Литература М.Н.Перова М.Н.Перова Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида М.: Владос, 1999 М.Владос.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фундаментальные знания по математике выпускника начальной школы.
Advertisements

Часть 6 3 класс. Арифметические действия (50 часов) Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число. Наименьший и наибольший.
Презентация рабочей программы по математике. Программа разработана на основе Примерной программы по математике федерального государственного образовательного.
Математика. 1-4 класс. Пространственные отношения Геометрические фигуры и тела Автор: Галицкая Марина Александровна, учитель начальных классов школы 182.
Часть 4 3 класс. Числа и величины (30 часов) Римская письменная нумерация Продолжение изучения римской письменной нумерации. Знакомство с цифрами L, C,
Уточнения в планируемые предметные результаты освоения программы по математике 1.
Задачи подготовки детей к обучению в школе необходимо решать комплексно. Они включают в себя: развитие коммуникативных навыков развитие навыков самообслуживания.
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ( КОРРЕКЦИОННОЙ ) ШКОЛЫ VIII вида (2 вариант обучения ) по предмету : « Математические представления.
Методика изучения геометрического материала. Требования Государственной программы образования Геометрический материал (как и алгебраический) не выделяется.
Занимательная математика. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими.
Особенности развития элементарных математических представлений у детей с ОНР Из опыта работы МДОУ 138 г. Мурманска ст.воспитателя Рощиной С.А. и воспитателя.
Учитель – дефектолог ЦПМПК МО Сидоренко Анастасия Григорьевна.
Целеполагание на примере коррекционной направленности урока математики Из опыта работы С(к)ОУ школа-интернат VIII вида г.Нягань.
Презентация по разделу: «Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация» (28 ч. по программе). Учитель начальных классов МОУ СОШ 127 Тисенкина Светлана Александровна.
Посконина Мария Владимировна МБОУ «Общеобразовательное учреждение лицей 6 «Перспектива»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ освоение телесного пространства освоение внешнего пространства пространственные схемы и диктанты конструктирование.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Методическая система развивающего обучения математике в 1-4 классах Н. Б. ИСТОМИНА, доктор педагогических наук, профессор.
Транксрипт:

Литература М.Н.Перова М.Н.Перова Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида М.: Владос, 1999М.Владос

М. Н. Перова, В. В. Эк Методика обучения элементам геометрии в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида Классикс Стиль, 2005 г.

Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике Просвещение 1997 г.

Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Владос, 2007

1) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, 0-4 классы Под редакцией Бгажноковой И.М. СПб., филиал издательства «Просвещение», 2007 г. 2 ) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, классы Под редакцией Бгажноковой И.М. И здательств о «Просвещение», г. 2) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, подготовительный, 1-4 классы Под редакцией Воронковой В.В. «Владос», 200 г. 3) Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М. Псков, ПОИПКРО 1999 г.

Класс Учебник (автор)Рабочая тетрадь 0 класс Гринько Л.А., Ульянцева М.Б. «Математическая азбука» Алышева Т.В., Эк В.В. «Сравниваем, считаем» 1 класс Хилько А.А. 2 класс Хилько А.А. 3 класс 1) Хилько А.А. 2) Эк В.В.Алышева Т.В., Эк В.В. «Математика» 4 класс Перова М.Н.Перова М.Н., Яковлева И.М.

Класс Учебник (автор)Рабочая тетрадь 5 класс Перова М.Н., Капустина Г.М. Перова М.Н., Яковлева И.М. 6 класс Перова М.Н., Капустина Г.М. 7 класс Алышева Т.В. 8 класс Эк В.В.Алышева Т.В. 9 класс 1) Перова М.Н. 2) Антропов А.П., Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. Перова М.Н., Яковлева И.М.

Вариант I Авторы: М.Н.Перова Т.И. Бугаева И.Г. Старкова Вариант II Автор: Ульянцева М.Б. Отличия : Образование чисел в пределах 10; Знакомство с составом чисел 1 десятка; Письмо цифр, решение задач - 1 класс Подходы при обучении табличному умножению, сложению и вычитанию в пределах 100; Порядок изучения единиц длины.

Задачи: формирование доступных учащимся математических знанийий и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка к овладению основными трудовыми знанийиями и умениями; максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.

