Устный журнал «МЫ за экологию языка!» представляют учащиеся 9 б класса Кизина Юлия Сырокваша Евгений Чаусов Владислав Зайцева Виктория
Язык – это орудие мышления… Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. ТОЛСТОЙ
Ильф и Петров. «Двенадцать стульев»
Ильф и Петров. «Двенадцать стульев» Эллочка Щукина ( Эллочка – людоедочка)
Тема работы:
С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом. Владимир Иванович Даль
Цели работы: -1) как появилось в русском языке сквернословие; -2) вырабатывать негативное отношение к ненормативной лексике; -3)воспитание культуры речевого общения (попытка решить проблему экологии языка); -4)изучить проблему сквернословия в близкой нам молодежной среде (школе); -5)наши советы ровесникам по борьбе с данным мусором в языке.
Структура работы: 1. Структура слова – всему основа. Лингвисты утверждают, что в основе мироздания лежит именно структура слова.
КАЛЬДЕРОН де ла БАРКА ПЕДРО: « Язык – самое опасное оружие : рана от меча легче залечивается, чем рана от слова.» 2. Великая сила слова.
3. Проблема сквернословия в современном обществе: -сквернословие – спутник кризисных времен; -привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры; - аффективное сквернословие ; - намеренный эпатаж, вызов обществу (действия неуверенных в себе, -символ -взрослости у подростков ).
Ж.Ж. Руссо Ругательство – доводы тех, кто не прав.
4. Из истории сквернословия В словаре Даля: «Скверно – мерзость, гадость, пакость, грязь, гниль, мертвечина, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, все богопротивное» Скверна - языческое наследие. Во все времена считалось, что матерным словом мы оскорбляем: 1)Матерь Божью! 2) родную мать! 3) мать-землю! 2)Почему при царе Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами, УК СССР грозил 15 сутками ареста, а сейчас –… словесный беспредел?!
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Давайте научимся не сквернословить, говорить друг с другом не как питекантропы – жестами и матом, а нормальным русским языком. Когда мы сквернословим, грубим, мы разрушаем здоровую ткань человеческих отношений». Добавить комментарий
5. «Игры с дьяволом». Приметы. Мат – потеха для бесов. Иоанн Златоуст: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает». Дьявол – реальная сила, существующая в мире. Это подтверждает и церковь, и научные исследования. Хотите знать подробнее? Читайте нашу работу!
СОКРАТ ( 469 – 399 гг до н.э.) Каков человек, такова и его речь. 6. Порок или болезнь? Мат убивает душу. Словесная распущенность – одна из современных бед. Человек забыл о самом страшном оружии - слове…
7. Немного науки. Подтверждено наукой, что мат 1)опасен для здоровья, 2) снижает интеллект, 3) провоцирует преступления, 4) создает иллюзию вседозволенности, 5) унижает, 6) оскорбляет нас: -врач-психофизиолог Китаев-Смык (мат как неотъемлемая составляющая стресса) -Центр экологического выживания (Г.Чеурин): мат влияет на психофизиологическое состояние человека ( д/ф «Как слово наше отзовется…») -институт квантовой генетики ( П. Горяев) о ДНК: мат вызывает мутации гена! Масару Эмото (вода воспринимает информацию!) Биолог Белявский (проблема сквернословия)
Опрос учащихся МОУ КСОШ 2 ( 81 ч.) 60% (48 чел.) – иногда матерятся; 47% (35 чел.) – только в состоянии аффекта; 43% (33 чел.) – среди ровесников; 90% ( 72 чел.) считают сквернословие дурной привычкой и 60% причину скверны в языке связывают с привычкой, но 23% причину скверны видят в неуверенности в себе(!); Грустно, но большинство учащихся на вопрос, какие чувства у вас вызывают сквернословы, ответили: «Я не придаю этому значения: это личное дело каждого»… И напрасно!! По России: КСОШ2 Иногда матерятся – 52% 60% никогда – 35% 13% Мнение ученых таково: сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но… и тех, кто слушает… ( как и пассивное курение!!)
До какого же холодного безразличия к своей стране, к своему народу, до какого невежества и наплевательского отношения к истории России, к ее настоящему и будущему нужно дойти, чтобы заменить живой и светлый русский язык речевым мусором! К. Г. Паустовский
Как бороться со скверной? Наши советы ( основные положения): 1. Я – исключение! 2. Цени меру своего авторитета, свой рейтинг! 3.«Изменить человечество не в наших силах!»? (жизненная позиция Гнедкова из повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты) 4.«Сегодняшний день – мой главный день. Сегодняшнее моё слово – моё лучшее слово.» 5. Не отпускай ангела! 6.Извинись.
Мое кредо: «Я – исключение. Моя речь – это моё зеркало, моё достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри.
Мотайте на ус! Киса Воробьянинов Безенчук ДВЕНАДЦАТЬСТУЛЬЕВДВЕНАДЦАТЬСТУЛЬЕВ
1. Смысл эпиграфа – слов В. И. ДАЛЯ! «В здоровом теле – здоровый дух!» - Всем спасибо!!! 2. Смысл нашей работы; 3. Смысл всей нашей жизни.
Н.В. Гоголь Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценней самой вещи.
Язык многих людей выдаёт развязность их хозяев. У. Шекспир
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.
Брань всегда служила признаком дефектного мышления. Л.М. Леонов
Мишель Монтень Брань во время споров должна запрещаться и караться, как другие словесные преступления. Какого только вреда не причиняет и не нагромождает она, неизменно порождаемая злобным раздражением.
Брань – оружие низменных. С. Гудрич