Тема 3. Социальное восприятие и отношения в организации 1.Социальное восприятие: сущность, некоторые общие характеристики. Теория атрибуции Гарольда Келли.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Человек в организации. 1. Модели взаимодействия человека и организационного окружения: 2. Установление взаимодействия индивида и организации; 3. Вхождение.
Advertisements

« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Тема 3. Использование различных моделей мотивации как важный инструмент ОД. к.соц.н., доц. Климова А.В.
Психологические особенности Группового мнения. Понятие Групповое мнение это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее.
ТЕМА 3. ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ.
Определение малой группы. Малая группа есть - «любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи.
ОБЩЕНИЕ КАК ПОНИМАНИЕ. План. 1.Социальная перцепция. 2.Как происходит восприятие. 3.Стереотипы или «эффекты восприятия». ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Тема 5. Мотивация. План лекции Понятие мотивации Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации Оценка результатов труда и вознаграждение.
Мотивация Тема 7. План Сущность и основные понятия мотивации Сущность и основные понятия мотивации Мотивационный процесс Мотивационный процесс Содержательные.
Мотивация Тема 7. План Сущность и основные понятия мотивации Сущность и основные понятия мотивации Мотивационный процесс Мотивационный процесс Содержательные.
Диагностические методики, позволяют выявить индивидуальные склонности и способности, чтобы оптимизировать усилия по построению профессиональной карьеры.
Подготовила: Глухова С. Н., учитель биологии высшей категории «старший учитель», Красногвардейской ОШ 1 АР Крым «Я – концепция» личности.
Атрибуция ( лат. attributio приписывание ) психологический термин, обозначающий механизм объяснения причин поведения другого человека.
Выполнил Петух В. В.. Мотивация- Это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Подготовила: Елена Арсланова Гр.151-з. С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником,
Система управления персоналом УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА ОТБОРАДАПТАЦИЯ ОЦЕНКАКАРЬЕРАОБУЧЕНИЕМОТИВАЦИЯ ВЫСВОБОЖДЕНИЕ КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА.
Подбор и отбор персонала. Подбор персонала – важный этап в работе с персоналом включающий: -Расчет потребности в персонале; -Построение модели рабочего.
ДВА УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ МИКРО ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ + ПОВЕДЕНИЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ Эксперемен- тальная психология.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Транксрипт:

Тема 3. Социальное восприятие и отношения в организации 1. Социальное восприятие: сущность, некоторые общие характеристики. Теория атрибуции Гарольда Келли. 2. Основные ошибки социального восприятия. 3. Управление впечатлением (Impression Management): искусство производить хорошее впечатление 4. Роль социального восприятия в организационных процессах: интервью при отборе, оценке персонала и организационных конфликтах. 5.Установки: -удовлетворенность работой -удовлетворенность организацией

Восприятие представляет собой процесс, посредством которого люди получа­ют, структурируют и интерпретируют информацию, поступающую из окружающей среды. Благодаря восприятию люди перерабатывают входящую информацию в ответные реакции, представляющие собой чувства и действия. Восприятие это способ формирования впечатлений о самих себе, окружающих и повседневном жизненном опыте. Оно служит своего рода фильтром, через который проходит информация, прежде чем она окажет свое воздействие на людей.

Факторы, влияющие на различия в восприятии у людей на работе, включают в себя особенности воспринимающего индивида, обстановку и воспринимаемое. Воспринимающий индивид. На процесс восприятия могут повлиять прошлый опыт человека, его потребности или мотивы, личность, ценности и установки. Обстановка. Физический, социальный и организационный контекст перцептивной обстановки также может влиять на процессы восприятия. Воспринимаемое. Для процесса восприятия очень важны и такие характеристики объекта или события, как контраст, разделение фигуры и фона, интенсивность, размер, движение, повторение или новизна.

Иллюстрация проблемы «Фигура или фон?»

Стадии обработки информации включают в себя привлечение внимание и отбор информации; структурирование информации; интерпретацию информации и воспроизведение информации. В какой-то степени селективность отбора информации обусловлена контролируемой обработкой информации принятием сознательного решения по поводу того, какой информации уделить внимание, а какую проигнорировать. В отличие от контролируемой обработки информации существует непроизвольная селекция воспринимаемым индивидом.

Структурирование. Даже если на стадии привлечения внимания осуществляется селективное отсеивание информации, предстоит еще отыскать способ эффективного структурирования информации. Это достигается с помощью схем. Схемы это когнитивные рамки, которые представляют структурированные знания о конкретной концепции или стимуле и создаются посредством опыта.

Схемы описывают способ, с помощью которого люди сортируют окружающее на различные категории, типы или группы в зависимости от сходных воспринимаемых признаков. Эти категории часто обозначаются как прототип; они представля­ют собой абстрактный набор признаков, обычно ассоциирующихся с принадлежностью объекта к одной категории. Как только прототип сформировался, он хранится в долгосрочной памяти; он воспроизводится всякий раз, когда необходимо сравнить, насколько соответствует какой-либо человек признакам прототипа.

