Диагностика воспитанности личности и развития классных коллективов (1 – 4 классы)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выступление учителя начальных классов Котляровой Натальи Юрьевны МОУ «Средняя общеобразовательная школа 5 с углубленным изучением отдельных предметов города.
Advertisements

Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Педагогика в поддержке ребёнка в процессе его развития. Презентация Максимовой М.В.
Конкурс «Самый классный классный» Номинация «Классный руководитель младшего звена» Программа включения ребенка с диагнозом задержка психического развития.
Выполнила учитель русского языка МОУ СОШ 12 Вакулина Ирина Юрьевна.
Ребёнок готов к обучению в школе, если он достиг такого уровня физического, интеллектуального и социального развития, который позволяет ему выполнять.
Программа развития классного коллектива Автор: Муданова Светлана Александровна, классный руководитель 7 класса МБОУ «Сыресинская ООШ»
Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
Тема: «Эффективность воспитательной системы учреждения»
МДОУ «Детский сад 116 «Родничок». Такой подготовки недостаточно, и умение читать и считать не ведёт автоматически к: развитию речи, мышления, памяти,
«готовность к обучению в школе» Всё многообразие трактовок понятия «готовность к обучению в школе» может быть сведено к одному достаточно общему определению.
О новых требованиях к осуществлению преемственности в свете ФГТ и ФГОС.
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
Школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
«Личность успешная по образовательному маршруту»..
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4». Ситуация в школе При отсутствии у родителей правильных представлений о готовности к школьному обучению дети.
Смена ведущей деятельности (на смену игровой - учебная деятельность) Появление новообразований характерных для данного возраста: формируется словесно-логическое.
Диагностика и мониторинг воспитанности учащихся МОУ школы п. Харлу (в период с гг) Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его.
Транксрипт:

Диагностика воспитанности личности и развития классных коллективов (1 – 4 классы)

Что же такое «ЛИЧНОСТЬ»? Личность – это категория, которая определяет человека как социальное существо и включает в себя следующие характеристики (параметры): Личность – это категория, которая определяет человека как социальное существо и включает в себя следующие характеристики (параметры): образованность; образованность; воспитанность; воспитанность; социализированность; социализированность; направленность; направленность; культуру; культуру; развитость психических процессов и свойств личности; развитость психических процессов и свойств личности; физическое развитие и здоровье. физическое развитие и здоровье.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (от 6-7 до лет) ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – УЧЕБА. ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – УЧЕБА. Перестройка познавательных процессов – формирование произвольности, продуктивности и устойчивости – развитие произвольного внимания, произвольного целенаправленного восприятия – наблюдения, произвольного осмысленного запоминания, памяти (прежде всего механической памяти). Перестройка познавательных процессов – формирование произвольности, продуктивности и устойчивости – развитие произвольного внимания, произвольного целенаправленного восприятия – наблюдения, произвольного осмысленного запоминания, памяти (прежде всего механической памяти). НОВООБРАЗОВАНИЯ: НОВООБРАЗОВАНИЯ: 1. Переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому на уровне конкретных понятий. 1. Переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому на уровне конкретных понятий. 2. Развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли, обучаются в определенной степени управлять своим поведением. 2. Развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли, обучаются в определенной степени управлять своим поведением. 3. Развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность). 3. Развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность). 4. Умение выполнять действия про себя – умственные действия: усвоение умения чтения, письма, арифметических вычислений; накопление знаний; овладение навыками домашнего труда; расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель). 4. Умение выполнять действия про себя – умственные действия: усвоение умения чтения, письма, арифметических вычислений; накопление знаний; овладение навыками домашнего труда; расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель). 5. Формирование отношений в учебном коллективе: развивающие игры на втором после учебы месте; формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки; формируется уверенность – неуверенность в себе; часты «школьные неврозы». 5. Формирование отношений в учебном коллективе: развивающие игры на втором после учебы месте; формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки; формируется уверенность – неуверенность в себе; часты «школьные неврозы».

Согласно современному общенаучному представлению, под понятием «диагностика» Согласно современному общенаучному представлению, под понятием «диагностика» в педагогике понимают распознавание состояния определенного ученика или классного коллектива путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующее его отнесение к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой Диагностическая таблица состоит из уровней нравственной воспитанности (УНВ) и отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: Диагностическая таблица состоит из уровней нравственной воспитанности (УНВ) и отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: Отношение к обществу, патриотизм. Отношение к обществу, патриотизм. Отношение к умственному труду. Отношение к умственному труду. Отношение к физическому труду. Отношение к физическому труду. Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности). Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности). Саморегуляция личности (самодисциплина). Саморегуляция личности (самодисциплина).

Отношение к обществу I. Патриотизм. 1. Отношение к родной природе. 3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 – любит и бережет природу; 1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 – природу не ценит и не бережет. 2. Гордость за свою страну. 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 – не интересуется историческим прошлым. 3. Служение своими силами. 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству. 4. Забота о своей школе. 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 - в делах класса участвует при побуждении; 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду 2. Любознательность. 5. Познавательная активность. 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 - сам много читает; 1 - читает при побуждении взрослых, учителей 0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует. 6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности. 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 - стремится учиться как можно лучше 1 - учиться при наличии контроля; 0 - плохо учится даже при наличии контроля. 7. Саморазвитие. 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 - есть любимое полезное увлечение; 1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 0 - во внеурочной деятельности не участвует. 8. Организованность в учении. 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно 1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду 3. Трудолюбие. 9. Инициативность и творчество в труде. 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими; 0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет. 10. Самостоятельность. 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 - трудится при наличии контроля; 0 - участия в труде не принимает. 11. Бережное отношение к результатам труда. 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 - бережет личное и общественное имущество; 1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. 12. Осознание значимости труда. 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям 4. Доброта и отзывчивость. 13. Уважительное отношение к старшим. 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость. 14. Дружелюбное отношение к сверстникам. 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 - груб и эгоистичен. 15. Милосердие. 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 - неотзывчив, иногда жесток. 16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми. 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 - не всегда честен; 0 – нечестен.

