1 КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕР ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ Тренинговые курсы Inogate Киев,Украина 9 – 12 октября, 2007.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
Advertisements

Предложения по дальнейшему совершенствованию рынка электрической энергии в Республики Казахстан.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
Материал подготовлен АО «КОРЭМ» © 1 Состояние и развитие рынка централизованной торговли электрической энергии в Казахстане.
Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ)
DIN EN ISO 9001:2008 // DIN EN ISO 14001:2005 // Казахстанская компания по управлению электрическими сетями Kazakhstan Electricity.
Совещание Федеральной службы по тарифам «Подготовка тарифно-балансовых решений на 2007 год в условиях принятия нового Порядка функционирования оптового.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Об электроэнергетике Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года 588.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОСТРОЕНИИ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В РОССИИ Советник главы РСОА Проф. И.Хузмиев.
АДМИНИСТРАТОР ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ (АТС) – ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЛЕНА НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА АТС ХЛЕБНИКОВА В.В. НА КОНФЕРЕНЦИИ.
Формирование целевой модели розничного рынка электроэнергии Президент ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» М.С. Андронов.
О реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» Дмитрий Аханов Начальник департамента стратегии Центра управления реформой ОАО РАО «ЕЭС России» Москва, 2006.
Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике Докладчик: начальник Департамента О.А. Рыбалко Смоленск, 2008 г.
Новый этап реформирования энергетики. С 1 сентября 2006 г. – запуск нового рынка электроэнергии ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства.
Сбытовые компании в условиях реформирования СОЧИ, 2007.
Итоги и перспективы развития рынков электрической энергии 7 декабря 2006 года Конференция "РАО "ЕЭС России" - открытая компания" Ю.А. Удальцов, член Правления,
Введение рынка мощности и перспективы либерализации оптового рынка электроэнергии. Директор по работе на ОРЭ Д.И. Готлиб Москва, октябрь 2007.
Реформа: от решений к практике Александр Чикунов, член Правления, руководитель Центра по реализации проектов реформирования АО-энерго ОАО РАО «ЕЭС России»
Запрет совмещения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике Россия, Москва, г.
Транксрипт:

1 КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕР ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ Тренинговые курсы Inogate Киев,Украина 9 – 12 октября, 2007

2 Сферы естественных монополий транспортировка нефти по магистральным трубопроводам; транспортировка нефти по магистральным трубопроводам; хранение, транспортировка газа по магистральным и (или) распределительным трубопроводам; хранение, транспортировка газа по магистральным и (или) распределительным трубопроводам; передача и (или) распределение э/энергии; передача и (или) распределение э/энергии; производство, передача и снабжение тепловой энергией; производство, передача и снабжение тепловой энергией; техническая диспетчеризация отпуска в сеть и потребление э/энергии; техническая диспетчеризация отпуска в сеть и потребление э/энергии; услуги магистральных железнодорожных сетей; услуги магистральных железнодорожных сетей;

3 услуги подъездных путей; услуги аэронавигации; услуги портов, аэропортов; услуги телекоммуникаций, за исключением универсальных услуг телекоммуникаций; услуги водоканализационных систем; общедоступные услуги почтовой связи. Сферы естественных монополий

4 по состоянию на 15 сентября 2007 года включено 1019 предприятий по 1614 видам регулируемых услуг Государственный регистр субъектов естественных монополий 41 субъектов в Республиканском разделе 978 субъектов в местных разделах

5 Государственное регулирование деятельности субъектов естественной монополии осуществляется утверждением: тарифов; тарифной сметы; временного понижающего коэффициента; особого порядка формирования затрат; порядка ведения раздельного учета затрат; временного компенсирующего тарифа; согласованием учетной политики.

6 Основные принципы тарифной политики соблюдение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий; соблюдение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий; предсказуемость и прозрачность устанавливаемых тарифов; предсказуемость и прозрачность устанавливаемых тарифов; покрытие в тарифе затрат и прибыли, обеспечивающих эффективное функционирование субъектов естественных монополий. покрытие в тарифе затрат и прибыли, обеспечивающих эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

7 Доля услуг естественных монополий в потребительской корзине ( гг.)

8 ГЕНЕРАЦИЯ: ВСЕГО ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ – 59 шт ВСЕГО ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ – 59 шт ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ – 18, 8 ГВт ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ – 18, 8 ГВт Наиболее крупные конденсационные станции -4 ГВт, 2,1 ГВт, гидроэлектростанции – 0,7 ГВт гидроэлектростанции – 0,7 ГВт ПЕРЕДАЧА и РАСПРЕДЕЛЕНИЕ: НАЦИОНАЛЬНАЯ СЕТЬ - АО KEGOC (220 – 1150 КВ). НАЦИОНАЛЬНАЯ СЕТЬ - АО KEGOC (220 – 1150 КВ). РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕТЬ - Распределительные электросетевые компании (РЭК) – 21 шт. РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕТЬ - Распределительные электросетевые компании (РЭК) – 21 шт. Протяженность линий электропередачи – км, в т.ч.: 1150 кВ – км 1150 кВ – км кВ – км кВ – км 110 кВ – км 110 кВ – км 35 – 0,4 кВ – км 35 – 0,4 кВ – км Электроэнергетика

9 Цели реформирования Переход от регулирования к конкуренции и конкурентному ценообразованию. Переход от регулирования к конкуренции и конкурентному ценообразованию. Обеспечение устойчивого энергоснабжения потребителей. Обеспечение устойчивого энергоснабжения потребителей. Привлечение в отрасль частных инвестиций, в т.ч. иностранных. Привлечение в отрасль частных инвестиций, в т.ч. иностранных.

