СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ «То, что мы знаем ограничено, а то, чего мы не знаем бесконечно» (Лаплас)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Неправильное формулирование миссии и целей приводит к тому, что люди тратят время и силы на тщательное выполнение действий, которые не нужно было предпринимать.
Advertisements

Глобальные проблемы
Экологические и экономические проблемы. Подготовили студенты гр : Захаров Никита, Мертешев Никита, Алена Озерова, Алена кузнецова, Дарья Платонова,
У роковой черты. Печальные результаты. Мы уже говорили о том, что человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду. Причём.
Предмет, методы и функции экономической теории Предмет, методы и функции экономической теории.
«Научно-технический прогресс». Какие изменения в нашей жизни вызовет техника ХХI века? Чем грозит обществу разрушение природной среды? Научно-технический.
Реферат на тему: Влияние человека на землю. Экологический след - это площадь биологически продуктивной территории, необходимой для производства используемых.
ВЫПОЛНИЛА – Кириллова Настя ученица 11 класса. *Народонаселение – это совокупность людей, живущих на нашей планете в целом или в пределах какой-либо ее.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Выполнила :Дорофеева Ольга.
Человечество на Земле не может жить и развиваться изолированно от природы, ее богатств. Среди них выделяют пять основных видов : минеральные, климатические,
ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ : ПРОБЛЕМА ВЫБОРА. Чтобы сшить костюм, нужна ткань. Чтобы построить дом, нужны материалы : дерево, цемент, техника. Чтобы произвести.
Урок обществознания в 8 классе.. Сферы жизнедеятельности общества. ПолитическаяЭкономическая Социальная Духовная.
Глобальные проблемы человечества. Выполнила ученица 10 класса МБОУ «Умётская СОШ» Подзорова Ксения.
Глобальные экологические проблемы. Экологическая проблема это изменение природной среды, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. Может.
Глобальная энергетическая проблема Появление Появление Появление Историческое развитие Историческое развитие Историческое развитие Историческое развитие.
Волгоградская Государственная Сельскохозяйственная Академия Кафедра «информационные системы и технологии» Волгоград 2011 Выполнила: студентка гр. Бэм-20.
1. Возможные причины мировых катастроф 2. Последние экологические кризисы и катастрофы в мире 3. Устойчивое развитие 4. Последствия стихийного социально-
Вопросы темы 1.Что и как изучает физика? 2.Научный метод познания. 3.Где используются физические знания и методы?
Этапы планирования потребности в персонале
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Транксрипт:

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ «То, что мы знаем ограничено, а то, чего мы не знаем бесконечно» (Лаплас)

Множество внешних проблем организационного характера, финансовых, кадровых, экологических и др. присущи любому коллективу. Но любой коллектив имеет и сугубо свои внутренние проблемы, на решение которых нацелена его деятельность. Проблемы личные, семейные, бытовые, производственные мы решаем каждый день, и часто обнаруживаем, что решение некоторых из них невозможно без решения проблем предприятия, страны и даже человечества. Проблемы науки являются частью глобальных проблем. Познание эта отражение внешнего мира в сознании человека. Познание предполагает две стадии: ощущение; абстрактное мышление. Ощущения составляют исходную ступень познания они первичны. Вторая ступень, более высокая, заставляет работать мозг, чтобы из ощущений получить понимание.

Примеры проблем современной науки и техники: проблема выбора цели и постановки задач; проблемы компетентности в управлении; энергоресурсы; проблемы безопасности (политической, экологической, техногенной, энергетической, военной, генетической и пр.) проблема «информационного взрыва»; специализация наук; проблема поверхностного изучения сложных процессов; классификация наук; проблемы моделирования; прогнозирование и планирование; автоматизация; «проблема роботов», интеллектуальные системы; самоорганизация сложных систем; исследование операций, системный анализ.

В своем стремлении к истине наука проходит через знание. Знание человек получает в процессе образования. Практика ставит перед образованием всё новые требования, для выполнения которых необходимо совершенствование системы образования в стране и мире. На что нацелена современная реформа образования, а также «Болонский процесс»?

« Проблема определения и постижения целей, соответствующих новым средствам, которые нам дает технология, писал американский эксперт Джон Дибольд, есть центральная проблема нашего времени одна из величайших проблем человеческой истории» В свое время оптимизм, готовность бороться и способность находить выход в самых тяжелых ситуация позволили человеку не только победить конкурентов в животном мире, но и обрести могучие усилители в виде механизмов, машин и компьютерных технологий. В любой победе, тем не менее, таится будущее поражение. Самоуспокоенность, самоуверенность, беспечность - все это мешает оценить изменившуюся ситуацию и чревато большими потерями. Принятие разумных решений должно опираться на достоверные данные и на умение учитывать их для выработки стратегии и тактики как для отдельного человека, так и для коллектива любого масштаба: команда, поселок, город, страна, человеческое общество в целом.

