Основы коррекционно- развивающего обучения. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Специальная педагогика (дефектология, коррекционная педагогика,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ПЕДАГОГИКА Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Advertisements

Современная система образования лиц с нарушением зрения и нарушением слуха.
ПРОГРАММА СЕМИНАРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОБЛЕМЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ ПОРТРЕТ АУТИСТА.
«Лекция «Аутизм: что это?» Часть 3. Яковлева Вера Петровна – детский психиатр высшей врачебной категории, врач кабинета для детей с РАС детского отделения ГБУЗ АО "АПНД"
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
учебный год Приоритетные направления работы Годовые задачи Образовательные области Виды деятельности Сквозные механизмы.
Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Деятельностный подход в обучении учащихся хоровому пению Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Озерненская.
Раздел образовательной программы «Ремесло» (для обучающихся, воспитанников с Тяжёлыми нарушениями в развитии) Авторы-составители: Минеева Н.А., Дымова.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Психология и педагогика имеют большое значение не только для решения ряда основных теоретических вопросов о психологической.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Методические рекомендации к составлению основной общеобразовательной программы ДОУ компенсирующего вида.
АНТИПОВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА Педагог дополнительного образования КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Транксрипт:

Основы коррекционно- развивающего обучения

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Специальная педагогика (дефектология, коррекционная педагогика, Special education, Sonderpadagogik) Предмет специальной педагогики - теория и практика специального образования (изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ОВЖ/З, особенностей его становления и социализации как личности, использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека в целях его социальной адаптации и интеграции в общество и обеспечения ему возможности максимально независимой жизни

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ изучает закономерности специального образования, существующие педагогические системы образования лиц с ОВЗ, разрабатывает научные основы содержания образования, принципы, методы, технологии, организационные условия специального образования; разрабатывает и реализует образовательные коррекционно-педагогические, компенсационные и реабилитационные программы образования лиц с ограниченными возможностями; изучает и осуществляет процессы социального и средового адаптирования, абилитации и реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями на различных ступенях жизненного цикла человека; разрабатывает и реализует программы профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки, социально-трудовой адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью; исследует, разрабатывает и реализует педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений развития; совместно с общей педагогикой разрабатывает и реализует концепцию интеграции в образовании и социокультурной сфере, осуществляет психолого- педагогическую подготовку родителей, имеющих детей с ОВЗ.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Почти 272 тыс. детей школьного возраста обучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: 1461 школа для детей с нарушением интеллекта, где обучаются учащихся; 84 школы-интерната для глухих детей с учащимися; 75 школ-интернатов для слабослышащих детей с учащимися; 18 школ-интернатов для слепых детей с 3040 учениками; 61 школа-интернат для слабовидящих, где обучаются 8605 учеников; 44 школы-интерната для детей с нарушениями ОДА с 6171 учащимися; 69 учреждений для детей с ЗПР, где обучаются учащихся; 60 учреждений для детей с ТНР, где обучаются ребенка. Специальные классы в образовательном учреждении общего назначения с 200 тыс. человек. Надомное обучение - около 34 тыс, детей и подростков с ОВЗ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Правовые основания Всеобщая декларация прав человека Декларация о правах инвалидов (1975) Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971) Конвенция о правах ребенка (1989)

Правовые основания Конституция Российской федерации (1993) Закон РФ «О социальной защите инвалидов» (1995) Семейный кодекс РФ (1996) Федеральная целевая программа «Дети России» Федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов» Закон РФ «Об образовании» (1996)

Принципы специального образования Принципы это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления Принцип педагогического оптимизма Принцип ранней педагогической помощи Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования Принцип социально-адаптирующей направленности образования Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании Принцип дифференцированного и индивидуального подхода Принцип необходимости специального педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью ребенка с ОВЗ

Технологии и методы специального образования Под образовательной технологией следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Под методами обучения понимаются упорядоченные способы взаимодействия учителя и обучающихся, направленные на передачу знаний и умений и развитие познавательных способностей

Методы обучения методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности (перцептивные – словесные, наглядные, практические; логические - индуктивный и дедуктивный; гностические - репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские) методы стимулирования и мотивации методы контроля и самоконтроля

Методы воспитания информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.) практически-действенные методы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные методы арт терапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), иппотерапия и пр.; побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание)

Формы организации уч.процесса Основные: индивидуальная, инд.- групповая, групповая (классно-урочная) Вспомогательные: факультативы, кружковая и клубная работа, эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, тематические вечера, экскурсии, походы и экспедиции) Дополнительные: дополнительные занятия, внеклассные формы педагогической работы (напр. внеклассное чтение), самоподготовка

