Оператор присваивания используется для вычисления отношения введенных чисел. В левой части оператора указывается имя переменной, правая часть представляет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оператор ветвления (условный оператор) позволяет изменить порядок выполнения операторов в зависимости от выполнения некоторого условия (истинности логического.
Advertisements

Тема урока Переменная. Тип данных. Ввод и вывод данных.
PASCAL Условный оператор.. Этот оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы. Условный оператор если логическое_условие.
Оператор ветвления (условный оператор) позволяет изменить порядок выполнения операторов в зависимости от выполнения некоторого условия (истинности логического.
ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ CPascal Подпрограмма – группа операторов реализующая законченный алгоритм и оформленная как самостоятельная синтаксическая единица.
Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля.
Условный оператор Структура ветвления. Условный оператор реализует выполнение определённых команд при условии, что некоторое логическое выражение (условие)
Массивы 9 класс. Основные теоретические сведения Примеры решения задач.
Условный оператор (ветвление) (урок 5). Ветвление Если то иначе кон If then begin end else begin end;
ЛИНЕЙНЫЕ АЛГОРИТМЫ. Алгоритмические действия над исходными данными и рабочими объектами языка, необходимые для решения поставленной задачи описываются.
Урок 6 Turbo Pascal Язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623–1662) и разработан.
Лекция 7. Структура языка С/С++. Операторы ветвления: условный оператор if. Полное ветвление. Неполное ветвление. Оператор множественного выбора switch.
1 Переменные Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы. Значение Имя Поместится?
Линейные и разветвляющиеся алгоритмы. Реализация на языке Pascal.
Урок по теме: «Условный оператор» Автор: Алексеева Е.В., Учитель информатики и ИКТ МОУ «Сланцевская СОШ 3» 2/1/2014.
Данные в программах и алгоритмах Программы и их алгоритмы пишутся для обработки данных. Чтобы реализовать алгоритм, программам необходимо работать с данными.
Составить программу вычисления периметра равнобедренного треугольника. Задача.
Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля.
Урок 3 Turbo Pascal Язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623–1662) и разработан.
Язык программирования Pascal Линейные алгоритмы. Выражение Выражение – совокупность операндов и операций. Операнды – константы, переменные, функции. Арифметические.
Транксрипт:

Оператор присваивания используется для вычисления отношения введенных чисел. В левой части оператора указывается имя переменной, правая часть представляет собой выражение, т.е. это аналог математического уравнения в ЯП. Pascal В Pascal – выражение справа должно быть того же типа, что и переменная в левой части. С В языке С при вычислении выражений тип каждого операнда может быть преобразован к другому типу. Преобразования типов могут быть неявными, при выполнении операций и вызовов функций, или явными, при выполнении операций приведения типов. := В Pascal оператор присваивания имеет вид := Например, X := X + 1; yy := y0 + 1; = Одиночный символ = (равно) используется при описании констант (в блоке const) или как условие сравнения на равенство. = В С оператор присваивания имеет вид = Например, X = X + 1; yy = y0 + 1; ТОИ-ИМ PascalC Элементы ЯПВУ Оператор присваивания 1

ТОИ-ИМ Элементы ЯПВУ PascalC Оператор присваивания Операнд_1 := Операнд_2; Операнд_1 – идентификатор переменной, Операнд_2 – выражение. В общем случае, при присваивании производится преобразование типа выражения к типу переменной в левой части оператора (неявное приведение). Совместимые типы данных оба операнда эквивалентны оба совместимы и дискретны или порядковые оба вещественные или оба целые := слева от знака := вещественные, а справа - целые Это преобразование может привести к повышению типа данных или к понижению, при котором величина приводится к типу данных, имеющему более низкий приоритет. Приведение типов данных: при операции над данными двух типов, обе величины приводятся к высшему из двух типов. последовательность имен типов, упорядоченных от высшего типа к низшему, выглядит так: double, float, long, int, short, char. Два типа данных Т1 и Т2 называются совместимыми по присваиванию, если выполняется хотя бы один вариант из перечисленных ниже: -Т1 и Т2 эквивалентны, но не файлы; -Т1 и Т2 совместимы, причем Т2 - некоторое подмножество в Т1; -Т1 - вещественный тип, а Т2 - целый. Эквивалентность типов данных, их совместимость, неявное и явное приведение типов данных изучить самостоятельно по учебнику. Операнд_1 = Операнд_2; 2

