Профилактика и коррекция нарушений письменной речи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
XXI век - век информации. Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью.
Advertisements

Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области В.А.Мельникова.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Учитель-логопед Климченко С.Р.. Не плакать, не смеяться, а понимать.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Патопсихология процесса чтения Подготовила: Учитель-логопед МОУ «СШ 8» Барыкина С.А.
«Дисграфия» Учитель-логопед ГБОУ 1643 Новикова С.В.
ДИCГРАФИЯ и ДИЗОРФОГРАФИЯ Возникновение, проявление и возможные пути предупреждения.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога Педагог-психолог Зарипова Р. С. Учитель-логопед Токарева Н. В.
Дислексия Педагогический подход: дислексия частичное, специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических.
Логопедическая работа, направленная на преодоление нарушений письма и чтения младших школьников с ОНР включает следующие аспекты: преодоление отклонений.
Методические рекомендации по логопедической диагностике Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Морткинская средняя общеобразовательная.
Транксрипт:

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи.

Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку, языковое образование и речевое развитие детей является одной из центральных проблем современных образовательных учреждений. Резко снижается успеваемость детей по русскому языку, растёт уже второе поколение неграмотных детей. Это обусловлено разными факторами. Но ведущим из них является фактор изменения психического, соматического и речевого статуса детей, поступающих в образовательные учреждения.

Фактор статуса Нерезко выраженное нарушение слуха Недостаточный уровень развития познавательной деятельности и ВПФ Нерезко выраженное нарушение зрения

Как следствие этого, большое количество детей с речевыми нарушениями вторичного генеза. В связи с этим меняется место и роль логопеда образовательного учреждения. Всё чаще логопед выступает в роли эксперта причин нарушений устной и письменной речи детей.

В логопедии частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в письме называют дисграфией. (Р.И. Лалаева, 1997 г.)

В 1984 году С.Ф. Иваненко предложила 4 группы нарушения письма с учётом возраста детей, этапа обучения грамоте, степени выраженности нарушения и специфики их проявлений.

Группа нарушения Показатели Время диагностирования Трудности в овладении письмом 1. Нечёткое знание всех букв алфавита. 2. Сложности при переводе звука в букву и наоборот. 3. Сложности при переводе печатной графемы в письменную. 4. Трудности звуко- буквенного анализа и синтеза. 5. Письмо под диктовку отдельных букв. Первое полугодие первого года обучения. Нарушение формирования процесса письма 1. Смешение письменных и печатных букв. 2. Списывание осуществляется, но самостоятельное письмо в стадии формирования. 3. Написание слов без гласных. 4. Слияние или расщепление слов. Второе полугодие первого класса или первое полугодие второго класса. Дисграфия Стойкие ошибки одного или разных видов Второе полугодие второго класса Дизорфография Неумение применять на письме орфографические правила по школьной программе Третий год обучения

Дисграфия Артикуляторно – акустическая Акустическая На почве нарушения языкового анализа и синтеза Оптическая Идеаторная На почве истерии Аграмматическая

Представляет отражение неправильного произношения на письме. Представляет отражение неправильного произношения на письме. Проявляется в виде пропусков, замены и смешения букв. Проявляется в виде пропусков, замены и смешения букв. Наиболее часто проявляется у учащихся с выраженной ЗПР и умственной отсталостью. Наиболее часто проявляется у учащихся с выраженной ЗПР и умственной отсталостью.

Специфический вид дисграфии. Специфический вид дисграфии. Проявляется заменой букв, соответствующих фонетически близким звукам. Проявляется заменой букв, соответствующих фонетически близким звукам. Замена и смешение парных звонких и глухих согласных. Замена и смешение парных звонких и глухих согласных. Замена и смешение свистящих и шипящих. Замена и смешение свистящих и шипящих. Замена и смешение африкантов и их компонентов. Замена и смешение африкантов и их компонентов. Замена и смешение гласных первого – второго ряда. Замена и смешение гласных первого – второго ряда. Пропуски, замена и смешение мягкого знака. Пропуски, замена и смешение мягкого знака. Замена и смешение о - у, е – и в ударной позиции. Замена и смешение о - у, е – и в ударной позиции. НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНА ПРИ ОНР III – IV УРОВНЯ. НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНА ПРИ ОНР III – IV УРОВНЯ. РЕЖЕ ПРИ ФФНР. РЕЖЕ ПРИ ФФНР.

