Нормы современного русского языка. Культура профессиональной коммуникации. Черноусова Анастасия Степановна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор Булатова Л. П., учитель МОУСОШ 1 Синтаксические нормы.
Advertisements

Морфологические нормы Нормы употребления форм различных частей речи.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
ЕГЭ: ЗАДАНИЕ 7 YAZYK/EGE-ZADANIE-A5 YAZYK/EGE-ZADANIE-A5 Грамматические ошибки.
Домашняя работа Упр Двенадцатое февраля. Классная работа. Предлог.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Презентация на тему: «ПРЕДЛОГ» Выполнила: ученица 7 класса «Б» МОУ «Гимназия 11» г.Бийска Алтайского края Лидер Полина.
Юрицина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Новочеркасска.
Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике правила употребления слов, словосочетаний и т.д.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы: Клеменчук С.В. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Презентация на тему: «ПРЕДЛОГ» Выполнила: ученик 7 класса «Л» Школа 92 г Тюмени Андреев Данил Ученик 7 класса «Л» Андреев Данил.
Культура речи Морфологические нормы Составила – учитель русского языка и литературы Сторожева Т.Ю.
Грамматические ошибки – задание ЕГЭ по русскому языку Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Первомайского.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Ошибки в образовании формы слова. Нормативное образование и употребление падежный форм имен числительных Склонение имен числительных, обозначающих целые.
Цель. Закрепление умения выполнять морфологический разбор, систематизация знаний о грамматических признаках разных частей речи.
Синтаксические нормы- правильное построение словосочетаний и предложений Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Презентация по дисциплине Русский язык и культура речи Презентация по дисциплине Русский язык и культура речи Орфографические нормы. Пунктуационные нормы.
Транксрипт:

Нормы современного русского языка. Культура профессиональной коммуникации. Черноусова Анастасия Степановна

Культура речи Раздел филологической науки, изучающий речевую сторону жизни общества в определённую эпоху. Культура речи – владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

3 аспекта, входящие в понятие «культура речи» Ортологический Ортология – наука о правильной речи, о языковых нормах и их изменении. Коммуникативный Этический

Речевые нормы 1. Орфоэпические 2. Лексические 3. Морфологические 4. Синтаксические 5. Стилистические

Слово орфоэпия употребляется в двух значениях: 1. раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением. Орфоэпия как самостоятельный отдел лингвистики изучает совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство её звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработанными и закрепленными в литературном языке. 2. система единых норм произношения в литературном языке. I. Орфоэпические нормы

!!! Орфоэпические ошибки – наиболее частотные ошибки нашей устной речи. Необходимость соблюдения норм устной речи объясняется коммуникативными и эстетическими факторами. Поэт Н. Асеев: «Для передачи своей мысли другому лицу требуется не только владеть наилучшим запасом слов, но и наилучшим воспроизведением звуков, слова составляющих. В ином случае неточность произношения становится ошибкой, искажающей смысл сказанного. Конечно, звукова я сторона строя речи является лишь подсобной смыслу, но и её оставлять в небрежении было бы бесхозяйственно».

Орфоэпические нормы Нормы ударения Нормы произношения 1. Особенности ударения в русском языке 2. Функции ударения 3. Омографы - ??? 4. Орфоэпический словарь 1. Нормативное произношение связано с такими разделами о языке, как фонетика и графика. 2. Оппозиция звука и буквы

!!! Расставьте ударение в следующих словах

!!! Проверьте себя

!!! Запомните ударение в следующих словах Агрон Омия, дрем Ота, Иконопись, обесп Ечение, Отротчество, танц Овщлица, т Уфля, ход Атайство Зубч Атый, к Ухонный, озл Обленный, опт Овый, стир Альный Бал Уем, бряц Ать, включ Ит (включ Им), звон Ит, исч Ерпать, облегч Ить, прин Удить, ход Атайствовать ДобелА, дотемнА, д Очиста, зав Идно, зад Олго, Издавна, мастерскИ, поутрУ, т Отчас