Русский язык Развитие математической речи; Отслеживание грамотности письма, стиля построения предложений; На уроках р.яз. закрепление написания числительных, матем. терминов, выражений. Занимательный ручной труд, изобразительное искусство Обводка и вырезание геометрических фигур; Закрепление признаков предметов, навыков счета, пространственных представлений. Физкультура Закрепление знанийий о величинах.

География Закрепление понятий план, масштаб История Решение задач (продолжительность и удаленность событий) Домоводство Решение задач (количество продуктов для приготовления какого-либо блюда; стоимость средств для ухода …) Профильный труд Решение задач (расход материала на изготовление изделия)

Коррекционные меры по охране здоровья: 0 класс – длительность урока 35 мин; 1-4 класс – длительность урока – 40 мин; Через мин – динамическая пауза; Во время урока – смена динамических поз (работа в режиме стоя-сидя); Охрана зрения (крупный шрифт, четкая запись на доске, сигнальные мелки, качественный раздаточный материал); Одновременно не использовать более 2-х видов наглядности;

ЦЕЛЬ СОДЕРЖАНИЕ СРЕДСТВА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Усвоение знанийий осуществляется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, обобщения и самостоятельного переноса в практические виды деятельности 1) Уроки сообщения новых знанийий 2) Уроки закрепления знанийий, формирования способов использования знанийий 3) Уроки обобщения и систематизации знанийий 4) Уроки проверки и анализа достигнутых ребенком знанийий, умений и навыков 5) Комбинированные уроки

1. Организация начала урока Подготовка учащихся к работе на уроке 2. Проверка выполнения д/з Установление правильности и осознанийности выполнения дом. задания 3. Подготовка к активной познавательной деятельности на уроке Активизация опорных знанийий, подготовка к тому виды деятельности, который будет преобладать на уроке 4. Усвоение новых знанийий Формирование у учащихся конкретного представления об изучаемом 5. Первичная проверка понимания уч-ся нов. материала Установление осознанийности усвоения уч-ся нового материала, выявление пробелов 6. Закрепление знанийий Организация деятельности уч-ся по применению полученных знанийий 7. Обобщение и систематизация знанийий Усвоение системы понятий по разделу, курсу, установление межпредметных связей 8. Контроль и самопроверка знанийий Всесторонняя проверка знанийий, выявление недостатков и причин их возникновения 9. Подведение итогов Анализ успешности овладения знанийиями и способами деятельности 10. Информация о дом. задании На основе результатов усвоения материала, дать д/з, направленное на закрепление знаний.

Методы сообщения новых знанийий Рассказ Объяснение Беседа Работа с учебником Практическая и самостоятельная работа

Методы закрепления знанийий Беседа Упражнения Самостоятельная работа Практическая работа Дидактическая игра

Методы проверки знанийий Предварительная проверка Текущая проверка Итоговая проверка

I. Несформированность умений и навыков II. Несформированность математических понятий III. Особенности мыслительной деятельности

I. Несформированность умений и навыков Затруднения в счете, отсутствие устойчивых навыков счета Трудности при продолжении числового ряда с заданной позиции Ошибки при решении арифметических примеров Некрасивое написание цифр, высота цифр не соответствует высоте клеток в тетради; Ошибки при счете звуков, движение «Зеркальное» написание цифр;

Незнанийие отношения между соседними числами; Трудности при счете в обратном порядке; Трудности при определении места числа в натуральном ряду; Неправильное использование количественных и порядковых числительных; Трудности в обозначении числом множеств

Трудности при осуществлении сравнения Неумение сравнивать числа на основе сопоставления элементов множеств Неумение вычленить математическое содержание из разнообразного внешнего оформления задач Сниженный темп деятельности

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений отсутствие устойчивых навыков счета Трудности при определении места числа в натуральном ряду Незнанийие отношения между соседними числами Трудности в обозначении числом множеств Трудности при счете в обратном порядке

Отработка понятий «правый», «левый»; Выработка умений правильно использовать предлоги «на, над, под, за, …» в устной речи; Узнавание предметов по контурному изображению и деталям рисунка Игры с постройками из кубиков, составление узора из мозаики, работа с конструктором, склеивание моделей, и др. Рассматривание картинки в прямом и перевернутом виде.

