также определяет: Требования к Сторонам Конвенции в отношении процедуры доступа общественности к экологической информации. Требования к Сторонам Конвенции в отношении процедуры доступа общественности к экологической информации. Возможные причины отказа в доступе к информации. Возможные причины отказа в доступе к информации. Обязанности Сторон по сбору и распространению экологической информации. Обязанности Сторон по сбору и распространению экологической информации.

Участие общественности В принятии решений по конкретным видам деятельности В разработке планов, программ и политики, связанных с окружающей средой В подготовке нормативно-правовых актов общего значения

Основные принципы участия общественности в принятии решений Общественность привлекается на самом раннем этапе. Общественность привлекается на самом раннем этапе. Эффективное информирование общественности о своём участии. Эффективное информирование общественности о своём участии. Установление разумных сроков участия. Установление разумных сроков участия. Создание условий для свободного доступа к информации, необходимой при принятии решений. Создание условий для свободного доступа к информации, необходимой при принятии решений. Разъяснение оснований отказа о доступе к информации или процедуре участия. Разъяснение оснований отказа о доступе к информации или процедуре участия. Поощрение заявителя, до подачи заявки, определить заинтересованные круги общественности, провести обсуждения и представить информацию относительно целей заявки. Поощрение заявителя, до подачи заявки, определить заинтересованные круги общественности, провести обсуждения и представить информацию относительно целей заявки. Обеспечение условий для изложения предложений и замечаний. Обеспечение условий для изложения предложений и замечаний. В соответствующем решении надлежащим образом должны быть отражены результаты участия общественности. В соответствующем решении надлежащим образом должны быть отражены результаты участия общественности. После принятия решения государственным органом общественность должна быть незамедлительно информирована об этом решении в соответствии с надлежащими процедурами. После принятия решения государственным органом общественность должна быть незамедлительно информирована об этом решении в соответствии с надлежащими процедурами.

Участие общественности в принятии решений по конкретным видам деятельности Заинтересованная общественность адекватно, своевременно и эффективно информируется, в зависимости от обстоятельств, либо путём публичного уведомления, либо в индивидуальном порядке на самом начальном этапе процедуры принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, среди прочего: Заинтересованная общественность адекватно, своевременно и эффективно информируется, в зависимости от обстоятельств, либо путём публичного уведомления, либо в индивидуальном порядке на самом начальном этапе процедуры принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, среди прочего: а) планируемом виде деятельности и заявке, по которой будет приниматься решение; а) планируемом виде деятельности и заявке, по которой будет приниматься решение; b) характере возможных решений или проекте решения; b) характере возможных решений или проекте решения; с) государственном органе, ответственном за принятие решения; с) государственном органе, ответственном за принятие решения; d) предусматриваемой процедуре, включая то, каким образом и когда такая информация может быть предоставлена: d) предусматриваемой процедуре, включая то, каким образом и когда такая информация может быть предоставлена: е) охвате данного вида деятельности национальной или трансграничной процедурой оценки воздействия на окружающую среду. е) охвате данного вида деятельности национальной или трансграничной процедурой оценки воздействия на окружающую среду.

Требования к информации о процедуре участия общественности Информация о процедуре участия заинтересованной общественности должна включать сведения: Информация о процедуре участия заинтересованной общественности должна включать сведения: i) о начале осуществления процедуры; i) о начале осуществления процедуры; ii) о возможностях для участия общественности; ii) о возможностях для участия общественности; iii) о времени и месте любого намечаемого публичного слушания; iii) о времени и месте любого намечаемого публичного слушания; iv) о наличии государственного органа, в котором можно получить соответствующую информацию, и о том, куда соответствующая информация была передана для рассмотрения общественностью; iv) о наличии государственного органа, в котором можно получить соответствующую информацию, и о том, куда соответствующая информация была передана для рассмотрения общественностью; v) о наличии соответствующего государственного органа или любого другого официального органа, которому могут представляться замечания или вопросы, и о сроках представления замечаний или вопросов; и v) о наличии соответствующего государственного органа или любого другого официального органа, которому могут представляться замечания или вопросы, и о сроках представления замечаний или вопросов; и vi) о том, какая экологическая информация, касающаяся планируемого вида деятельности, имеется в наличии. vi) о том, какая экологическая информация, касающаяся планируемого вида деятельности, имеется в наличии.

Характер информации необходимой при принятии решений а) описание промышленного объекта и физических и технических характеристик предлагаемой деятельности, включая оценку предполагаемых остатков и выбросов; а) описание промышленного объекта и физических и технических характеристик предлагаемой деятельности, включая оценку предполагаемых остатков и выбросов; b) описание значительного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду; b) описание значительного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду; с) описание мер, предусмотренных для предотвращения и/или уменьшения воздействия, включая выбросы; с) описание мер, предусмотренных для предотвращения и/или уменьшения воздействия, включая выбросы; d) нетехническое резюме вышеуказанного; d) нетехническое резюме вышеуказанного; е) план основных альтернатив, рассмотренных подателем заявки; и е) план основных альтернатив, рассмотренных подателем заявки; и f) в соответствии с национальным законодательством основные доклады и рекомендации, направленные государственному органу. f) в соответствии с национальным законодательством основные доклады и рекомендации, направленные государственному органу.

