ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СУИЦИДА И ПРОПАГАНДА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Материалы к психологическому семинару педагога-психолога СОШ 37 Петровой М.А.
Advertisements

Профилактика суицидального риска среди несовершеннолетних Семинар на тему:
«Суицид или крик души» МОУ «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа » Совещание при директоре с классными руководителями 2011 год.
Профилактическая работа по предотвращению суицида среди несовершеннолетних.
Профилактика суицидального поведения среди подростков.
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Тема круглого стола: Профилактика суицидального поведения.
Исследовательская работа: ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 1 – Петропавловская средняя общеобразовательная школа.
По данным Всемирной организации здравоохранения, суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств.
Как заметить надвигающийся суицид?. Печальная статистика.
Проблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных в России.
акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.
Семинар для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
Профилактика суицидального поведения подрастающего поколения Подготовила педагог-психолог МБОУ СОШ 8 г.Томмот Плышевская Ю.А.
« СУИЦИД» По количеству самоубийств Россия занимает в мире - 2 место. По количеству самоубийств среди детей и подростков – 1 место. Ежегодно более 1,5.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
Родительское собрание. Суицид в подростковой среде.
Профилактика суицида. Информацию подготовила педагог- психолог: Загородина Екатерина Сергеевна.
Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения школьников. Подготовила: педагог-психолог Агапова И.Ю.
Профилактика суицидального поведения подрастающего поколения Подготовила педагог-психолог МБОУ «СОШ4» с. Сотниковского Ныркова Л.Б.
Транксрипт:

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СУИЦИДА И ПРОПАГАНДА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

ПЕРВОЕ: РАЗВЕНЧАНИЕ МИФОВ О СУИЦИДЕ Общераспространенные мифы о суициде: Люди могут говорить о том, что навредят сами себе просто чтобы привлечь внимание Если кто-то хочет убить себя, он (она) про это говорить не будет Умные люди себя не убивают Разговоры о суициде могут сподвигнуть на таковой Наличие суицидальных мыслей – очень необычное явление 2 Молодым людям несвойственны мысли о суициде

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СУИЦИД ПРОБЛЕМОЙ? Суицидальное поведение включает в себя: o Суицидальные мысли (мировоззрение и мышление) o Суицидальные попытки o Завершенный суицид Каждый год в суицидах гибнет практически один миллион человек Каждый год случаются миллионов суицидальных попыток Наличие суицидального мышления, на разных этапах жизненного развития, проявляет вплоть до одной трети населения мира Рисунок справа: «Суицид… Каждые 40 секунд кто- то гибнет в суициде. Действовать надо сейчас» 3

На данный момент суицид входит в десятку основных причин смертности по всем возрастным группам в большинстве стран с наличием информации о суициде Истинное количество суицидов больше официальных данных и предположений Каждый суицид и суицидальная попытка бьют не только по жизни тех, кто их совершает, но также по тем, кого самоубийцы оставляют за собой – семью и друзей, жизни которых подвергаются эмоциональному, социальному и экономическому воздействию Тем не менее, предотвращение суицида во всем мире остается в тени других аспектов здравоохранения и психического здоровья 4

СУИЦИД В КАЗАХСТАНЕ Согласно классификации ВОЗ, Казахстан входит в третью группу стран с высокой статистикой суицида В 2010 г., количество суицидов составило 3617 случаев или примерно 20% от общего количества смертельных исходов по внешним причинам Основная часть людей, погибших в суицидах принадлежит к возрастной категории от 18 до 29 лет и на указанную группу приходится 80% случаев от общего числа суицидов (2010 г.) Суицид является первой и лидирующей причиной подростковй- юношеской смертности по внешним причинам У Казахстана самая высокая статистика суицида среди лиц лет обоего пола (2008 г.) 5

ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКИЙ СУИЦИД- 1 Суицид может случиться в любом возрасте Суицидальное поведение без смертельного исхода более характерно и распространено среди молодых людей, нежели людей более старшего возраста Каждый год, как минимум 100 тысяч подростков совершают суициды Статистика подростковй-юношеского суицида недоучтена на примерно 30% и более Преднамеренное членовредительство среди детей и подростков часто импульсивны и, в во многих случаях, членовредители не имеют намерения умереть; молодые люди часто объясняют свои действия желанием прекратить невыносимые чувства или уйти от болезненной ситуации 6

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ Суицид более часто наблюдается среди подростковй-молодежного контингента мужского пола, нежели женского (5,5:1 в группе от 15 до 24 лет) Суицидальные попытки более характерны для девочек, чем для мальчиков (1,6:1) Данные различия могут быть обоснованы таким фактом, что мужской пол чаще прибегает к суицидальным средствам с незамедлительным исходом (например повешению, самоотравлению выхлопным газом, самострелу и спрыгиванию с высоты), чем женский пол (самоотравление) Тем не менее, во всем мире наблюдается сдвиг в сторону применения обоими полами более эффективных суицидальных методов Было установлено, что подростки мужского и женского пола по разному реагировали на различные факторы риска: o Суицидальные попытки среди подростков мужского пола: антиобщественное поведение и депрессия o Суицидальные попытки среди подростков женского пола: типы механизмов защиты и деструктивности 7

ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДА Провоцирующие факторы риска: o Нейробиологические факторы риска o История суицида в семье o Психиатрические расстройства o Употребление и злоупотребление наркотиков и психоактивных веществ o Импульсивное и агрессивное поведение o Травмы детства Потенцирующие факторы риска: o Стрессовые события в жизни o Доступность средств o Физическое заболевание o Печаль o Активные фазы психиатрических расстройств o Рисковое поведение 8

ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Более 90% подростков, совершавших суицид, на момент смерти страдали от ассоциированных психиатрических расстройств Молодежный суицид практически всегда возникает на фоне активной фазы излечиваемого психиатрического заболевания, которое очень часто было нераспознано и не вылечено Наиболее часто устанавливаемыми формами психиатрических расстройств, при расследованиях случаев завершенного суицида, являются некоторые нарушения настроения и употребление и злоупотребление наркотиками, психоактивными веществами и алкоголем 9

ДЕПРЕССИВНОЕ НАСТРОЕНИЕ Депрессивные расстройства имеют место в 49-64% случаев завершенного подростковйго суицида Подростки и молодежь с высокими показателями депрессивной симптоматики в 6 раз чаще заявляли о наличии у себя суицидального мышления Депрессивное настроение может возникать на фоне наличия или отсутствия основной депрессии В отношение рассматриваемой возрастной группы представляется более сложным диагностировать суицидальность, так как некоторые симптомы могут являются типическими или физиологическими компонентами подростковйй фазы жизни и процесса становления личности При этом, психические травмы, ассоциированные с такими условиями, предотвращают возможность ранней диагностики ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СУИЦИДА И ПРОПАГАНДА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛАХ10

ДЕПРЕССИЯ Обычно депрессия имеет следующие симптомы: o Высокая степень усталости и-или отсутствие энергии o Безнадежность o Утеря радостности и интереса к повседневным делам o Слишком долгий или короткий сон o Очень низкая самооценка o Трудности с засыпанием ночью, ночное бодрствование, сон в дневное время o Ощущение, что ничто не важно o Необъяснимые болевые ощущения в частях тела, например голове, спине и в желудке (также может быть показателем стресса) o Отсутствие аппетита или чрезмерный аппетит o Мысли о том, что жить больше не хочется o Раздражительность o Трудности с концентрацией ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СУИЦИДА И ПРОПАГАНДА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛАХ11

ТРЕВОЖНОСТЬ И ГНЕВ Излишняя тревожность, особенно личностная тревожность, являются характерными эмоциональными чертами суицидальных подростков Суицидальные подростки демонстрируют большую расположенность к гневу, враждебности и раздражительности, нежели их не суицидальные ровесники ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СУИЦИДА И ПРОПАГАНДА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛАХ12

БЕЗНАДЕЖНОСТЬ, СТЫД, ВИНА ИЛИ ОДИНОЧЕСТВО Стыд может быть угнетающим фактором, который может привести к формированию суицидального поведения Суицидальные молодые люди больше страдают от неадекватного ощущения своей вины, нежели их не суицидальные сверстники Суицидальные подростки также демонстрируют высокую склонность к формированию ощущения одиночества В таких случаях подростки могут объяснить свои неудачи собственной виной и начать рассматривать себя, как неэффективный балласт, таким образом повышая ощущение безнадежности собственного существования ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СУИЦИДА И ПРОПАГАНДА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛАХ13

РИСКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ Шесть приоритетных категорий рискового поведения Вышеуказанные категории поведения часто взаимосвязаны и формируются в течение детско-подростковйго периода и продолжаются в течение взрослой жизни (Youth Risk Behavior Surveillance - United States, 2009/Обзор рискового поведения молодежи, США, 2009 г.) Поведение, вызывающие непреднамеренное нанесение физического вреда и насилие Табакокурение Употребление алкоголя и наркотиков Половая жизнь с нежелательной беременностью и болезнями, передающимися половыми путем Нездоровые наклонности в области приема пищи и питания Отсутствие физической активности 14

РИСКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ Недавние исследования установили связь между нездоровым и суицидальным поведениями Подростки с рисковым поведением имеют большую склонность к депрессии, формированию суицидального мышления и суицидальным попыткам Раннее начало употребления алкоголя, секс до 13 лет, употребление инъекционных наркотиков, курение, драки и принуждение к сексу являются критическими формами поведения, ассоциированного с суицидальностью 15

КАК ВЫЯВЛЯТЬ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С СУИЦИДАЛЬНЫМ РИСКОМ - 1 Исследователи установили, что часто суицидальным попыткам и завершенному суициду предшествуют некоторые сигналы Поэтому, представляется критически важным знать некоторые из общераспространенных сигналов 16