Платон в работе «Государство» приводит речь Сократа: «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди а их много, которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство», к которому мы стремимся. Не все властители любили непрошенные наставления. Предание говорит, что сиракузский тиран Дионисий Старший велел продать досаждавшего ему Платона в рабство. Недаром мудрый Эзоп советовал говорить царям либо как можно меньше, либо как. можно слаще.

Идите своими дорогами! И предоставьте народу и народам идти своими! - поистине, темными дорогами, не освещаемыми ни единой надеждой! Пусть царствует торгаш там, где все, что еще блестит, - есть золото торгаша! Время королей прошло: что сегодня называется народом, не заслуживает королей. Смотрите же, как эти народы теперь сами подражают торгашам: они подбирают малейшие выгоды из всякого мусора! Они подстерегают друг друга, они высматривают что-нибудь друг у друга, -это называют они "добрым соседством". Ф. Ницше

Проблемы классификации наук. А. Ампер в «Опыте о философии наук» (1834) дал следующую характеристику классификаций: «Едва человек приобретает известное число понятий о любом предмете, как он естественно стремится расположить их в определенном порядке, чтобы лучше распоряжаться ими, находить их вновь, сообщать их при надобности другим. Таково происхождение классификаций, которые не только приносят человеку указанные выгоды, но и способствуют увеличению суммы его знаний о каждом изучаемом предмете, заставляя рассматривать эти предметы под разными углами и открывать новые отношения, без того, быть может, незаметные».

Гигантское развитие науки в XIXXX вв. сопровождалось прогрессирующей специализацией исследователей, все более замыкавшихся в узком кругу одной дисциплины или даже одной задачи. Общие вопросы считались раз и навсегда решенными в трудах классиков, оставалось лишь выяснить подробности. Наука о науке должна была дожидаться лучших времен. Винер писал: «В настоящее же время лишь немногие ученые могут назвать себя математиками, или физиками, или биологами, не прибавляя к этому дальнейшего ограничения. Ученый становится теперь топологом, или акустиком, или специалистом по жесткокрылым. Он набит жаргоном своей специальной дисциплины и знает всю литературу по ней и все ее подразделы. Но всякий вопрос, сколько-нибудь выходящий за эти узкие пределы, такой ученый чаще всего будет рассматривать как нечто, относящееся к коллеге, который работает через три комнаты дальше по коридору. Более того, всякий интерес со своей стороны к подобному вопросу он будет считать совершенно непозволительным нарушением чужой тайны» (Н. Винер, 1948).

Упорно стремятся к упорядочению совокупного знания библиотекари и библиографы, но им пришлось в конечном счете довольствоваться искусственной системой, откровенно условной и бюрократической. «Информационный взрыв» вследствие компьютеризации, невозможность объять необъятное заставляет учёных либо глубоко специализироваться и терять существенные связи с окружающими областями знаний, либо пренебрегать подробностями и чрезмерно обобщать, что может привести к неучёту важных внутренних свойств и механизмов изучаемых явлений. ХХ век усилил не только процессы дифференциации, но и потребность в интеграции наук, в диалектическом синтезе, заставил создавать более общие методы исследования. Одним из результатов этого процесса было новое рождение кибернетики. Современная кибернетика берет начало в трудах американского математика Норберта Винера ( ).

«Математическое моделирование и эксперимент - основные методы получения научных знаний». Сегодня методы математического моделирования интенсивно развиваются на основе компьютерных технологий во всех сферах человеческой деятельности. Однако развитие метода мат. моделирования приводит не только к успехам и достижениям, но и проблемам, главная из которых трудность оценки вычислительных ошибок. По убеждению многих специалистов, именно эти ошибки стали одной из причин стремительно нарастающей волны техногенных катастроф. Развитие ЭВМ и численных методов привели к парадоксальной ситуации: с одной стороны, к возможности легкого решения сложнейших задач, а с другой к практически непреодолимым трудностям надежной оценки погрешности расчетных результатов. В этом состоит суть современного кризиса прикладной математики, который на наших глазах грозит перерасти в кризис современной цивилизации. Выход из математического кризиса возможно будет найден на основе развития методов искусственного интеллекта.