Тенденции в постановке ударения в именах прилагательных 1. В краткой форме прилагательных жен. рода ударение чаще всего ставится на окончание: бледнА, тонкА, бодрА, грязнА, дерзкА, густА, мунА, гибка я 2. В сравнительной форме прилагательных ударение ставится на окончание, если в краткой форме жен. рода оно было на окончании: мунА – мун Ее, бодрА – бодр Ее, видноА – видно Ее, нужноА – нужно Ее И остается на основе, если в краткой форме жен. рода оно было на основе: крас Ива – крас Ивее, лен Ива – лен Ивее, уж Асна – уж Аснее

??? гл Упы или глупЫ 3. В краткой форме прилагательных множ. числа ударение ставится по кратким формам жен. и среднего рода: если в этих формах ударение на одном слоге, то он остается ударным и в форме множ. числа. бог Ато (ср. род) - бог Ата (ж.р.) бог Аты (мн. число) Если ударение в этих формах не совпадает, то ударение в форме мн. числа ставится по форме ср. рода. глупА (ж. р.) – гл Упо (ср. р.)гл Упы (мн. число) дорогА (ж. р.) – д Орого (ср.р.) ??? (мн. число) молодА (ж. р.) – м Олодо (ср. род) ??? (мн. число)

1. Ударение в форме ж. рода в прошедшем времени глагола часто ставится на окончание. ждалА, бралА, вилА, вралА, гналА, звалА, лгалА, лилА, пилА. ! НО: кл Ала 2. Так же произносятся и производные глаголы: прожилА, забралА, допилА, пролилА Тенденции в постановке ударения в глаголах

Ударение в глаголах на -кровать 1. В пяти-, шестисложных глаголах на –кровать ударение обычно ставится на «и»: абон Ировать, компост Ировать, асфальт Ировать 2. В четырёхсложных глаголах на –кровать ударение чаще всего ставится на «а»: пломбиров Ать, примеров Ать

1. В причастиях, образованных от глаголов на- кровать, ударение сохраняется, если в глаголе оно падает на «и»: компост Ировать – компост Ированный) 2. Ударение переходит на «О», если в глаголе падало на «а» примеров Ать – пример Ованный, балов Ать – бал Ованный Тенденции в постановке ударения в причастиях

Нормы произношения: произношение гласных звуков Произношение ударной гласной, обозначаемой на письме «Е» характеризуется вариативностью. [Э] звучит в словах: афера, бесхребетный, головешка, гренадер, житие, зев, иноплеменный, крестный (ход), многоженец, недоуменный, опека, оседлость, оседлый, правопреемник, хребет, ярем, ячменный [О] звучит в словах: гравёр, жёлоб, жёрнов, издёвка, коммивояжёр, недооценённый, новорождённый, осуждённый, внесённый, переведённый, осётр, остриё, побасёнка, полёгший, привёзший свёкла, смётка, шёрстка, щёлка

1. Сотчетание -ЧН, как правило, произносится в соответствии с написанием, т.е. [ЧН]: ежевичный, игрушечный, идентичный, кирпичный, конечный, огуречный, съёмочный, солнечный. 2. В следующих случа ях остаётся обязательным произношение [ШН]: горчи[шин]ик, деви[шин]ик, коне[шин]о, наро[шин]о, отче[шин]ик, подсве[шин]ик, праче[шин]а я, пустая[шин]ый, скворец[шин]ик, ска[шин]о, ска[шин]ый, яи[шин]лица; в женских отчествах (Никити[шин]а, Фомини[шин]а). 3. Допускается произношение [чн] и [шин] словах: порядочный, копеечный, молочный, булочна я, булавочный, горнична я, двоечник, пятёрочник, троечник, шуточный. Нормы произношения: произношение согласных звуков