10 ЭТАПЫ РЕФОРМЫ В ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ОТРАСЛИ (электроэнергетика) Реорганизация вертикально интегрированной электроэнергетической системы Реструктуризация энергосистем по функциям и по собственности: генерация, передача, распределение – в основном в частной собственности. генерация, передача, распределение – в основном в частной собственности. Запуск конкурентного оптового рынка. Либерализация доступа к электрическим сетям. Запуск конкурентного оптового рынка. Либерализация доступа к электрическим сетям – Запуск централизованных спот-торгов 2004 – Создание конкурентного розничного рынка – Запуск балансирующего рынка

11 I ЭТАП ( г.г.) Создание госкомпании (ГЭК) «Казахстанэнерго с функциями единого покупателя с передачей ей передающих сетей напряжением кВ и станций национального значения; Создание 9 региональных государственных предприятий (РГП) с включением в их состав местных электрических станций и распределительных сетей напряжением 0, кВ. РГП монопольно осуществляют поставки электроэнергии на своей территории. Утверждение по всем предприятиям цен и тарифов на электроэнергию – единый антимонопольный и регулирующий орган

12 II ЭТАП ( г.г.) Реструктуризация вертикально интегрированных энергосистем по функциям и по собственности: - генерация – выделение крупных электростанций в самостоятельные АО, региональных ТЭЦ в коммунальную собственность - приватизация; - передача – создание на базе РГП НЭС «Казахстанэнерго» национальной энергопередающей организации (АО KEGOC) с функциями диспетчерского управления (сети напряжением кВ). - распределение – создание региональных распределительных электросетевых компаний (напряжением 110 кВ и ниже). С октября 1996г. – либерализованный недискриминационный доступ к электрическим сетям (право субъекта на свободу выбора купли-продажи электроэнергии). Отказ от регулирования цен оптовых поставщиков (генерации). Монополия РЭК на розничном рынке.

13 III ЭТАП ( г.г.) Создание централизованных торгов спот-торгов (Рыночного оператора АО «КОРЭМ») Возложение на АО «KEGOC» функций Технического оператора IV ЭТАП (с 2004 г.) СОЗДАНИЕ КОНКУРЕНТНОГО РОЗНИЧНОГО РЫНКА На централизованных спот-рынке реализация дополнительных функций по торгам долго- и средне- срочными контрактами; Создание Системного оператора на базе технического оператора (АО «KEGOC») Выделение из РЭКа функций по сбыту (продаже) электроэнергии и передаа в конкурентную среду Создание энергоснабжающих организаций (ЭСО) – гарантирующих поставщиков. Либерализация условий для лицензирования купли-продажи электроэнергии на розничном рынке. Конкуренция между ЭСО. реструктуризация оставшихся вертикально интегрированных энергокомпаний на предприятия по генерации, передаче и сбыту.

14 Цены на генерацию электроэнергию - свободны Тарифы на передачу по электрическим сетям – утверждается Регулятором Конечные цены – свободны, а для доминантов – регулируемый (уведомительный метод)

15 Действующая структура рынка Оптовый рынок*, включающий: Оптовый рынок*, включающий: Рынок децентрализованной купли-продажи, на котором потребители имеют право свободы выбора своих поставщиков. Рынок децентрализованной купли-продажи, на котором потребители имеют право свободы выбора своих поставщиков. Централизованные торги, проводимые на площадке организованной рыночным оператором: Централизованные торги, проводимые на площадке организованной рыночным оператором: В режиме «за день вперед»; В режиме «за день вперед»; По долго- и среднесрочным контрактам. По долго- и среднесрочным контрактам. В каждом регионе Республики Казахстан электроснабжение осуществляется энергоснабжающими организациями (к примеру 5 эсо – в Кокшетауском регионе Акмолинской области), внедрен и действует механизм гарантирующих поставщиков электрической энергии. В каждом регионе Республики Казахстан электроснабжение осуществляется энергоснабжающими организациями (к примеру 5 эсо – в Кокшетауском регионе Акмолинской области), внедрен и действует механизм гарантирующих поставщиков электрической энергии. * За исключением западной зоны Казахстана, которая не имеет электрической связи с энергосистемой Казахстана