ПРОЯВЛЯЕТСЯ НА УРОВНЕ СЛОВА И НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПРОЯВЛЯЕТСЯ НА УРОВНЕ СЛОВА И НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПРОПУСКИ ГЛАСНЫХ БУКВ. ПРОПУСКИ ГЛАСНЫХ БУКВ. ПРОПУСКИ СОГЛАСНЫХ. ПРОПУСКИ СОГЛАСНЫХ. ПРОПУСКИ СОГЛАСНЫХ БЕЗ СТЕЧЕНИЯ (ПРИ ЗПР). ПРОПУСКИ СОГЛАСНЫХ БЕЗ СТЕЧЕНИЯ (ПРИ ЗПР). СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ. СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРИСТАВОК. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРИСТАВОК. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ (ЧАЩЕ ПРИ ЗПР И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ). РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ (ЧАЩЕ ПРИ ЗПР И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ). СТОЙКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФФН И ОНР. СТОЙКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФФН И ОНР.

ОБУСЛОВЛЕНА НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ И СИНТАКСИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ. ОБУСЛОВЛЕНА НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ И СИНТАКСИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ. ИСКАЖЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА. ИСКАЖЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА. ИЗМЕНЕНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ИЗМЕНЕНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. НАРУШЕНИЕ ПРЕДЛОЖНО – ПАДЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ. НАРУШЕНИЕ ПРЕДЛОЖНО – ПАДЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ИЗМЕНЕНИЕ ПАДЕЖА МЕСТОИМЕНИЙ ИЗМЕНЕНИЕ ПАДЕЖА МЕСТОИМЕНИЙ НАРУШЕНИЕ СОГЛАСОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ. НАРУШЕНИЕ СОГЛАСОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.

Представляет собой замены и смешение оптически сходных букв. Представляет собой замены и смешение оптически сходных букв. (о-а, п-т, и-у, с-э, м-н, м-л, б-д и т.д.) (о-а, п-т, и-у, с-э, м-н, м-л, б-д и т.д.) Обусловлена нарушениями оптико – пространственного гнозиса и конструктивного мышления. Обусловлена нарушениями оптико – пространственного гнозиса и конструктивного мышления.

Неспецифические виды дисграфии Идеаторная Идеаторная Является следствием выраженного дисбаланса между возбуждением и торможением. Является следствием выраженного дисбаланса между возбуждением и торможением. Характеризуется отсутствием стабильных типов ошибок. Характеризуется отсутствием стабильных типов ошибок. При преобладании возбуждения ребёнок с трудом высиживает урок, постоянно отвлекается, в работу включаются фрагментарно. При преобладании возбуждения ребёнок с трудом высиживает урок, постоянно отвлекается, в работу включаются фрагментарно. При преобладании торможения ребёнок пассивен, заторможен, работает только под контролем. При преобладании торможения ребёнок пассивен, заторможен, работает только под контролем. На почве истерии На почве истерии Гиперболизированный вариант идеаторной дисграфии с преобладанием возбуждения. Гиперболизированный вариант идеаторной дисграфии с преобладанием возбуждения. Характеризуется следующими типами ошибок: Характеризуется следующими типами ошибок: Пропуск гласных и согласных букв. Пропуск гласных и согласных букв. Большое количество орфографических ошибок. Большое количество орфографических ошибок.

Традиционная профилактика дисграфии и основные направления работы по её преодолению. Одним из наиболее важных вопросов теоретической и практической логопедии является профилактика нарушений письменной речи у детей. Одним из наиболее важных вопросов теоретической и практической логопедии является профилактика нарушений письменной речи у детей. Работа по профилактики дисграфии необыкновенна широка и неотделима от гармонизации развития личности ребёнка в целом. Работа по профилактики дисграфии необыкновенна широка и неотделима от гармонизации развития личности ребёнка в целом. Письмо – сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи. Письмо – сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи. Профилактика дисграфии, прежде всего, заключается в своевременной диагностики предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребёнка в подготовительную группу. Профилактика дисграфии, прежде всего, заключается в своевременной диагностики предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребёнка в подготовительную группу.

