Урок в координатах современности Урок в координатах современности На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Advertisements

Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Методы и средства обучения.
Классификация и структура типов уроков теоретического обучения и методов обучения.
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Тема семинара Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы обучаемых.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание условий для развития личности младшего школьника, - реализации его способностей, поддержка индивидуальности; - освоение младшим.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод – способ достижения цели.. Методы обучения связаны задачами урока (каждая задача решается совершенно конкретными методами или их.
Транксрипт:

Урок в координатах современности Урок в координатах современности На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, эрудиция, владение профессионально-методическими умениями. На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, эрудиция, владение профессионально-методическими умениями. Вследствие этого в проведении урока складываются две силы: обдуманная учителем … режиссура урока (она отражается в плане) и личностное исполнение учителем этой режиссуры, т. е. своего плана Вследствие этого в проведении урока складываются две силы: обдуманная учителем … режиссура урока (она отражается в плане) и личностное исполнение учителем этой режиссуры, т. е. своего планаМ.Т.Баранов

Типы уроков Типы уроков Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний Урок закрепления знаний Урок комплексного применения знаний Урок комплексного применения знаний Урок повторения изученного Урок повторения изученного Урок контроля результатов учебной деятельности Урок контроля результатов учебной деятельности Комбинированный урок Комбинированный урок

Основные требования к уроку к уроку Дидактические - постановка целей и задач урока, определение пути их достижения; чёткая структура урока, которая позволяет обеспечить познавательную активность учащихся и рациональное сочетание методов обучения; использование межпредметного материала; преемственность и перспективность в обучении и др. Дидактические - постановка целей и задач урока, определение пути их достижения; чёткая структура урока, которая позволяет обеспечить познавательную активность учащихся и рациональное сочетание методов обучения; использование межпредметного материала; преемственность и перспективность в обучении и др. Психологические - учёт возрастных и психологических особенностей учащихся; учёт психического состояния учителя и учащихся; создание положительных мотивов учения, атмосферы творческого сотрудничества и др. Психологические - учёт возрастных и психологических особенностей учащихся; учёт психического состояния учителя и учащихся; создание положительных мотивов учения, атмосферы творческого сотрудничества и др. Воспитательные - воспитание культуры учебного труда; воспитание средствами дидактического материала и др. Воспитательные - воспитание культуры учебного труда; воспитание средствами дидактического материала и др. Гигиенические - соблюдение в классе гигиенических норм; перемена видов деятельности учащихся на уроке и др. Гигиенические - соблюдение в классе гигиенических норм; перемена видов деятельности учащихся на уроке и др.

Дополнительные требования к современному уроку Диалогическое взаимодействие учителя и учащихся, при котором учащийся из объекта обучения превращается в его субъект Диалогическое взаимодействие учителя и учащихся, при котором учащийся из объекта обучения превращается в его субъект Цель и структура урока должна быть осмыслены учителем и «самостоятельно» определены учеником, мотивированным к осуществлению учебной деятельности Цель и структура урока должна быть осмыслены учителем и «самостоятельно» определены учеником, мотивированным к осуществлению учебной деятельности Урок должен быть эмоциональным, ориентированным на формирование системы жизненных ценностей Урок должен быть эмоциональным, ориентированным на формирование системы жизненных ценностей Урок должен стать совместным для учителя и ученика открытием нового, жизненно необходимого, обогащающего опыт и повышающего компетентность обучаемого Урок должен стать совместным для учителя и ученика открытием нового, жизненно необходимого, обогащающего опыт и повышающего компетентность обучаемого

Тема - дана в программе, определяет содержание урока Тема - дана в программе, определяет содержание урока Цели - даны в программе, определяют тип урока Цели - даны в программе, определяют тип урока Тип урока - определяет структуру урока, методы и приёмы работы на уроке Тип урока - определяет структуру урока, методы и приёмы работы на уроке Структура урока I. Организационный момент I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания II. Проверка домашнего задания 1. Проверка устного домашнего задания 2. Проверка письменного домашнего задания III. Объяснение нового материала III. Объяснение нового материала 1. Наблюдение над материалом 2. Формулировка выводов 3. Работа с учебником 4. Первоначальное закрепление IV. Формирование умений и навыков (выполнение тренировочных заданий, упражнений ) IV. Формирование умений и навыков (выполнение тренировочных заданий, упражнений ) 1. Упражнения (задания) на опознавание изучаемых явлений 2. Упражнения (задания) на трансформацию, классификацию и т. д. 3. Упражнения (задания) на использование изучаемых явлений на практике V. Задание домашней работы V. Задание домашней работы VI. Итог урока VI. Итог урока