Многие цивилизации погибли вследствие истощения почвы. Наша цивилизация также вошла в неустойчивое состояние. В 1960 г., при населении 3 млрд. человек, оставалось 1.5 млрд га пашни. На каждого жителя в мире приходилось по 0.5 га, что было приемлемо для жизнеобеспечения по нормам, принятым в США и в Европе. К 2000 г., вследствие быстрого прироста населения, на каждого жителя приходилось уже по 0.27 га, т. е. почти в 2 раза меньше, чем требуется по нормам развитых стран. В Китае в 1995 г. на каждого жителя приходилось всего 0.08 га с тенденцией к заметному уменьшению, как вследствие роста населения, так и из-за крайней деградации почвы. Недавние надежды на то, что моря и океаны обеспечат человечество пропитанием, не оправдались: их ресурсы уже истощены. Почти полностью истреблены киты. Пограничные корабли многих стран ведут настоящую войну с рыбаками - нарушителями границ прибрежной зоны рыболовства. За последние 40 лет количество пресной воды на каждого человека в мире уменьшилось на 60%. В течение последующих 25 лет предполагается дальнейшее уменьшение еще в 2 раза. Более 80 стран мира испытывают недостаток пресной воды. В развивающихся странах загрязнено примерно 95% воды.

75% населения Земли живет в прибрежной полосе шириной до 150 км. Эта доля быстро возрастет. Следствие такой миграции - еще большее загрязнение шельфа и уничтожение морских обитателей. В 1870 г. леса занимали 7 млрд га. Сейчас их площадь уменьшилась в 2 раза. За 150 лет человечество успело израсходовать 65% мировых запасов нефти. Ежедневно в мире расходуется нефти почти в 5 раз больше, чем удается найти ее в новых месторождениях. За 60 лет с момента запуска первой АЭС, доля ядерной энергетики в мире (за исключением Украины, Франции, Японии и Израиля) не превысила того, что дает сжигание древесины для отопления жилищ. Более того, в США и Германии давно прекращено строительство новых атомных станций. Об уровне современной энерговооруженности человечества можно судить по таким данным: если пересчитать мощность разного рода двигателей на мускульную мощность человека, то окажется, что всего на Земле трудится 280 млрд. механических "рабов". На каждого человека, включая детей и стариков, приходится по 50, а на каждого американца - почти 200 таких "рабов".

Наука озарила своим светом "священные" составляющие промышленной религии: работа, собственность, прибыль и власть. Действительно, уже первые применения достижений астрономии, геодезии, точной механики и математики позволили перейти от робкого плавания в пределах видимости берегов к уверенному выходу не только в открытое море, но и в океан. География, ботаника, зоология, геология, минералогия и многие другие науки из описательных вскоре стали превращаться в рабочие инструменты промышленности и сельского хозяйства. Одними из главных потребителей плодов просвещения и наук стали армии всех стран: уничтожение себе подобных поднялось на качественно новый, "научно обоснованный" и поддержанный новейшими открытиями уровень. Наука дала все, что от нее ожидали: работу десяткам, а потом и сотням миллионов рабочих; собственность энергичным, удачливым и не отягощенным угрызениями совести предпринимателям, промышленникам и пр.; прибыль купцам и банкирам; невиданную ранее власть над собственным народом бюрократам, политикам и военным.

Промышленная религия низводит людей до слуг экономики. Наиболее агрессивные и безжалостные вознаграждаются еще большей властью и богатством. Свидетельства распада Промышленной религии очевидны: рост пустынь, горы мусора; глобальное потепление; ухудшение генетического кода человека; рост частоты раковых заболеваний; потеря биологического разнообразия; вредители, устойчивые к пестицидам; болезни, устойчивые к антибиотикам; нарастающая безработица; национальные долги; аборты; жестокости и самоубийства...

Чем, кроме крайней наивности, можно объяснить веру в то, что именно наука найдет выход из практически тупиковой ситуации, куда она привела человечество? И Гиппократ, призывающий врачей, приступающих к лечению, прежде всего не навредить, и Мольер, который утверждал, что почти все люди умирают от лекарств, а не от болезней, были правы. Научные знания пришли к людям, не умеющим, не способным распорядиться научными достижениями разумно. У человечества и каждого отдельного человека есть общая особенность: физическое созревание, максимум сил приходит раньше, чем формируется самосознание. Мудрость наступает тогда, когда уже не остается сил для жизни. В начале 20-го века, благодаря выдающимся достижениям науки и техники всего за 4 года было убито 30 млн. человек, а еще через 20 лет убито 55 млн. человек! Новейшие достижения науки создали разнообразные средства для гарантированного уничтожения всего человечества, независимо от его численности. Пожалуй, самым высшим достижением проявления науки является реальная возможность самоуничтожения даже без применения военной силы: достаточно жить так, как мы живем сейчас, уничтожая и отравляя растения, насекомых, птиц, животных и самих себя.