Средства обеспечения коррекционно- образовательного процесса Слово Дидактический материал Средства искусства Технические средства обучения (ТСО)

Личность педагога системы специального образования «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя» (П. Шуман) первые в Европе (1812) курсы подготовки учителей общеобразовательной школы при Берлинской королевской школе глухонемых для обучения детей с особыми образовательными потребностями. В России подготовка педагогов-дефектологов (сурдопедагогов и логопедов) началась в С.-Петербурге в 1898 г. также с открытия постоянно действующих годичных курсов тифлопедагог; сурдопедагог; олигофренопедагог; логопед; педагог для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ; специальный психолог

организационные условия специального образования Бесплатность Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений: для детей с ТНР до 6 и 10 человек; с ФФНР до 12 человек; глухих до 6 человек; слабослышащих до 8 человек; слепых до 6 человек; слабовидящих, с амблиопией, косоглазием до 10 человек; с нарушениями ОДА до 8 человек; с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) до 10 человек; с глубокой умственной отсталостью - до 8 человек; с ЗПР до 10 человек; часто болеющих до 15 человек; со сложными (комплексными) дефектами до 5 человек; с иными отклонениями в развитии до 15 человек Психолого-педагогическое сопровождение (в рамках интеграции)

Обучение лиц с нарушением слуха - сурдопедагогика Критерии классификации Р. М. Боскис: степень поражения слуховой функции; уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции; время возникновения нарушения слуха. Группы: глухие, слабослышащие, позднооглохшие

Обучение лиц с нарушением слуха - сурдопедагогика 1900 г. в Москве открывается первый детский сад для глухих детей, организованный Ф.А. и Н.А. Рау Р.М.Боскис, А.И.Дьячков, С.А.Зыков, Н.Ф.Слезина, В.И.Бельтюков, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, Б.Д.Корсунская, Э.И.Леонгард, А.П. Гозова, Т.А.Власова, Г.Л.Зайцева, Л.П.Носкова, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф, Т.В.Розанова и др.

Обучение лиц с нарушением слуха - сурдопедагогика Устный метод - коммуникационная система (С.А.Зыков) - педагогическая система обучения глухих на основе словесной речи предполагает, что систематическому усвоению языка должно предшествовать практическое усвоение словесных форм общения. У детей должна развиваться языковая способность как особый вид речевой активности, помогающий интуитивно угадывать смысл новых высказываний - так называемое «чувство языка» Метод тотальной коммуникации - билингвистический подход (от свят.Августина, IV в.; Франция, конец ХVIII в., аббат де ЛЭппе; Россия, 1835 г., В. И. Флери; William Stokoe, Магу Вгеnnon, Г.Л. Зайцева) - речь учителя сопровождается жестами

Обучение лиц с нарушением слуха - сурдопедагогика Дактилология (одноручная и двуручная) Жестовая речь и калькирующая жестовая речь

Обучение лиц с нарушением слуха - сурдопедагогика Верботональный метод обучения П.Губерина, 5060-е гг.20 в. г. Загреб (Хорватия) – развитие остаточного слухового восприятия основано на новой технологии педагогической работы с глухими детьми с использованием слуховой аппаратуры, учитывающей значительные поражения слуха глухих не только по силе звука, но и по частотному диапазону. Цель: 1. сформировать у ученика потребность и желание общаться словесной речью; 2. сформировать у ученика самоконтроль за звучанием собственного голоса, речи; 3. способствовать развитию выразительной, эмоциональной, интонированной речи; 4. обратить большее внимание ребёнка на речь и меньшее на мимику и жесты; 5. научить правильно повторять любую речевую фразу, самостоятельно объединять известные слова в предложения. Задачи верботонального метода: Создание у ребенка потребности и мотивации слушать себя и говорить. Формирование базы развивающих показателей (4 показателя – дыхание, голос, ритмико- интонационная сторона речи, звукопроизношение). Развитие слухового восприятия.

Обучение лиц с нарушением слуха - сурдопедагогика Элементы верботональной системы: Вибротактильная фаза Аудиовизуальный курс Фонетическая ритмика Музыкальная стимуляция Пиктографическая ритмика Результаты применения верботонального метода: Достигается сенсорная активность ребенка; Формируется слуховая привычка, внимательное отношение к услышанному; Обеспечивается качество звучания; Создается естественная основа для овладения речью; Дети раскованны, открыты для контакта с окружающими.