Современная комплексная методика профилактики дисграфии А.В. Семенович (2002 г) Представлена в трёх направлениях работы. Представлена в трёх направлениях работы. 1. Стабилизация и организация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов (дыхательные упражнения, массаж, развитие сенсомоторики, преодоление мышечных дистоний, формирование навыков внимания). 2. Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов( развитие зрительного гнозиса, формирование пространственных представлений, логико – грамматических конструкций, развитие кинестетических процессов, слухового гнозиса, фонетико – фонематических процессов, мнестических процессов, номинативных процессов). 3. Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции ( формирование навыков целеполагания, программирования, самоконтроля, развитие коммуникативныхэ навыков, произвольного внимания, совершенствование обобщающей функции слова и интеллектуальных процессов)

Базовые направления в профилактике дисграфии Развитие сенсомоторных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса). Развитие сенсомоторных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса). Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (слух о двигательных, зрительно – двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов). Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (слух о двигательных, зрительно – двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов). Развитие психических функций. Развитие психических функций. Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сопоставления, классификации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции, воспитание мотивов к учебной деятельности). Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сопоставления, классификации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции, воспитание мотивов к учебной деятельности). Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связанной монологической речи, совершенствование лексико – грамматического и фонетического оформления речи). Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связанной монологической речи, совершенствование лексико – грамматического и фонетического оформления речи).

Основные направления логопедической работы по профилактике дисграфии: Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука). Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука). Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов- слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов- слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Преодоление дисграфии может осуществляться в трёх методологических подходах Современная логопедическая теория Методика И.Н. Садовниковой Методика А. В. Ястребовой

Современная логопедическая теория Базируется на результатах логопедической диагностики детей с проблемами письма. Базируется на результатах логопедической диагностики детей с проблемами письма. Выявляются слабые звенья функциональной системы письма у конкретного учащегося. Выявляются слабые звенья функциональной системы письма у конкретного учащегося. Определяется вид или сочетание видов дисграфии. Определяется вид или сочетание видов дисграфии. Наиболее полно разработана программа Мазановой Е.В. (конспекты, индивидуальные рабочие тетради). Наиболее полно разработана программа Мазановой Е.В. (конспекты, индивидуальные рабочие тетради).

Методика А. В. Ястребовой(1984) Имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность. Имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность. Коррекционно – развивающая работа посвящена совершенствованию устной речи дети, развитию речемыслительной деятельности, формированию психологических предпосылок к осуществлению полноценной учебной деятельности. Коррекционно – развивающая работа посвящена совершенствованию устной речи дети, развитию речемыслительной деятельности, формированию психологических предпосылок к осуществлению полноценной учебной деятельности. Работа начинает реализовываться уже с первоклассниками, составляющими «группу риска», которая предупреждает появление дисграфии и дислексии. Работа начинает реализовываться уже с первоклассниками, составляющими «группу риска», которая предупреждает появление дисграфии и дислексии.

Основные этапы работы I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. II этап – восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой. II этап – восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой. III этап – восполнение пробелов в формировании связанной речи. III этап – восполнение пробелов в формировании связанной речи.

Методика И.Н. Садовниковой Базируется на результатах логопедического обследования, в ходе которого определяются ведущие направления логопедической коррекции. Базируется на результатах логопедического обследования, в ходе которого определяются ведущие направления логопедической коррекции. Ведущие направления: Ведущие направления: 1. Развитие фонематического восприятия и языкового анализа. 2. Развитие пространственных и временных представлений. 3. Количественное и качественное обогащение словаря. 4. Совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов. 5. Усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений. 6. Обогащение фразовой речи учащихся.

Дислексия

Обычно, когда люди слышат слово дислексия, они думают только о проблемах с чтением, письмом, правописанием и математикой, которые имеются у ребенка в школе. У некоторых это ассоциируется только с переворачиванием слов и букв, у других- только с отстающими учениками. Почти все считают, что это некоторая форма неспособности к обучению, но неспособность к обучению - это только одна грань дислексии.

Термин дислексия - это был первый общий термин, который применялся для описания различных проблем обучения. В конечном счете эти проблемы были разделены на группы и категории, чтобы можно было описать различные виды неспособности к обучению. Поэтому мы можем назвать дислексию матерью различных видов неспособности к обучению. В настоящее время для описания ее различных аспектов применяется более семидесяти названий.

Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

Ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению. У обычных детей ошибки при чтении, даже специфического характера, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией, эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы.