Никакие, даже самые высокие научные звания и титулы не мешают говорить нелепости, которые ведут людей в тупик. Вот фрагменты речи нобелевских лауреатов Пола Самюэльсона и Вильяма Нордхауса: "Должны ли мы предпринимать шаги для ограничения использования этих наиболее ценимых нами запасов общественного капитала, с тем чтобы он еще оставался доступным нашим внукам?...Экономисты спрашивают, следует ли будущим поколениям иметь больше пользы от запасов нефти, газа и угля, или от большего производства такого капитала, как дополнительные ученые, лучшие лаборатории и библиотеки, связанные информационной супермагистралью?...в перспективе, нефть и газ не существенны". Врожденная неспособность отличить библиотеку от нефти приведет к новой серии войн и пошлет на смерть миллиарды людей. Нужно иметь абсолютно искаженный взгляд на экономику, чтобы не понимать: нет никаких других материальных факторов, кроме природных ресурсов. Похоже на то, что современная наука, характерная архисуперузкой специализацией, привела нас, как и предсказывал Норткот Паркинсон, в архисуперширокий тупик.

Техническую лихорадку, которая охватила научных работников, промышленников и военных, почему-то приравнивают к прогрессу общества. Автор знаменитых "Принципов Питера": "Приглядитесь к последствиям. Можно предположить, что все мы обречены, и виной тому наша сообразительность, наше стремление к росту. Немного десятилетий назад нашу землю украшали кристально чистые озера. Почва поставляла всю нужную нам пищу. Горожанам без труда открывались красоты сельской местности. Нынешние озера и ручьи - это сточные ямы. Воздух стал смесью дыма, сажи, гари. И земля, и вода отравлены ядохимикатами, так что гибнут птицы, пчелы, рыба, домашний скот. Природа за городской чертой предстает в виде мусорных свалок и автомобильных кладбищ. Это прогресс! Прогресса у нас теперь так много, что не осталось даже уверенности насчет возможности человечества выжить. Мы сокрушили все надежды нашего века. Науку с ее чудесами мы превратили в источник ужаса, питаемого угрозой погибели рода человеческого во всемирном ядерном пожаре. … Это и есть тотальная некомпетентность". Во многих направлениях технический прогресс достиг абсолютных вершин. Однако все дороги с вершины ведут вниз...

Ни в одной стране мира, насколько мне известно, в правительстве нет министерства нападения. Существуют только министерства обороны, что не мешает, тем не менее, практически без перерыва, вести войну в течение всего существования "цивилизованного" человечества. По отношению к природе фактически всегда существовала группа министерств нападения, действующая на уничтожение по всем направлениям: воздух; вода в реках, озерах, морях и океанах; плодородная земля с лесами, пастбищами и полями; недра земли; летающие, прыгающие, ползающие и бегающие обитатели -- все исследовалось с тем, чтобы удовлетворить ненасытные и бездумные потребности человека, самозванного "царя" природы.

Информационные технологии Сейчас уже невозможно представить себе обычный магазин без автоматизированных подразделений: канцелярия, бухгалтерия, снабжение, сбыт, планирование, перевозка и пр. Современная Россия по оснащенности вычислительной техникой в сотни раз превосходит бывший СССР, но экономика остается неэффективной, в финансах станы царит неразбериха. Степень компьютеризации США на порядок выше, чем в нашей стране, но исследование, которое должно было выявить долю национального продукта, произведенного благодаря применению ИТ, оценило их вклад примерно в 1%. В начале века на заводах Генри Форда управление, оснащенное деревянными конторскими счетами, вело точный и оперативный учет материалов, деталей, договоров и пр., связанного с производством. Без задержек и сбоев, выплачивалась зарплата десяткам тысяч работников с учетом количества и качества затраченного труда. Еще одно потенциальное преимущество ИТ - создание безбумажных технологий делопроизводства. Фактически в 2000-м году в мире работало более 100 млн. принтеров. На них было отпечатано 3 триллиона листов. В м году - выдача на печать 8 триллионов листов.

Есть и качественно новые явления, принесенные компьютеризацией, например, интеллектуальная эрозия: дебилизация, вызываемая компьютерными играми; потеря грамотности; сужение кругозора; псевдообразование, не требующее работы мысли учащегося; переход от языка текстов к языку рисунков (обратное тому, что было в классической школе), т. е. уход от мышления к рефлекторным реакциям. Естественно, не забыт и военно-промышленный комплекс. Кроме палки, кухонного ножа и пистолета не осталось уже никакого некомпьютеризованного оружия. Повсюду работают программы, банки данных, экспертные системы и прочая атрибутика современного шаманства. "Успехи" в области искусственного интеллекта прекрасно охарактеризованы С. Лемом всего лишь одной грубоватой, но очень точной фразой: "Гуманистику автоматизировать не удалось, и не потому, что она невероятно сложна, напротив: она настолько противоречива и нелогична, в ней столько произвольных домыслов, составляющих гордость научных течений и школ, что нельзя препоручить ее логическим системам, - они реагируют на это информационным запором или аллергической сыпью".

Использованы материалы из книги Валентина Пономаренко «Проблема 2033»