На основе имеющихся ресурсов устранить противоречия, мешающие достичь идеального результата. ПОСТАНОВКА ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ЗАДАЧИ Решение поставленной задачи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы решения творческих изобретательских задач Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)
Advertisements

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ АРИЗ - пошаговая программа для анализа и решения изобретательских задач. 3 основных инструмента ТРИЗ: - программа.
ТРИЗ: постулаты, источники и составные части. Вопросы лекции 1.Основные понятия ТРИЗ 2.Источники ТРИЗ 3.Постулаты и принципы ТРИЗ 4.Составные части ТРИЗ.
Изобретательная деятельность Подготовила Афонина Т.В. Учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Леляевка»
Концепция применения ТРИЗ в педагогике Технические системы развиваются по объективно-существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать.
Основные этапы моделирования. Моделирование – исследование объектов путем построения и изучения их моделей. Моделирование – творческий процесс, и поэтому.
Моделирование – исследование объектов путем построения и изучения их моделей. Моделирование – творческий процесс, и поэтому заключить его в формальные.
«Метод мажорант» Работа учащихся 11 «А» класса МОУ «Гимназия 5» Барышникова Александра, Барышниковой Виктории Научный руководитель: учитель математики.
1 Уничтожение радикалов Рогозина Елена Геннадьевна Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей ПУ-97.
Алгоритм - точная конечная последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное, записанная с помощью.
М.И. Махмутов указывал на пять уровней проблемности при осуществлении проблемного обучения. Первый уровень его характеризуется тем, что проблемная ситуация.
Понятие творчества и развитие творческих способностей.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Управление Определение Управление - целенаправленное воздействие на систему со стороны субъекта управления.
1 Информационные основы процессов управления В основе технологии компьютерного моделирования лежит теория процессов управления.
1 © Vladimir Petrov Саммит Разработчиков ТРИЗ – 2009 ТRIZ Developers Summit – 2009 Структура АРИЗ-2010 Владимир Петров.
Тесты Особенности содержания и структуры контрольных измерительных материалов определяются целями, поставленными перед ЕГЭ Цель единого государственного.
Логико-структурная основа проекта. Методики социального и образовательного проектирования Методика матрицы идей Методика вживания в роль Метод аналогии.
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
Архимедова сила. Зависимость давления в жидкости или газе от глубины погружения тела приводит к появлению выталкивающей силы / или иначе силы Архимеда.
Транксрипт:

Источник: На основе имеющихся ресурсов устранить противоречия, мешающие достичь идеального результата. ПОСТАНОВКА ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ЗАДАЧИ Решение поставленной задачи может осуществляться разными методами с помощью различных инструментов (алгоритмов, программ, информационных баз и пр.) Есть (As is) Должно быть (To be) ИКР, противоречия Решение Постановка задачи Методы, инф. ресурсы

ПОСТАНОВКА ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ЗАДАЧИ Когда проблема встаёт перед изобретателем впервые, она обычно сформулирована расплывчато и неизвестно, какими методами её решать. В ТРИЗ такая форма постановки называется изобретательской ситуацией. Главный её недостаток в том, что перед инженером оказывается чересчур много путей и методов решения. Перебирать их все трудоёмко и дорого, а выбор путей наудачу приводит к малоэффективному методу проб и ошибок. Поэтому первый шаг на пути к изобретению переформулировать ситуацию таким образом, чтобы сама формулировка отсекала бесперспективные и неэффективные пути решения. Г. Альтшуллер предположил, что самое эффективное решение проблемы такое, которое достигается «само по себе», только за счёт уже имеющихся ресурсов. Таким образом он пришёл к формулировке идеального конечного результата (ИКР): «Некий элемент системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие».

Когда техническая проблема встаёт перед изобретателем впервые, она обычно сформулирована расплывчато и не содержит в себе указаний на пути решения. В ТРИЗ такая форма постановки называется изобретательской ситуацией. Самое эффективное решение проблемы такое, которое достигается кратчайшим путём. Чтобы найти этот путь, необходимо определить цель. В ТРИЗ этой целью является идеальный конечный результат (ИКР). На практике идеальный конечный результат обычно полностью недостижим, однако он служит ориентиром для изобретательской мысли. Чем ближе решение к ИКР, тем оно лучше. Идеальная система - такая система, затраты на получение полезного эффекта в которой равны нулю. ИКР в обобщённом виде: полезная функция должна выполняться сама по себе.

