Специальная психология. Рассматривая нарушенное развитие, можно детально и «более отчетливо, подробно» увидеть то, что в норме оказывается практически.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
Advertisements

Наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания.
Сурдопсихология (психология лиц с нарушениями слуха) это отрасль специальной психологии, которая анализирует особенности формирования психики человека,
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ПЕДАГОГИКА Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Понятие дисонтогенез. Понятие «дизонтогенез» («дизонтогении») было впервые введено клиницистами (Швальбе, 1927) в связи с запросами новой самостоятельной.
КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ В СОПРОВОЖДЕНИИ. Коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций. Коррекция – это всегда определенное воздействие.
Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья как условие их социальной реабилитации.
ФЕДОРОВА Ч.П. ОГБОУ СПО БПК ИМ.Д.БАНЗАРОВА Коррекционная педагогика.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. План Проблема компенсации функций. Теория сложной структуры дефекта (по Л.С.Выготскому). Соотношение биологического и.
АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (дизонтогенез) Психический дизонтогенез – отклонение от нормального психического развития.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Во всем мире увеличивается количество детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении. Это требует пристального внимания к проблеме сохранения.
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования Центр специального образования и охраны здоровья Селегененко С.Н., заведующая.
Причины аномального развития Особенности психофизического развития детей.
Норма и отклонения в развитии ребенка 1.Понятие нормы и отклонения в развитии ребенка. 2.Дефект. 3.Причины нарушения развития. 4.Факторы риска. 5.Виды.
Современная система образования лиц с нарушением зрения и нарушением слуха.
Цель изучения дисциплины – формирование знаний о нормальном и отклоняющемся развитии человека, как субъекте психической деятельности, о закономерностях.
Видеосюжет Норма и отклонения в развитии ребенка Критерии нормальности: Идентичность. Автономность. Адекватная самооценка. Норма – средняя величина чего-либо.
Транксрипт:

Специальная психология

Рассматривая нарушенное развитие, можно детально и «более отчетливо, подробно» увидеть то, что в норме оказывается практически «незаметным». В этих низких темпах развития академик А.Н.Леонтьев увидел большое преимущество для психолога-исследователя, получающего возможность "как бы с помощью замедленной киносъемки" проследить начало формирования психики, зарегистрировать факторы, решающим образом определяющие этот процесс.

Задачи специальной психологии исследование нескольких групп закономерностей психического развития, а именно: основные и общие, то есть закономерности, по которым развивается психика в обычных и неблагоприятных условиях; модально-неспецифические ряд особых закономерностей, свойственных всем группам лиц с отклонениями в развитии независимо от характера основного нарушения; модально-специфические особенности, свойственные какой-то одной группе лиц с отклонениями в развитии; группа закономерностей связана с установлением зависимостей характера психического развития от силы и выраженности патогенного фактора, например от степени и времени потери слуха, от длительности состояния эмоциональной депривации и др.

Положения культурно-исторической теории в спец.психологии о единстве биологического и социального в развитии о «социальном вывихе» о единстве аффекта и интеллекта о структуре нарушения о зоне ближайшего развития

Экологические (20-25%) Биологические (20%) Развитие медицины (10%) Образ жизни (50%) Факторы, обуславливающие здоровье человека

Причина нарушений развития (эндогенный и экзогенный характер) 1. Наследственный заболевания, в т.ч. хромосомные аберрации (изменения хромосомной структуры или числа хромосом) - около 2% всех наследственных заболеваний. Описано почти 300 различных аберраций. Например, синдром Дауна составляет около 13% всех хромосомных нарушений. 2. Внешние воздействия на эмбрион или плод: - физические (радиация, вибрация, темп-а) - химические (алкоголь, курение,интокс-я, - билогические (паразитарные, вирусные инфекции, резус, диабет)

Распределение детской популяции в России по группам здоровья

Литература к курсу Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.,2000. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В.Кузнецовой. М., Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков патопсихология. М, Специальная психология (под ред. В.И.Лубовского). М., 2003 Альманах Института коррекционной педагогики. Видео – «Человек дождя», «Форрест Гамп», «Запах женщины», «Я-Сэм», «Бен Х», «Мери и Макс», «Белое на черном» Р.Гальего, «Антон тут рядом»,

Этапы развития национальных систем специального образования ( по Н.Н. Малофееву ) Периоды эволюции Отношений государства и общества к людям с отклонения и в развитии I.От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения II. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых. IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех V. От изоляции к интеграции Этапы развития системы специального образования (ССО) Попытки индивидуального обучения глухих и слепых детей 1. Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии 2. Дифференциация ССО. Ее структурное совершенствование по горизонтали и вертикали 3. Перестройка организационных основ ССО на основе идей педагогической интеграции. Раннее начало обучения (с первых месяцев жизни). Включение родителей. Индивидуализация Хронология по ЗЕVIII в. д.н.э. – XIII в..XIII – XVIII вв.XVIII – нач. XX в нач. XX в.– 70–е г.г.70-е гг. ХХ в. - ? Хронология по России X – XVIII вв.XVIII – XIX вв ?