Несформированность процессов зрительного анализа, зрительно- двигательных координаций высота цифр не соответствует высоте клеток в тетради «Зеркальное» написание цифр; Неумение сравнивать числа на основе сопоставления элементов множеств

« К расивый» дом Сколько треугольников в фигуре У зор из геометрических фигур; Корректурные пробы со слогами и словами: Ау ау уа уа уа Кот кто кот ток кот Рисунок «змейка», «мягкие цифры, буквы».

Несформированность понятия «числовой ряд» Незнанийие отношения между соседними числами Трудности при счете в обратном порядке Трудности при определении места числа в натуральном ряду Трудности при продолжении числового ряда с заданной позиции

«Сказочный пример»: А+1=В, С -1=К Пересчитай предметы Сколько человек играют в мяч?

Неумение вычленять математическое содержание из разнообразного внешнего оформления задач Затруднения при определении места числа в числовом ряду Ошибки при решении арифметических примеров

Словесные лабиринты; Составление примеров с одним ответом; Решение арифметических задач: - - Расхождение арифметического и сюжетного действия; - - С недостающими данными; - - с лишними данными.

Затруднение в счете, отсутствие устойчивых навыков счета Упражнения: 1. (Операция абстрагирования) посмотри вокруг и назови предметы… 2. Решение задач с… Непонимание сущности задачи

В младших классах обучение направлено на коррекцию высших психических функций аналитического мышления (сравнений, обобщений, классификаций и др.), произвольного запоминания и внимания, памяти (зрительной, слуховой, тактильной) В 0-4 классах формируются: - временные, пространственные, количественные представления; - представления о величинах (длине, стоимости, массе, времени, емкости) их соотношениях; - счетные навыки и навыки простейших измерений.

1 уровень 2 уровень различать цвета; сравнивать предметы по размеру и массе; сравнивать группы предметов (больше, меньше, равное количество); ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги; пересчитывать предметы в пределах 10; соотносить число с количеством предметов; различать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. различать цвета; сравнивать предметы по размеру; пересчитывать предметы в пределах 10; соотносить число с количеством предметов; различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. С остав чисел первого десятка

Работа с красками (в том числе «пальчиковыми»): проведение вертикальный и горизонтальных линий, раскрашивание фона (небо, трава и др.), раскрашивание готовых контурных рисунков (шарик, яблоко, помидор, огурец и др.) Обводка, штриховка, соединение точек с использование фломастера, карандаша. Работа с пластилином: размазывание, раскатывание шариков, колбасок. Аппликация: наклеивание готовых форм (неваляшка; домик; шарики, гирлянда для елки и др.). Захват и перекладывание мелких предметов. Работа с клеем и крупой.

Обследование: Представления о цвете, форме, размере предметов; Количественные и пространственные представления; Навыки счета; Знание цифр; Умение соотносить число, количество и цифру. В течение учебного года – формирование временных и пространственных представлений: Времена года – осень, зима, весна, лето; Сегодня, вчера, завтра; Части суток - утро, день, вечер, ночь; Пространственные представления: вверху, внизу, справа, слева.

Раскрась мишку справа. Нарисуй рядом с ним большой мяч. Раскрась мишку слева. Нарисуй рядом с ним маленький мяч. Белка и ежик собирают грибы с толстыми ножками. Найди и раскрась эти грибы.

Нарисуй дождь над низкими домами

Незнайка хочет научиться играть на музыкальных инструментах. Покажи путь Незнайки зеленой линией.

Покажи аквариум, в котором много рыбок. Раскрась их. Всем ли девочкам хватит яблок? Исправь рисунок так, чтобы у всех девочек были яблоки. Нарисуй кругов столько же сколько треугольников.

Рассмотри рисунок. Назови, что нарисовано вверху, внизу? Нарисуй в квадрате солнце, елку и дерево так, как показывают стрелки.

Какая цифра спряталась в рисунках

Раскрась шарики на елках. Покажи елку, на которой только один шарик. Раскрась одну шапку, одного снеговика.