Пример. Идеальная модель: чернил должно быть сколь угодно много, чтобы можно было создать след любой длины, и на острие пера чернил не должно быть совсем, чтобы они не высыхали и не падали в виде клякс!

Пример. Идеальное грузовое судно – водоизмещение используется под груз на 100%.

Пример. Идеальное маломерное судно – судна нет а плавать можно. Более распространённый пример – резиновые лодки.

Пример. PlanetSolar – самая большая в мире солнечная яхта, питающаяся исключительно от солнечной энергии. Общая площадь солнечных панелей, расположенных на яхте PlanetSolar составит около пятисот квадратных метров. Она создана для первого в мире кругосветного путешествия по воде на энергии солнечных батарей. Идеальное топливо – бесплатное и всегда в наличии.

Пример. Идеальная жизнь – одновременно живешь, работаешь, отдыхаешь и путешествуешь вместе с собственным домом в плавучем городе.

Получив инструмент отсечения неэффективных решений, можно переформулировать изобретательскую ситуацию в стандартную мини-задачу: «согласно ИКР, всё должно остаться так, как было, но либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество, либо появиться новое, полезное качество». Основная идея мини-задачи в том, чтобы избегать существенных (и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решения. Формулировка мини-задачи способствует более точному описанию задачи: Из каких частей состоит система, как они взаимодействуют? Какие связи являются вредными, мешающими, какие нейтральными, и какие полезными? Какие части и связи можно изменять, и какие нельзя? Какие изменения приводят к улучшению системы, и какие к ухудшению?

ТРИЗ выделяет 3 вида противоречий (в порядке возрастания сложности разрешения): административное (поверхностное) противоречие : «надо улучшить систему, но я не знаю как (не умею, не имею права) сделать это». Это противоречие является самым слабым и может быть снято либо изучением дополнительных материалов, либо углублением противоречия. техническое (углублённое) противоречие : «улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра». Техническое противоречие это основа постановки изобретательской задачи. Переход к техническому противоречию сужает поле поиска решений и позволяет перейти к алгоритму решения изобретательской задачи, который либо предлагает применить один или несколько стандартных технических приёмов, либо (в случае сложных задач) требует перехода к обострённому противоречию. физическое (обострённое) противоречие : «для улучшения системы, какая-то её часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно». Физическое противоречие является наиболее фундаментальным, потому что изобретатель упирается в ограничения, обусловленные физическими законами природы. Для решения задачи изобретатель должен воспользоваться справочником физических эффектов и таблицей их применения.

административное (поверхностное) противоречие:

технические (углублённые) противоречия:

физическое (обострённое) противоречие:

1. Изобретательская ситуация. Имеется некоторое (поверхностное) противоречие 2. Определим главную функцию системы, её цель 3. Определим идеальный конечный результат (ИКР) 4. Изучим систему и проанализируем – что мешает достижению ИКР 5. Определим одно или несколько углублённых противоречий (технических противоречий между элементами системы). Теперь мы имеем постановку изобретательской задачи в первом приближении. 6. Пытаемся с помощью простейших приёмов разрешить противоречия. Если не получается, то 7. Формулируем обострённые (физические) противоречия. В результате мы получаем уточнённую постановку изобретательской задачи. ПОСТАНОВКА ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ЗАДАЧИ

В 1961 году Г. Альтшуллер исследовал около изобретений из 43 патентных классов и пришёл к открытию: 1. Изобретательских задач бесчисленное множество, а типов системных противоречий сравнительно мало. 2. Существуют типичные системные противоречия и существуют типовые приемы их устранения. Постановка изобретательских задач – итерационный процесс, когда составляется несколько вариантов описания задачи с попытками их решения. При этом каждое последующее описание – более точное и детальное. Постановка изобретательских задач – сложная и трудоемкая творческая работа, на которую не следует экономить время, поскольку правильная постановка изобретательской задачи – это основа ее решения. Уточнение постановки связано с отсечением многих бесперспективных и тупиковых направлений поиска.