Развитие интеллекта и расширение кругозора школьников Развитие интеллекта и расширение кругозора школьников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информатика Технология обучения. Обучение любому навыку включает в себя четыре стадии: область незнания (неосознанное и осознанное) и область знания (осознанное.
Advertisements

Формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС. Выполнила: Мурзаханова Т.А. учитель английского языка Похвистнево.
Ребус - это головоломка с использованием букв и цифр, а также определенных предметов или фигур. Благодаря им можно научиться нестандартно видеть и решать.
Развитие познавательных стратегий учащихся на уроке Учебная презентация для учителей Подготовлена Александровой Л.А. и Полетаевой Г.Л. в рамках конкурса.
Алгоритм постановки целей учебной деятельности Подготовила: учитель биологии МБОУ СОШ 6 Проваторова О.А.
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ вВ воспитатель: Тарасенко Наталия Валерьевна:
Презентация по методической теме учителя начальных классов: КГУ «Нагорненской основной школы»: Мялик Татьяны Петровны.
День Российской Науки. Наука и человек. Наука о звуке.
Федорова Наталия Александровна, учитель начальных классов «Моделирование в начальных классах на уроках русского языка» МБОУ «Цнинская СОШ 1»
Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся. «Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать.
Русский язык 3 класс ОС «Школа 2100» Учитель: Разумова Ольга Владимировна.
Подготовил: учитель – дефектолог Илюшина Е.В. МКДОУ 85 Миасс 2015 г.
Развитие ключевых компетенций на уроках математики через самостоятельную работу учащихся. Если услышишь - забудешь, увидишь - запомнишь, а сделаешь сам.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
П РЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ОС «2100». В течение многих веков главной особенностью образования было сообщение фактических знаний, используя которые.
Учись учиться
Проектная деятельность учащихся на уроке В педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения.
Цели: Расширить кругозор учащихся; развить логическое мышление; научиться применять полученные теоретические знания на практике; развить умение работать.
Урок информатики в начальной школе. Тема:«Компьютер» Подготовила Шмерко Н.Ю. учитель начальных классов, МОУ Жаворонковская СОШ Одинцовский район.
Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято.
Транксрипт:

Развитие интеллекта и расширение кругозора школьников Развитие интеллекта и расширение кругозора школьников

Договоримся о терминах ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellectus познание, понимание) – ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека. Новейший словарь иностранных слов и выражений КРУГОЗОР перен. объём, широта интересов, познаний. Большой толковый словарь русского языка

Договоримся о терминах ВНИМАНИЕ – 1. Психический процесс, при котором из нескольких одновременных котором из нескольких одновременных впечатлений некоторые воспринимаются особенно ясно. впечатлений некоторые воспринимаются особенно ясно. 2. Интерес, стремление вникнуть. 2. Интерес, стремление вникнуть. МЫШЛЕНИЕ – способность рассуждать, мыслить, как свойство человека. Большой толковый словарь русского языка

Наш уникальный компьютер Это наш мозг. В килограмме серого и белого вещества коры головного мозга человека содержится в среднем около 300 миллиардов нейронов, связанных сложнейшей сетью нервных окончаний. Нейроны и соединения содержат 100 триллионов атомов.

Как рассчитать КПД нашего мозга? Лингвисты подсчитали, что из 33 букв нашего алфавита можно составить около слов. Лингвисты подсчитали, что из 33 букв нашего алфавита можно составить около слов. В активном словарном запасе обычного человека содержится 2 – 3 тысячи слов. В активном словарном запасе обычного человека содержится 2 – 3 тысячи слов. Человек с академическим потенциалом использует 5 – 6 тысяч слов. Человек с академическим потенциалом использует 5 – 6 тысяч слов. Словарный запас А.С. Пушкина составлял около 30 тысяч слов. Словарный запас А.С. Пушкина составлял около 30 тысяч слов. Пропорциональная зависимость ясна: чем больше слов, тем больше мыслей, и, значит, тем больше и задействованных в мыслительном процессе атомов в коре головного мозга. Так что у Пушкина КПД – около 10 %, а у большинства из нас – не более 1 – 2 %.