Рассмотри рисунки. Чем они отличаются? Нарисуй у клоуна справа еще один мяч. Соедини точки по порядку. Что у тебя получилось? Назови геометрические фигуры. Посчитай их.

Найди и подчеркни цифру 6. Сколько цифр ты подчеркнул? Дорисуй рисунок так, чтобы у кота стало 6 клубочков

Раскрась рисунок до конца. Сколько репок на рисунке.

1 этап: разложение предметов на 2 группы разными способами 5 и 0 4 и 1 3 и 2 2 и 3 1 и 4 0 и 5

2 этап: игра 1 вариант 2 вариант

1 уровень: различать и называть геометрические фигуры 2 уровень: различать геометрические фигуры 0 класс «Математическая азбука» Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник Межпредметные связи: ИЗО, занимательный ручной труд

Дидактические игры на закрепление: Зрительные диктанты; «Чудесный мешочек» (по образцу, на ощупь, по слов. инст); «Что изменилось» «Найди недостающую фигуру»

Программные требования Считать в пределах 10 в прямой и обратной последовательности; Сравнивать числа; Называть соседей Особенности усвоения нумерации первого десятка. Называние числительных отстает или опережает показ предметов; Счет только от 1; Затруднения при ответе на вопрос «сколько?»

1 способ: … … (с использованием числового ряда или линейки) 2 способ: (на основе знанийий состава числа)

По рисунку составь примеры с ответом 3. Запиши пропущенное число / \ / \ / \ / \ 1 … … 2 4 … 3 … Запиши пропущенные числа … + … = 5 … + … = 5

Решение задач на нахождение суммы (внешние опоры: практические действия с предметами, рисунок); Вычитание однозначных чисел (2 способа); Взаимосвязь сложения и вычитания: 3+2=5 2+3=5 5-2=3 5-3=2 Нахождение неизвестных компонентов сложения, вычитания; Решение задач на нахождение остатка; Сравнение задач на нахождение суммы и остатка; Знакомство с монетами; Практические упражнения по размену монет; решение задач предметно-практического содержания.

1 класс Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник (повторение). Точка. Обозначение буквами латинского алфавита (А, Т, О, К) Прямая, кривая линия. Отрезок. Единицы, измерения длины: метр, сантиметр. Линейка 10 см. Практические упражнения: Практические упражнения: Проведение прямой (ых) линии через 1 точку, 2 точки. Построение и измерение отрезка. 1 уровень: Различать и называть геометрические фигуры, виды линий; Чертить прямую через 1, 2 точки; Измерять и строить отрезки. 2 уровень: Различать геометрические фигуры виды линий; Чертить прямую по линейке. Межпредметные связи: ИЗО, занимательный ручной труд, физкультура

Страницы альбома А О К Т О А М Прямая Кривая О А М

Особенности усвоения учащимися 2 класса нумерации второго десятка. Неустойчивые навыки счета Смешивают названия числительных 17 – 18 Не понимают поместное значение цифр в числе Программные требования Считать в пределах 20 в прямой и обратной последовательности, равными числовыми группами; Сравнивать числа, пользоваться знаками Различать однозначные и двузначные числа; Последовательность изучения нумерации Образование одного десятка; Образование, чтение, запись чисел от 11 до 19 (два способа); получение числа 20 из двух десятков; Счет в прямой и обратной последовательности в пределах 20; Сравнение чисел;

Программные требования к знанийиям учащихся 1 уровень: раскладывать на разрядные слагаемые, самостоятельно выполнять сложение и вычитание с переходом через разряд. 2 уровень: Самостоятельно выполнять сложение и вычитание без перехода через разряд, с переходом через разряд - с помощью (раздаточный материал, линейка, калькулятор).

Сложение и вычитание без перехода через разряд: 10+4, 14-4, 14-10; 17+1, , 18 – , 20 – , Сложение и вычитание с переходом через разряд: 9+1+1, 9+2, , 12-3

На нахождение суммы и остатка; Содержащие отношения «больше на», «меньше на»; Содержащие числа, полученные при измерении (кг, л, р., см, м); Составные задачи Программные требования: 1 уровень: решать простые и составные задачи. 2 уровень: решать простые задачи с опорой на наглядность

ТРУДНОСТИ: Не запоминают вербально сформулированный текст; Понимают его фрагментарно; Переносят способы решения знакомых и более простых задач на решение задач с новым содержанием Не понимают описываемых в тексте изменений ситуации, особенно переход от предметного содержания к арифметическому решению; Препятствием является недостаточность собственного практического опыта. Использование внешних опор: Рисунок, краткая запись, схема, таблица, чертеж.