Отношение к себе 5. Самодисциплина. 17. Самообладание и сила воли. 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать. 18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения. 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 - нормы и правила не соблюдает. 19. Организованность и пунктуальность. 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 - начатые дела не выполняет. 20. Требовательность к себе. 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика: По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика: Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции. Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции. Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована. Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована. Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции. Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции. Таким образом формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Таким образом формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми.

Основные виды отношений в коллективе детей младшего школьного возраста Деловые – отношения, которые складываются в игре, учении и труде – основных видах совместной деятельности детей. Сюда входят руководство, подчинение, распределение обязанностей, координация действий, составление планов и программ, их обсуждение и реализация, подведение итогов, оказание взаимопомощи и пр. Деловые – отношения, которые складываются в игре, учении и труде – основных видах совместной деятельности детей. Сюда входят руководство, подчинение, распределение обязанностей, координация действий, составление планов и программ, их обсуждение и реализация, подведение итогов, оказание взаимопомощи и пр. В каждом подвиде деловых отношений формируется и развивается то или иное социально полезное личностное качество или группа таких качеств. Например, включение ребенка в руководство детским коллективом способствует становлению у него практического интеллекта и ответственности, более глубокого понимания интересов других людей и умения учитывать их на практике. В каждом подвиде деловых отношений формируется и развивается то или иное социально полезное личностное качество или группа таких качеств. Например, включение ребенка в руководство детским коллективом способствует становлению у него практического интеллекта и ответственности, более глубокого понимания интересов других людей и умения учитывать их на практике. Личные – отношения, несущие нравственное начало. Главной задачей развития отношений становится укрепление и обогащение их нравственной основы, т.е. задача педагога сводится к тому, чтобы в виде нормативов и образцов задавать и действенно поддерживать необходимые нормы нравственности, реализуя их в системе детских групповых межличностных отношений. Важнейшими из них являются порядочность, доброта, ответственность, сочувствие, готовность прийти на помощь. На этом этапе необходимо разъяснять детям, что нравственные нормы существуют и развиваются независимо от мнения отдельных людей и обязательны для всех. Личные – отношения, несущие нравственное начало. Главной задачей развития отношений становится укрепление и обогащение их нравственной основы, т.е. задача педагога сводится к тому, чтобы в виде нормативов и образцов задавать и действенно поддерживать необходимые нормы нравственности, реализуя их в системе детских групповых межличностных отношений. Важнейшими из них являются порядочность, доброта, ответственность, сочувствие, готовность прийти на помощь. На этом этапе необходимо разъяснять детям, что нравственные нормы существуют и развиваются независимо от мнения отдельных людей и обязательны для всех.

Изучение классного коллектива Проективный рисунок «Что мне нравится в школе, в классе?» Проективный рисунок «Что мне нравится в школе, в классе?» Цель: методика выявляет отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе, в классе. Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе, в нашем классе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте как сможете, оценки ставиться не будут». Интерпретация: 1. Несоответствие теме указывает на: отсутствие школьной мотивации, трудности в детском коллективе, детский негативизм (характерен для детей с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований), неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. 2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, к классу, при этом следует учитывать сюжет рисунка.

Социометрическая методика. Цель: изучение и оценка межличностных отношений младших школьников в классном коллективе. Инструкция: «Ребята! Вы видите дворец, большой дом, маленький домик (хижину) и шалаш. Подумайте кого из ребят вашего класса вы поселите в дворец, в большой дом, хижину и шалаш. Напишите имена возле жилищ».

Рекомендации классным руководителям по формированию и развитию классного коллектива: Необходимо обеспечивать каждому члену детского коллектива возможность активного участия во всех его делах, систематически изменять состав и распределение ролей в детской группе. Необходимо обеспечивать каждому члену детского коллектива возможность активного участия во всех его делах, систематически изменять состав и распределение ролей в детской группе. Использовать в коллективе таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план. Использовать в коллективе таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план. Воссоздание в практической деятельности детского коллектива той социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно должны будут столкнуться. Воссоздание в практической деятельности детского коллектива той социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно должны будут столкнуться. Проводить анализ совместной деятельности (получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группе, коллективе). Проводить анализ совместной деятельности (получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группе, коллективе). Обеспечивать равноправные, на демократической основе отношения между группой и каждым отдельно взятым ее членом. Обеспечивать равноправные, на демократической основе отношения между группой и каждым отдельно взятым ее членом. Составляя программу коллективного воспитания детей, необходимо позаботиться о том, чтобы в нее вошли групповые дела, связанные с решением наиболее сложных жизненных проблем. Составляя программу коллективного воспитания детей, необходимо позаботиться о том, чтобы в нее вошли групповые дела, связанные с решением наиболее сложных жизненных проблем.