Почему так низок КПД мозга? Причин много. Но прежде всего это отсутствие у большинства людей навыков по интенсивной обработке значительных объёмов информации. Повысить КПД мозга можно!

Мудрости можно научиться! Мудрым можно стать тремя путями: первый путь – это пробы и ошибки, полученные на основании собственного опыта – самый горький путь; второй путь – это подражание кому-нибудь – самый смешной путь; третий путь – это размышление – самый благородный путь. Древнекитайская пословица

Как человек думает? Сознательно мы можем единовременно воспринимать и некоторое время сохранять следы ограниченного количества переменных отрывков информации: 7+2. Подсознательно – гораздо больше. Маленькие куски информации формируют привычки, стандарты поведения. Благодаря этому высвобождается место в сознании для усвоения новых порций разрозненной информации.

От незнания – к знанию Процесс обучения можно разделить на 4 этапа: Неосознанное незнание Неосознанное незнание Осознанное незнание Осознанное незнание Осознанное знание Осознанное знание Неосознанное знание Неосознанное знание

1. Неосознанное незнание Человек не осознаёт, как что-то сделать. Он не осознаёт даже, что он сам этого не знает. Не осознавая масштабов знаний, необходимых ему для приобретения конкретного навыка, человек бывает излишне самоуверенным, «шапкозакидателем».

2. Осознанное незнание По мере осознания человеком факта своего незнания авантюристичность первого этапа сменяется убеждением в непреодолимости этого этапа. Чем больше и полнее человек осознаёт, что и как ему предстоит сделать, тем сильнее убеждение, что «это не под силу» и «никогда не получится».

3. Осознанное знание Для преодоления неверия в свои силы хорош рецепт: «Глаза боятся, а руки делают». Можно начать с малого. Осознав и неоднократно повторив нужную информацию, человек надёжно «запаковывает» её в своём сознании. Это состояние компетентности.

4. Неосознанное знание Компетентный человек знает, как и что нужно делать, но на практике вынужден концентрировать на этом всё своё внимание. Когда же фрагментарные навыки сольются в единую технологию, тогда освоенное умение перейдет в привычку и будет выполняться автоматически. т.е. подсознательно.

Разделение памяти по блокам хранения информации Оперативная память Кратко- временная память Долговременная память

Разделение памяти по блокам хранения информации Кратковременная память Оперативная память Долговременная память Незначительный объём восприятия информации на период не более 1 минуты. Этап неосознанного незнания Этап неосознанного незнания Время хранения информации до 10 часов. Осознанное незнание Сознательная и подсознательная (латентная) части. Объёмы и время хранения безграничны. Осознанное знание. Неосознанное знание.

Комментарии Из блока кратковременной памяти в оперативную информация попадает только опознанной, т.е. понятой или осмысленной с помощью смыслового фильтра. Из блока кратковременной памяти в оперативную информация попадает только опознанной, т.е. понятой или осмысленной с помощью смыслового фильтра. В блок долговременной памяти осмысленная информация попадает из оперативной только при условии её неоднократного повторения. В блок долговременной памяти осмысленная информация попадает из оперативной только при условии её неоднократного повторения.

Вывод: Только те, кто при помощи сознательных волевых усилий проходит весь цикл мыслительных действий от начала до конца через осмысление и повторение, получают информацию, упакованную в подсознательную часть долговременной памяти. Тогда внимание освободится для новой информации.

Но это ещё не всё Нужно ещё уметь быстро извлекать нужные сведения из недр памяти, т.е. вспоминать. А это будет хорошо получаться только тогда, когда процесс запоминания прошёл правильно. Рационально запомнил – быстро вспомнил.

Память – функция мозга Мы не знаем, где хранятся воспоминания, но знаем, что только мозг позволяет их классифицировать, хранить в памяти и находить. Бергсон сказал: «Мозг обусловливает действие памяти, а не скрывает её». Будучи функцией мозга, память может быть развита с помощью тренировки.