16 Национальные электрические сети Казахстана

17 Субъекты оптового рынка Производители и потребители электроэнергии, мощностью не менее 1 МВт; Производители и потребители электроэнергии, мощностью не менее 1 МВт; Аккредитованные энергоснабжающие организации – гарантирующие поставщики, осуществляющие оптовую закупку электроэнергии с целью энергоснабжения розничных потребителей. Аккредитованные энергоснабжающие организации – гарантирующие поставщики, осуществляющие оптовую закупку электроэнергии с целью энергоснабжения розничных потребителей. Лицензированные торгово-посреднические компании (трейдеры), осуществляющие закупку электроэнергии с целью ее перепродажи; Лицензированные торгово-посреднические компании (трейдеры), осуществляющие закупку электроэнергии с целью ее перепродажи; Национальная энергопередающая компания с функциями Системного оператора – АО «KEGOC»; Национальная энергопередающая компания с функциями Системного оператора – АО «KEGOC»; Распределительные электросетевые компании (РЭКи); Распределительные электросетевые компании (РЭКи); Оператор рынка централизованной торговли – АО «КОРЭМ»; Оператор рынка централизованной торговли – АО «КОРЭМ»; ПУЛ резервов электрической мощности. ПУЛ резервов электрической мощности.

18 Инфраструктурный регулятор Телекоммуникацио нный регулятор Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Независимые регуляторы Независимые регуляторы в секторах экономики

Инфраструктурный регулятор Тарифное регулирование СЕМ и доминантов; Мониторинг рынка; Определение условий доступа к инфраструктуре и услугам и контроль за их соблюдением; Лицензирование и контроль за соблюдением лицензионных условий; Утверждение норм и нормативов, инвестиционных программ; Согласование смет затрат ремонтных работ; Урегулирование споров. МЭМР МИТ АРЕМ МТК МСХ Общая схема формирования Инфраструктурного регулятора

20 Ожидаемые результаты Объединение всей «цепочки» ценообразования отраслей, что исключит возможность многократного изменения тарифов на услугу монополиста в течение года. Объединение всей «цепочки» ценообразования отраслей, что исключит возможность многократного изменения тарифов на услугу монополиста в течение года. Решение проблемных вопросов доступа к инфраструктуре и услугам монополистов. Регулятор снимет экономические и технические барьеры для входа на рынок и исключит возможность злоупотребления рыночной властью. Решение проблемных вопросов доступа к инфраструктуре и услугам монополистов. Регулятор снимет экономические и технические барьеры для входа на рынок и исключит возможность злоупотребления рыночной властью. Создание на основе инструмента лицензирования, эффективного механизма мониторинга реализации инвестиционных программ и обязательств. Создание на основе инструмента лицензирования, эффективного механизма мониторинга реализации инвестиционных программ и обязательств. В итоге: обеспечение эффективного функционирования и развития рынков, повышение уровня конкуренции и инвестиционной привлекательности обеспечение эффективного функционирования и развития рынков, повышение уровня конкуренции и инвестиционной привлекательности

21 Основные задачи в целях стимулирования инвестиций в инфраструктуру, прежде всего в сферу коммунальных услуг, разработать эффективный механизм прогнозирования предельных индексов изменения тарифов на среднесрочный период; в целях стимулирования инвестиций в инфраструктуру, прежде всего в сферу коммунальных услуг, разработать эффективный механизм прогнозирования предельных индексов изменения тарифов на среднесрочный период; приступить к формированию методологии расчета тарифов, обеспечивающей расчет тарифа на основе применения фактора эффективности в целях повышения мотивации к снижению неэффективных затрат и стимулирования инвестиций; приступить к формированию методологии расчета тарифов, обеспечивающей расчет тарифа на основе применения фактора эффективности в целях повышения мотивации к снижению неэффективных затрат и стимулирования инвестиций; проработать вопросы участия государства в финансировании модернизации и обновления производственных активов коммунальных предприятий; проработать вопросы участия государства в финансировании модернизации и обновления производственных активов коммунальных предприятий;

22 Основные задачи завершить формирование комплекса моделей по оценке влияния динамики тарифов СЕМ на макроэкономические показатели, позволяющего также выявить и обеспечить баланс интересов СЕМ и потребителей их регулируемых услуг; завершить формирование комплекса моделей по оценке влияния динамики тарифов СЕМ на макроэкономические показатели, позволяющего также выявить и обеспечить баланс интересов СЕМ и потребителей их регулируемых услуг; начать последовательное снижение уровней потерь энергии в сетях субъектов путем поэтапного установления стимулирующих ограничений по уровням потерь, учитываемых при формировании тарифов и применения экономических санкций; начать последовательное снижение уровней потерь энергии в сетях субъектов путем поэтапного установления стимулирующих ограничений по уровням потерь, учитываемых при формировании тарифов и применения экономических санкций; способствовать развитию конкуренции посредством обеспечения беспрепятственного и недискриминационного доступа к услугам СЕМ, устранения институциональных и технологических барьеров и применения жестких санкций. способствовать развитию конкуренции посредством обеспечения беспрепятственного и недискриминационного доступа к услугам СЕМ, устранения институциональных и технологических барьеров и применения жестких санкций.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!