Структурный элемент Функции Содержание Методы и приёмы Организацион- ный момент Мобилизация учащихся, создание у них рабочего, творческого настроения Объявление темы, постановка задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся Слово учителя, беседа, упражнения Проверка домашнего задания Выяснение степени осознанности усвоения пройденного, проверка правильности выполнения домашней работы Проверка усвоения знаний: ответы на вопросы; применение усвоенных знаний; связное сообщение ученика о языковом явлении; проверка письменного домашнего задания Беседа (опрос) Структурные элементы урока

Структурный элемент Функции Содержание Методы и приёмы Объяснение нового материала Раскрытие существенных признаков изучаемых явлений, обучение школьников умению применять на практике полученные знания Ознакомление с новым речевым или языковым явлением, усвоение алгоритма применения Наблюдение, слово учителя, чтение теоретического материала учебника, беседа и др. Формирование умений и навыков Закрепление полученных знаний, овладение предметными и речевыми умениями Выполнение заданий, упражнений Задания, упражнения Структурные элементы урока

Структурный элемент Функции Содержание Методы и приёмы Задание домашней работы Подготовка к восприятию домашнего задания, разъяснение его сути Задание теоретического материала и практической работы Слово учителя Подведение итогов урока Выяснение степени осознанности усвоения учебного материала урока Ответы на вопросы, требующие осмысленного ответа Беседа, слово учителя, упражнения и др. Структурные элементы урока

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Теоретические методы (для объяснения нового) беседа сообщение (лекция) чтение учебника интерактив

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Разбор (моделирование) Теоретико-практические методы (для закрепления) Имитация Диктант,изложение, сочинение,решение задач и примеров Наблюдение Конструирование (продуцирование) Видоизменение (репродуцирование )

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Методологическая палитра эвристическая беседа (индукция) объяснительно- иллюстративный исследовательский Методы формирования знаний

Приёмы обучения анализ и синтез анализ и синтез сравнение и сопоставление сравнение и сопоставление классификация и дифференциация классификация и дифференциация эксперимент эксперимент создание проблемной ситуации создание проблемной ситуации использование наглядности использование наглядности

Проблемная ситуация с «трудностями» В основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала В основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала Для выведения учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, принуждает их к пониманию противоречия и формулировке проблемы Для выведения учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, принуждает их к пониманию противоречия и формулировке проблемы

Наводящий диалог В структуру наводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные), и умственные (проанализируй и сравни) В структуру наводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные), и умственные (проанализируй и сравни) Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока

Сообщение темы с мотивирующим пятном Приём «яркое пятно»: сообщение ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы и т.п.) Приём «яркое пятно»: сообщение ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы и т.п.) Приём «актуальность» : определение смысла значимости темы для самих учеников (зарождение у учеников мотивации к усвоению новых знаний) Приём «актуальность» : определение смысла значимости темы для самих учеников (зарождение у учеников мотивации к усвоению новых знаний)

Проблемная ситуация с «удивлением» сталкиваются разные мысли учеников вопросом или практическим заданием сталкиваются разные мысли учеников вопросом или практическим заданием обнажается житейское представление учеников вопросом или практическим заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением, экспериментом либо наглядностью обнажается житейское представление учеников вопросом или практическим заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением, экспериментом либо наглядностью

Наглядные пособия на уроках

Требования к использованию наглядных пособий Наглядность должна отвечать возрасту, психофизическим особенностям учеников Наглядность должна отвечать возрасту, психофизическим особенностям учеников Наглядность должна использоваться в меру, постепенно и только в определенный момент урока Наглядность должна использоваться в меру, постепенно и только в определенный момент урока Необходимо четко выделять главное при показе иллюстраций Необходимо четко выделять главное при показе иллюстраций Детально продумывать руководство восприятием учениками пособий (сопутствующие пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.) Детально продумывать руководство восприятием учениками пособий (сопутствующие пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.) Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала Привлекать самих учеников к нахождению и к анализу необходимой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве Привлекать самих учеников к нахождению и к анализу необходимой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве Необходимо рационально соединять разные формы и методы изложения учебного материала и работы учеников с учетом содержания и специфики наглядных пособий Необходимо рационально соединять разные формы и методы изложения учебного материала и работы учеников с учетом содержания и специфики наглядных пособий