Принципы управления памятью Все люди имеют память. Все люди имеют память. Память – это функция мозга. Память – это функция мозга. Мозг работает так же, как другие органы, и, значит, его можно тренировать, как, например, мускулы. Мозг работает так же, как другие органы, и, значит, его можно тренировать, как, например, мускулы. Чем больше память работает, тем она лучше. Чем больше память работает, тем она лучше. Чем больше данных в памяти, тем легче запоминать другие. Чем больше данных в памяти, тем легче запоминать другие.

Что же нужно делать для развития интеллекта школьников? Ответ известен: давать информацию, т.е. пищу для ума, и учить её перерабатывать и запоминать (осмысливать, сравнивать, анализировать, делать выводы, выделять главное и т.д.) Но лучше научить их быстро и правильно самим находить нужную информацию. А сначала – заинтересовать.

Формирование учебных умений и навыков Формирование учебных умений и навыков Это способы получения и применения знаний. Учебные навыки могут быть: Предметными, т.е. специфическими для той или иной учебной дисциплины; Предметными, т.е. специфическими для той или иной учебной дисциплины; Общеучебными, т.е. универсальными для многих школьных предметов. Общеучебными, т.е. универсальными для многих школьных предметов.

Общеучебные умения: Учебно-управленческие, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование, и анализ учащимися собственной учебной деятельности; Учебно-управленческие, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование, и анализ учащимися собственной учебной деятельности; Учебно-информационные, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач; Учебно-информационные, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач; Учебно-логические, обеспечивающие чёткую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. Учебно-логические, обеспечивающие чёткую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

Учебно-информационные умения имеют непосредственное отношение к нашей теме Учебно-информационные умения Умение работать с письменными текстами Умение работать с устными текстами Умение работать с реальными объектами как источниками информации ЧТО ЕЩЁ ?

Учебно-информационные умения, необходимые в XXI веке Учебно-информационные умения Умение работать с письменными текстами Умение работать с устными текстами Умение работать с реальными объектами как источниками информации Умение работать с новыми информационными ресурсами, применять ИКТ

Для тренировки ума существуют специальные способы Среди них есть как Среди них есть как традиционные, так и традиционные, так и новые, возникшие новые, возникшие (и продолжающие (и продолжающие появляться) появляться) в наше время. в наше время.

Какие передачи для развития интеллекта предлагает нам телевидение? В чем вы видите их В чем вы видите их достоинства и недостатки? достоинства и недостатки?

Перечислим традиционные организационные формы, наиболее широко используемые в ОУ сообщения, доклады, рефераты; проблемные ситуации, вопросы; кружки и факультативы; научное общество учащихся (НОУ); игры, в т.ч. ролевые и деловые ; участие в олимпиадах; участие в интеллектуальных играх; конкурсы и др.

Перечислим виды заданий, наиболее широко используемые педагогами - ребусы, кроссворды, сканворды; - ребусы, кроссворды, сканворды; - загадки; - загадки; - логические задачи, задания на - логические задачи, задания на смекалку; смекалку; - шарады; - шарады; - анаграммы, метаграммы, - анаграммы, метаграммы, логогрифы; логогрифы; - задачи на внимание; - задачи на внимание; - числовые задания и др. - числовые задания и др.

Что здесь зашифровано? РЕБУС (лат. rebus вещами) – это загадка, в которой определяемое слово или выражение задано комбинацией букв, знаков и рисунков. С 3 Ж КОВА

Правила разгадывания ребусов Если перед рисунком (знаком) или после него стоят одна или две кавычки, то в слове, обозначающем знак или рисунок, нужно отбросить одну или две первые или последние буквы. Если перед рисунком (знаком) или после него стоят одна или две кавычки, то в слове, обозначающем знак или рисунок, нужно отбросить одну или две первые или последние буквы. Иногда показано, какую букву в середине слова нужно отбросить или заменить другой буквой. Иногда показано, какую букву в середине слова нужно отбросить или заменить другой буквой. Следует понимать и взаимное расположение знаков (предметов) и использовать предлоги. Следует понимать и взаимное расположение знаков (предметов) и использовать предлоги. Если предмет нарисован в перевёрнутом виде, то слово следует читать с конца. Если предмет нарисован в перевёрнутом виде, то слово следует читать с конца.