Процесс обучения зависит от: Учета особенностей мыслительной деятельности детей; Речи учителя; Характера и способа применения наглядности; Системы и последовательного перехода от одних задач к другим; Качества разбора задачи; Системы повторения пройденного. Группы учащихся по способу деятельности: 34% – правильно осмысливают содержание задачи, выбирают арифметическое действие; 4% - правильно выполняют схематический рисунок, но не выполняют выбор нужного действия; 2% - не понимают изменений с данными, но опираясь на слова и выражения верно выбирают арифметическое действие; 58% - не понимают описываемых в тексте изменений, не устанавливают отношений между данными, выбирают числа не зависимо от их роли.

Смысловое чтение текста с логическими и фразовыми ударениями; Определение смысловых частей (слова, передающие смысл, числовые данные); Перевод текста в схему; Контрольное соотнесение способа выражения отношений между данными и системой арифметических действий (опорная запись); Оформление записи решения и формулировка ответа; Проверка решения задачи; Последующая работа над задачей.

Изменить отношение между данными; Изменить вопрос задачи; Изменение условия задачи (лишние, недостающие данные); Составление задач: Частичное (? к готовому условию, к ? – условие, числовые данные к условию) Полное (по инсценировке, по иллюстрации, по числовым данным, по готовому решению, по указанному арифметическому действию)

2 класс Луч, угол, многоугольник. Элементы многоугольника – вершины, стороны. Практические упражнения: Построение и измерение отрезков (до 20 см); Построение отрезка больше (меньше) данного на несколько единиц; Построение многоугольника по заданному количеству вершин. 1 уровень: Различать луч, угол, многоугольник; распознавать стороны и вершины; Строить многоугольник по количеству вершин. 2 уровень: Различать луч, угол, многоугольник; Строить многоугольник по точкам. Межпредметные связи: ИЗО, занимательный ручной труд, физкультура

Лучи: Углы: Многоугольники:

Программные требования Читать и записывать числа в пределах 100; Различать четные и нечетные; предыдущие и последующие Сравнивать числа. Особенности усвоения С трудом понимают сущность десятичной системы; Затруднения в запоминании названий десятков: 40, 90; Долго не усваивают позиционное значение цифр: 47 – 74; Последовательность: Образование круглых десятков; Связь с числами, полученными при измерении (знакомство с дм,мм, соотношениями) Образование любого двузначного числа; Нумерация каждого десятка в отдельности;.

3 класс Складывать и вычитать с без перехода через разряд (2 уровень); с переходом через разряд с помощью учителя. Последовательность: 1 четверть: сложение и вычитание круглых десятков; 2 четверть: сложение и вычитание без перехода через разряд; 3 четверть: знакомство со сложением и вычитанием с переходом через разряд 4 класс Самостоятельно выполнять сложение и вычитание в пределах 100 Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания Пропедевтика: Знакомство с круглыми сотнями. Счет круглыми сотнями

1 четверть: преобразование чисел, выраженных единицами длины: 5 дм = 50 см 30 см=3 дм 1 дм 3 см =13 см Особое внимание : 1 см 5 мм =15 мм 17 мм=1 см 7 мм 2 четверть: единицы измерения времени – час, минута, сутки, месяц; соответствующие соотношения. 3 четверть: единицы стоимости; купюры 10 р, 50 р, 100 р. Практические упражнения по размену, решение задач предметно-практического содержания.

3 класс Виды углов. Свойство сторон квадрата и прямоугольника Практические упражнения: Построение прямого угла (квадрата, прямоугольника) с помощью чертежного угольника. Сравнение острого и тупого углов с прямым. Увеличение отрезка в несколько раз. 1 уровень: Различать виды углов; Строить квадрат, прямоугольник с помощью чертежного угольника. 2 уровень: Отличать прямой от других углов; Строить прямой угол с помощью угольника. Межпредметные связи: ИЗО, занимательный ручной труд. Пропедевтика трудового обучения.