На месте сотчетаний ЗЖ, ЖЖ, ЖД, ЗЧ, СЧ, СЩ, ЖЧ, СТС произносится один долгий согласный: въезжать [жж] и [жж], дрожжи [жж] и [жж], дождь [ш] и [шт ], образчик [ш], доносчик [ш], с щеткой [ш], мужчина [ш], декабристский [сс]. Нормы произношения: произношение согласных звуков

1. Согласный перед «е» произносится мягко в следующих словах: музей, тема, термин, крем, компетенция, шинель, пресса, компресс. 2. Согласный перед «е» произносится твердо в следующих словах: детектив, декольте, индекс, партер, компьютер, ателье, бутерброд, интернат, интервью, тембр, термос, теннис, тенденция, синтез, мотель. 3. Есть немало слов, в которых оба варианта произношения (с твёрдым и мягким согласным) признаются равноправными: агрессия, декан, декада, демонтаж, депо, крейсер, конгресс, либретто, претензия, прогресс, сейф, сессия, кредо, фланель, форель, экспресс.

З а п о м н и т е! Согласный не пишется и не произносится: Грейпфрут, дерматин, закоснелое мышление, изнеможённый (но измождённый), инцидент, интриганы, компрометкровать, конкурентоспособный, кортеж, милостивый, наперсный крест, наперсник, насмехаться, незлобивый, одышка, поскользнуться, потчерк, почтамт, пощёчина, прецедент, трёхосный механизм, эскорт, юрисдикция, юрисконсульт Гласный не пишется и не произносится: Бессребреник, будущий, должны, задолжник, испещрённый, перспектива, пертурбация, пирожное, сведущий, учреждение, чрезвычайный, чрезмерный.

Буква пишется и произносится: Брелоков (Р. п.), бюллетеней (Р. п.), вскипятить, задолженность, компосткровать, конвейер, конъюнктура, натриевый, прейскарант, проволока, противень, распространённый, середина, троллейбус, полиэтиленовый.

Запомните орфографический вид слова и произносите правильно Аккумулятор, бреюсь, ветеринар, военачальник, дуршлаг, единоначалие, интерпреткровать, коридор, лаборатория, макулатура, невропатолог, пертурбация, пуловер, розетка, скрупулёзный табурет, трамвай

!!! Выполните тесты

!!! Выполните тест

!!! Проверьте себя

II. Лексические нормы Лексические нормы связаны с точностью речи. Точность – это достоинство хорошей речи, которое заключается в соответствии между смысловой стороной речи (планом содержания) и системой выражаемых понятий (планом выражения). Два вида точности: А) фактическа я Б) коммуникативна я

!!! Проанализируйте предложения Петров высказал свое кредо на организацию работы отдела. Он упал навзничь и ушиб колено. Эту передачу слушали по радио на двух континентах – в Арктике и Антарктике. В течение февраля продолжительность суток возрастёт на два часа. Стоят дальневосточные березки в подвенечном саване. Я знаю, что еще живы предки А.С. Пушкина. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши. После собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в солдаты. В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий.

Точность достигается: I. Знанием и пониманием точных лексических значений слов (терминов, заимств., и т.д.). Наиболее типичное нарушение точности - употребление слов в несвойственном им значении. Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функцию, т. е. называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать.

!!! Проанализируйте предложения А) 1. Недостаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов. 2. Надо оставить это предложение. 3. Вы прослушали информацию. Б) 1. Девочка будет играть заглавную роль в пьесе «Голубой портрет». 2. Необходимо обеспечить командировочных общежитием. 3. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это. 4. Это наказание носит чисто воспитательский характер.

Точность достигается: II. Знанием и пониманием точных значений многозначных (полисемичных) слов. К многозначным словам относят: Омонимы – слова, которые звучат одинаково, но имеют разные значения. Паронимы – близкие, но нетождественные по звучанию однокоренные слова с разным значением.