1 этап. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения (Европа - VIII в. д.н.э. – XIII в.; Россия - X – XVIII вв.) 9-8 вв до н.э. Закон Ликурга (Спарта) рекомендует умерщвлять неполноценных младенцев 4 в.дон.э. Медицина считает природу глухоты сверхъестественной (Гиппократ) 3-1 в до н.э. Римское право (лишение гражданских прав). Институт опекунства 3-4 в. Слепые и калеки начинают получать помощь в монастырях. 369 г открывается первый хоспис (Византия) 533 г Кодифицировано Римское Право (классификация инвалидов, признает право глухих на частную собственность, но запрещает им быть завещателем первый приют для слепых в Баварии

2 этап. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых (Европа – XIII – XVIII вв., Россия - XVIII – XIX вв.) 1198Открывается первый приют для взрослых слепых (Бавария). Возникает и получает распространение особый тип учреждения - светский приют, где инвалиды могут получить пищу и кров. 1199Первый европейский закон, содержащий юридическое определение отличия сумасшествия от идиотии (Англия). XV - XVI вв. Инквизиция XVв.Опровергается мистическая природа глухоты (Р. Агрикола, Нидерланды). 1578Первый документированный успех индивидуального обучения глухонемых (П. Понсе, Испания). 1579Опубликована первая книга по сурдопедагогике (Ж. Боннет, Испания). 17 вв Накапливается опыт индивидуального обучения глухих в Англии, Германии, Дании, Испании, Италии, Нидерландах, Франции Открывается первая школа для глухих детей (Делепе, Франция) Открывается первая школа для слепых детей (Гаюи, Франция).

3 этап От осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых (Европа - XVIII – нач XXв, Россия ) Великая Французская революция; Декларация Конвента о правах человека е гг.Немецкий педагогический журнал активно пропагандирует "чистый устный метод" обучения глухих Д. Бурневиль предлагает классификацию слабоумия. В Швеции возникает общественное движение за создание классов для умственно отсталых Немецкий психиатр Э.Крепелин впервые предложил объединить все формы слабоумия в единую группу под общим названием "задержка психического развития" и ввел термин "олигофрения" принятие Закона об обязательном всеобщем начальном образовании; распространение действия этого Закона на детей с нарушением слуха, зрения, умственной отсталостью;

4 этап От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех (Европа - нач. XX в.– 70–е г.г, Россия ) 1945Учредительная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Принятие устава ЮНЕСКО. 1950Подписано Европейское соглашение о защите прав человека. 1961Принята Европейская социальная хартия, включающая статью "Право физически и умственно нетрудоспособность лиц на профессиональную подготовку, восстановление трудоспособ­ности и социальную реабилитацию". 1971Декларация о правах умственно отсталых лиц. 1975Декларация о правах инвалидов. Учебный план рекомендует "усилить внимание к ученику, подчеркивает связь между обычным и специальным образованием.

5 этап От изоляции к интеграции (Европа 70-е гг. ХХ в. - ?, Россия ?) Интеграция 1995 г – Великобритания: 92% шк-в в гос.учр-х, 7 – в частных, 1 – в спец.классах Инклюзия

Основные понятия Компенсация Адаптация Абилитация Коррекция

Компенсация это процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных (П.К.Анохин, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Адлер и др.)

Уровни Организации компенсации биологический психологический социальный Социально- психологический Способность к адекватной оценке своих возможностей Работа защитных механизмов и копинг-стратегий поведения Ощущение психологического и социального благополучия семья Ближайшее окружение профессия Макросоциальные масштабы существования человека Политика (Соц.институты) Специалисты Законодательство

Декомпенсация - утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенного воздействия Псевдокомпенсация – устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии Гиперкомпенсация Основные понятия

Что называется «финальной направленностью поведения»? В каком виде деятельности психолога это положение наиболее полно представлено? На Ваш взгляд, воспитание слепоглухого легче (или сложнее), чем глухого или слепого, чем нормально развивающегося ребенка? (а какова аргументация Л.С.Выготского?) Какими 2 «силами» определяется процесс сверхкомпенсации? Возможно ли говорить о сверхкомпенсации (по Адлеру) в случаях умственного недоразвития? (По ст.Л.С.Выготского «Дефект и сверхкомпенсация»)

Адаптация – составная часть приспособительных реакций системы на изменение среды существования Компенсаторные механизмы срабатывают в ситуации нарушенного равновесия, по причине изменений, произошедших в самом индивиде

Абилитация – система раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений Реабилитация – система государственных, социально- экономических, медицинских, профессиональных, психологических, педагогических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на возвращение больного в общество Коррекция - система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития Основные понятия

Дизонтогенез (1927) отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Различные формы нарушения онтогенеза, включая постнатальный,преимущественно ранний, период

Признаки классификации: время возникновения нарушения Врожденные нарушения –Наследственные нарушения всегда врожденны,но не все врожденные являются наследственными Приобретенные нарушения. –Рано приобретенные –Поздно приобретенные

Признаки классификации: свойство обратимости нарушения Обратимые, Необратимые, Частично обратимые.

Клинико-психологическая классификация Ретардация – замедление, отставание –Общая (тотальная) –Частичная (парциальная). Асинхрония –неравномерность в развитии (гетерохронность),

Эмпирические (практикоориентированные) классификации классификацияВ. В. Лебединского Недоразвитие Задержанное развитие Поврежденное развитие Дефицитарное развитие Искаженное развитие Дисгармоническое развитие