+ - в пределах 100 с переходом; табличное умножение и деление на 2, 3, 4, 5 табличное умножение и деление на 6, 7, 8, 9 Пропедевтика – круглые сотни, счет сотнями в пределах 1000 Практические упражнения по размену купюр 100 р., 500 р., 1000 р.

4 класс Свойство углов квадрата и прямоугольника. Ломаная линия. Звенья ломаной. Замкнутая ломаная линия. Длина ломаной. Практические упражнения: Построение и измерение звеньев ломаной, нахождение длины ломаной линии. 1 уровень: Строить ломаную линию, находить ее длину. 2 уровень: Строить ломаную линию

3 этапа Первый этап: формирование начальных представлений и понятий: пространственных; временных; о размере, цвете, форме предметов.

Знания о предметном мире обеспечивают самостоятельную ориентировку в окружающем пространстве, закладывают основу для самостоятельных действий. Знания о предметном мире обеспечивают самостоятельную ориентировку в окружающем пространстве, закладывают основу для самостоятельных действий.Задача: Развитие ощущений и восприятий на основе предметной деятельности

1. учить детей различать предметы: по величине (большой - маленький), основываясь на зрительно воспринимаемом образе, («Этот мяч маленький, его можно взять одной рукой. Вот так.» - «Этот мяч вот какой большой! Давай возьмем его двумя руками!»); по цвету (основные цвета). На начальных этапах : научить выделять предмет такого же или другого цвета, далее - выделение заданного цвета, его дифференциация (различение); по форме: круг («мячик» ) - квадрат («кубик»), основываясь на зрительно воспринимаемых образах и тактильных ощущениях; 2. формировать слуховое внимание, умение различать предметы и действия по звуку: игрушка пищит, бумага шуршит, вода течет, капает, музыка играет и др.; 3. обогащение и развитие сенсорного опыта с помощью игровых действий и разнообразных видов детского творчества: игры с водой, песком, снегом, игрушками из материалов с различной фактурой, рисование, лепка.

Развитие тактильной чувствительности в играх с ползанием, передвижением босыми ногами по мягкой, шершавой, бугристой, теплой, влажной, др. поверхности (дорожке) Обучение удерживанию, захватыванию кисти, карандаша, др. предметов. Исследовательские игры с предметами из разных форм и текстуры, использование «полосы препятствий», где «прячется» какая-то игрушка: мягкая, твердая, круглая; Организация исследовательских игр по типу «Волшебный мешочек», (поиск, складывание, перекладывание, передача другому мелких предметов, игрушек). Игровые обучающие действия на материале твердых и мягких вкладок, мозаик, матрешек, конструктивных, разбирающихся по частям предметов и игрушек.

Организация игр с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами, Действия и игры по лепке из пластилина, муки, глины, снега; Рисование картин пальчиками, ладошками; Шнуровки, застегивания, расстегивания пуговиц, «молний»; Развитие понимания свойств исследуемых предметов и совершаемых с ними действий на основе речи: мягкий - твердый, пушистый - гладкий, горячий -холодный, мокрый - сухой, маленький - большой; возьми, положи, сложи, брось, достань, дай, передай, шлепай, поставь, кати, катай и др.

Зрение человека доставляет около 90 % информации об окружающем его мире. Нарушения движений, речи препятствуют точности, последовательности, объему зрительно воспринимаемых образов. Это ограничивает развитие зрительных представлений, процессов памяти, являющихся «фундаментом» для дальнейшего формирования наглядно-действенного и образного мышления. Комплексная коррекционная работа по развитию зрительных восприятий, как и других сенсорных процессов, важна для психического развития, для формирования системы социальных умений.

Развитие зрительных восприятий организуется в форме специального обучения, строится на предметной деятельности и игре. Овладение предметными действиями в значительной степени основывается на совместном действии ребенка и взрослого (элементы обучающего содействия со стороны педагога являются ведущими). Основными методами обучения является поэлементный путь формирования любого действия, многократность его повторения в меняющихся условиях.