Намеренное столкновение омонимов может стать средством остромуной игры слов. 1. Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимей полоскать рот (К. Прутков). 2. Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз (В.Даль). 3. Ты белых лебедей кормила, Откинув тяжесть черных кос... Я рядом плыл; сошлись кормила; Закатный луч был странно кос. Вдруг лебедей метнулась пара... Не знаю, чья была вина... Закат замлел за дымкой пара, Алея, как поток вина.... (Валерий Брюсов)

Однако в некоторых случа ях омонимия может привести к искажению смысла, неуместному комизму Дети - цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться. Женщины подобны диссертациям: они нуждаются в защите. Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания профсоюзных марок. Фотограф срочно снимет комнату. Игра я, он забывал об очках. Мальчика послали за гранатами. Бабушка хранила деньги в банке.

Использование паронимов в речи Умелое употребление паронимов помогает правильно и точно выразить мысль, паронимы раскрывают большие возможности русского языка в передаче тонких смысловых оттенков. Художественна я речь, как правило, характеризуется весьма искасным использованием паронимов, когда писатель ставит их рядом, показыва я их смысловые отличия при кажущемся подобии. В этом случае паронимы выполняют различные стилистические функции, выступа я как средство усиления действенности речи. Молодые Тургеневы олицетворяют собой честь и честность. Возможно сопоставление паронимов, если автор хотчет показать тонкие смысловые различия между ними: Я не люблю пластику кистей у танцовщиц. Она манерна… в ней больше красивости, чем красоты (Станиславский). Яркий стилистический эффект рождает противопоставление паронимов: Меня тревожит встреч напрасность, Что и ни сердцу, ни уму, И та не праздничность, а праздность, В моем гостяща я дому (Е.Евтушенко).

Лексические ошибки, вызванные смешением паронимов Очень часто в речи наблюдается смешение паронимов, что приводит к грубым лексическим ошибкам. Я проблудил два часа. Красива я и практическа я обувь. Сначала о Манилове складывается двойное впечатление. Поставьте свою роспись. Вишинякова Ольга Викторовна «Паронимы современного русского языка» (М., 1987 г.)

!!! Проанализируйте предложения 1. Вдали показалась ста я уток и зайцев 2. Фиолетовый апельсин 3. Преклонить голову Склонить колени 4. Иметь роль Играть значение 5. Улучшить уровень 6. Способствуют потере 7. Отечественна я практика богата фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов.

Точность достигается: III. Учётом лексической сотчетаемости слов. Лексическа я сотчетаемость – это способность слов соединяться друг с другом в речевом отрезке, при этом одни слова свободно соединяются с другими, а иные имеют ограниченную лексическаю сотчетаемость. Не сотчетаются слова: А) семантически не сотчетаемые (фиолетовый апельсин, облокотился спиной, вода горит) Б) грамматически не сотчетаемые (мой - плыть, близко - веселый); Г) содержащие отрлицающие друг друга смысловые признаки- благодаря непогоде В) сотчетаемость определяется традицией

Нарушение лексической сотчетаемости как стилистический прием К оценке лексической сотчетаемости в экспрессивной речи нельзя подходить с обычной меркой, здесь законы «притяжения» слов друг к другу особые. В художественных и публицистических произведениях границы лексической сотчетаемости могут быть расширены. Именно нарушение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения, лежит в основе многих классических образов, ставших хрестоматийными примерами эпитетов, метафор, метонимий: Седой зимы угрозы; Колокольчик звонко плачет, и хохотчет, и визжит; Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль... Нарушение лексической сотчетаемости может стать действенным средством создания комического звучания речи в юмористическом контексте: С того дня и постигла Евстигнейку слава; Яблоко с родинкой; Кипучий лентяй.