Кроссворды КРОССВОРД (англ. cross – крест+ word – слово); задача-головоломка, требующая заполнить буквами перекрещивающиеся ряды клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова. Писатель В.В.Набоков (1899 – 1977) Писатель В.В.Набоков (1899 – 1977) предлагал пользоваться взамен этого термина понятием «крестословица».

Попробуем решить? По вертикали: 1. Компьютерный вредитель, копирующий сам себя. 2. Печатающее устройство, подключаемое к 2. Печатающее устройство, подключаемое к компьютеру. 3. ЭВМ. компьютеру. 3. ЭВМ. 4. Значки на панели инструментов компьютера. 4. Значки на панели инструментов компьютера. 5. То же, что и хост. 5. То же, что и хост. 6. Электронно-лучевой прибор с дисплеем. 6. Электронно-лучевой прибор с дисплеем. 7. Квадратная кассета-конверт с гибким 7. Квадратная кассета-конверт с гибким магнитным диском для хранения и магнитным диском для хранения и транспортировки компьютерной информации. транспортировки компьютерной информации. 8. Компьютерное устройство с клавишами, расположенными в определённом порядке. Если все ответы по вертикали угаданы верно, то в выделенной строке по горизонтали прочтёте название глобальной коммуникационной сети

Проверим! По вертикали: 1. Компьютерный вредитель, копирующий сам себя. 2. Печатающее устройство, подключаемое к 2. Печатающее устройство, подключаемое к компьютеру. 3. ЭВМ. компьютеру. 3. ЭВМ. 4. Значки на панели инструментов компьютера. 4. Значки на панели инструментов компьютера. 5. То же, что и хост. 5. То же, что и хост. 6. Электронно-лучевой прибор с дисплеем. 6. Электронно-лучевой прибор с дисплеем. 7. Квадратная кассета-конверт с гибким 7. Квадратная кассета-конверт с гибким магнитным диском для хранения и магнитным диском для хранения и транспортировки компьютерной информации. транспортировки компьютерной информации. 8. Компьютерное устройство с клавишами, расположенными в определённом порядке. 8. Компьютерное устройство с клавишами, расположенными в определённом порядке. Если все ответы по вертикали угаданы верно, то в выделенной строке по горизонтали прочтёте название глобальной коммуникационной сети. ретнинет юемока у ив р с р п т е р ь п м о к е рю н с в е р м и т о р с и д т а и в а л к у р а

Сканворды Можно считать сканворд разновидностью кроссворда, ведь принцип его построения такой же. Разница лишь в том, что вопросы для обозначения заданных слов помещаются в клетках сканворда, а вертикаль или горизонталь указываются стрелками.

Задачи на внимание 1. Вы – пилот самолёта, летящего из Гаваны в Москву с посадками в Алжире и Венгрии. Сколько лет пилоту? 2. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? 3. Сколько лет отцу, если его единственному сыну 12 лет? 4. Обычно месяц заканчивается 30-м или 31-м числом. А в каком месяце есть 28-е число?

Проверим себя 1. Пилоту столько же лет, 2. Нас двое. сколько и вам. сколько и вам. 3. Отцу 12 лет. 4. Во всех месяцах есть 28-е есть 28-е число. число.