1. Они могут использовать способность мозга изменять и создавать восприятия (основная способность). 2. Они в высокой степени осознают окружающую их обстановку. 3. Они более любопытны, чем обычные люди. 4. Они мыслят, в основном, образами, а не словами. 5. У них высоко развита интуиция и проницательность. 6. Они думают и воспринимают в многомерном представлении (используя все органы чувств). 7. Они могут воспринимать мысль как реальность. 8. У них яркое воображение. Дислексик – он какой?

Эти восемь основных способностей, если они не подавлены, не ликвидированы или не разрушены родителями или воспитательным процессом, дадут в результате две характеристики: интеллект выше среднего уровня и чрезвычайно высоко развитые творческие способности. Из них может возникнуть настоящий дар дислексии - дар мастерства.

Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения речи) - алалия, афазия и т. п. Дислексия может наблюдаться у детей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью.

По Р. И. Лалаевой, навык чтения зависит от сформированности у ребенка: фонематического восприятия (дифференциация фонем) фонематического анализа зрительного анализа и синтеза (дифференциация букв) пространственных представлений зрительного мнезиса (запоминание букв) Процесс чтения включает в себя следующие операции: восприятие графического образа слова перевод графической формы в звуковую понимание прочитанного

По Егорову 4 ступени навыка чтения: 1. Овладение звуко-буквенными обозначениями. Характеризуется формирования зрительного узнавания букв слова и прочтением слога послеслияния букв. 2. Слоговое чтение. Слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова. 3. Становление целостных приемов восприятия. Слова знакомые, простые по структуре, читаются целостно, трудные - по слогам. Ребенок синтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляется смысловая догадка. 4. Синтетическое чтение. Целостное чтение словами и группами слов. Главная задача - осмысление прочитанного.

Сложность процесса чтения заключается в следующем: 1. несоответствие звуков и букв в русском языке. 2. сложность и разные способы обозначения мягкости согласных звуков. 3. наличие йотированных гласных. 4. наличие слабых позиций звуков.

Одна из наиболее популярных в мире классификаций дислексии принадлежит Саре Борель-Мезони. Она построена по принципу учета патогенеза детей с дислексией. 1. Дислексия, связанная с нарушениями устной речи. Механизм речевого недоразвития сводится к сенсорным (слуховым) нарушениям(нарушениям слуховой памяти, слухового восприятия). Дети с трудом устанавливают связь между слуховым образом (звуком) и буквой. 2. Дислексия, связанная с неполноценностью пространственных представлений. При такой форме нарушено восприятие формы, величины, расположения в пространстве, схема тела. Отмечается неполноценность кинестетической памяти, иногда - моторная дискоординированность, диспраксические нарушения.

3. Смешанная дислексия (самая многочисленная группа). При этой форме у детей отмечаются нарушения зрительного и слухового восприятия, моторные отставания, недоразвитие устной речи, недостаточность пространственных представлений. 4. Ошибочная (ложная) дислексия. При такой форме дети не имеют каких-либо нарушений устной речи, пространственных представлений и т.д. При этом они не овладевают чтением вследствие педагогической запущенности, влияния неблагоприятной окружающей среды или неправильных методик обучения чтению.

Классификация Р. И. Лалаевой построена на основании учета нарушенных операций процесса чтения: С учётом несформированных высших психических функций и операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексии: фонематическая, семантическая, аграмматическая, оптическая, мнестическая, тактильная (у слепых людей).

Фонематическая дислексия вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Выделяют две формы фонематической дислексии.

Первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического восприятия и проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки.

Вторая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза. Нарушение формирования фонематического анализа проявляется в специфических ошибках при чтении: побуквенном чтении, искажении звукослоговой структуры слова.

Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах при чтении. В процессе чтения ребёнок неправильно произносит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов. Аграмматизмы при чтении обусловлены несформированностью морфологических обобщений, трудностью дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразования, нечеткостью представлений о синтаксической структуре предложения.

Семантическая дислексия Эта форма дислексии проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении. Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и при чтении предложений и текста. Нарушение понимания прочитанного слова обусловлено недоразвитием звукослогового синтеза.

Оптическая дислексия Этот вид дислексии проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении. При этом виде дислексии может наблюдаться и зеркальное чтение

Мнестическая дислексия Мнестическая дислексия проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

У дислексиков внутренний монолог развит слабо или его вообще нет, поэтому они не слышат, что они читают, если они не читают вслух. Вместо этого они формируют мысленный образ, добавляя к нему значение - или образ значения - каждого нового слова, предстающего перед ними. Слова, которые описывают реальные вещи, не вызывают у дислексиков много проблем.

Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками: · Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. · Метод кинезиологической коррекции. · Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. · Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия. · Зеркально-симметричное рисование обеими руками. · Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова. · Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко. · Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.ребусы · Поисковые таблицы слов "Фотоглаз". · Метод "озвученного" чтения. · Метод словесных анаграмм. · Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Веселая мозаика Цель: запоминать буквы, учиться их составлять из мозаики, развивать мелкую моторику. Что вам понадобится: мозаика любого типа ("гвоздики", "кнопочки", "колпачки", "фишки"), соответствующее наборное полотно к мозаике. Как играть? Предложите ребенку выложить из мозаики ту букву, на запоминание которой в настоящее время направлены ваши совместные усилия. Можете предложить выложить букву заданного цвета (исходя из возможностей мозаики), заданного размера (большую или маленькую), скопировать букву с образца, который вы составите сами, сделать букву большего или меньшего размера, чем ваша. Варианты: Предложите ребенку превращать буквы из одной в другую, добавляя дополнительные детали мозаики, убирая лишние или перемещая необходимые детали. Интересно будет превратить А в Л и наоборот, Т в Г и наоборот, Е в Ё и наоборот, У в X и наоборот, П в Н или И и наоборот, Щ в Ш или Ц и наоборот.

Сложи камешки Цель: запоминать буквы, учиться их составлять из камешков. Что вам понадобится: камешки (привезенные вами с моря, собранные на улице, купленные специально для занятий в магазине). Как играть? Выкладываете буквы из камешков, когда учите ребенка новой букве. Выложите образец, попросите ребенка выложить такую же букву. Или предложите ребенку пофантазировать и самому выложить букву из камешков. Лучше использовать камешки примерно одинакового размера - тогда букву будет легко выкладывать по образцу, при этом можно еще и сосчитать, сколько камешков у буквы в высоту и в ширину. А если в используемом вами наборе есть камешки разного размера, воспользуйтесь этим для составления букв, содержащих круги и полукруги. Так, букву 0 вполне может заменить один большой камешек круглой или овальной формы. При составлении букв В, Б, Р, Ф, Я, Ы можно использовать большие камешки круглой/овальной формы для обозначения полукруглых деталей букв, а из камешков меньшего размера составлять детали, соответствующие прямым линиям.

Пластилиновый конструктор Цель: запоминать буквы, учиться лепить буквы из пластилина, развивать мелкую моторику. Что вам понадобится: набор пластилина (заранее проверьте, чтобы пластилин был эластичный, не жесткий и не ломкий), доска для лепки, стека или одноразовый пластиковый нож. Как играть? Вместе с ребенком изготовьте из пластилина колбаски примерно одинаковой толщины и длины. Таких колбасок потребуется 8 штук. 2 колбаски разделите (разрежьте) стекой пополам. 2 другие колбаски разделите на 3 части каждую. Из 4 оставшихся колбасок сделайте колечки, скрепив их края. 2 колечка разделите стекой пополам так, чтобы получились полукруги. Таким образом, у вас получился набор деталей для составления любой буквы русского алфавита. Теперь ребенок может составлять буквы по вашему образцу или по собственному представлению.

Проблемные вопросы дисграфии и дислексии Ухудшение здоровья современных младших школьников. Ухудшение здоровья современных младших школьников. Недостаточность или неравномерность развития ВПФ, обеспечивающих готовность к овладению письменной речи. Недостаточность или неравномерность развития ВПФ, обеспечивающих готовность к овладению письменной речи. Разнообразие этиопатогенетических Разнообразие этиопатогенетических механизмов и наличие симптомокомплексов у ребёнка (ММД, СДВГ, психический инфантилизм, церебрастения, психическая депривация, школьная дезадаптация). механизмов и наличие симптомокомплексов у ребёнка (ММД, СДВГ, психический инфантилизм, церебрастения, психическая депривация, школьная дезадаптация).

"Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими." Р. Эмерсон

XXI век - век информации. Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса.