Нарушение лексической сотчетаемости как яркий стилистический прием создания комического эффекта лежит в основе различных шуток, афоризмов, которые обычно публикуются на юмористических странлицах журналов, газет. Гения признали заживо; Наши заклятые друзья; Закоренелый передовик. Наконец правительство добилось значительного ухудшения жизни народа. Несотчетаемость делает броскими заголовки: «Воспоминания о будущем» (название кинофильма); «Наедине со всеми» «Включите тишину». Нередко поэты нарушают лексическаю сотчетаемость. Выразительны необычные сотчетания слов в песнях Вл. Высоцкого: Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души. В неэкспрессивной, прозаической речи словосотчетания «ходить пятками», «босые души» показались бы невозможными, абсурдными, но в поэтическом контексте они поражают своей художественной силой. Нарушение лексической сотчетаемости как стилистический прием

Нарушение лексической сотчетаемости как речева я ошибка Если автор не стремится к достижению определенной стилистической цели, нарушение лексической сотчетаемости становится речевой ошибкой. В этом отражается характерна я особенность диалектической природы языка: в одном случае явление, представляющее собой отклонение от языковой нормы, оказывается действенным средством создания речевой экспрессии, в другом - свидетельством небрежности, невнимательного отношения автора к слову. Непроизвольное нарушение лексической сотчетаемости - весьма распространенна я речева я ошибка. «Хотя в этих соревнованиях наши любимые фигуристы одержали поражение, зрители приветствуют их стоя», - говорит спортивный комментатор (но: одерживают победу, терпят поражение). «Может, и к тебе пришла бессоннлица, и лежишь ты, не смыка я взгляда синего», - пишет поэт (но: можно сомкнуть глаза, а не взгляд). В отчерке журналист замечает: «Котловина производила уютное впечатление » (можно производить приятное впечатление, а не уютное). Некоторые слова часто употребляются в речи в неправильных сотчетаниях: Встреча созвана, беседа прочитана, усилить внимание, уделить значение, повысить кругозор и др.).

!!! Проанализируйте предложения А) 1. Деепричастный оборот всегда обособляется знаками препинания 2. Их предводитель умер, и они выбрали нового из числа живущих. 3. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. Б) 1. Силы «темного царства» объединились воедино против бросившей им вызов натуры. 2. Учащиеся успешино выполнили заданное на прошлом занятии домашинее задание. 3. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого.

Точность достигается: IV. Устранением речевой избыточности. К явлениям речевой избыточности относят: * Плеоназм – вид речевой избыточности, котора я обусловлена частичным совпадением значений рядом стоящих слов. *Тавтология – стечение в одной фразе нескольких однокоренных слов.

А) 1. Больные, не посетившие больницу в течение трёх лет, выкладываются в архив. 2. Дети до пятилетнего возраста проходят в цирк на руках. 3. В кабинете литературы висят великие писатели. Б) 1. Речь Нагульного отличается от других героев. 2. Павел вырос в глазах людей после истории с болотной копейкой. 3. На выставке среди экспонатов был и филателист из Омска. !!! Проанализируйте предложения

Точность достигается: V. Устранением речевой недостаточности Пропуск слова может стать причиной: 1. А л о г и з м а - сопоставления несопоставимых понятий «Татьяна заняла первое место среди девушек второго разряда». 2. Подмены понятий «Сравните показатели первой таблицы с таблицей седьмой» «Язык героев Шукшина резко отличается от персонажей других авторов» «Павел Власов купил гармошку стал ходить с накрахмаленной грудью» (пропущено в рубахе).

Речева я недостаточность Так, на выставке собак можно услышать обращения к хозяевам породистых псов: - Уважаемые участники, разберитесь по породам и приготовьтесь к параду! - Товарищи участники, тщательно оботрите морды от слюны для облегчения осмотра зубной системы! - Призеры, срочно явитесь для награждения. Владельцы без намордников награждаться не будут. Или фразы в объявлениях: «Делаем только срочные переломы»; «Страхова я компания приглашает вас в любой четверг для получения травмы».