Развивают внимание также: Задания с картинками «Найди 10 отличий» Задания с картинками «Найди 10 отличий» Задания типа «Что здесь лишнее?» Задания типа «Что здесь лишнее?» или «Найди ошибку» или «Найди ошибку» Нарисуй, Нарисуй, не отрывая карандаша: не отрывая карандаша:

Сгруппируйте эти понятия балерина рубанок физика сервант гиппопотам генетика рашпиль пингвин топонимика софа кувалда механика ягуар экология хакер кибернетика кондор гувернёр пиранья лопата тарантул аллигатор акустика гардемарин кардиология мерин клещи дирижёр росомаха дантист тахта гончар пассатижи петрография кондуктор ихтиология камуфляж десятник геодезия киянка каскадёр лобзик

Проверим! балерина рубанок физика сервант гиппопотам генетика рашпиль пингвин топонимика софа кувалда механика ягуар экология хакер кибернетика кондор гувернёр пиранья лопата тарантул аллигатор акустика гардемарин кардиология мерин клещи дирижёр росомаха дантист тахта гончар пассатижи петрография кондуктор ихтиология камуфляж десятник геодезия киянка каскадёр лобзик Понятно, что здесь представлены понятия, обозначающие: профессии и занятия, инструменты, науки, предметы мебели, представителей животного мира. Одно слово не относится ни к какой из этих групп.

Тест «Что это за наука?» 1. Наука о звуке: а) статика б) звукология в) акустика а) статика б) звукология в) акустика 2. Наука о мхах: а) агрохимия б) бриология в) этология а) агрохимия б) бриология в) этология 3. Наука о наследственности человека: а) фенология б) петрология в) евгеника а) фенология б) петрология в) евгеника 4. Наука об озёрах: а) лимнология б) синология в) метрология а) лимнология б) синология в) метрология 5. Наука о скоростях различных процессов: а) механика б) статика в) кинетика а) механика б) статика в) кинетика

Тест «Что это за наука?» 6. Наука о бумажных деньгах: а) териология б) бонистика в) селенология а) териология б) бонистика в) селенология 7. Наука о географических названиях: а) лихенология б) геодезия в) топонимика а) лихенология б) геодезия в) топонимика 8. Наука, изучающая древние рукописи: а) палеография б) лингвистика в) геокриология а) палеография б) лингвистика в) геокриология 9. Наука о птицах: а) орнитология б) энтомология в) эмбриология а) орнитология б) энтомология в) эмбриология 10. Наука о пещерах: а) аэродинамика б) краеведение в) спелеология а) аэродинамика б) краеведение в) спелеология

Проверим! 1. Наука о звуке: а) статика б) звукология в) акустика а) статика б) звукология в) акустика 2. Наука о мхах: а) агрохимия б) бриология в) этология а) агрохимия б) бриология в) этология 3. Наука о наследственности человека: а) фенология б) петрология в) евгеника а) фенология б) петрология в) евгеника 4. Наука об озёрах: а) лимнология б) синология в) метрология а) лимнология б) синология в) метрология 5. Наука о скоростях различных процессов: а) механика б) статика в) кинетика а) механика б) статика в) кинетика

Проверим! 6. Наука о бумажных деньгах: а) териология б) бонистика в) селенология а) териология б) бонистика в) селенология 7. Наука о географических названиях: а) лихенология б) геодезия в) топонимика а) лихенология б) геодезия в) топонимика 8. Наука, изучающая древние рукописи: а) палеография б) лингвистика в) геокриология а) палеография б) лингвистика в) геокриология 9. Наука о птицах: а) орнитология б) энтомология в) эмбриология а) орнитология б) энтомология в) эмбриология 10. Наука о пещерах: а) аэродинамика б) краеведение в) спелеология а) аэродинамика б) краеведение в) спелеология

Шарады Это загадка, иногда в форме стихотворения, в которой загаданное слово делится на части, причём каждая из них составляет самостоятельное слово, подлежащее отгадыванию по указанному значению. Слово происходит от фр. сharade – беседа, болтовня.

Отгадаем? Число и нота Число и нота рядом с ним, рядом с ним, Да букву припиши Да букву припиши согласную. согласную. А в целом – А в целом – мастер есть один, мастер есть один, Он мебель делает прекрасную. Он мебель делает прекрасную.

Метаграммы В метаграмме зашифровано определённое слово, которое нужно отгадать. Затем в отгаданном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, чтобы получилось другое по значению слово.