Обучение лиц с нарушением слуха - сурдопедагогика Видеотекст Сурдоперевод (жест, дактилология) Компьютерные программы («Видимая речь», «Мир за твоим окном»)

Обучение лиц с аутизмом

ABA – поведенческая терапия (Applied behavior analysis) (Ferster, 1961), д-р Іvar Lovaas (Калифорн.ун-т, Лос-Анджелес, с 1963 года) Задача: выработать у ребенка желание учиться помочь понять ему, что обучение возможно Классическая модель «стимул – реакция – результат» (подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные) Все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, и др., разбиваются на мелкие блоки – действия. Каждое действие разучивается отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый достаточно жёстко управляет деятельностью ребенка. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные – строго пресекаются часов в неделю. Начало до 6 лет.

ABA – терапия (методика модификации поведения) среди программ АВА-терапии: невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, "покажи, как ты... ", местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет", и других. Среди программ более высокого уровня - "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть". В АВА терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5 3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

ABA – терапия (методика модификации поведения) 1. Страх чужих людей, но наблюдается сильная привязанность к матери 2.2. Ограниченно (например, только для формирования речи), если ребёнок не просто контактен, а социально адаптирован и стремится, легко вступает в общение с детьми 3.3. Полная самоотдача близкого взрослого 4.4. Строгая система наказаний и поощрений (как дрессировка), полное доверие со стороны родителей к действиям педагога. 5. Не терпит перерыва в занятиях.

Обучение лиц с аутизмом Типы вербального поведения (Б.Ф. Скиннер) 1 – выражение просьбы (Mand, Manding. от англ. Command). 2 – моторная имитация (Motor imitation), повторение движений. 3 – вербальная (слуховая, словесная) имитация (Verbal imitation). 4 - понимание речи, или рецептивная речь (Receptive Language) 5 - называние предметов (Tact, Tacting, от англ. Contact) 6 - различение предметов по описанию признака, функции и класса объектов (Receptive by Feature, Function or Class, RFFC). 7 - навык интравербальных действий (Intraverbal). 8 - текстуальное действие (Textual). 9 - письмо (Writing)

Холдинг-терапия разработана доктором М. Welch (1983) как психотерапевтическая техника холдинг (от английского hold - держать). В специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает его к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у матери была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к своему сыну или дочке и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему.

Холдинг-терапия три стадии: конфронтация, отвержение (или сопротивление) и разрешение. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ХОЛДИНГ- ТЕРАПИИ - тяжелые соматические (острые или хронические) заболевания родителей или ребенка. - ситуация неполной семьи, когда в семье нет отца, также исключает возможность холдинг-терапии. - сопротивление родителей, их эмоциональная неготовность к холдинг-терапии.

TEACCH (TREATMENT and EDUCATION of AUTISTIC and RELATED COMMUNICATION HANDICAPPED CHILDREN). Eric Schopler в Северной Каролине, Америка, 1970-е. Цель- развить следующие навыки у ребенка от 0 до 6 лет: Имитация Восприятие Грубая моторика Тонкая моторика Координация глаз и рук Элементарная познавательная деятельность Речь Самообслуживание Социальные отношения Необходимые для выполнения упражнений материалы - это обычные предметы, которые, как правило, всегда есть в школе и дома.

TEACCH-программа: Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Treatment and Education of Autistic and relate d Communication handicapped Children («Стр уктурное обучение») Ориентирована на развитие навыков, которые соответствуют возрасту ребенка, в четко структурированных условиях обучения. Главные области для развития навыков общение, социализация, практические навыки, обучение независимости и подготовка к взрослой жизни. В основе методики четкое структурирование пространства и времени через различные формы расписаний, т.е. через визуализацию.

The P.L.A.Y. Project Программа призвана обучить родителей и специалистов осуществлять интенсивное развивающее воздействие на маленьких детей с аутизмом с целью научить их взаимодействовать с окружающим миром. Программа практикуется в США, Австралии, Канаде, Великобритании, Ирландии и Швейцарии. The P.L.A.Y. Project при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра следует рекомендациям Национальной академии наук: программа наиболее эффективна для детей в возрасте от полутора до 5 лет интенсивное вмешательство должно осуществляться по 25 часов в неделю ребенка необходимо вовлекать во взаимодействие с родителем/специалистом необходимо определить стратегическое направление терапии (например, развитие социальных или языковых навыков)