III. Морфологические нормы А) Нормативное употребление имен существительных Формы склонения -ы(-и) -а(-я) Бухгалтеры Возрасты Гербы Лекторы Выговоры Инженеры Шофёры Доктора Отпуска Округа Повара Векселя Ордера Паспорта

Следует различать формы по значению: Корпусы (туловища)корпуса (здания) Пропуски (отсутствие)пропуска (документы) Счёты (взаимные)счета (документы) Тоны (звуковые)тона (цветовые) Тормозы (препятствия)тормоза (механизмы )

Сущ. м.р. род п. мн. ч. Сущ, обозначающие Полное окончание Нулевое окончание Фрукты, овощиабрикосов, апельсинов баклажанов помидоров яблок Единицы измерениягектаров, граммов, килограммов Парные предметыносковботинок, чулок, сапог национальноститаджиков чеченцев башкир, грузин, татар, турок др. сущ.банкнотов, рельсовсолдат, партизан, эполет

Сущ. жен.р. род п. мн. ч. полное окончаниенулевое окончание долей, доньев, кеглей, клипсов, платьев, устьев свечей басен, блюдец, вафель, дел, зеркалец, котчерёг, кушаний, мест, туфель, яблонь свеч (игра стоит свеч) Слова, не имеющие форм ед.ч заморозков, лохмотьев, консервов, яслей, граблей нападок, потёмок, сумерек, макарон, дрязг

Род имен существительных Несклоняемые существительные относятся К среднему роду (неодушевлённые на гласный) Авто, алиби, меню, такси, шоссе Кроме: кофе (м.р. и доп. ср.) кольраби, салями, авеню (ж.) К муж. роду (ллица муж. пола, животные и птицы) Атташе, конферансье, маэстро, импресарио, шимпанзе, кенгуру, пони Кроме: иваси, цеце (ж.р.) Род определяется: у географических названий – по родовому слову: Миссури – река (ж.р.) у аббревиатур – по опорному: ГУМ – магазин (м.р.) у составных слов – по родовому признаку более значимого слова: крем- краска (ж.р.); кофе-бар - ? Запомните! сущ. ж.р.: коленка, плацкарта, тапка, тапочка, туфля сущ. муж. р.: бланк, овощ, рельс, рояль, толь, тюль, шампунь

Ошибки: более худшее, самый наибольший, менее дороже Запомните формы сравнит. степени: звонче, слаще, хлёстче Б) Нормативное употребление имен прилагательных

В) Нормативное употребление числительных Запомните формы косвенных падежей некоторых числительных! И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. четыре четырёх четырём четыре четырьмя четырёх триста трёхсот тремстам триста тремястами трехстах тысяча тысячи тысяче тысячу тысячью тысяче Собирательные числительные не употребляются: - со словами, обозначающими лиц женского пола; - со словами, обозначающими взрослых животных. Числительные полтора и полтораста согласуются: в полутора часах (не полуторах часов) в полутораста километрах (не полуторастах километров)

Г) Нормативное употребление местоимений ? Лучше его или лучше него ? Начальное Н не добавляется: - Перед предлогами благодаря, наперекор благодаря ему, наперекор ей - Перед сущ.+предлог - в противовес им - Сравнит. степень - лучше его, выше их - Запомните! И. Ск Олько?В. Ск Олько? Р. Ск Ольких?Т. Ск Олькими? Д. Ск Ольким?П. О ск Ольких?

Д) Нормативное употребление глаголов Ошибочными являются формы: Следует употреблять 1 ллица ед. ч. : ощутить, побудить, пылесосить, убедить, чудить (ошибка: пылесошу) Описательные формы: одержу победу, смогу убедить; -3 л. ед.ч (ошибочно: полоскает, плескает, сыпет, чишет, щипет); -полощет, плещет, сыплет, чихает, сыплет; -бесприставочных глаголов прош. вр. с суффиксом –ну- (ошибочно: мокнул, сохнул); -мок, сох; -бесприставочных глаголов с корнем –лож- (ошибочно: ложил); -класть, положить; -некоторых глаголов с –ся (ошибочно: стираться, играть, полоскаться); -стирать, играть, полоскать; -некоторых глаголов повелительного наклонения(ошибочно: положь, едь); -положи, поезжай.