Подумаем вместе? Я приношу с собою боль, В лице большое искажение, В лице большое искажение, А «Ф» на «П» заменишь коль, А «Ф» на «П» заменишь коль, То превращаюсь в знак сложения. То превращаюсь в знак сложения.

Анаграммы Это слово или словосочетание, образованное перестановкой букв другого слова или словосочетания, например: «карат» - «карта». (Также это способ составления стихов на латыни, санскрите и других языках, когда отдельные фонемы ключевого слова стихотворения повторяются в других словах).

Составьте новые слова Шарф - … Рыбак - … Амплуа - … Крот - … Шкала - … Колосок - … Пион - … Слово - … Рогатка - … Составьте новые названия животных, птиц, растений: араб+ум=… до+кролик=… липа+нота=… лик+пена=… кожа+ворон=… рис+пика=… Составьте названия городов, используя все буквы: Мера+ноль=… Дно+рог=… Берн+ил=… Мак+сад=… Вьюн+лис=… Дума+танк=…

Проверим! Шарф - фарш Рыбак - рыбка Амплуа - ампула Крот - корт Шкала - шакал Колосок - осколок Пион - пони Слово - волос Рогатка - каторга Составьте новые названия животных, птиц, растений: араб+ум = марабу до+кролик = крокодил липа+нота = антилопа лик+пена = пеликан кожа+ворон = жаворонок рис+пика = кипарис Составьте названия городов, используя все буквы: Мера+ноль = Монреаль Дно+рог = Гродно Берн+ил = Берлин Мак+сад = Дамаск Вьюн+лис = Вильнюс Дума+танк = Катманду

Другие игры со словами Подобрать слова, в которых идут подряд более 3 гласных или согласных (например, авиаотряд или агентство) Подобрать слова, в которых идут подряд более 3 гласных или согласных (например, авиаотряд или агентство) Превратить день в ночь, жаба в рыба, паук в муха, щит в меч, ворона в корова, пять в семь Превратить день в ночь, жаба в рыба, паук в муха, щит в меч, ворона в корова, пять в семь Придумать слова, которые можно записать с помощью чисел (пи 100 лет, по 2 л, па 3 от и т.п.) Придумать слова, которые можно записать с помощью чисел (пи 100 лет, по 2 л, па 3 от и т.п.) Образовать цепочки слов, добавляя в последующее по 1 букве (па – пат – трап – тапир – партия – терапия – трапеция) Образовать цепочки слов, добавляя в последующее по 1 букве (па – пат – трап – тапир – партия – терапия – трапеция) Составить как можно больше слов из букв одного большого слова (например, креативность) Составить как можно больше слов из букв одного большого слова (например, креативность) Придумать предложение из 7 и более слов. Подобрать к словам пары антонимов и составить из них новые предложения. Придумать предложение из 7 и более слов. Подобрать к словам пары антонимов и составить из них новые предложения.

Палиндромы Палиндром – это «перевертень» (слово, фраза или стих), одинаково читающийся от начала к концу и от конца к началу, например: «А роза упала на лапу Азора» (А.Фет).

Палиндромы Или ещё: «Лёша на полке клопа нашёл». Придумайте свои палиндромы.

На сегодня – всё! Мы рассмотрели лишь небольшую часть из того, что придумали люди для развития интеллекта и расширения кругозора. Всё, что написано в книгах и журналах, можно представить в виде компьютерной игры или презентации для занятий кружков, тренировок команд или проведения конкурсов.

До новых встреч! Это был первый мастер-класс из цикла «Компьютер и интеллект». Планируется подготовить и провести ещё два мастер-класса по темам «Развитие памяти» и «Развитие памяти» и «Интеллектуальные игры: классификация и разработка».