Терапия отвращения Терапия заключающаяся в применении электрошока для контроля поведения пациентов. "Модификация поведения", основанная на чередовании поощрений и наказаний, считается одним из самых жестоких методов лечения. Кроме того, этот метод не всегда оказывается результативным, и бывшие пациенты продолжают испытывать сложности с контролем над поведением. Однако наряду с противниками, существуют и сторонники методики, заявляющие о терапии отвращения как о крайней, но, тем не менее, действенной мере по возвращению пациентов к жизни в обществе

Сенсорная интеграция (Jean Ayres, Калифорнийский унив-т, Лос- Анджелес, предметотерапия») Сенсорная интеграция занимается проблемами связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Основная идея состоит в том, что мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных в коже и проприоцептивных в глубине. Терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении, что ребенок либо чересчур возбужден, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой. Таким образом, цель сенсорной интеграции совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию

Сенсорная интеграция (Jean Ayres, Калифорнийский унив-т, Лос- Анджелес, предметотерапия») Примеры сенсорной интеграции: Раскачивание в гамаке (ориентация в пространстве) Танец под музыку (слуховая система) Игра с коробочками, наполненными фасолью (тактильные ощущения) Ползание в туннелях (прикосновение и ориентация в пространстве) Прикосновение к раскачивающимся шарикам (зрительно-тактильная координация) Вращение на стуле (баланс и зрение) Балансирование на перекладине (баланс) Включаются упражнения на все основные виды восприятия: тактильное (стимуляция кистей рук, стоп, лица, ротовой полости, поверхности тела); зрительное (упражнения в затемненной комнате, стимуляция зрения с помощью ярких предметов); обонятельное (стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности); вестибулярное (повороты, кувырки, прыжки на пружинящей поверхности); вкусовое (презентация вкусовых раздражителей); проприочувствительность (стимуляция глубокого мышечно-суставного чувства).

Sun-Rise (Барри и Самария Кауфман) Считается, что присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к пониманию такого поведения. Это облегчает установление зрительного контакта, развивает взаимодействие и дает возможность включиться в игру ребенка. В основе обучения и освоения навыков лежит опора на собственную мотивацию ребенка. Обучение через игру приводит по мнению сторонников этой методики к эффективному и осмысленному взаимодействию и коммуникации.

Sun-Rise. Требования Безопасное пространство (ничто не отвлекает внимание ребенка) Не подходит для коррекции сложных расстройств аутистического спектра, а также для коррекции детей старше 5 лет, к детям, имеющим ярковыраженные аффективные всплески (для депрессивных и крайне агрессивных детей), для коррекции развития детей с глубокими стадиями умственной неполноценности. Лучше для детей со страхами В основе обучения - опора на мотивацию ребенка. Это помогает создать контакт между матерью и ребёнком, когда мать в силу «особости» ребёнка и проблем склонна к отторжению и неприятию своего ребёнка.

Sun-Rise Минусы методики - нет схемы работы над конкретными навыками, поэтому нередки случае ошибочности в выборе методов выработки навыка. - считается, что только родитель может обучать ребенка, хотя это нет так. - родители часто приходят к неправильному выводу, что все, что нужно делать - это любить ребенка, а специально направленные занятия не нужны. - часть навыков, которые действительно важны для ребёнка, но к которым ребёнок в силу особенностей заболевания не стремиться, просто ускользают из спектра развивающей работы с ребёнком.

Sun-Rise Минусы методики Одновременно у детей с глубокими нарушениями психики и интеллекта стремление к познанию мира настолько снижено, что эффективность занятий крайне мала. - ребёнку необходимо создать специальную среду. Для возникновения интереса к какому-либо новому навыку ребёнку не оставляют выбора - оставляют в поле его зрения только тот предмет (стимульные материалы), которые нужны для развития этого навыка. Но отсутствие помех в зоне обучения затрудняет процесс генерализации навыка.

Sun-Rise Минусы методики - Считается, что энтузиазм и заинтересованность взрослого вовлекают ребенка в общение и пробуждают у него устойчивый интерес к взаимодействию и обучению, что абсолютно не так. - Считается, что безоценочное и оптимистическое отношение взрослого дают ребенку ощущение радости, усиливают его внимание и мотивацию в течение всей программы. При этом непонятно, каким образом ребёнку пояснить, например, границы безопасного поведения, ведь наказание согласно этой методике недопустимо. - Эта методика задерживает социализацию ребёнка, подавая неверный пример, как вступать в контакт. Ребёнок всегда ждёт инициативы со стороны второго участника общения.

Необычные методики: Массаж Гипноз Музыкальная терапия Пет-терапия (лечение с помощью животных)