Е) Нормативное употребление причастий, деепричастий, наречий Отсутствуют формы причастий на -щий от глаголов совершенного вида, а также причастий с частицей бы (ошибка: сделающий, вызвавшее бы возражение). Бесприставочные глаголы с суффиксом –ну сохраняют его и в причастиях (глохнувший, липнувший), а приставочные – теряют (оглохший, прилипший). Литературными являются формы деепричастий на –в (не на –вши): встретив, купив, сняв. Ошибочным является употребление наречий: вовнутрь (вм. внутрь), навряд ли (вм. вряд ли), напополам (вм. пополам), взаправду (вм. вправду) и др.

IV. Синтаксические нормы современного русского языка Синтаксические нормы – нормы, предписывающие правильное построение основных синтаксических единиц (словосотчетаний и предложений).

1. Нормы управления Управление – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определенной падежной форме без предлога ( беспредложное управление ) или с предлогом ( предложное управление ). В случае неправильного выбора падежной формы или предлога возникает ошибка: уверенность в победу, вера в победе. Следует употреблять: уверенность в победе, вера в победу.

БЕСПРЕДЛОЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Нельзя путать беспредложные сотчетания с предложными: оперкровать чем-нибудь – работать с чем-нибудь, рассержен чем-н. – рассердиться на что-н., различать что-н. и что-н. – отличать что-н. от чего чего-н., свойственный чему-н. – характерный для чего-н., уделять внимание чему-н. – обращать внимание на что-н. Различного управления требуют многие конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными: обрадоваться чему-н. – обрадован чем-н., полный (преисполненный) чего-н. – наполненный чем-н., препятствовать чему-н. – тормозить что-н., удивляться чему-н. – удивлен чем-н.

ПРЕДЛОЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Следует правильно выбирать предлоги в словосотчетаниях: беспокоиться о ком-н. – тревожиться за кого-н., похожий на кого-н. – сходный с кем-н., превосходство над чем-н. – преимущество перед чем-н., предостеречь от чего-н. – предупредить о чем-н., уверенность в чем-н. – вера во что-н., упрекать в чем-н. – порлицать за что-н. – осуждать за что-н.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор употребляются с дательным (не родительным!) падежом имени: согласно расписанию, вопреки предсказанию (ошибочно: согласно расписания, вопреки предсказания). Запомните! По приезде По выполнении По отъездене –у По окончаниине -ю По приходе По заключении

Предлог –ПО употребляется с местоимениями 1-го и 2-го ллица в форме предложного падежа: скачаю по вас, стреляли по нас (Ср. с устаревшим вариантом: скачаю по вам, стреляли по нам).

При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения. Если не учтены значения предлогов, то возникают ошибки: Вследствие предстоящих ремонтных работ движение городского транспорта через северную дамбу будет закрыто (ремонтные работы еще предстоят и последствий иметь не могут); Благодаря непогоде урожай не убран вовремя (использованный предлог не утратил связи с глаголом благодарить ). Следует употребить: Из-за непогоды …. Типичной диалектной ошибкой является замена предлогов из, за ( из школы, из вишини, за хлебом) предлогами со, с, по ( со школы, с вишини, по хлеб).

УПРАВЛЕНИЕ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Ошибочным является построение предложений, в которых при словах, требующих разного управления, имеется общее дополнение: Студенты любят и увлекаются спортом. Следует употреблять: Студенты любят (что?) спорт и увлекаются (чем?) им.