Элементы ЯПВУ C Операторы комментария Pascal (* *) другой вид комментария { } /* */ другой вид комментария // это однострочный комментарий Оператор ввода данных Read (A, D, …); ReadLn (A, D, …); где A, D,… - список имен переменных, значения которых будут вводиться. При вводе значения разделяются пробелами, завершение ввода – клавиша Enter. Оператор ReadLn отличается тем от Read, что после ввода Enter происходит переход на новую строку. scanf ("%fmt%fmt…",&a,&b, …); где - fmt – спецификации форматов ввода/ вывода (например, %d – целые числа, % f – вещественные, %с – символы); - a, b – имена переменных, значения которых вводятся в программу. Write (['text',]A[: Size [: Dec ]], …); WriteLn [(['text',]A[: Size [: Dec ]], …)]; где - text – любой текст, например, А= ; - А – имя переменной для вывода; - Size – целое число – максимальная шири- на поля вывода (по умолчанию = 17 позиций); - Dec – к-во позиций дробной части. printf ("[text]%[size][.dec]fmt [text]%fmt … …", a,b, …); где – text – любой текст, напр., a= ; - fmt – спецификации форматов ввода/вывода соответствующих переменных; - size, dec – модификаторы формата вывода: size – минимальная ширина поля, dec – точность (для спецификатора %f к-во знаков после запятой); - a, b – имена переменных, значения которых выводится на экран. Оператор вывода данных 3 ТОИ-ИМ Пример: readln (def, f, grab); Пример: scanf ("%d %f %c", def, f, grab); Пример: writeln ('Def=', def:4, ' f= ', f:8:3, ' буква – ', grab); Пример: printf ("def=%d, f=%8.3f, буква – %c", def, f, grab);

Человеко-машинный интерфейс 4 ТОИ-ИМ Во время выполнения интерактивных (диалоговых) программ важно организовать эффективный человеко- машинный интерфейс. В рамках данного учебного курса рассмотрим основные принципы текстового интерфейса (графический человеко-машинный интерфейс будет рассматриваться в курсе ООП). Для создания текстового интерфейса используются операторы ввода- вывода, рассмотренные на предыдущем слайде. Основные задачи текстового интерфейса ( для тех учебных задач, которые мы будем изучать ): предоставить пользователю программы исчерпывающую информацию о требующихся от него действиях при вводе данных с клавиатуры; например: 1. если требуется ввести ряд целых чисел, то надо организовать вывод на экран сообщения: "Введите 6 целых чисел, через пробел, для завершения ввода нажмите Enter", 2. если требуется ввести ряд слов, то сообщение может иметь вид: "Введите несколько слов, после каждого слова – Enter, для завершения ввода введите точку". выводимые на экран (или принтер) данные должны предоставлять результаты работы программы в понятном и удобном для восприятия пользователем виде; например: требуется вывести таблицу вещественных чисел Y и X, для этого надо - - вывести на экран рамки таблицы в целом и рамки для строк и столбцов, - сделать заголовки столбцов, - учесть, что ширина столбцов должна равняться ширине самого длинного числа, - текст заголовков расположит по центру ячейки, а значения вещественных чисел – прижать к правому краю ячейки, чтобы позиции цифр были одна под другой.

5 ТОИ-ИМ Представление алгоритмов Выбор решения – вычисление условия (логического выражения) и выбор из одного из альтернативных действий Для описания этого действия в псевдокоде используется конструкция с ключевыми словами: ЕСЛИ, ТО, ИНАЧЕ, ЕСЛИ ВСЁ. Синтаксическая конструкция бинарного ветвления/выбора в псевдокоде: ЕСЛИ условие Р истинно УСЛОВИЕ – логическое выражение ТО Выполнения блока действий в случае истинности условия ИНАЧЕ Выполнения блока действий в случае ложности условия ЕСЛИ ВСЁ Пример: ЕСЛИ student_status равно part_time ТО Прибавить 1 к part_time_count ИНАЧЕ Прибавить 1 к full_time_count ЕСЛИ ВСЁ Псевдокод Основные операции ЯП и ключевые слова псевдокода: В языках Pascal и С конструкция бинарный выбор реализуется с помощью оператора if

IF Then [ Else ]; где - IF, Then и Else – ключевые слова если, то, иначе, - условие - логическое выражение, - оператор_Х - любые операторы Pascal (простые или составные) if ( ) ; [else ;] где - if и else – ключевые слова если и иначе, - выражение – любое выражение дающее скалярный результат (не массив, не структуру) - оператор_Х - любые операторы С (простые или составные) В языке С выражение ИСТИННО, если оно целое число отличное от нуля, если – равно нулю, то ЛОЖНО Примеры Возьмем формулу: Y = { x-12, при 0 <= x <= 14 x 2, при x > 14 0, при x<0 If (x>=0) and (x<=14) Then y := x-12 Else IF (x>14) Then y := x*x; if (x<0) then y := 0; if ((x>=0) && (x<=14)) y = x-12; else if (x>14) y = x*x; if (x<0) y = 0; Элементы ЯПВУ C if Условный оператор if Pascal 6 ТОИ-ИМ

Простая программа с оператором IF Блок-схема 7 ТОИ-ИМ Решить уравнение y=x-12, при 0 14 и y=0, при x<0 Начало Вывести "Простая программа IF" Получить x Запросить "Введите целое положительное или отрицательное число x ЕСЛИ x>=0 И x<=14 ТОИНАЧЕ y = x 2 y = x-12 ЕСЛИ x > 14 ТО ИНАЧЕ y = 0 ЕСЛИ ВСЁ Конец ЕСЛИ x < 0 ТО ИНАЧЕ