Средства зрительной наглядности Графические Таблицы, схемы Демонстрационные карточки Раздаточный материал Диаграммы Изобразительные Фотографии Диапозитивы Картины Иллюстрации Экранные Мультимедиа Диафильмы Натуральные предметы

Средства слуховой и зрительно-слуховой наглядности Звуковые Экранно-звуковые Аудиозаписи Грамзаписи Кинофрагменты Звуковые диафильмы Телепередачи Кино- и видеофильмы

Методы и приемы психолого-педагогической поддержки деятельности учеников стимулирование стимулирование познавательный интерес познавательный интерес учебно-познавательная игра учебно-познавательная игра кооперация учеников кооперация учеников создание ярких образно-наглядных представлений создание ярких образно-наглядных представлений выполнение творческих заданий выполнение творческих заданий создание проблемной ситуации создание проблемной ситуации побуждение к поиску альтернативного решения побуждение к поиску альтернативного решения создание ситуации успеха создание ситуации успеха создание ситуации взаимопомощи и т.п. создание ситуации взаимопомощи и т.п.

Самоанализ деятельности учителя на уроке Готовность класса к работе Готовность класса к работе Определение в плане урока темы и цели (их правильность, соответствие программе; взаимосвязь между целями) Определение в плане урока темы и цели (их правильность, соответствие программе; взаимосвязь между целями) Соответствие фактического содержания урока его целям (объем материала, его характер, мотивирование выбора упражнений, использование учебника или мини - учебника и оборудования) Соответствие фактического содержания урока его целям (объем материала, его характер, мотивирование выбора упражнений, использование учебника или мини - учебника и оборудования) Организация учебной деятельности школьников на уроке: соответствие выбора методов и приемов работы с точки зрения их годности для реализации заданий урока, соответствие характера материала восприятию учениками данного класса, средства стимулирования активной работы, обеспечение осознанного и твердого усвоения материала Организация учебной деятельности школьников на уроке: соответствие выбора методов и приемов работы с точки зрения их годности для реализации заданий урока, соответствие характера материала восприятию учениками данного класса, средства стимулирования активной работы, обеспечение осознанного и твердого усвоения материала

Самоанализ деятельности учителя на уроке Темп работы детей, уровень сформированности их организационных и мыслительных умений, готовность сотрудничать с учителем и товарищами Темп работы детей, уровень сформированности их организационных и мыслительных умений, готовность сотрудничать с учителем и товарищами Режим учебного труда на уроке: распределение времени, чередование разных видов деятельности как по содержанию, так и по форме восприятия; средства концентрации внимания, предупреждение усталости учеников Режим учебного труда на уроке: распределение времени, чередование разных видов деятельности как по содержанию, так и по форме восприятия; средства концентрации внимания, предупреждение усталости учеников Оценка структуры урока и качественная характеристика его отдельных элементов: соответствие выбранной структуры урока его цели; количество компонентов, обоснование их последовательности, логическая связь между ними; отображение в структуре урока особенностей предмета, характера изучаемого материала и т.п. Оценка структуры урока и качественная характеристика его отдельных элементов: соответствие выбранной структуры урока его цели; количество компонентов, обоснование их последовательности, логическая связь между ними; отображение в структуре урока особенностей предмета, характера изучаемого материала и т.п.

Самоанализ деятельности учителя на уроке Мотивационный микроклимат урока: общая атмосфера общения, качество речи учителя, стимулирование детей к сотрудничеству, наблюдательность, умение поддержать мысль школьника, средства поощрения Мотивационный микроклимат урока: общая атмосфера общения, качество речи учителя, стимулирование детей к сотрудничеству, наблюдательность, умение поддержать мысль школьника, средства поощрения Общая оценка результативности урока Общая оценка результативности урока