Использование ИКТ в работе с различными субъектами образовательного процесса 1) с учащимися (логодиагностика, развивающая и коррекционно - логопедическая работа, логопедическое просвещение) - 60% от общего использования ИКТ в работе; 2) с педагогами (сопровождение профессионального развития педагога, логопедическое просвещение и консультирование) 20%; 3) с родителями (логопедическое просвещение, групповое консультирование) 20%

Преимущество использования информационных компьютерных технологий в работе логопеда огромный интерес детей и подростков заниматься всем, что связано с компьютерами; огромный интерес детей и подростков заниматься всем, что связано с компьютерами; широкие мультимедийные возможности; широкие мультимедийные возможности; возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка; возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка; интерактивность компьютерных программ; интерактивность компьютерных программ; экономия временных ресурсов. экономия временных ресурсов.

Компьютерные ресурсы, используемые в работе школьного логопеда готовый продукт: Компьютерные логопедические тренажеры; Компьютерные логопедические тренажеры; батареи компьютерных тестов; батареи компьютерных тестов; приключенческие квесты и обучающие игры; приключенческие квесты и обучающие игры; книги, учебники и энциклопедии; книги, учебники и энциклопедии; электронные рассылки; электронные рассылки; логопедические ресурсы Рунета логопедические ресурсы Рунета самостоятельно- разработанный инструментарий: самостоятельно- разработанный инструментарий: игры и программы- презентации, игры и программы- презентации, составленные с помощью составленные с помощью программы Microsoft Power программы Microsoft Power Point; Point; веб-страницы и веб-сайт («Логопедия для учителя»); подборки компьютерных тестов, набранных в креаторе тестов; веб-страницы и веб-сайт («Логопедия для учителя»); подборки компьютерных тестов, набранных в креаторе тестов; цифровые видеоролики и др. цифровые видеоролики и др.

Основные направления профессиональной деятельности Логодиагностика Компьютерные тесты, печать бланков, обработка тестов, составление диаграмм, презентация результатов тестирования, электронная база данных, креатор тестов (создатель простых текстовых тестов) и т.д.

Основные направления профессиональной деятельности Логопедическое просвещение и консультирование Электронные справочники, CD- фильмы, электронные рассылки: «Логопедический Консультарий» и др. Электронные справочники, CD- фильмы, электронные рассылки: «Логопедический Консультарий» и др. Создание веб-сайт для школьной сети «Логопедия для учителя», «Логопедия для родителей» Создание веб-сайт для школьной сети «Логопедия для учителя», «Логопедия для родителей»

Основные направления профессиональной деятельности Коррекция и развитие личности Развивающие логопедические программы и тренажеры (на развитие речи, памяти и внимания, отработка звукопроизношения и др.); развивающие игры; Развивающие логопедические программы и тренажеры (на развитие речи, памяти и внимания, отработка звукопроизношения и др.); развивающие игры; игры-презентации «Умники и умницы», «В стране правильной речи» и др. игры-презентации «Умники и умницы», «В стране правильной речи» и др.

Основные направления профессиональной деятельности Логопедическое сопровождение педагогов Электронные учебники по логопедии, современные статьи о вопросах развития речи, нарушениях письменной и устной речи,подборка вопросов и ответов «Логопедический Консультарий» и др. в веб-сайте «Логопедия для учителя» Электронные учебники по логопедии, современные статьи о вопросах развития речи, нарушениях письменной и устной речи,подборка вопросов и ответов «Логопедический Консультарий» и др. в веб-сайте «Логопедия для учителя»

Основные направления профессиональной деятельности Совершенствование профессиональной компетентности логопеда Чтение и анализ электронных книг по логопедической тематике; периодики (электрон. версия журнала «Логопед»), систематическое чтение электронных рассылок и сайтов по логопедической тематике, составление личного каталога логопедических ресурсов Рунета, систематизация электронных ресурсов и методических разработок в сайте «Логопедическая служба школы»

Использование информационных компьютерных технологий предлагает следующий список преимуществ Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернет; Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернет; Возможность опосредованного консультирования и просвещения; Возможность опосредованного консультирования и просвещения; Точность и быстрота обработки диагностического материала; Точность и быстрота обработки диагностического материала; Большой интерес учащихся к современным информационным технологиям ( а следовательно это можно использовать для повышения учебной мотивации); Большой интерес учащихся к современным информационным технологиям ( а следовательно это можно использовать для повышения учебной мотивации); Наличие компьютерных развивающих тренажеров; Наличие компьютерных развивающих тренажеров; Высокое качество и наглядность стимульного материала Высокое качество и наглядность стимульного материала

Компьютер помогает при нарушениях письменной речи

Необходимость разнообразить речевую практику ребенка, у которого есть трудности в письменной речи, – одна из наиболее сложных и важных задач, стоящих перед учителем-логопедом. Помочь решить эту задачу может компьютер.