Организация исследовательской деятельности детей в окружающем их предметом мире, определение объекта по форме, цвету, вкусу, запаху, прикосновению, действию, слову (Что такое? Для чего?). Опознавание, выделение, сравнение общих и отличительных признаков знакомых предметов среди других (яблоко: круглое, продолговатое, большое, маленькое, красное, зеленое, желтое, вкусное, ароматное, растет на дереве, фрукт; похоже на...; отличается от (чего? чем?) Распознавание и узнавание подвижных объектов (образы движения) на фоне неподвижных. Формирование пространственных понятий (далеко - близко, дальше ближе, высоко - низко, выше - ниже, справа, слева, глубоко - мелко и др.) Восприятие объема, величины, количественных признаков предметов: большой - маленький, много - мало, больше - меньше и др.)

Развитие слухового внимания на различные источники звука (голос человека, стук, звон, музыка, шаги, шуршание, тиканье, мяуканье, лай и др.) Двигательные действия, игровые упражнения на «поиск» источника звука различной модальности (громко, тише, тихо). Действия и игровые композиции на восприятия, воссоздание, извлечение звуков (хлопки ладонями, голос, детский барабан, музыкальные предметы и игрушки). Развитие движений по содержанию музыки, звука: плавно, ритмично, с прыжками, с хлопками, раскачивание и др. Узнавание и соотнесение звуков, голосов, шумов с конкретными образами: Как шумит вода?, Кто стучит в барабан? и др.

понимание доступной инструкции, содержащей указание на признаки предметов (большой - маленький, холодный - горячий и др.); возможность осуществлять выбор предмета на примере образца такого же цвета или другого цвета; адекватные реакции на шумовые, звуковые раздражители (указывает, находит источник звука); проявление интереса к играм-занятиям, умение переносить в свои действия элементы обучения, показа, упражнений.

Неотъемлемой частью включения ребенка в окружающий мир является формирование у него чувства времени и пространства, в связи с чем происходит и осознанийие слов, принятых для обозначения различных временных и пространственных отношений. Неотъемлемой частью включения ребенка в окружающий мир является формирование у него чувства времени и пространства, в связи с чем происходит и осознанийие слов, принятых для обозначения различных временных и пространственных отношений. Основная цель – Основная цель – привлечь внимание детей к временным и пространственным характеристикам явлений и предметов из ближайшего окружения

учить детей осознавать настоящее, прошедшее, будущее на примерах того, что будет и что уже было (сейчас пойдем гулять, будем играть, а потом будем обедать и т.д.); формировать практические представления о частях суток на основе выполнения гигиенических процедур и режимных моментов (утро, день, вечер, ночь), а также наблюдений за световым режимом дня, его сменой: светает, солнышко просыпается, мы встаем, - светло, светит солнце, - темнеет, зажигаем свет, знакомить с расположением предметов в пространстве, использованием предлогов и слов для обозначения пространственных отношений: на, под, в; впереди - сзади, вверху - внизу, далеко - близко; учить пониманию и использованию в речи слов, обозначающих пространственные и временные отношения: утром - завтракаем, днем - обедаем, вечером - ужинаем и т.д.

Достижения в работе по этому направлению обеспечивают основу для осознанийия ребенком себя в окружающем мире. Важнейшими среди них должны стать: умение соотносить определенное время суток с собственными действиями и деятельностью окружающих; понимание инструкций, содержащих признаки пространственно-временных связей и отношений, их последовательности и предметном содержании.

2 этап Закрепление: пространственных и временных представлений, понятий о размере, цвете, форме предметов, Формирование: количественных представлений, навыков счета, умения использовать их в бытовой ситуации.

3 этап Составление индивидуальной программы, учитывающей особенности ребенка, а также темп усвоения материала. В этот период может быть предусмотрено: знакомство детей со счетом в пределах заданного числового ряда, с арифметическими операциями - сложение и вычитание, микрокалькулятором и правилами работы с ним, деньгами – монетами и бумажными купюрами, календарем, основными единицами измерений длины, времени, массы.

работа с календарем: определение количества месяцев в году, дней в месяце, показ месяца и даты рождения, известного праздника; определение времени с помощью электронных часов; оплата небольшой покупки в продуктовом магазине, киоске, и др., изготовление простых изделий нужного размера.