КАК ВЫЯВЛЯТЬ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С СУИЦИДАЛЬНЫМ РИСКОМ - 2 Прямые вербальные указания: o «Я решил себя убить». o «Хотел бы я умереть». o «Я совершу самоубийство». o «Я закончу со всем этим…». o «Если не случится (что-то), я себя убью». Непрямые вербальные указания: o «Устал я от жизни, дальше продолжать не могу». o «Моей семье будет лучше без меня». o «Кому какое дело, что я умру». o «Я тут ненадолго…». o «Скоро, Вам больше не придется беспокоиться обо мне». 17

КАК ВЫЯВЛЯТЬ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С СУИЦИДАЛЬНЫМ РИСКОМ - 3 Поведенческие сигналы: o Приобретение огнестрельного оружия o Накопление таблеток или указание на накопление других средств o Приведение личных дел в порядок o Начало организационных мероприятий по погребению o Раздача ценных личных вещей o Внезапный интерес или утеря такового к религии o Злоупотребление алкоголем и наркотиками или срыв после трезвого перерыва o Немотивированный гнев, агрессия и раздражительность o Склонность к уединению и изоляции o Отказ от любимых занятий o Утеря мотивации o Циничное отношение к явлениям и событиям жизни o Ненависть к себе o Утеря направления, отсутствие цели в жизни 18

КАК ВЫЯВЛЯТЬ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С СУИЦИДАЛЬНЫМ РИСКОМ - 4 Ситуативные сигналы (спусковые крючки) : o Увольнение с работы или исключение из школы o Недавний нежелательный переезд o Утеря каких-то важных отношений o Смерть ребенка или лучшего друга, особенно в суициде o Выявление наличия серьезного ищи смертельного заболевания o Внезапная и неожиданная утеря свободы, страх наказания o Ожидаемая утеря финансовой безопасности o Утеря ценимого врача-терапевта, консультанта-советника или учителя o Страх обременить других 19

КАК СПРАВЛЯТЬСЯ С КРИЗИСОМ- 1 Разговор о суициде часто считается табуированной темой и люди могут испытывать неудобства в связи с ним Помните, что не только профессионалы могут вмешиваться в такие вопросы Вы можете! Просто Вам надо выработать свой собственный стиль общения с людьми, которым нежна помощь Вам просто будет необходимо улучшить свои эмпатические качества, способность слушать других и понимать их, а также хотеть помочь и дать надежду другим людям 20

КАК СПРАВЛЯТЬСЯ С КРИЗИСОМ - 2 Как установить контакт с подростком: o Разговаривайте с учащимися индивидуально и в отдельном помещении o Дайте им возможность свободно излагать свои мыслиy o Уделите этому много времени o Держите под рукой полезную информацию, например различные контактные телефоны и другие сведения o Выслушайте в чем суть проблемы и полностью отдайте свое внимание собеседнику. Начните разговор с вопроса: «Что не так?» o Говорите на понятном собеседнику языке o Не перебивайте o Не спешите делать суждения o Избегайте банальности и плоских фраз o Оставайтесь спокойными o Не торопитесь выдавать готовое решение 21

НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ ВОПРОСЫ В последнее время ты выглядишь будто что-то серьезно не так. Что тебя беспокоит? Знаешь, когда люди расстроены, как ты сейчас, они, иногда, хотели бы умереть. Может и ты также думаешь? Ты в последнее время выглядишь сильно подавленным и вчера, я слышал, ты что-то говорил о том, что не сможешь продолжать жить. Иногда вещи могут казаться безнадежными. Ты не думал о том, что прекратить жить? Я слышал у тебя сложности в школе и семье. Я знаю у тебя из-за этого плохие ощущения. Если хочешь, я тебе помогу. 22

КАК НЕ НАДО РАЗГОВАРИВАТЬ! Ты же не думаешь наложить на себя руки, не так ли? Ты же не будешь делать ничего глупого или безумного, не так ли? Суицид – это тупость. Конечно, ты же не думаешь о суициде, не так ли? Прекрати! С любым такое случается! В твоем возрасте какая депрессия? Ты должен только веселиться. 23

КАК ПОМОЧЬ УЧАЩЕМУСЯ В СОСТОЯНИИ КРИЗИСА- 1 Храните спокойствие Нормализуйте свои чувства Не оставляйте такого учащегося одного (одну)! В период кризиса, будьте с ним (ней) Терпение! Помните, что большинство лиц с суицидальными намерениями, с которыми Вы можете иметь дело не будут планировать убивать себя в течение следующих нескольких часов Говорите с таким учащимся и сопроводите его (ее) к профессионалу, например к психологу Поддержите его (ее) в обращении за помощью, поговорите о проблеме с семьей, друзьями и другими сторонами 24

КАК ПОМОЧЬ УЧАЩЕМУСЯ В СОСТОЯНИИ КРИЗИСА - 2 Свяжитесь со школьным психологом и-или специалистом в области психического здоровья, задействованным на проекте Если Вы не знаете никого в сфере психического здоровья, свяжитесь с Вашим врачом-терапевтом или с любым лицом из сферы психического здравоохранения Присоединитесь к созданию вокруг таких людей защитных сетей 25

26

ВОПРОСЫ И ОБСУЖДЕНИЯ