Использованная литература Большой толковый словарь русского языка: ок слов/Под ред. Д.Н.Ушакова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004, с. Большой толковый словарь русского языка: ок слов/Под ред. Д.Н.Ушакова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004, с. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Минск: Современный литератор, – 976 с. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Минск: Современный литератор, – 976 с. Берлинер Э.М., Глазырин Б.Э., Глазырина И.Б. Microsoft Office 2003 – М.: ООО «Бином-Пресс, – 576 с. Берлинер Э.М., Глазырин Б.Э., Глазырина И.Б. Microsoft Office 2003 – М.: ООО «Бином-Пресс, – 576 с. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одарённости. Методическое пособие/под ред. В.И.Панова. – М.:Молодая гвардия, – 278 с. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одарённости. Методическое пособие/под ред. В.И.Панова. – М.:Молодая гвардия, – 278 с. Под ред. Богоявленской Д.Б. Основные современные концепции творчества и одарённости. М.: Молодая гвардия, – 416 с. Под ред. Богоявленской Д.Б. Основные современные концепции творчества и одарённости. М.: Молодая гвардия, – 416 с. Гильбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника (психология, диагностика, педагогика). Пер. с украинского. Киев, – 272 с. Гильбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника (психология, диагностика, педагогика). Пер. с украинского. Киев, – 272 с.

Использованная литература Грачёва Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. – СПб.: Издательство «Речь», – 60 с. Грачёва Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. – СПб.: Издательство «Речь», – 60 с. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6 – 15 лет. – М.: АРКТИ, – 144 с. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6 – 15 лет. – М.: АРКТИ, – 144 с. Казанский О.А. Игры в самих себя. – Роспедагенство, – 128 с., ил. Казанский О.А. Игры в самих себя. – Роспедагенство, – 128 с., ил. Матюгин И.Ю. и др. Как развивать внимание и память вашего ребёнка. – М.: Эйдос. – Матюгин И.Ю. и др. Как развивать внимание и память вашего ребёнка. – М.: Эйдос. – Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. – М.: Школа-Пресс, – 96 с. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. – М.: Школа-Пресс, – 96 с. Никитин В.В. Резервы вашего интеллекта. – М:ТЦ Сфера, – 112 с. Никитин В.В. Резервы вашего интеллекта. – М:ТЦ Сфера, – 112 с. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. Книга для учителя. – М.: Просвещение, – 128 с., ил. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. Книга для учителя. – М.: Просвещение, – 128 с., ил. Под ред. Петрусинского В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг. – М.: Под ред. Петрусинского В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг. – М.: Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий.. М.: Новая школа, – 49 с. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий.. М.: Новая школа, – 49 с. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. М.: Роспедагенство, – 140 с. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. М.: Роспедагенство, – 140 с.

Использованная литература Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… Психологический практикум. – Г. Дубна. ИЦ «Феникс», – 160 с. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… Психологический практикум. – Г. Дубна. ИЦ «Феникс», – 160 с. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, – 240 с., ил. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, – 240 с., ил. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – СПб.: Лань, МИК, – 208 с., ил. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – СПб.: Лань, МИК, – 208 с., ил. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, учебная литература. – – 136 с. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, учебная литература. – – 136 с. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. Пер. с фр. М.: Эйдос, – 191 с. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. Пер. с фр. М.: Эйдос, – 191 с.

Публикации в журналах «Народное образование» Бершадский м. Интеллект или креативность? НО, 2002, 7, с. 69. Бершадский м. Интеллект или креативность? НО, 2002, 7, с. 69. Дружинин Б. Решения и подсчёты: логично, точно, красиво. НО, 2002, 5, с Дружинин Б. Решения и подсчёты: логично, точно, красиво. НО, 2002, 5, с Подласый И. Как учить школьников учиться.НО, 2003, 9, с. 98. Подласый И. Как учить школьников учиться.НО, 2003, 9, с. 98. «Школьные технологии» Кларин М.В. Модели формирования познавательных ориентиров. ШТ, 2004, 3, с. 3. Кларин М.В. Модели формирования познавательных ориентиров. ШТ, 2004, 3, с. 3. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников. ШТ, 2002, 5, Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников. ШТ, 2002, 5, с. 42. с. 42.