УПРАВЛЕНИЕ ПРИ ГЛАГОЛАХ С ОТРИЦАНИЕМ ?Я не читал эту книгу. – Я не читал этой книги. Предпочтительны формы Род. падежа при глаголах: - с усиленным отрлицанием ( я не терял ни бодрости, ни надежды; никому не доверял свой тайны ); - восприятия ( не видел опасности, не слышал шороха ). Предпочтительны формы Вин. падежа: - у одуш. сущ ( не любит свою дочь ); - при указании на конкретный, определенный предмет ( не отрецензировал рукопись, которую ему прислали ); - при двойном отрлицании ( нельзя не признать правоту )

Сотчетание в одном предложении форм Род. производителя действия ( выступление докладчика, приезд делегации ) и род. объекта действия ( чтение книги, подбор иллюстраций ) создает двусмысленность: Необходимо последовательное изложение ученика материала урока. Следует употреблять: Необходимо последовательное изложение учеником материала урока. Двусмысленность возникает и при скоплении управляемых существительных в творительном падеже ( овладение знаниями школьниками …) Конструкции с одинаковыми падежными формами, зависящими одна от другой, затрудняют понимание смысла предложения. Для решения задачи ускорения подъема уровня знаний студентов… Следует избегать падежных форм с одинаковыми предлогами: Беседа с инженером с большим стажем.

2. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ? Шел дождь и два ученика: один в школу, другой в калошах. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ В ряду однородных членов не могут сотчетаться: - инфинитив и сущ.: Я люблю футбол и плавать (следует употреблять: Я люблю футбол и плавание); - второстепенный член и придаточное предложение: Передо мной книга, рассказывающа я о приключениях четверых друзей и котора я отчень нравиться мне. (Следует употреблять: Передо мной книга, котора я рассказывает о приключениях четверых друзей и отчень нравиться мне). - полна я и кратка я формы прилагательных, причастий: Его выводы простые и понятны. (Следует употреблять: Его выводы просты и понятны).

УПОТРЕБЛЕНИЕ ДВОЙНЫХ СОЮЗОВ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ При двойных сопоставительных союзах один из однородных членов ставится после первой части союза, а другой – после второй: Я не только люблю лето, но и зиму. (Следует употребить: Я люблю не только лето, но и зиму). Нельзя создавать неправильные пары сопоставительных союзов: не только – а также (вместо не только – но и), как – а также (вместо как – так и), поскольку – поэтому (вместо поскольку- постольку).

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ Однородные члены должны сотчетаться с тем словом в предложении, с которым они связаны по смыслу. Нарушение этого требования ведет к ошибке: Комиссией были внесены ценные предложения и критические замечания. Следует употреблять: Комиссией были внесены ценные предложения и сделаны критические замечания.

К логическим ошибкам ведет использование в качестве однородных членов: - слов, выражающих видовые и родовые понятия: Больному принесли фрукты, бульон, печенье, апельсины. - слов, выражающих несопоставимые понятия: В море плавали спасательные круги, лодки и матросы.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ С ОБОБЩАЮЩИМИ СЛОВАМИ Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом. Нельзя употреблять: Во встрече участвовали представители трёх стран: Англия, Франция, Италия. Следует употреблять: Во встрече участвовали представители трех стран: Англии, Франции, Италии.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ Деепричастный оборот не может употребляться: в предложении, где действия, выраженные сказуемым и деепричастием, относятся к разным ллицам или предметам: Подъезжа я к станции, у меня слетела шляпа. - в безличном предложении: Подходя к лесу, мне стало холодно.

Неоправданное употребление стилистически сниженной лексики (разговорных, просторечных слов). В банно-прачечном комбинате можно приобрести вехотки и мыло разных сортов. Не следует злоупотреблять штампами деловой речи. Ввиду отсутствия ответного чувства жизнь моя будет разбита. Не следует смешивать лексику разных исторических эпох. Печорин получил путёвку на Кавказ. На картине Васнецова изображены богатыри в кольчугах, брюках, варежках. V. Стилистические нормы