Технология привлечения общественности к принятию решений Встречи (формальные и неформальные) с ключевыми фигурами. Встречи (формальные и неформальные) с ключевыми фигурами. Анкетирование и опросы. Анкетирование и опросы. Фокус-группы. Фокус-группы. Открытые семинары и собрания. Открытые семинары и собрания. Публичные дебаты Публичные дебаты Публичные слушания: Публичные слушания: 1. на начальном этапе процедуры; процедуры; 1. консультативные слушания; 2. решающие слушания. Конференции. Конференции. Выездные заседания. Выездные заседания. Консультативные и экспертные группы. Консультативные и экспертные группы. Создание альтернатив (раздельное заседание групп с различными интересами). Создание альтернатив (раздельное заседание групп с различными интересами). Симулирование ситуаций. Симулирование ситуаций. Мнение экспертов. Мнение экспертов. Переговоры. Переговоры. Освещение в СМИ. Освещение в СМИ.

Доступ к правосудию Каждая Сторона в рамках своего национального законодательства обеспечивает, чтобы любое лицо, считающее, что его просьба о доступе к информации не рассмотрена, неправомерно отклонена, будь то частично или полностью, неадекватно удовлетворена или что в каком- либо ином отношении к этой просьбе проявлен подход, не соответствующий положениям указанной статьи, имело доступ к процедуре рассмотрения принятого решения в суде или в другом независимом и беспристрастном органе, учреждённом в соответствии с законом. Каждая Сторона в рамках своего национального законодательства обеспечивает, чтобы любое лицо, считающее, что его просьба о доступе к информации не рассмотрена, неправомерно отклонена, будь то частично или полностью, неадекватно удовлетворена или что в каком- либо ином отношении к этой просьбе проявлен подход, не соответствующий положениям указанной статьи, имело доступ к процедуре рассмотрения принятого решения в суде или в другом независимом и беспристрастном органе, учреждённом в соответствии с законом.

Доступ к правосудию Сторона обеспечивает, чтобы представители общественности, отвечающие предусмотренным в её национальном законодательстве критериям, если таковые существуют, обладали доступом к административным или судебным процедурам для оспаривания действий или бездействия частных лиц и государственных органов, которые нарушают положения национального законодательства, относящегося к окружающей среде. Сторона обеспечивает, чтобы представители общественности, отвечающие предусмотренным в её национальном законодательстве критериям, если таковые существуют, обладали доступом к административным или судебным процедурам для оспаривания действий или бездействия частных лиц и государственных органов, которые нарушают положения национального законодательства, относящегося к окружающей среде.

Доступ к экологической информации, участие общественности и доступ к правосудию в ПМР. Ст. 10 «Закона об охране окружающей среды» Право граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую при родную среду включает: Ст. 10 «Закона об охране окружающей среды» Право граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую при родную среду включает: - право на участие в обсуждении проектов законодательных актов, материалов по размещению, строительству и реконструкции объектов, которые могут отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды, и внесение предложений в государственные и хозяйственные органы, учреждения и организации по этим вопросам; - право на участие в обсуждении проектов законодательных актов, материалов по размещению, строительству и реконструкции объектов, которые могут отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды, и внесение предложений в государственные и хозяйственные органы, учреждения и организации по этим вопросам; - право на участие в разработке и осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды, рациональному и комплексному использованию природных ресурсов; - право на участие в разработке и осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды, рациональному и комплексному использованию природных ресурсов;

Доступ к экологической информации, участие общественности и доступ к правосудию в ПМР. - право на объединение граждан в общественные экологические организации; - право на объединение граждан в общественные экологические организации; - право на получение в установленном порядке полной информации о состоянии окружающей природной среды и ее воздействии на здоровье населения; - право на получение в установленном порядке полной информации о состоянии окружающей природной среды и ее воздействии на здоровье населения; - право на получение экологического воспитания и образования; - право на получение экологического воспитания и образования; - право на предъявление в суд исков к предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от их подчиненности и форм собственности, и к гражданам о возмещении ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие отрицательного воздействия на окружающую среду; - право на предъявление в суд исков к предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от их подчиненности и форм собственности, и к гражданам о возмещении ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие отрицательного воздействия на окружающую среду; - право на участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей природной среды. - право на участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей природной среды.

Доступ к экологической информации, участие общественности и доступ к правосудию в ПМР. Ст. 12 «Закона об охране окружающей среды» Права граждан в области охраны окружающей природной среды. Ст. 12 «Закона об охране окружающей среды» Права граждан в области охраны окружающей природной среды. - создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды, фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения; - создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды, фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения; - принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей природной среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей природной среды, требовать их рассмотрения; - принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей природной среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей природной среды, требовать их рассмотрения; - требовать от соответствующих органов предоставление своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране; - требовать от соответствующих органов предоставление своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;

Доступ к экологической информации, участие общественности и доступ к правосудию в ПМР. - требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека; - требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека; - ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических и физических лиц, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями. - ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических и физических лиц, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

Спасибо за внимание! О.О. «Экоспектр» О.О. «Экоспектр» МД-3200, г. Бендеры, МД-3200, г. Бендеры, ул. Кишинёвская 33/16, ул. Кишинёвская 33/16, Тел. ( ) 69304; Тел. ( ) 69304; Председатель: Игнатьев Иван Председатель: Игнатьев Иван