Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Выполнила: учитель биологии СП МБОУ СОШ 77 г. Иркутска Обухова Н.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Генетика пола. Определение половых хромосом. Наследование, сцепленное с полом Цель презентации: Ознакомиться с механизмом хромосомного определения.
Advertisements

Презентация по теме Генетика пола. Хромосомное определение пола У раздельнополых организмов соотношение полов составляет 1:1. Мужские и женские особи.
ГЕНЕТИКА ПОЛА. СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ НАСЛЕДОВАНИЕ. ПОЛ ОРГАНИЗМА (МУЖСКОЙ ИЛИ ЖЕНСКИЙ) ЯВЛЯЕТСЯ ТАКИМ ЖЕ ПРИЗНАКОМ КАК И ДРУГИЕ ПРИЗНАКИ. РАСЩЕПЛЕНИЕ ПО.
Цели урока Рассмотреть особенности наследования половых хромосом; изучить механизм наследования признаков, сцепленных с полом; узнать какие заболевания.
Автор: учитель Поречской СОШ Ростовского района, Ярославской области Зайцева Е. А.
? Генетика пола.. Диалог под окном роддома: - Родила? - Да! - Мальчик? - Нет! - … А кто?!!... Проблема происхождения половых различий, механизмов определения.
ГЕНЕТИКА ПОЛА НАСЛЕДОВАНИЕ СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ. Д/з: §38-39, ответьте на вопрос В каком случае у мужчины дальтоника может быть внук- дальтоник?
Разминка (проверочная работа) Изучение новой темы. Решение генетических задач. Подведение итогов.
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Презентация "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом
П РИЗНАКИ И БОЛЕЗНИ, СЦЕПЛЕННЫЕ С ПОЛОМ. Хромосомы Аутосомные (неполовые) Половые XX и XY Пол потомства определяется типом сперматозоида (мужской гаметы),
Тема: «Генетика пола» Пименов А.В. Задачи: o Дать характеристику механизму определения пола и особенностям наследования признаков, сцепленных с полом;
Тема урока:. Сформировать знания о хромосомном механизме определения пола, о гомогаметных и гетерогаметных организмах Сформировать знания о хромосомном.
Сцепленное наследование признаков § 3.8 Генетика автор Устенко К.В. г. Обнинск.
Тема урока: «Генетикапола. Наследование, сцепленное с полом»
ГЕНЕТИКА ПОЛА Разработал: Учитель биологии МОУ «Первомайская СОШ» Истринского района, МО Лесонен Петр Петрович
Тема урока: Определение пола и наследование признаков сцепленных с полом.
I. Терминологическая разминка Продолжите мои мысли… наука о наследственности и…….. основоположник науки генетики… основной метод генетики…….. парные гены…………………..
«Если в смешении семян случится, что женская сила Верх над мужскою возьмет и ее одолеет внезапно, С матерью схожих детей породит материнское семя, Семя.
МОУ Аннинская СОШ 6 Учитель биологии, высшей квалификации: Татаринцева Е.М.
Биологический диктант Закономерности наследственности и изменчивости изучает …. Закономерности наследственности и изменчивости изучает …. Основоположником.
Транксрипт:

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Выполнила: учитель биологии СП МБОУ СОШ 77 г. Иркутска Обухова Н.И.

Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов сцепленных с полом, конкретизировать знания об особенностях половых хромосом, аутосом. Задачи: Образовательные: рассмотреть механизм определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрыть причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней. Развивающие: формирование умения использовать генетические понятия, решать генетические задачи. Воспитательные: половое воспитание - дать представление о различии мужского и женского организмов. Показать влияние алкоголя, курения, наркотиков на формирование организма. Тип урока: комбинированный Методы проведения: Беседа, объяснение, проблемные, частично поисковые.

МАЛЬЧИК? ДЕВОЧКА? Сколько теорий было создано, чтобы понять и объяснить, почему в одних случаях рождаются мальчики, а в других девочки! Представьте себе, древних гречанок пол ожидаемого ребенка волновал ничуть не меньше, чем наших современниц. Мудрый Гиппократ считал, что семя из левой железы мужчины дает потомство женского пола. А правая семенная железа «гарантирует» рождение мальчика. По одной из древних теорий даже… ветер был причастен к полу младенцев; полагали, что девочки появляются на свет божий, когда дуют южные зефиры, а холодные северные ветры приносят младенцев мужского пола. Всего каких-то сто с лишним лет назад серьезные ученые, не шутя, уверяли, что пол ребенка будет всегда противоположен полу того супруга, чьи человеческие качества выше. Представьте, какой разлад в семью вносила эта «теория».?! Сегодня, когда генетика расставила точки над «i», эти и многие другие теории воспринимаются как забавные анекдоты. Доказано, что решающим фактором в определении пола ребенка является мужская половая клетка –сперматозоид. Как известно, половые клетки мужчины и женщины – гаметы содержат половинный набор хромосом. Дело в том, что образованию гамет предшествует процесс деления – мейоз.

СХЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК (МЕЙОЗА) 1. В прародительнице половых клеток находится 23 пары хромосом, причем одна хромосома каждой пары материнская (красные), а другая отцовская (синие). На нашей схеме показаны только 3 такие пары. 2. При подготовке к мейотическому делению хромосомы-партнеры из одной пары находят друг друга и тесно прижимаются бок о бок. 3. Партнеры каждой пары расходятся в, две дочерние клетки это первое деление. 4. В результате второго деления каждая из вновь образованных клеток получает одинарный набор (23) всех хромосом.

Кариотип человека Половые клетки женщины (яйцеклетки) всегда содержат Х-хромосомы. У мужчины половина сперматозоидов несет Х- хромосому, а другая половина У хромосому. Когда с яйцеклеткой сливается Х- сперматозоид, рождается девочка, если же сперматозоид, то мальчик. женский мужской

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ (к теме «Явление сцепленного наследования и генетика пола») Известно, что у раздельнополых организмов соотношение полов соответствует 1:1. 1. Закончите схему определения пола у человека. 2. На основании данных схем укажите соотношение полов у человека. 3. Какое значение для вида имеет соотношение полов, равное 1:1?

Соотношения половых хромосом Пол с одинаковыми половыми хромосомами – ХХ, образующий один тип гамет (с Х- хромосомой) – гомогаметный. Другой пол, с разными хромосомами (ХУ), образующий два типа гамет, (с Х-хромосомой и с У- хромосомой) – гетерогаметный. У человека, млекопитающих и других организмов гетерогаметный пол мужской; у птиц, бабочек – женский.

Хромосомные нарушения Итак, пол будущего ребенка определяется в момент слияния ядер половых клеток. Но различные повреждающие факторы, неблагоприятные воздействия могут помешать половой дифференцировке, которая длится на протяжении всего внутриутробного периода развития. И тогда генетическая программа как бы не находит своего полного воплощения: рождается ребенок, которого трудно безоговорочно отнести к мужскому или женскому полу. Таких людей называют интерсексами, то есть «промежуточнополыми». Часто интерсексуальность бывает связана с аномалиями половых хромосом. Иногда при образовании яйцеклеток Х- хромосомы почему-то не расходятся: в результате одни гаметы получают пару Х – хромосом, а другие не получают ничего. Представим себе, что эти аномальные яйцеклетки будут оплодотворены нормальными Х- и У-сперматозоидами. Тогда вновь образованные организмы будут иметь четыре варианта половых хромосом: 1.ХХ+Х= ХХХ 3.О+Х=ОХ 2.ХХ+У=ХХУ 4. О+У=ОУ

Причины, которые приводят к нерасхождению половых хромосом при образованию гамет самые разные. Это может быть перенесенные женщиной инфекционные заболевания (в частности краснуха). Различные хронические интоксикации, в том числе вызываемые наркотиками, алкоголем, табаком.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ (к теме «Явление сцепленного наследования и генетика пола») Решите задачу. Дальтонизм (неспособность различать красный и зеленый цвета) рецессивныйй признак, ген которого находится в Х-хромосоме. Однако проявляется он только у мужчин. Установите причину такого наследования. С этой целью: 1. Закончите схему цитологических основ вступления в брак мужчины- дальтоника с женщиной, имеющей нормальное зрение. 2. Определите и укажите генотипы и фенотипы F1. Наследование признаков, сцепленных с полом Х – хромосомы человека, помимо генов, определяющих женский пол, содержат гены, не имеющие отношения к полу. Признаки, определяемые ими, называют признаками, сцепленными с полом. У человека такими признаками являются дальтонизм (цветная слепота) и гемофилия (несвертываемость крови). Эти аномалии рецессивный, и у женщин такие признаки не проявляются, но такая женщина является их носительницей и передает их с Х – хромосомой своим сыновьям, у которых аномалии проявляются.

Наследование синдактилии, заболевание, ген которого локализован в У- хромосоме

II. Закрепление знаний Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. (Беседа с использованием вопросов для повторения и заданий учебника, с. 192.) КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ Решите задачу Отец и сын дальтоники, мать здорова. Можно сказать, что сын унаследовал болезнь отца? Ш. Задание на дом Изучить § 39, повторить определения понятий ген и генотип, подумать об их свойствах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Дубинин Н. П. Общая генетика. М.: Наука, 1970, 486 с. Мамонтов С.Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности. Учебник. М.: Дрофа, 2006, 296 с. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы: Учебное пособие для Учащихся классов общеобразовательной школы. – М.: «Вентана – Граф», – 240 с. Машанова О. Г., Евстафьев В. В. Цитология. Размножение и развития организмов. Генетика. Селекция. Учебно – методическое пособие по биологии. М.: Московский лицей, 1995, 145 с.