Program IFSimple; (* Программа решает уравнение y=x-12, при 0 <= x <= 14; y=x 2, при x > 14 и y=0, при x<0 *) const Text = 'Простая программа if'; var x,y : real; Begin WriteLn(Text); (* Вывод заголовка программы *) Write ('Введите значение x='); ReadLn (x); (* Ввод переменной х *) if (x>=0) and (x <= 14) (* Проверка условия 1 *) then y:=x-12 (* Вычисление значения у, при вып. условия 1 *) else if (x>14) (* Проверка условия 2 *) then y:=x*x; (* Вычисление у, при вып. условия 2 (вариант y:=sqr(x) *) if (x<0) (* Проверка условия 3 *) then y := 0; (* Присвоение значения у, при вып. условия 3 *) { Вывод значений X и Y на экран} WriteLn ('x=',x, ';',' y=',y); End. Простая программа с оператором IF на Pascal 8 ТОИ-ИМ

Простая программа с оператором IF на C #include main () /* Программа решает уравнение y=x-12, при 0 <= x <= 14; y=x 2, при x > 14 и y=0, при x<0 */ { float x; float y; printf("Простая программа if\n"); /* Вывод заголовка программы if */ printf("Введите переменную x\n"); /* Запрос ввода X */ scanf ("%f",&x); /* Ввод X */ if ((x>=0) && (x <= 14)) /* Проверка условия 1 */ y = x-12; /* Значение Y, при вып. условия 1 */ else if (x>14) y = x*x; /* Проверка условия 2 и значение Y */ if (x<0) y = 0; /* Проверка условия 3 и значение Y */ // Вывод значений X и Y printf("x=%f, y=%f\n",x,y); } 9 ТОИ-ИМ

Pascal C Оператор задает законченное описание некоторого действия. Для описания сложного действия требуется последовательность операторов. Операторы могут быть объединены операторными скобками в составной оператор, в этом случае они рассматриваются как один оператор. Составной оператор begin ………… begin ………… begin ………… end …….. end ……. end { ………… { ………… { ………… } …….. } ……. } Пустой оператор ;; Пустой оператор используется когда по синтаксису оператор требуется, а по смыслу – нет. Например, для передачи ему управления. Элементы ЯПВУ Операторы ТОИ-ИМ 10

Элементы ЯПВУ Pascal Оператор " ? ", альтернативный бинарному выбору ТОИ-ИМ Выражение 1 ? Выражение 2 : Выражение 3; Где: Выражение 1 – условие бинарного выбора Выражение 2 – операция при истинности условия Выражение 3 – операция при ложности условия Примеры: Y - X>9 ? 100 : 200; N - I > 0 ? I * I : -(I *I); 11 C

Домашнее задание написать программы написать программы на языках Pascal и С Y 1 = 2sin 2 (3π-2α)cos 2 (5π+2α) Y 2 = 1 - 1/4sin 2 2α + cos2α Y 3 = 1/4 - 1/4 sin(5/8π-8α) Y 4 = cos 2 α + cos 4 α 1. Реализовать алгоритм (сделала) 1. Решить уравнения 12 ИП ЕСЛИ A>B ИНАЧЕ max1=B max2=A max1=A max2=B ТО ЕСЛИ ВСЁ ТО ЕСЛИ max1>C max3=max2 max2=max1 max1=C ТО max3=C max3=max2 max2=C ИНАЧЕ ЕСЛИ max2>C ИНАЧЕ ЕСЛИ ВСЁ Вывести max1, max2, max3 Конец Получить A, B, C Начало Вывести "Введите три разные числа" Сравнить A=B, B=C, А=C Ввод трёх разных чисел и вывод их на печать в порядке убывания ДА НЕТ Вывести "Числа одинаковые!"

Элементы ЯПВУ CPascal Оператор множественного выбора CASE switch Детальный формат операторов изучить самостоятельно, В том числе, разобраться в правилах выхода из выбранной ветки оператора – правилах завершения работы этих операторов. ТОИ-ИМ 13 Выражение switch case_1 k1k1 Оператор-1 да нет case_i ki Оператор-i да нет case_n kn Оператор-n да нет defaut no Оператор да нет Выражение CASE OF да нет Список констант -1 Оператор-1 Оператор ELSE да нет Список констант -i Оператор-i да нет Список констант -n Оператор-n

Элементы ЯПВУ CPascal Оператор множественного выбора CASE switch Задание на дом - решить, используя операторы case и switch, следующие задачи: 1. По порядковому номеру месяца определить и вывести на печать количество дней в нем. 2. Написать простой калькулятор для целочисленных операций сложения, вычитания, умножения и деления. Вывести на печать результат вычисления. Проверить ввод неправильного номера месяца и неправильного знака операции!! Нарисовать блок-схемы алгоритмов решения и написать программы на Pascal и С. ТОИ-ИМ 14