Стереотипы можно рассматривать как прототипы, возникшие на основе таких демографических характеристик, как пол, возраст, физические возможности, расовая и этническая принадлежность. Схемы в огромной степени опираются на автоматическую обработку информации, что позволяет людям прибегать к контролируемой обработке лишь в случаях необходимости.

Интерпретация. Как только определенные стимулы привлекли ваше внимание и вы сгруппировали или структурировали эту информацию, наступает следующий этап раскрытие причин, лежащих в основе действий.

Теория атрибуции Гарольда Келли.

Пытаясь определить, какие причины (внутренние либо внешние) заставляют людей действовать таким образом, можно опираться на информацию о трех факторах: 1. рассматривается степень схожести с поведением других людей (согласованность); 2. анализируется частота, с которой человек демонстрирует подобное поведение (постоянство); 3. рассматривается частота одинакового поведения в различных ситуациях (разнообразие).

Искажения, возникающие на стадиях восприятия

Стереотипы могут породить неточность при воспроизведении информации и ряд других проблем в дальнейшем. В частности, стереотипы сглаживают индивидуальные различия, то есть они могут помешать менеджерам познакомиться с людьми как индивидами и точно оценить их потребности, предпочтения и способности.

Гало-эффект возникает в тех случаях, когда одно свойство человека или ситуации используют для получения общего впечатления об этом человеке или ситуации. Подобно стереотипам, эти искажения чаще всего возникают на стадии структурирования информации в процессе восприятия.

Избирательное восприятие это тенденция выделять те аспекты ситуации, индивида или объекта, которые согласуются с собственными потребностями, ценностями или установками человека. Проекция это приписывание собственных личных свойств другим людям; чаще всего она возникает на стадии интерпретации информации.

Эффекты контраста имеют место в тех случаях, когда характеристики индиви­да резко отличаются от характеристик окружающих, недавно встреченных, людей, чей ранг по этим признакам выше или ниже. Сбывающиеся пророчества тенденция создавать или находить в другой ситуации или человеке то, что вы ожидали обнаружить в предыдущем случае.

Мы склонны полагать, что поведение других отражает их истинную сущность. Мы совершаем основную ошибку атрибуции, интерпретируя поведение других людей. Мы часто объясняем свое собственное поведение с точки зрения ситуации, но считаем, что другие сами несут ответственность за свое поведение. Фундаментальная ошибка атрибуции это тенденция недооценивать влияние ситуационных факторов и переоценивать влияние личных при вынесении суждения о чьем-либо поведении.

Ошибка другого типа связана с тенденцией приписывать положительные результаты внутренним причинам поведения, а отрицательные результаты - внешним обстоятельствам (факторам, находящимся вне нашего контроля). Искажения в свою пользу это тенденция отрицать личную ответственность за плохое выполнение работы, но при этом брать на себя ответственность за успешную деятельность. Ошибка существует по следующим причинам: позволяет повышать собственную самооценку; позволяет повышать общественный статус, имидж.

Эффекты схожести (подобия) Можно выделить три типа схожести, которые оказывают влияние на социальное восприятие. Первый из них, схожесть взглядов, которая прежде всего выражается в том, что данные люди имеют общие ценности, привычки, вкусы. Второй тип более тесно связан с рабочими отношениями и может быть определен как схожесть восприятия. Это касается степени, в которой руководители и подчиненные имеют общую точку зрения о факторах, которые влияют на успешное выполнение рабочих задач, т.е. что значит хорошо выполнить задание. Третий тип - схожесть по демографическим признакам - относится к характеристикам расы, пола, возраста, образовательного уровня, практического опыта и т.д.

Управление впечатлением это постоянные усилия человека вести себя таким образом, чтобы создать и поддерживать в глазах окружающих желаемое впечатление. Особенно важно первое впечатление, поскольку оно определяет то, как люди будут реагировать друг на друга. На создание нужного впечатления влияют такие действия, как дружба с «правильными» людьми, совершение добрых дел для получения одобрения, обман окружающих с целью выглядеть лучше, высказывание уважения, принесение извинений за совершенные негативные поступки, выражение согласия с мнением окружающих, преуменьшение серьезности негативного происшествия и оказание услуг окружающим.

Некоторые методы изменения установок работников организации Усиление взаимосвязи системы вознаграждения с индивидуальными или командными результатами выполнения рабочих заданий; установление привлекательных для работников целей, сам факт достижения которых обеспечивает высокое удовлетворение; обеспечение реальности поставленных целей, что повышает вероятность их достижение неуверенными в себе работниками и уровень их удовлетворения;

избегание непосредственных воздействий на установки работников. Активное использование умения слушать сотрудников, так как «незащищенные» установки более восприимчивы к изменениям; обеспечение устойчивой обратной связи, что позволяет удовлетворить потребности сотрудников в служебной информации; проявление внимания к чувствам работников; обеспечение возможности участия работника в принятии решений; демонстрирование позитивной оценки трудовых усилий и желаемого поведения сотрудников.

Наши установки будут предопределять наше поведение: если «другие влияния» сведены до минимума; если установка полностью соответствует предсказанному поведению; если установка сильна (что-то вызывает у нас воспоминание о ней, ситуация незаметно активизирует ее, или же мы поступаем так, что она становится сильной).

Цикл результаты удовлетворение усилия