Лабораторией компьютерных технологий Института коррекционной педагогики РАО разработаны специальные программы для учителей-дефектологов: «Видимая речь», «Мир за окном», «Кроссворды», «Играя, учимся LOGO» и другие. Однако и без этих дорогостоящих программ, рассчитанных на определенные модели компьютера и объем памяти, логопедические занятия можно вести с помощью «Word» – текстового редактора.

Работа на компьютере нова для детей, разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха. Работа в текстовом редакторе напоминает работу на пишущей машинке: перед вами клавиатура, но вместо листа бумаги – экран монитора.

Тот, кто учился печатать на пишущей машинке, знает, что этот процесс напоминает обучение грамоте в начальной школе – поиск нужной клавиши сначала затягивается во времени и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука. Таким образом, при работе с компьютером включается речеслуховой анализатор (происходит актуализация фонемы), речедвигательный анализатор (актуализация артикулемы), зрительный анализатор (актуализация печатной графемы).

Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, что способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дисграфика.

Программа «Word», в отличие от пишущей машинки, позволяет сохранить в памяти компьютера задание в первоначальном (неизменном) виде, что дает возможность последовательно проработать его со многими детьми. При этом в любой момент мы можем усовершенствовать задание, внести в него коррективы в соответствии с индивидуальными трудностями конкретного ученика.

Удобство и эффективность работы в текстовом редакторе очевидны, когда возникает необходимость исправить опечатку, удалить или переместить слово, предложение, заменить часть задания. Мы знаем, как важно для любого ребенка увидеть конечный результат выполненной им самостоятельно или с помощью взрослого работы. Учитывая это, набранный ребенком текст может быть отпечатан с помощью принтера произвольно заданным шрифтом определенного размера. Ребенок видит свою работу чистой, аккуратной, без ошибок. Лист с выполненным заданием является предметом его законной гордости – он сделал его сам, может показать товарищам и родителям, получить их одобрительные отзывы.

«Коррекционная работа на синтаксическом уровне». Основная задача – использование языкового анализа и синтеза (научиться определять количество, линейную последовательность слов, место слова в предложении, отграничивать речевые единицы, понимать причинно- следственные связи в предложении).

Предлагаются следующие виды заданий: 1. разделить записанные без пробелов между словами предложения 2. определить количество слов и пробелов между ними, 3. грамотно оформить предложение 4. впечатать заглавную букву и точку 5. сократить распространенное предложение на одно–два–три слова до грамматической основы 6. распространить предложение на одно–два–три слова 7. изменить порядок слов в предложении 8. изменить одно слово в предложении 9. «вычеркнуть» (удалить) неверное по смыслу предложение 10. объяснить причины и цели указанного в предложении действия 11. составить из двух предложений одно исправить ошибки в предложении 12. дифференцировать написание предлога и приставки

«Коррекционная работа на лексическом уровне». Основные задачи – обогащение и систематизация словаря, создание морфологических обобщений

Предлагаем детям следующие задания: 1. подобрать имена прилагательные к именам существительным (составить словосочетания); 2. угадать по именам прилагательным имена существительные; 3. подобрать глагол к имени существительному и наоборот (составить предложение); 4. образовать единственное и множественное число имен существительных; 5. образовать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; 6. образовать сложные слова; 7. выбрать из ряда слов синонимы (антонимы) к заданному слову; 8. составить словосочетания со словами-омонимами, с многозначными словами.

«Коррекционная работа на уровне буквы». Основная задача – развитие звукового (фонематического) анализа и синтеза. Работа с заданиями, напоминает работу с перфокартами: в текст заданий ребенок должен впечатать буквы, слоги, слова- паронимы. Задания включают лишь наиболее часто смешиваемые пары букв.

Работа в текстовом редакторе позволяет систематизировать теоретический материал по проблеме дислексии и дисграфии, ввести диагностические пробы, составить карты состояния письменной речи учащихся, вести учет динамики развития детей, имеющих проблемы.